Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» для специальностей среднего профессионального образования техниче- ского профиля
Программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Биология» для специальностей среднего профессионального образования, одобренной и рекомендованной Департаментом государственной политики и нормативно – правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16. 04. 2008 г.
Содержание программы реализуется в пределах освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы СПО( по специальностям), НПО (по профессиям) с получением среднего (полного) общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС третьего поколения.
Настоящая программа учебной дисциплины ориентирована на реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта (далее –ФГОС) среднего (полного) общего образования по биологии на базовом уровне в пределах основной образовательной программы с учётом профиля получаемого профессионального образования.
Основу содержания программы составляют следующие ведущие идеи: отличительные признаки живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии: биология как наука; биологические закономерности; методы научного познания; клетка; организм; популяция; вид; экосистемы (в том числе биосфера).
Особенность изучения биологии на профильном уровне заключается в более глубоком изучении предложенного учебного материала, расширении тематики демонстраций, лабораторных опытов и практических работ, в увеличении доли самостоятельной работы обучающихся.
В примерной программе отражены важнейшие задачи, стоящие перед биологической наукой, решение которых направлено на рациональное природопользование, охрану окружающей среды и здоровья людей.
При отборе содержания использован культуросообразный подход, в соответствии с которым обучающиеся должны усвоить знания и умения, необходимые для формирования общей культуры, определяющей адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и в практической деятельности.
Особое внимание уделено экологическому образованию и воспитанию обучающихся, формированию у них знаний о современной естественно-научной картине мира, ценностных ориентаций, что свидетельствует о гуманизации биологического образования.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общенаучных знаний, умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетными из них при изучении биологии являются умение сравнивать биологические объекты, анализировать, оценивать и обобщать сведения, уметь находить и использовать информацию из различных источников.
Для успешного усвоения знаний, приобретения обучающимися практических навыков, опыта самостоятельной деятельности в содержание обучения включено выполнение лабораторных и практических работ, рефератов, проведение экскурсий.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся. | Объём часов | Уровень усвоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Содержание учебного материала: | 4 | 2 |
1. Объект изучения биологии. Признаки живых организмов. |
2. Многообразие живых организмов. Уровневая организация живой природы и эволюция |
3. Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. |
4. Роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира и в практической деятельности людей. |
Тема 1. Учение о клетке | Содержание учебного материала: | 18 | 2-3 |
1. Клетка – элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. |
2. Краткая история изучения клетки. |
3. Химическая организация клетки. |
4. Неорганические вещества клетки (вода и соли) |
5. Органические вещества клетки – белки, их строение и свойства. |
7. Органические вещества клетки – углеводы и липиды. |
8. Нуклеиновые кислоты и их роль в клетке |
9. Строение и функции клетки. Прокариоты и эукариоты. |
10. Вирусы – неклеточная форма жизни. |
11. Цитоплазма и клеточная мембрана |
12. Органоиды клетки |
13. Лабораторная работа№1 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание» |
14. Пластический и энергетический обмен в клетке |
15. ДНК – носитель наследственной информации. Репликация ДНК |
16. Ген. Генетический код. Биосинтез белка. |
17. Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Клеточная теория строения организмов. |
18. Лабораторная работа№2. «Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам» |
Самостоятельная работа обучающихся: | 8 |
Самостоятельное изучение материала учебника, касающегося учения о клетке. Рефераты по темам «СПИД», «Вирусы», «Органические вещества клетки», «Вода и её роль в организме» |
Тема 2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов. | Содержание учебного материала | 14 | 2-3 |
1. Организм – единое целое. Многообразие организмов |
2. Размножение – важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. |
3. Митоз |
4. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение. |
5. Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. |
6. Основные стадии эмбрионального развития. |
7. Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства |
8. Лабораторная работа№3. Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства. |
9. Причины нарушений в развитии организмов. Индивидуальное развитие человека. | |
10. Репродуктивное здоровье |
Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека. |
13-14. Повторительно-обобщающий урок по теме «Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов» |
Самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельное изучение материала учебника по данной теме. Создание презентаций о влиянии алкоголя, никотина и наркотических веществ на организм человека. | 6 |
Тема 3. Основы генетики и селекции | Содержание учебного материала: | 22 | 2-3 |
1. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г.Мендель – основоположник генетики. |
2. Генетическая терминология и символика. |
3. Законы генетики |
4. Моногибридное и дигибридное скрещивание |
5-6. Практическая работа «Решение задач на моно- и дигибридное скрещивание» |
7. Хромосомная теория наследственности |
8. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование |
9. Значение генетики для селекции и медицины |
10. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика |
11. Закономерности изменчивости. Наследственная изменчивость |
12. Модификационная изменчивость |
13. Генетика - теоретическая основа селекции |
14. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений |
15. Основные методы селекции |
16. Основные достижения современной селекции |
17- 18. Биотехнология, её достижения и перспективы развития |
19. Лабораторная работа №4 «Анализ фенотипической изменчивости» |
20. Повторительно – обобщающий урок по теме «Основы генетики и селекции» |
21-22. Итоговое занятие по пройденной теме. Зачет. |
Самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельное изучение материала учебника по данной теме, самостоятельное решение задач и написание рефератов по темам «Феномен Жанны Дарк», «Наследственная склонность к смертельным кровотечениям», «Царская болезнь», «Научный подвиг Н.И.Вавилова» и др. | 12 |
Тема 4. Эволюционное учение | Содержание учебного материала: | 22 | 2-3 |
1-2. История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. |
3-4. . Эволюционное учение Ч. Дарвина. Естественный отбор. |
5-6. Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира. |
7-8. Концепция вида, его критерии. Популяция – структурная единица вида и эволюции |
9. Движущие силы эволюции. |
10. Синтетическая теория эволюции |
11-12. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен). |
13-14. Макроэволюция. Доказательства эволюции. |
15. Причины вымирания видов |
16. Основные направления эволюционного прогресса |
17-18. Биологический прогресс и биологический регресс. |
19-20. Повторительно-обобщающий урок по теме «Эволюционное учение» |
21-22. Итоговое занятие по теме. Зачет |
Самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельная работа с различными источниками информации (художественная литература, СМИ, Интернет – ресурсами), а также просмотр документальных фильмов о живой природе для изучения различных взглядов на теорию эволюции. | 10 | |
Тема 5. История развития жизни на Земле | Содержание учебного материала: | 10 | 2-3 |
1. Гипотезы происхождения жизни на Земле |
2. Краткая история развития органического мира |
3. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции |
4. Современные гипотезы о происхождении человека |
5. Доказательства родства человека с млекопитающими |
6. Эволюция человека |
7. Единство происхождения человеческих рас |
8. Лабораторная работа №5 «Приспособление организмов к разным средам обитания» |
9-10. Повторительно – обобщающий урок по теме. Зачет. |
Самостоятельная работа обучающихся: Изучение материала учебника по данной теме, работа с различными источниками для изучения различных современных гипотез происхождения человека | 6 |
Тема 6. Основы экологии | Содержание учебного материала: | 18 | 2-3 |
1 -2. Экология как наука |
3-4. Экологические факторы и их значение в жизни организмов |
5. Экологические системы. |
6. Видовая и пространственная структура экосистем |
7. Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах |
8. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме |
9. Причины устойчивости и смены экосистем. Лабораторная работа №6 «Сравнительное описание естественной и искусственной экосистем» |
10. Искусственные сообщества – агроэкосистемы и урбоэкосистемы |
11. Биосфера и учение В.И. Вернадского о биосфере |
12. Роль живых организмов в биосфере |
13. Биосфера и человек |
14. Основные экологические проблемы современности |
| 15. Экология – как теоретическая основа рационального природопользования |
16. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей среде |
17-18. Повторительно-обобщающий урок. Зачет по теме. |
Самостоятельная работа обучающихся: Изучение параграфов учебника по данной теме, написание рефератов по экологическому состоянию окружающей природной среды и подготовка проектов (и презентаций) о состоянии некоторых природных объектов Саратовской области. | 12 |
Тема 7. Бионика | Содержание учебного материала: | 6 | 2-3 |
1. Бионика как наука |
2. Применение различных направлений бионики в жизни общества |
3-4. Итоговое занятие по теме «Бионика». Зачет |
5-6. Повторительно – обобщающее занятие по курсу биологии. Зачет |
Самостоятельная работа обучающихся: Изучение материала учебника по теме. Подготовка проектов и презентаций о достижениях бионики в жизни общества. | 3 |
| Всего: | 171 | |
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет – ресурсов, дополнительной литературы
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе устного опроса, а также проведения лабораторных и практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, рефератов и зачетных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов; | Устный опрос, показ презентаций |
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию; | Практические работы |
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности; | Тестирование, защита проектов |
сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа; ______________________________________ анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; | Лабораторные работы
______________________________________ Защита рефератов |
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях; | Лабораторная работа |
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать; | Защита рефератов, проектов, показ презентаций |
Знания: | |
основных положений биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности; | Тестирование |
строения и функционирования биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем; | Лабораторные работы, устные опросы |
сущности биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере; | Тестирование, защита рефератов |
Вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки; | Защита рефератов |
№№ пп | Тема | Часы | Задание | Деятельность студентов | Формируемые компетенции |
Вид деятельности | Уровень сложности (форма представления) |
|
1 | 2 | 3 |
1 | Учение о клетке | 8 | Конспект | Работа с учебником | Конспект - план | Схема - конспект | Текстуальный конспект | ОК2 |
| | Обобщающие таблицы | Составление таблиц для систематизации учебного материала | Таблица «Основные вещества в клетке» | Таблица «Строение и функции органоидов эукариотической клетки» | Таблицы «Пластический и энергетический обмен в клетке», «Биосинтез белка» | ОК3 |
| | Реферат | Работа с источниками информации | Роль воды в жизнедеятельности клетки» | Органические вещества клетки | СПИД Вирусы | ОК4 |
2 | Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов. | 6 | Расшифровка терминов | Работа со словарями и справочниками | Перевод терминов | Перевод и значение терминов | Работа с картинками (сопоставление термина с изображением) | ОК4 |
| | Задание на поиск и обработку информации (сообщения, доклада, презентация) | Работа с дополнительной литературой и Интернет-ресурсами | Сообщение о влиянии алкоголя, никотина и наркотических веществ на организм человека | Доклад о влиянии алкоголя, никотина и наркотических веществ на организм человек | Доклад . сопровождающийся показом презентации | ОК4 ОК5 ОК6 ОК7 |
3 | Основы генетики и селекции | 12 | Конспект | Работа с конспектом лекции | Выучить наизусть генетическую символику | Выучить наизусть законы Г.Менделя | Выучить наизусть наследственные заболевания человека | ОК2 ОК6 |
| | Решение задач | Работа с текстами ЕГЭ | Вопросы части А | Вопросы части В | Вопросы части С | ОК1 ОК2 |
| | | Реферат | Работа с источниками информации | «Царская болезнь» | «Научный подвиг Н.И.Вавилова» | «Феномен Жанны Дарк», «Наследственная склонность к смертельным кровотечениям» | ОК1 ОК4 ОК5 ОК7 |
4 | Эволюционное учение | 10 | Задание на поиск и обработку информации | Подготовка к деловой игре | Информация для деловой игры | Анализ информации | Представление информации и её защита | ОК1 ОК3 ОК4 ОК5 |
| | Конспект | Работа с учебником | Конспект - план | Схема - конспект | Текстуальный конспект | ОК2 |
5 | История развития жизни на Земле | 6 | Конспект | Работа с учебником | Конспект - план | Схема - конспект | Текстуальный конспект | ОК2 |
| | Задание на поиск и обработку информации | Подготовка к деловой игре | Информация для деловой игры | Анализ информации | Представление информации и её защита | ОК1 ОК3 ОК4 ОК5 |
6 | Основы экологии | 12 | Конспект | Работа с учебником | Конспект - план | Схема - конспект | Текстуальный конспект | ОК2 |
| | Задание на поиск и обработку информации (сообщения, доклада, презентация) | Работа с дополнительной литературой и Интернет-ресурсами | Сообщения об отдельных объектах, загрязняющих окружающую среду в г.Энгельсе | Сообщения об отдельных объектах, загрязняющих окружающую среду в Саратовской области | Доклад о экологической ситуации, сложившейся в нашем регионе (презентация обязательна) | ОК1 ОК3 ОК4 ОК5 |
7 | Бионика | 3 | Конспект | Работа с учебником | Конспект - план | Схема - конспект | Текстуальный конспект | ОК2 |
| | | Подготовка проекта | Работа с различными источниками информации | Отдельные достижения бионики | Примеры достижений бионики из профессиональной деятельности | Перспективы развития бионики, в том числе в будущей профессиональной деятельности | ОК1 ОК2 ОК3 ОК4 ОК5 ОК6 |