kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок - игра по биологии 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Свойства воды в твёрдом состоянии

Цель и задачи урока:

  • В  ходе опытов выявить свойства льда;  
  • Обсудить с учащимися вопросы практического применения знаний о свойствах воды;
  • Развивать способности наблюдать, рассуждать, делать выводы и обобщения.

Основной метод обучения:

  • Практическая деятельность с целью установления существенных свойств воды в твёрдом состоянии (свойств льда).

Основной структурный элемент урока:

  • Опыты и анализ их результатов.

Оборудование и наглядные пособия: учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы, карточки с правилами проведения опытов, блюдца со льдом,  молоточки, стаканы,  сосуды с водой.

План урока:

·         Организационный момент.

·         Постановка темы, цели урока.

·         Изучение нового материала.  

·         Закрепление нового материала.

·         Подведение итогов.

·         Домашнее задание.

                                        Ход урока:

  1. Организационный момент.

-Сегодня мы открываем второе заседание школьного клуба «Мы и окружающий мир»

Вы будете работать в группах. Давайте вспомним правила работы в группе. (Внимательно слушай…и т.д.)

-В конце урока вы должны будете оценить свою работу, оценить свой собственный вклад в работу всего класса.

- Возьмитесь за руки и мысленно пожелайте себе и всем, кто рядом, любви, радости и успеха.

     2. Проверка домашнего задания.

-Ребята, вашим дом. заданием было подготовить доклад о свойствах воды. (Проверка докладов, выступления учащихся).

3. Определение темы и цели урока.

- Чтобы определить тему урока, я предлагаю вам отгадать загадки.

  • В огне не горит, в воде не тонет. (Лед)
  • Я вода, да по воде же и плаваю. (Лед)                      

- Кто из вас догадался, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

- Да, ребята, мы поговорим о свойствах льда.                       

 - Ребята, как вы думаете, что нового мы узнаем на уроке? (Мы должны познакомиться со свойствами воды в твердом состоянии. )

- Я предлагаю вам стать исследователями.

   4. Актуализация знаний.

- Представьте, что мы находимся в исследовательской лаборатории. Сегодня каждый из вас будет в роли лаборанта, эксперта, исследователя. Переверните карточку и определите свою роль в эксперименте. Познакомьтесь с памяткой проведения научного опыта. Внимание на экран. ( На экране ПАМЯТКА. Я ее озвучиваю)

- Работать будем так:

  • Лаборант получает предмет для проведения опыта.
  • Исследователи проводят опыт, эксперты заносят полученный результат в тетрадь
  • После завершения работы подайте сигнал.
  • После каждого опыта – подведение итогов.

- Начнем  исследовательскую работу. 

5. Изучение нового материала.

- Что произойдет с водой, если вынести ее на блюдце в мороз? (Она замерзнет.)

Я принесла вам несколько пластинок льда для проведения опытов.

1 опыт  

Задание: Рассмотрите рисунок на с.68 учебника. Что необходимо для проведения первого опыта? Какие действия вы должны выполнить? (Нужны доска, лёд, молоточек. Мы должны попробовать разбить молоточком кусочек льда.)  Я приглашаю подойти ко мне лаборантов и получить материал для первого опыта. (Учащиеся проводят первый опыт в группах: они дотрагиваются до льда пальцами, стучат по льдинке молоточком.)

-Что вы наблюдали при проведении этого опыта? (Лед раскололся, он хрупкий.)

- Удалось ли вам определить свойство льда? (На экране – лед хрупкий)

-Что происходит со льдом, который находится в тёплой комнате? Дотроньтесь пальцами до льда. Что вы ощущаете?  (В тёплой комнате лёд тает. Когда к нему прикоснёшься пальцами, то чувствуешь, что он скользкий, холодный.)

О каких свойствах льда можно сказать? (На экране свойства – холодный, скользкий)

-Сравните свои наблюдения с наблюдениями Миши, с.68 учебника.  (Учащиеся читают и приходят к выводу: их наблюдения полностью совпадают с наблюдениями Миши. )

Учитель, обращаясь к председателю просит дать ему слово:

Председатель: 

-Когда температура воздуха опускается ниже 0°, вода, находящаяся на поверхности почвы, замерзает и превращается в лёд. Поверхность льда гладкая и скользкая. Гололёд – опасное для людей явление неживой природы. Можно поскользнуться, упасть и получить травму.

-Прочитайте на с. 69 учебника советы врача Тамары Егоровны (мамы Миши и Маши Ивановых, сквозных героев) по безопасному поведению на улице во время гололёда.

Предлагаю вам обсудить прочитанное. У вас на столе у каждой группы лежит конверт с вопросом, прочитайте его и обсудите ответ в группе.

1 группа «Почему во время гололеда нам на дорогу требуется больше времени?»

2 группа «Какие правила ходьбы необходимо соблюдать при гололеде?»

3 группа «Почему во время ходьбы руки должны быть свободны?»

4 группа «Почему надо быть особенно внимательным на скользкой дороге?»

Учащиеся высказываются:

  • В гололёд в школу лучше выходить пораньше, чтобы идти осторожнее, медленнее.
  • Идти нужно, наступая на всю подошву, не торопясь.
  • Школьный рюкзак лучше закрепить за спиной, а руки держать свободными.
  • Дорогу переходить в гололёд нужно особенно внимательно: ведь водителю на скользкой дороге труднее управлять машиной.
  • Машину может занести, и водитель не может остановить её даже у «зебры», своевременно нажав на тормоза.

-Знания о том, что лёд скользкий, помогали в давние времена в борьбе с врагами. Крепости, как правило, были защищены от врагов рвами с водой. Зимой, когда неприятель всё же подходил к крепости, защитники поливали водой стены крепости. По ледяной стене взобраться вверх было невозможно.

2 опыт

- Переложите один-два кусочка льда из блюдца в стакан. Изменяется  ли вода в твердом состоянии свою форму? (Кусочки льда в стакане и в блюдце имеют одну и ту же форму.)

Следовательно, лёд – это твёрдое тело. (На экране  свойство) Это свойство льда используется человеком.  Давайте дадим слово председателю.

Председатель:   Люди используют это свойство льда для того, чтобы зимой передвигаться по замёрзшим водоёмам на транспорте и пешком. Особенно это важно в местах, далёких от железных дорог, где по ледяным трассам мощные грузовики возят грузы. Свойства льда как твёрдого тела используются и на стадионах, школьных дворах, где зимой заливают большие ледяные площадки-катки для занятий спортом.

3 опыт

-На с.70 учебника прочитайте задание  для третьего опыта.  (Брось кусочки льда в воду. Наблюдай: тонет ли лед в воде или плавает?)

Учащиеся проводят третий  опыт: бросают кусочки льда в воду и наблюдают, тонет ли лёд в воде или плавает.

Вывод: Лёд в воде не тонет. (На экране  свойство льда)

Председатель:    Лёд в воде не тонет, потому что он легче воды. Это свойство воды очень важно для живой природы. Благодаря этому свойству водоёмы, которые зимой покрываются слоем льда, не промерзают до самого дна. Если бы лёд был тяжелее воды, он опускался бы с поверхности на дно, и постепенно заполнил бы собой весь водоём. Всему живому в водоёме грозила бы гибель.

6. Физминутка.

Мы отлично потрудились

И немного утомились.

Приготовьтесь, все ребятки!

Музыкальная зарядка!

7. Продолжение практической работы.

4 опыт

-На с.71 учебника прочитайте задание четвертого опыта. (Выясни, можно ли через тонкую пластинку льда увидеть помещенный за ней цветной карандаш?)

Учащиеся проводят четвертый опыт: наблюдают, можно ли через тонкую пластинку льда увидеть помещённый за ней цветной карандаш. Они приходят к выводу: лёд бесцветен и прозрачен.  (На экране  свойство льда)

8.Закрепление нового материала

-Предлагаю вам в группах  обсудить контрольные вопросы 1-5 на с.71 учебника:

  • Назовите свойства льда, о которых рассказывалось на заседании клуба.
  • При каких условиях вода превращается в лёд, а лёд становится водой?
  • Если бы лёд был тяжелее воды, где бы он находился в замерзающем водоёме? Как бы это отразилось на обитателях водоёмов?
  • Можно ли сказать, что снег – одно из твёрдых состояний воды? Расскажи всё, что ты знаешь о свойствах снега.

-Учитель подводит итог ответам на 5-й, наиболее трудный вопрос:

Снег – действительно, одно из твёрдых состояний воды. Снег белый, непрозрачный, рыхлый, тает в тепле, плавает в воде.

9. Подведение итогов урока.

Подведение итога работы в группе.

·        Ребята, вам понравилось работать в группах?

·        Старались ли вы придерживаться правил, о которых шла речь в начале урока?

·        А сейчас мы оценим с вами работу каждой группы. Внимание на экран.

- Если ваша группа работала сплоченно, дружно и все у вас получилось, вы можете вклеить в графу ИТОГИ большую вишенку. Если вы работали хорошо, но не все получалось с первого раза, то вы выбираете среднюю по размеру вишенку. И если вы не справились с работой, не выполняли правила работы в группе, то вы должны вклеить маленькую вишенку.

- Обсудите в группах этот вопрос и оцените свою работу.

Проверка.  

  • Как вы оценили работу своей группы. Кто поставил большую вишенку? Молодцы.
  • Кто поставил среднюю? Почему? Какие трудности возникли?
  • Над чем еще надо будет поработать?

- Наш урок подошел к концу и пришла пора подвести итоги.

- Что больше всего понравилось на уроке?

Используется рефлексивный экран.

 · было интересно…

· было трудно…

· я понял, что…

· теперь я могу…

· я почувствовал, что…

· я научился…

· у меня получилось …

· я смог…

· я попробую…

 · меня удивило…

· мне захотелось…

10. Домашнее задание.

- Ваше домашнее задание – подготовить доклад о свойствах льда для бесед с первоклассниками.

- Ребята, я очень довольна вашей работой на уроке. Урок окончен.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок - игра по биологии 5 класс»

10.11.15 г.

Урок № 18

Тема: Свойства воды в твёрдом состоянии

Цель и задачи урока:

  • В  ходе опытов выявить свойства льда;  

  • Обсудить с учащимися вопросы практического применения знаний о свойствах воды;

  • Развивать способности наблюдать, рассуждать, делать выводы и обобщения.

Основной метод обучения:

  • Практическая деятельность с целью установления существенных свойств воды в твёрдом состоянии (свойств льда).

Основной структурный элемент урока:

  • Опыты и анализ их результатов.

Оборудование и наглядные пособия: учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы, карточки с правилами проведения опытов, блюдца со льдом,  молоточки, стаканы,  сосуды с водой.

План урока:

  • Организационный момент.

  • Постановка темы, цели урока.

  • Изучение нового материала.  

  • Закрепление нового материала.

  • Подведение итогов.

  • Домашнее задание.

                                                                       

                                                                       

                                                                         

                                                                   Ход урока:

  1. Организационный момент.

-Сегодня мы открываем второе заседание школьного клуба «Мы и окружающий мир»

Вы будете работать в группах. Давайте вспомним правила работы в группе. (Внимательно слушай…и т.д.)

-В конце урока вы должны будете оценить свою работу, оценить свой собственный вклад в работу всего класса.

- Возьмитесь за руки и мысленно пожелайте себе и всем, кто рядом, любви, радости и успеха.

     2. Проверка домашнего задания.

-Ребята, вашим дом. заданием было подготовить доклад о свойствах воды. (Проверка докладов, выступления учащихся).

3. Определение темы и цели урока.

- Чтобы определить тему урока, я предлагаю вам отгадать загадки.

  • В огне не горит, в воде не тонет. (Лед)

  • Я вода, да по воде же и плаваю. (Лед)                      

- Кто из вас догадался, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

- Да, ребята, мы поговорим о свойствах льда.                       

- Ребята, как вы думаете, что нового мы узнаем на уроке? (Мы должны познакомиться со свойствами воды в твердом состоянии. )

- Я предлагаю вам стать исследователями.

   4. Актуализация знаний.

- Представьте, что мы находимся в исследовательской лаборатории. Сегодня каждый из вас будет в роли лаборанта, эксперта, исследователя. Переверните карточку и определите свою роль в эксперименте. Познакомьтесь с памяткой проведения научного опыта. Внимание на экран. ( На экране ПАМЯТКА. Я ее озвучиваю)

- Работать будем так:

  • Лаборант получает предмет для проведения опыта.

  • Исследователи проводят опыт, эксперты заносят полученный результат в тетрадь

  • После завершения работы подайте сигнал.

  • После каждого опыта – подведение итогов.

- Начнем  исследовательскую работу. 

5. Изучение нового материала.

- Что произойдет с водой, если вынести ее на блюдце в мороз? (Она замерзнет.)

Я принесла вам несколько пластинок льда для проведения опытов.

1 опыт  

Задание: Рассмотрите рисунок на с.68 учебника. Что необходимо для проведения первого опыта? Какие действия вы должны выполнить? (Нужны доска, лёд, молоточек. Мы должны попробовать разбить молоточком кусочек льда.)  Я приглашаю подойти ко мне лаборантов и получить материал для первого опыта. (Учащиеся проводят первый опыт в группах: они дотрагиваются до льда пальцами, стучат по льдинке молоточком.)

-Что вы наблюдали при проведении этого опыта? (Лед раскололся, он хрупкий.)

- Удалось ли вам определить свойство льда? (На экране – лед хрупкий)

-Что происходит со льдом, который находится в тёплой комнате? Дотроньтесь пальцами до льда. Что вы ощущаете?  (В тёплой комнате лёд тает. Когда к нему прикоснёшься пальцами, то чувствуешь, что он скользкий, холодный.)

О каких свойствах льда можно сказать? (На экране свойства – холодный, скользкий)

-Сравните свои наблюдения с наблюдениями Миши, с.68 учебника.  (Учащиеся читают и приходят к выводу: их наблюдения полностью совпадают с наблюдениями Миши. )

Учитель, обращаясь к председателю просит дать ему слово:

Председатель: 

-Когда температура воздуха опускается ниже 0°, вода, находящаяся на поверхности почвы, замерзает и превращается в лёд. Поверхность льда гладкая и скользкая. Гололёд – опасное для людей явление неживой природы. Можно поскользнуться, упасть и получить травму.

-Прочитайте на с. 69 учебника советы врача Тамары Егоровны (мамы Миши и Маши Ивановых, сквозных героев) по безопасному поведению на улице во время гололёда.

Предлагаю вам обсудить прочитанное. У вас на столе у каждой группы лежит конверт с вопросом, прочитайте его и обсудите ответ в группе.

1 группа «Почему во время гололеда нам на дорогу требуется больше времени?»

2 группа «Какие правила ходьбы необходимо соблюдать при гололеде?»

3 группа «Почему во время ходьбы руки должны быть свободны?»

4 группа «Почему надо быть особенно внимательным на скользкой дороге?»

Учащиеся высказываются:

  • В гололёд в школу лучше выходить пораньше, чтобы идти осторожнее, медленнее.

  • Идти нужно, наступая на всю подошву, не торопясь.

  • Школьный рюкзак лучше закрепить за спиной, а руки держать свободными.

  • Дорогу переходить в гололёд нужно особенно внимательно: ведь водителю на скользкой дороге труднее управлять машиной.

  • Машину может занести, и водитель не может остановить её даже у «зебры», своевременно нажав на тормоза.

-Знания о том, что лёд скользкий, помогали в давние времена в борьбе с врагами. Крепости, как правило, были защищены от врагов рвами с водой. Зимой, когда неприятель всё же подходил к крепости, защитники поливали водой стены крепости. По ледяной стене взобраться вверх было невозможно.

2 опыт

- Переложите один-два кусочка льда из блюдца в стакан. Изменяется  ли вода в твердом состоянии свою форму? (Кусочки льда в стакане и в блюдце имеют одну и ту же форму.)

Следовательно, лёд – это твёрдое тело. (На экране  свойство) Это свойство льда используется человеком.  Давайте дадим слово председателю.

Председатель:   Люди используют это свойство льда для того, чтобы зимой передвигаться по замёрзшим водоёмам на транспорте и пешком. Особенно это важно в местах, далёких от железных дорог, где по ледяным трассам мощные грузовики возят грузы. Свойства льда как твёрдого тела используются и на стадионах, школьных дворах, где зимой заливают большие ледяные площадки-катки для занятий спортом.

3 опыт

-На с.70 учебника прочитайте задание  для третьего опыта.  (Брось кусочки льда в воду. Наблюдай: тонет ли лед в воде или плавает?)

Учащиеся проводят третий  опыт: бросают кусочки льда в воду и наблюдают, тонет ли лёд в воде или плавает.

Вывод: Лёд в воде не тонет. (На экране  свойство льда)

Председатель:    Лёд в воде не тонет, потому что он легче воды. Это свойство воды очень важно для живой природы. Благодаря этому свойству водоёмы, которые зимой покрываются слоем льда, не промерзают до самого дна. Если бы лёд был тяжелее воды, он опускался бы с поверхности на дно, и постепенно заполнил бы собой весь водоём. Всему живому в водоёме грозила бы гибель.

6. Физминутка.

Мы отлично потрудились

И немного утомились.

Приготовьтесь, все ребятки!

Музыкальная зарядка!

7. Продолжение практической работы.

4 опыт

-На с.71 учебника прочитайте задание четвертого опыта. (Выясни, можно ли через тонкую пластинку льда увидеть помещенный за ней цветной карандаш?)

Учащиеся проводят четвертый опыт: наблюдают, можно ли через тонкую пластинку льда увидеть помещённый за ней цветной карандаш. Они приходят к выводу: лёд бесцветен и прозрачен.  (На экране  свойство льда)

8.Закрепление нового материала

-Предлагаю вам в группах  обсудить контрольные вопросы 1-5 на с.71 учебника:

  • Назовите свойства льда, о которых рассказывалось на заседании клуба.

  • При каких условиях вода превращается в лёд, а лёд становится водой?

  • Если бы лёд был тяжелее воды, где бы он находился в замерзающем водоёме? Как бы это отразилось на обитателях водоёмов?

  • Можно ли сказать, что снег – одно из твёрдых состояний воды? Расскажи всё, что ты знаешь о свойствах снега.

-Учитель подводит итог ответам на 5-й, наиболее трудный вопрос:

Снег – действительно, одно из твёрдых состояний воды. Снег белый, непрозрачный, рыхлый, тает в тепле, плавает в воде.

9. Подведение итогов урока.

Подведение итога работы в группе.

  • Ребята, вам понравилось работать в группах?

  • Старались ли вы придерживаться правил, о которых шла речь в начале урока?

  • А сейчас мы оценим с вами работу каждой группы. Внимание на экран.

- Если ваша группа работала сплоченно, дружно и все у вас получилось, вы можете вклеить в графу ИТОГИ большую вишенку. Если вы работали хорошо, но не все получалось с первого раза, то вы выбираете среднюю по размеру вишенку. И если вы не справились с работой, не выполняли правила работы в группе, то вы должны вклеить маленькую вишенку.

- Обсудите в группах этот вопрос и оцените свою работу.

Проверка.  

  • Как вы оценили работу своей группы. Кто поставил большую вишенку? Молодцы.

  • Кто поставил среднюю? Почему? Какие трудности возникли?

  • Над чем еще надо будет поработать?

- Наш урок подошел к концу и пришла пора подвести итоги.

- Что больше всего понравилось на уроке?

Используется рефлексивный экран.

 · было интересно…

· было трудно…

· я понял, что…

· теперь я могу…

· я почувствовал, что…

· я научился…

· у меня получилось …

· я смог…

· я попробую…

 · меня удивило…

· мне захотелось…

10. Домашнее задание.

- Ваше домашнее задание – подготовить доклад о свойствах льда для бесед с первоклассниками.

- Ребята, я очень довольна вашей работой на уроке. Урок окончен.

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
урок - игра по биологии 5 класс

Автор: Шокуева Асият Мухамедовна

Дата: 16.02.2016

Номер свидетельства: 294442

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Разработка урока по биологии в 7-м классе  на тему «Путешествие в мир Хордовых» "
    ["seo_title"] => string(85) "razrabotka-uroka-po-biologhii-v-7-m-klassie-na-tiemu-putieshiestviie-v-mir-khordovykh"
    ["file_id"] => string(6) "130458"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415900489"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Урок-игра «Звездный час» (урок биологии в 6  классе по теме  «Развитие органического мира») "
    ["seo_title"] => string(95) "urok-ighra-zviezdnyi-chas-urok-biologhii-v-6-klassie-po-tiemie-razvitiie-orghanichieskogho-mira"
    ["file_id"] => string(6) "187457"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426518334"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока химии-биологии на тему "Металлы" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-khimii-biologhii-na-tiemu-mietally"
    ["file_id"] => string(6) "102279"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402493824"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока  по биологии "Значение витаминов в жизни человека""
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekturokapobiologhiiznachieniievitaminovvzhiznichielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "327115"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463393560"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Обобщающий урок-игра в 8 классе на тему: "Биология человека" "
    ["seo_title"] => string(72) "obobshchaiushchii-urok-ighra-v-8-klassie-na-tiemu-biologhiia-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "107706"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403380698"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства