Рабочая программа по биологии для 10 класса (общеобразовательное обучение) на 2014-2015 учебный год
Рабочая программа по биологии для 10 класса (общеобразовательное обучение) на 2014-2015 учебный год
Количество недельных часов: 1 час в неделю Количество часов в год: всего 35 часов
Уровень рабочей программы: базовая Классификация рабой программы: типовая
Цели и задачи программы
Освоение знаний: о биологических системах (клетка, организм); об истории
развития современных представлениях о живой природе; о выдающихся
открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в формирование
современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;
Овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в
практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить
наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и
антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых
объектах;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе изучения: выдающихся достижений биологии,
вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей
развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных
гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с
различными источниками информации;
Воспитание: убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважению к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для:
оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдение мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Определение места и роли учебного курса, предмета, в овладении обучающимисятребований к уровню подготовки обучающихся в соответствии с государственным образовательным стандартом.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования. В ней заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа для 10- 11 классов включает в себя сведения об условиях жизни, закономерностях живой природы и о зависимостях в её процессах и явлениях. Главной идеей является выделение закономерностей развития и разнообразия жизни на Земле, взаимозависимостей этих процессов и роли их в культуре человечества.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую
программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примернойпрограммой.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», а сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их
мотивированности к самостоятельной учебной работе.
Формы обучения и контроля:
традиционные уроки, уроки обобщения и систематизации, разнообразные нестандартные формы уроков (урок – путешествие, урок – викторина, урок – защита проектов и др.)
Учебно-методический комплект для обучающихся:
Биология. Общая биология. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений/Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т.; под ред. акад. РАЕН, проф. В.Б. Захарова.- 3-е изд., исп. - М.: Дрофа, 2011
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для 10 класса (общеобразовательное обучение) на 2014-2015 учебный год »
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Семилукская средняя общеобразовательная школа №1
с углубленным изучением отдельных предметов
Семилукского муниципального района Воронежской области
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей биологии, химии,геогрыфии протокол №_______
от «26»августа2014г.
Принята педагогическим советом
протокол №1
от «28»августа 2014г.
«Утверждаю»_________
Директор школы
С.И.Тычинин
приказ № _____
от «01» сентября 2014 г.
Рабочая программа
по биологии для 10 класса
(общеобразовательное обучение)
на 2014-2015 учебный год
Составитель:
учитель биологии
Калашникова Наталья Евгеньевна
г. Семилуки
2014 г.
Пояснительная записка.
Количество недельных часов: 1 час в неделю Количество часов в год: всего 35 часов
Уровень рабочей программы: базовая Классификация рабой программы: типовая
Цели и задачи программы
Освоение знаний: о биологических системах (клетка, организм); об истории развития современных представлениях о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в формирование современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;
Овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения: выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
Воспитание: убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважению к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для:
оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдение мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;
- примерная программа по биологии, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, рекомендованная Министерством образования и науки РФ приказ №03-1263 от 07.07.2005;
- приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, от 30.08.2010 №
889, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательныхучреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год»;
- приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07. 2012г. № 760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);
- концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования Российской Федерации от 18.07.2002 № 2783; 10-11 классы;
- программа введения предпрофильной подготовки и профильного обучения в образовательных учреждениях Воронежской области, утвержденной приказом главного управления образования администрации Воронежской области № 547 от 18.08.2004. 8-11 классы;
-программа среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 класса (базовый уровень) авторов И.Б. Агафановой, В.И. Сивоглазова. (Природоведение. Биология. Экология. Программы. 5-11кл. Москва. Вентана-Граф. 2009 год.)
Определение места и роли учебного курса, предмета, в овладении обучающимисятребований к уровню подготовки обучающихся в соответствии с государственным образовательным стандартом.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования. В ней заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа для 10- 11 классов включает в себя сведения об условиях жизни, закономерностях живой природы и о зависимостях в её процессах и явлениях. Главной идеей является выделение закономерностей развития и разнообразия жизни на Земле, взаимозависимостей этих процессов и роли их в культуре человечества.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примернойпрограммой.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», а сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их
мотивированности к самостоятельной учебной работе.
Формы обучения и контроля:
традиционные уроки, уроки обобщения и систематизации, разнообразные нестандартные формы уроков (урок – путешествие, урок – викторина, урок – защита проектов и др.)
Виды и формы контроля:
Виды: текущий, периодический (тематический), итоговый, самоконтроль. Формы контроля: устный и письменный, фронтальный и индивидуальный.
Учебно-методический комплект для обучающихся:
Биология. Общая биология. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений/Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т.; под ред. акад. РАЕН, проф. В.Б. Захарова.- 3-е изд., исп. - М.: Дрофа, 2011.
Учебно-тематический план
№ п/п
Название темы
Кол-во часов
Формы контроля
Самостоятельная работа
Лабораторная работа
Тест
1.
Биология как наука. Методы научного познания.
3
2.
Клетка.
11
1
1
1
3.
Организм.
21
2
1
1
Итого: 35 часов
Содержание тем учебного курса
10 класс
1. Биология как наука. Методы научного познания (3 часа)
Системы биологических наук. Объект изучения биологии - живая природа. Методы познания живой природы: описательный, исторический, метод моделирования. Этапы познания. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании естественнонаучной картины мира.
Отличительные признаки живой природы: уровневая организация, эволюция. Основные уровни организации живой природы. Свойства живого.
2. Клетка.(11 часов)
Развитие знаний о клетке. Клеточная теория. Этапы создания клеточной теории. Роль клеточной теории в становлении в естественнонаучной картине мира.
Химический состав клетки. Вода, особенности строения и свойства. Роль неорганических веществ в жизни клетки и организма человека.
Жиры. Классификация жиров: моносахариды, дисахариды, полисахариды. Роль липидов, липоидов в клетки.
Белки. Роль белков в клетке. Специфичность белковых молекул. Денатурация и ренатурация.
Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. ДНК – носитель наследственной информации. Виды РНК. Удвоение молекулы ДНК. Принцип комплиментарности.
Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции. Пиноцитоз и фагоцитоз. Клеточное ядро: ядерная оболочка, ядерный сок, ядрышко, хроматин. Хромосомы.
Доядерные клетки (прокариоты). Разнообразие прокариот. Форма клеток бактерий.
ДНК – носитель наследственной информации. Ген. Генетический код. Состав генетического кода. Биосинтез белка.
Вирус. Строение вируса: генетический материал, капсид и размножение. Значение в природе и жизни человека.
3. Организм. (21 час)
Одноклеточные и многоклеточные организмы. Колониальные организмы. Анаэробные и аэробные организмы.
Обмен веществ и превращение энергии – свойство живых организмов. Организм -открытая энергетическая система. Этапы энергетического обмена. Особенности энергетического обмена у грибов и бактерий.
Автотрофные и гетеротрофные организмы. Фотосинтез: световая и темновая фазы.
Размножение - свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Митоз, сущность и значение.
Размножение: бесполое, половое. Образование половых клеток. Стадии размножения, роста, созревания. Мейоз. Фазы первого и второго мейотического деления.
Онтогенез. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития. Причины нарушения развития организмов.
Репродуктивное здоровье; его значение для будущих поколений людей. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Индивидуальное развитие (онтогенез) человека.
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Мендель - основоположник
генетики. Статистический характер законов Г.Менделя. Анализирующее скрещивание. Цитологические основы генетических законов.
Дигибридное скрещивание. Условия проявления закона независимого наследования.Механизм наследования признаков при дигибридном скрещивании.
Сцепленное наследование генов. Нарушения сцепления. Генетические карты. Закон Т. Моргана. Хромосомная теория наследственности.
Современные представления о гене и геноме. Генетическое определение пола у человека.
Изменчивость наследственная и ненаследственная.
Значение генетики для медицины. Влияние мутагенов на организм человека.
Генетика – теоретическая основа селекции. Основные методы селекции. Достижения и направления современной селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.
Биотехнология. Проблемы генной инженерии.
Требования к уровню подготовки учащихся:
объяснять роль биологических теорий, гипотез в формировании научного мировоззрения;
выделять объект биологического исследования и науки, изучающие данный объект;
отличать научные методы, используемые в биологии;
определять место биологии в системе естественных наук;
доказывать, что организм - единое целое;
обосновывать единство органического мира;
выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
отличать теорию от гипотезы;
определять принадлежность биологического объекта к уровню организации живого;
приводить примеры проявления иерархического принципа организации живой природы.
Учебно-методическое обеспечение
Биологические экскурсии: Кн. Для учителя/И.В. Измайлов, В.Е. Михлин, Э.В. Шашков, Л.Б. Шубкина. – М: Просвещение, 1983.
Биологический энциклопедический словарь/Гл.ред. М.С. Гиляров; Редколл.: А.А. Бабаев, Г.Г. Вингерг, Г.А. Заварзин и др..- 2-е изд., исправлен.-М.:Сов. Энциклопедия, 1989.
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3-х т. Т. I/Пер. с англ/ Под ред. Р. Сопера М.: Мир, 1990.
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3-х т. Т.II /Пер. с англ/ Под ред. Р. Сопера М.: Мир, 1990.
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3-х т. Т.III /Пер. с англ/ Под ред. Р. Сопера М.: Мир, 1990.
Миркин Б.М. , Наумова Л. Г. Экология России. Учебник для 9 -11 классов общеобразовательной школы. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Устойчивый мир. 2000.
Общая биология: учеб.для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.И. Полянский, А.Д. Браун, Н.М. Верзилин и др.; Под ред. Ю.И. Полянского.- 2-е изд.-М.: Просвещение, 2000.
Общая биология: учеб. для 10-11 кл. шк.суглубл. изуч. биологии / А.О. Рувинский, Л.В. Высоцкая, С.М. Глаголев и др.; Под ред. А.О. Рувинского.-М.: Просвещение., 1993.
Рабочие программы по биологии (по программам Н.И. Сонина, В.Б. Захарова, В.В Пасечника, И.Н. Пономаревой) / авт.-сост.: И.П. Чередниченко, М.В. Оданович. 2-е изд., стереотип.-М.:Глобус, 2009.