kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок биологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок биологии в 7 классе

Дата проведения: 14.01.2015 г.

Тема урока: Плоские черви-паразиты.

Цель урока: изучить особенности строения и жизнедеятельности паразитических червей класса Сосальщики и Ленточные черви, сформировать знания о способах приспособляемости паразитов в различных организмах и знаний способах предупреждения заражений гельминтами.

Задачи урока:

  • Раскрыть особенности строения и жизнедеятельности червей – паразитов классов Сосальщики и Ленточные черви, показать их значение в природе и жизни человека.
  •  Развивать навыки работы с текстом, коммуникативные  навыки, умения формулировать, применять полученные знания на практике,
  •  Воспитывать интерес к знаниям, культуру  умственного труда, культуру общения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок биологии»


Дата проведения: 14.01.2015 г.

Тема урока: Плоские черви-паразиты.

Цель урока: изучить особенности строения и жизнедеятельности паразитических червей класса Сосальщики и Ленточные черви, сформировать знания о способах приспособляемости паразитов в различных организмах и знаний способах предупреждения заражений гельминтами.

Задачи урока:

  • Раскрыть особенности строения и жизнедеятельности червей – паразитов классов Сосальщики и Ленточные черви, показать их значение в природе и жизни человека.

  • Развивать навыки работы с текстом, коммуникативные навыки, умения формулировать, применять полученные знания на практике,

  • Воспитывать интерес к знаниям, культуру умственного труда, культуру общения.

ХОД УРОКА

  1. Орг. момент: (3 мин)

- Здравствуйте ребята! Садитесь! Итак, сегодня у нас необычный урок, с приглашением учителей нашей школы. Сейчас повернитесь друг другу и улыбнитесь вот с таким хорошим настроением начнём урок.

  1. Актуализация знаний: (7 мин)

- Ребята! Мы с вами уже начали знакомиться с плоскими червями, и на прошлом уроке изучили тему «Особенности организации плоских червей. Класс Ресничные черви». У вас каждого на парте лежат тесты. Тест состоит из 6 заданий по 4 варианта ответов, ваша задача, найти 1 правильный ответ и вписать в таблицу (приложение 1).

(учащиеся решают тесты, по окончании проходит самопроверка 2 слайд)

  1. Объяснение новой темы:

  2. - Итак, мы проверили знания по прошлой теме «Особенности организации плоских червей. Класс Ресничные черви» и переходим сегодняшней нашей теме «Плоские черви-паразиты». Запишите тему урока в тетрадке.

Цель урока: изучить особенности строения и жизнедеятельности паразитических червей класса Сосальщика и Ленточные черви, о способах приспособляемости паразитов в различных организациях, предупреждение заражения гельминтами. (3 слайд)

- Перед вами, ребята, лежат блок-схемы (приложение 2) по характеристике представителей паразитических червей, которые к концу урока должны быть заполнены. В них мы докажем наши выдвинутые гипотезы и раскроем для себя полную картину жизни червей-паразитов.

-Тип Плоские черви делятся на 3 класса: ресничные черви, Сосальщики, Ленточные черви (4 слайд). Класс Ресничные черви мы с вами изучили на прошлом уроке.

Класс Сосальщики. Организация этих животных во многом напоминает черты ресничных червей, например, планарии, однако, в отличии от них, сосальщики ведут исключительно паразитический образ жизни. Форма тела сосальщиков чаще всего листовидная, размеры 3 – 4 см. Специализация их проявляется в наличии присосок, шипов, крючьев и других приспособлений для прикрепления, в высоком развитии половой системы, прохождении сложных жизненных циклов со сменой хозяев, а также в упрощении органов чувств (слайд 5,6).

Класса Сосальщиков включает около 4 тыс. видов. Типичный представитель класса – печёночный сосальщик, паразитирующий в желчных протоках печени и желчном пузыре ряда позвоночных. Паразит разрушает печёночные клетки, что может привести к кровотечению, а также закупорки желчных ходов и появлению желтухи (слайд 5) Сообщение «жизненный цикл печёночного сосальщика» (приложение 3) - подготовил Халтурин Виктор (выступление, слайд 7,8).

- Итак, в блок-схемах вы записали характеристику класса Сосальщики. (Учащиеся по очереди зачитывают по таблице).

- Ленточные плоские черви, как и сосальщики, ведут исключительно паразитический образ жизни, и это наложило на них значительно большой отпечаток, чем на сосальщиков.

Класс включает около 3 тыс. видов.

В половозрелом состоянии они обитают в тонком кишечнике позвоночных, личиночные формы живут в полости тела и внутри различных органов беспозвоночных и позвоночных.

Величина взрослых ленточных червей колеблется от 1 мм до 10 – 30 м. Окраска тела однообразная – белая или желтоватая, характерная для многих внутренних паразитов. Тело лентовидное, сильно вытянуто в длину и в большинстве случаев поделено на значительное число члеников. Иногда тело может нерасчлененным. На переднем конце – небольшая головка с органами прикрепления (присосками или крючьями), за ней следует не разделённая на сегменты шейка, а далее членики (слайд 8).

Ленточные черви глубже и полнее, чем сосальщик приспособились к паразитическому существованию: у них отсутствует кишечник, а питание происходит путём диффузии всей поверхностью тела; личинки, как и взрослые половозрелые особи, паразитический образ жизни.

- Сообщение «Жизненный цикл бычьего цепня» (приложение 4) подготовил выступление слайд 9, 10, 11, 12)

- Ленточная форма бычьего цепня в кишечнике человека может жить до 15 лет, отделяя в среднем за каждый год до 2,5 тысяч зрелых члеников, наполненных яйцами. Непосредственную опасность для человека может представлять и другой ленточный червь – эхинококк, которым можно заразиться через грязную шерсть собаки и получить тяжёлое заболевание печени. Лентецом широким можно заразиться, поедая заражённую рыбу – сырую, слабокопчённую или вяленную.

- Итак, в блок-схемах вы записали характеристику класса Ленточные черви. (Учащиеся по очереди зачитывают по таблице).

- Каждый из вас узнал для себя сегодня что-то новое. Хотелось бы узнать, что вы запомнили.

- Ребята, представьте, вы – доктор-гельминтолог. Вам предложили выступить перед младшими школьниками по вопросу профилактики гельминтозов. Что вы посоветуете детям, как уберечь себя от заражения паразитическими червями? (учащиеся отвечают).

- Меры профилактики гельминтозов запишем в тетрадь.

Теоретические данные: (слайд 14)

  • Мыть руки, овощи и фрукты перед едой.

  • Всегда кипятить воду из открытых водоёмов перед употреблением.

  • Не брать в природе растения в рот.

  • Тщательно проваривать и прожаривать мясо.

  • Уничтожать мух и тараканов.

  1. Закрепление изученного материала:

Класс делится на две группы:

Задание для первой группы (приложение 5) слайд 15

Задание для второй группы (приложение 6) слайд 16

(Учащиеся из группы по очереди зачитывают ответы)


  1. Итоги урока:

Рефлексия: Перед вами лежат кругляшки света светофора

На вопрос: Понравился ли вам сегодняшний урок?

- красный свет /понравился урок/

- желтый свет /не понравился урок/

- зелёный свет /не очень понравился урок/

Домашнее задание:

Изучить текст учебника; выполнить задание рубрик «Подумайте» и «Проверьте свои знания». Нарисуйте в тетради схемы жизненных циклов паразитических плоских червей. Слайд 17


























Тест «Тип Плоские черви. Класс Ресничные черви»

  1. У плоских червей симметрия тела:

А. отсутствует;

Б. лучевая;

В. двустороння;

Г. у свободноживущих – двусторонняя, а у паразитов – лучевая.


  1. Форма тела плоских червей:

А. круглая;

Б. лентовидная или листовидная;

В. утолщённая, не разделённая на членики;

Г. удлинённая, раздёлённая на членики.


  1. Из оплодотворённого яйца у плоских червей формируются слоёв клеток:

А. жгутики;

Б. реснички;

В. ложноножки;

Г. мускульные волокна.


  1. Назовите структуры клеток покровной ткани белой планарии:

А. жгутики;

Б. реснички;

В. ложноножки;

Г. мускульные волокна.


  1. Где расположен рот у белой планарии:

А. посередине тела, на брюшной стороне;

Б. посередине тела, на спинной стороне;

В. на переднем конце тела;

Г. на заднем конце тела.


  1. Где живут белая планария:

А. в пресных водоёмах;

Б. в печени крупного рогатого скота;

В. в кишечнике человека и млекопитающих животных;

Г. в верхних слоях почвы.



1

2

3

4

5

6










\

Блок-схема «Характеристика червей-паразитов»


Признаки

Класс Сосальщики

Класс Ленточные черви

  1. Форма тела





  1. Размеры





  1. Образ жизни





  1. Тип симметрии





  1. Количество видов





  1. Органы прикрепления





  1. Пищеварительная система





  1. Половая система





  1. Цикл развития





Жизненный цикл печёночного сосальщика

Жизненный цикл печёночного сосальщика протекает со сменой хозяев. Окончательный (основной хозяин), в теле которого паразит размножается половым путём, - крупный или мелкий рогатый скот, лошади, свиньи, человек и др. Промежуточный хозяин, где личинка паразита проходит определённые стадии развития, - моллюск прудовик малый.

Яйцо печёночного сосальщика начинает развиваться, только попав в воду, где из него выходит личинка малого прудовика. Здесь паразит превращается в следующую личиночную стадию, затем он покидает моллюска и активно передвигается в воде. На этой стадии печёночный сосальщик прикрепляется к стеблям растений и покрывается толстой оболочкой. Образуется циста, долго сохраняющая жизнеспособность. Проглоченная животным, циста попадает в кишечник, оболочка её растворяется, и паразит через кровеносные сосуды проникает в печень, где достигает половозрелого состояния.










Жизненный цикл бычьего цепня

Основной (окончательный хозяин) – человек, у которого взрослая половозрелая форма паразитирует в кишечнике. С фекалиями человека яйца червя попадают в траву, сено или другой корм крупного рогатого скота, который является промежуточным хозяином. В желудке скота из яиц выходят шестикрючные личинки онкосферы, которые при помощи крючков вбуравливаются в стенки желудка, попадают в лимфатические м кровеносные сосуды и током крови заносятся в различные внутренние органы (чаще всего – в печень, мышцы). Здесь онкосфера застревает, останавливается и испытывает превращение в стадию финны (личинка). Финна представляет собой пузырь, наполненный жидкостью, внутри которого ввёрнута головка будущего червя. Человек заражается при употреблении сырой или полусырой говядины. В кишечнике человека из финны развивается взрослый половозрелый бычий цепень.




Приложение 5


I группа


  1. Заполните пропуски:

Яйцо печёночного ___________ начинает развиваться, только попав ______ , где из него выходит личинка малого _________. Здесь ________ превращается в следующую личиночную стадию, затем он покидает ___________ и активно передвигается в воде. На этой стадии печёночный сосальщик прикрепляется к ________________________ и покрывается толстой _____________. Образуется ________, долго сохраняющая жизнеспособность. Проглоченная животным, циста попадает в __________ , оболочка её растворяется, и паразит через кровеносные сосуды проникает в _________ , где достигает ______________ состояния.


  1. Выберите верный ответ:

  1. Взрослый печёночный сосальщик паразитирует в организме:

А) малого прудовика;

Б) крупного и мелкого рогатого скота;

В) хищных рыб;

Г) волков и собак.


  1. Окончательными хозяевами паразитов называют организмы, в которых:

А) живут взрослые паразиты;

Б) развиваются личинки;

В) личинки питаются;

Г) живут только самки.

3. Печёночный сосальщик паразитирует:

А) во взрослом состоянии в позвоночных, в личиночном – в беспозвоночных животных;

Б) и во взрослом, и в личиночном состоянии в позвоночных животных;

В) и во взрослом, и в личиночном состоянии в беспозвоночных животных;

Г) во взрослом состоянии- в беспозвоночных, а в личиночном – в позвоночных животных.




















II группа

  1. Заполните пропуски:

Фекалиями человека яйца червя попадают в ______, сено или другой корм крупного ________________, который является промежуточным _________. В желудке скота из _________ выходят шестикрючные _________ онкосферы, которые при помощи крючков вбуравливаются в стенки __________, попадают в лимфатические и кровеносные сосуды и током _______ заносятся в различные внутренние органы (чаще всего - в _______, мышцы) здесь онкосфера застревает, останавливается и испытывает превращение в стадию ________ (личинка). Финны представляет собой ________, наполненный жидкостью, внутри которого ввёрнута головка будущего червя. _________ заражается при употреблении сырой или полусырой говядины. В ___________ человека из финны развивается взрослый половозрелый ________ цепень.

  1. Выберите верный ответ:

  1. Личинки бычьего цепня живут:

А) в пресных водоёмах;

Б) в теле свиней и овец;

В) в кишечнике и мышцах крупного рогатого скота;

Г) в кишечнике собак и кошек.

2. Промежуточными хозяевами называют организмы, в которых:

А) живут взрослые паразиты;

Б) взрослые паразиты размножаются;

В) сохраняются яйца;

Г) развиваются личинки.

3. Назовите участок бычьего цепня, где образуется новые членики.

А) головка;

Б) шейка;

В) членики.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
урок биологии

Автор: Волкова Татьяна Викторовна

Дата: 21.03.2016

Номер свидетельства: 308273

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Курсовая работа: "Информационно - коммуникативные технологии на уроках биологии". "
    ["seo_title"] => string(83) "kursovaia-rabota-informatsionno-kommunikativnyie-tiekhnologhii-na-urokakh-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "156872"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421500883"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Урок биологии в 5 классе на тему "Жизнь организмов на планете Земля" "
    ["seo_title"] => string(74) "urok-biologhii-v-5-klassie-na-tiemu-zhizn-orghanizmov-na-planietie-ziemlia"
    ["file_id"] => string(6) "138210"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417514435"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Урок биологии в 6-м классе "Основные экологические факторы и их влияние на растение" "
    ["seo_title"] => string(94) "urok-biologhii-v-6-m-klassie-osnovnyie-ekologhichieskiie-faktory-i-ikh-vliianiie-na-rastieniie"
    ["file_id"] => string(6) "194448"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427781185"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Информационно - коммуникационные технологии на уроках биологии и ОБЖ"
    ["seo_title"] => string(75) "informatsionno_kommunikatsionnyie_tiekhnologhii_na_urokakh_biologhii_i_obzh"
    ["file_id"] => string(6) "373427"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1482730488"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Экологическое воспитание на уроках биологии "
    ["seo_title"] => string(50) "ekologhichieskoie-vospitaniie-na-urokakh-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "125124"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414916238"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства