Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся. | Объём часов | Уровень усвоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Содержание учебного материала: | 4 | 2 |
1. Объект изучения биологии. Признаки живых организмов. |
2. Многообразие живых организмов. Уровневая организация живой природы и эволюция |
3. Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. |
4. Роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира и в практической деятельности людей. |
Тема 1. Учение о клетке | Содержание учебного материала: | 18 | 2-3 |
1. Клетка – элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. |
2. Краткая история изучения клетки. |
3. Химическая организация клетки. |
4. Неорганические вещества клетки (вода и соли) |
5. Органические вещества клетки – белки, их строение и свойства. |
7. Органические вещества клетки – углеводы и липиды. |
8. Нуклеиновые кислоты и их роль в клетке |
9. Строение и функции клетки. Прокариоты и эукариоты. |
10. Вирусы – неклеточная форма жизни. |
11. Цитоплазма и клеточная мембрана |
12. Органоиды клетки |
13. Лабораторная работа№1 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание» |
14. Пластический и энергетический обмен в клетке |
15. ДНК – носитель наследственной информации. Репликация ДНК |
16. Ген. Генетический код. Биосинтез белка. |
17. Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Клеточная теория строения организмов. |
18. Лабораторная работа№2. «Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам» |
Самостоятельная работа обучающихся: | 8 |
Самостоятельное изучение материала учебника, касающегося учения о клетке. Рефераты по темам «СПИД», «Вирусы», «Органические вещества клетки», «Вода и её роль в организме» |
Тема 2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов. | Содержание учебного материала | 14 | 2-3 |
1. Организм – единое целое. Многообразие организмов |
2. Размножение – важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. |
3. Митоз |
4. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение. |
5. Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. |
6. Основные стадии эмбрионального развития. |
7. Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства |
8. Лабораторная работа№3. Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства. |
9. Причины нарушений в развитии организмов. Индивидуальное развитие человека. | |
10. Репродуктивное здоровье |
Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека. |
13-14. Повторительно-обобщающий урок по теме «Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов» |
Самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельное изучение материала учебника по данной теме. Создание презентаций о влиянии алкоголя, никотина и наркотических веществ на организм человека. | 6 |
Тема 3. Основы генетики и селекции | Содержание учебного материала: | 22 | 2-3 |
1. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г.Мендель – основоположник генетики. |
2. Генетическая терминология и символика. |
3. Законы генетики |
4. Моногибридное и дигибридное скрещивание |
5-6. Практическая работа «Решение задач на моно- и дигибридное скрещивание» |
7. Хромосомная теория наследственности |
8. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование |
9. Значение генетики для селекции и медицины |
10. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика |
11. Закономерности изменчивости. Наследственная изменчивость |
12. Модификационная изменчивость |
13. Генетика - теоретическая основа селекции |
14. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений |
15. Основные методы селекции |
16. Основные достижения современной селекции |
17- 18. Биотехнология, её достижения и перспективы развития |
19. Лабораторная работа №4 «Анализ фенотипической изменчивости» |
20. Повторительно – обобщающий урок по теме «Основы генетики и селекции» |
21-22. Итоговое занятие по пройденной теме. Зачет. |
Самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельное изучение материала учебника по данной теме, самостоятельное решение задач и написание рефератов по темам «Феномен Жанны Дарк», «Наследственная склонность к смертельным кровотечениям», «Царская болезнь», «Научный подвиг Н.И.Вавилова» и др. | 12 |
Тема 4. Эволюционное учение | Содержание учебного материала: | 22 | 2-3 |
1-2. История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. |
3-4. . Эволюционное учение Ч. Дарвина. Естественный отбор. |
5-6. Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира. |
7-8. Концепция вида, его критерии. Популяция – структурная единица вида и эволюции |
9. Движущие силы эволюции. |
10. Синтетическая теория эволюции |
11-12. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен). |
13-14. Макроэволюция. Доказательства эволюции. |
15. Причины вымирания видов |
16. Основные направления эволюционного прогресса |
17-18. Биологический прогресс и биологический регресс. |
19-20. Повторительно-обобщающий урок по теме «Эволюционное учение» |
21-22. Итоговое занятие по теме. Зачет |
Самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельная работа с различными источниками информации (художественная литература, СМИ, Интернет – ресурсами), а также просмотр документальных фильмов о живой природе для изучения различных взглядов на теорию эволюции. | 10 | |
Тема 5. История развития жизни на Земле | Содержание учебного материала: | 10 | 2-3 |
1. Гипотезы происхождения жизни на Земле |
2. Краткая история развития органического мира |
3. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции |
4. Современные гипотезы о происхождении человека |
5. Доказательства родства человека с млекопитающими |
6. Эволюция человека |
7. Единство происхождения человеческих рас |
8. Лабораторная работа №5 «Приспособление организмов к разным средам обитания» |
9-10. Повторительно – обобщающий урок по теме. Зачет. |
Самостоятельная работа обучающихся: Изучение материала учебника по данной теме, работа с различными источниками для изучения различных современных гипотез происхождения человека | 6 |
Тема 6. Основы экологии | Содержание учебного материала: | 18 | 2-3 |
1 -2. Экология как наука |
3-4. Экологические факторы и их значение в жизни организмов |
5. Экологические системы. |
6. Видовая и пространственная структура экосистем |
7. Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах |
8. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме |
9. Причины устойчивости и смены экосистем. Лабораторная работа №6 «Сравнительное описание естественной и искусственной экосистем» |
10. Искусственные сообщества – агроэкосистемы и урбоэкосистемы |
11. Биосфера и учение В.И. Вернадского о биосфере |
12. Роль живых организмов в биосфере |
13. Биосфера и человек |
14. Основные экологические проблемы современности |
| 15. Экология – как теоретическая основа рационального природопользования |
16. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей среде |
17-18. Повторительно-обобщающий урок. Зачет по теме. |
Самостоятельная работа обучающихся: Изучение параграфов учебника по данной теме, написание рефератов по экологическому состоянию окружающей природной среды и подготовка проектов (и презентаций) о состоянии некоторых природных объектов Саратовской области. | 12 |
Тема 7. Бионика | Содержание учебного материала: | 6 | 2-3 |
1. Бионика как наука |
2. Применение различных направлений бионики в жизни общества |
3-4. Итоговое занятие по теме «Бионика». Зачет |
5-6. Повторительно – обобщающее занятие по курсу биологии. Зачет |
Самостоятельная работа обучающихся: Изучение материала учебника по теме. Подготовка проектов и презентаций о достижениях бионики в жизни общества. | 3 |
| Всего: | 171 | |