Цель урока: Создать условия для формирования универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных
Познавательных:
Формирования умений строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, поиск и использование аналогий. Опираться в поиске решений на собственный опыт.
Формировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, моделировать, сопоставлять.
Коммуникативных:
Посредством организации групповой работы, развития умения самостоятельно организовать свое рабочее место.
Посредством личностного самосовершенствования через осуществление личной рефлексии в рамках работы в группах.
Через организацию работы в микрогруппах;
Социально - трудовых, посредством развития умения самоорганизации;
Личностного самосовершенствования через проведение личностной рефлексии в рамках работы в группах.
Предметных:
Усвоение учащимися строения , многообразия и разновидностей цветка, его биологическим значением.
Отрабатывать на уроке биологические термины, понятия, определения.
Метапредметных:
Умение конструктивно работать с материалом учебника и дополнительного источника;
Формирование мировоззренческих представлений учащихся о многообразии и хрупкости живой природы и воспитание трепетного отношения к живой природе, умение видеть прекрасное;
Создание условий для развития умений планирования предстоящей деятельности, поиска способов решения проблемы, личностной рефлексии, самооценкой достигнутого;
Посредством развития внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности.
Планируемые результаты обучения:
Учащиеся должны знать:
-что цветок-это видоизмененный побег;
-строение цветка и его главные части;
-функциональные особенности частей цветка;
- биологическая роль цветка как генеративного органа;
- принципы классификации цветков и их классификация.
Учащиеся должны уметь:
-анализировать схемы, рисунки, тексты;
-сопоставлять рисунки и схемы;
-сворачивать и разворачивать текст.
Методы обучения: беседа, проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный, исследовательский.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование: гербарий, таблица «Строение цветка», компьютер, проектор, раздаточный печатный материал для групп, презентация, Учебно-методическая литература:УМК линии Пономарева.
Учитель проверяет готовность к уроку, организует позитивный психологический настрой урока. - Здравствуйте, я очень рада видеть вас. А как сегодня ваше настроение? У каждого из вас на парте лежать смайлики, покажите, какой из них соответствует вашему настроению?
-Умение соблюдать дисциплину на уроке(Л)
-Уважительно относиться к учители(Л)
-Уважительно относиться к одноклассникам(Л)
-Умение организовать выполнение задания учителя(Р)
2.Мотивационный этап.
3.Актуализация знаний, сообщение темы и цели урока. Изучение темы урока.
Ребята, у нас сегодня с вами самый красивый урок во всём школьном курсе…
Вы сейчас, немного подумав, должны решить проблему нашего урока. Какую тему мы будем изучать? Вам даны названия животных и растений, по первым буквам прочтите слово
Слон Тритон Рысь Ондатра Енот Нанду Ирбис Ель
Цапля Выпь Ежевика Тополь Кактус Астра
- Правильно, СТРОЕНИЕ ЦВЕТКА. Для того, чтобы эта тема осталась у вас в памяти вы должны активно работать.
Но прежде, чем начать изучение нового материала, сейчас мы вспомним, какие органы цветкового растения мы уже с вами изучили?
Объясните понятияСлайд№
Стебель - часть побега, выносящая листья к свету, на нем находятся боковые побеги, цветы, плоды.
Корень - орган растения, с помощью которого растение укрепляется в почве и получает воду с растворенными в ней питательными веществами.
Почка – зачаточный побег.
Лист – орган цветкового растения, участвует в процессе фотосинтеза.
Ответьте на вопросы:
Какие органы растений вы знаете? (корень, побег, цветок, плод с семенами)
Звучит музыка вальс цветов.
- Ребята, наверное, все на свете в любое время года очень любят цветы. Цветы дарят людям радость. И летом они не наскучат, и зимой приносят нам свежесть и теплоту. Потому что нет на Земле ничего прекраснее цветов. Цветы зачастую становились предметом вдохновения для многих поэтов, художников, композиторов. Картины, лирические и музыкальные произведения, созданные ими не перестают восхищать нас. Цветы возникли еще задолго до появления человечества. Но цветок у растений появился совсем не для того, чтобы вызывать у нас чувство прекрасного, у них для этого были другие цели, направленные на выживание. И всё же при виде цветков мы восхищаемся их красотой…
Легенды и сказки о цветах вдохновили многих поэтов и композиторов. Поэзия и музыка, созданная ими, звучат как гимн природе, нежности, любви
-Готовили сообщения о цветах (легенды)
Угадайте названия цветка?
Легенда о подснежнике.
Древняя легенда рассказывает: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шёл сильный снег, и Еве было очень холодно. Тогда, желая согреть её своим вниманием, несколько снежинок превратились в цветы. Увидев их, Ева повеселела, у неё появилась надежда, поэтому этот цветок стал символом надежды. Русские легенды уверяют, что однажды старуха Зима со спутниками Стужей и Ветром решили не пустить на землю Весну. Все цветы испугались Зимы и поникли, но этот цветок выпрямил стебелёк и смело расправил лепестки. Солнце заметило его. Согрело землю и открыло дорогу Весне.
Легенда о лилии.
В истории Франции эти цветы занимают особое место. Король Людвиг одержал победу над германцами у реки Ли, где росли эти цветы. С тех пор знамёна Франции украшают три цветка этого вида. Хорошо всем известной французской героине Жанне Д,Арк за воинские подвиги в защиту Родины присвоена фамилия Дю-Ли-Лилейная. А в детских сказках в цветках этого цветка живут маленькие лесные человечки – эльфы.
Легенда о розе.
Этот цветок родился из морской пены вместе с Афродитой, богиней красоты и любви, и поначалу был он белым, но от капельки крови богини, уколовшейся о шип, стал красным. В древности верили, что этот цветок вселяет мужество, и поэтому вместо шлемов надевали венки из этих цветов, их изображение выбивали на щитах. Лепестками этих цветов усыпали путь возвращающихся с войны победителей. Этот цветок, как орден, вручали за проявленное геройство.
Легенда о ландыше.
Если верить древнерусской легенде, то появление растения связано с морской царевной Волховой. Слезы царевны, опечаленной тем, что Садко отдал свое сердце земной девушке Любаве, падая на землю, проросли прекрасным и нежным цветком - символом чистоты, любви и грусти. В некоторых деревнях говорят, что мягкий аромат цветков этого растения выманивает соловья из его гнезда и ведет к невесте.
- Кто же знает, что такое цветок? (дети отвечают)
Цветок – это видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения. Цветок развивается из генеративной почки. Но как бы ни было велико разнообразие цветков окружающих нас растений, в их строении можно обнаружить сходство. Рассмотрим строение цветка(Слайд7-19)
Цветок имеет главные и второстепенные органы. Главные органы цветка – пестик и тычинки, которые тоже имеют особое строение.
Пестик – это женский орган цветка, он имеет рыльце, столбик и завязь. Пестик образован пятью сросшимися между собой в основании столбиками. В верхней части они свободные и каждый несет по одному рыльцу. Завязь пятигнездная. В гнездах находятся семязачатки, из которых после цветения развиваются семена.
Тычинки – это мужские органы цветка, каждая тычинка имеет пыльник, внутри которого созревает пыльца. Пыльник расположен на тычиночной нити.
Цветки многих растений развиваются на тонких стеблях - цветоножках. Обычно цветоножка на конце утолщена или расширена в цветоложе, на котором размещаются все части цветка. У некоторых цветков этих органов нет. И цветоножка и цветоложе – это стеблевая часть цветка.
Далее расположены чашелистики, которые вместе составляют чашечку. Цветок также обычно состоит из венчика, образованного из лепестков.
ВЕНЧИК + ЧАШЕЧКА = ОКОЛОЦВЕТНИК
У многих растений (лилия, тюльпан) все листочки околоцветника одинаковые (нет чашечки или венчика).
Околоцветник, у которого нельзя выделить чашечку или венчик называется простым, а в котором есть чашечка и венчик называется двойным.
Околоцветник защищает главные части цветка, тычинки и пестик.
Цветок, у которого есть и тычинки и пестик, называется обоеполыми (картофель), если цветок имеет только тычинки или только пестик, то такой цветок называется однополым (береза). Существуют также и бесполые цветы. У них не развиваются органы полового размножения (тычинки и пестик). К таким относятся: подсолнечник и василёк.
У огурца, тыквы, а также кукурузы, ольхи, орешника, дуба однополые пестичные и тычиночные цветки находятся на одном и том же растении. Такие растения называют однодомными. Но есть растения (тополь, осина, хмель, ива, крапива), у которых пестичные и тычиночные цветки находятся на разных экземплярах. Их называют двудомными. Так, у тополя весной мужские деревья пылят – рассыпают пыльцу, а позже, летом, женские деревья разбрасывают белый пух – летучие семена растения.
Лабораторная работа «Строение цветка».
Выполняется в группах. (Звучит тихая музыка)
Задание.1) Зарисуйте цветок и обозначьте части.
Учитель: А сейчас проверим друг друга. Далее группы оценивают работу друг друга.
Тест-контроль.
Физкультминутка.
Учитель: Изобретя цветок - растения не остановились на этом и стали развиваться на другом уровне структурной организации. Цветы редко расположены поодиночке (тюльпан, роза). У большинства растений цветки собраны в группы-соцветия. Соцветия – это группа цветков на специализированном побеге. Биологическая эволюция шла в направлении увеличения числа цветков, уменьшение размеров и образование плотной группы. Основная функция соцветий – служит для привлечение насекомых – опылителей.
Соцветия – группы цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке.
Соцветия бывают простые и сложные. У простого соцветия все цветки располагаются вдоль главной оси на цветоножках или (сидячие). Простые соцветия более разнообразны:
- кисть (ландыш)
- головка (клевер)
- початок (кукуруза)
- колос (подорожник)
- зонтик (примула)
Соцветия будут сложными, когда цветки располагаются на разветвлениях то есть на осях второго и третьего порядка:
- метелка (сирень)
- зонтик (укроп)
- колос (пшеница)
Учитель:
Значение цветов в природе и жизни человека
А теперь давайте подумаем и ответим на второй вопрос: зачем растениям нужны цветы и почему они такие красивые? (учащиеся подводятся к заключению, что цветок – орган размножения, на месте цветка образуется плод).
Цветок – настоящее маленькое чудо: яркие лепестки разнообразной формы, чудесный аромат – почему же они такие прекрасные? (Учащиеся подводятся к выводу о том, что яркая окраска венчика и аромат цветков – приспособление для привлечения насекомых к опылению).
Какое значение имеют цветы в жизни человека?
Употребление в пищу (из лепестков роз делают варенье, из цветов одуванчиков готовят салат)
Медоносы (растение, посещаемое пчёлами для сбора нектара, пыльцы с цветков и клейкого вещества с молодых листьев и побегов)
Лекарственные растения (календула, ромашка, одуванчик)
Эстетическое
Самое важное значение цветов для человека, конечно же, эстетическое. Цветы украшают нашу жизнь, поднимают настроение, приятно получить букет цветов в подарок… и вот многие возвращаются из поездки на природу, неся домой букеты полевых цветов. Можно ли так делать? Почему? (учащиеся подводятся к выводу о том, что цветок – орган размножения растения. Сорванный цветок уже не даст семян, следовательно, растение не даст потомства, и в результате данная популяция цветковых растений может вообще исчезнуть).
Учитель: Продолжите,пожалуйста,предложение: • Сегодня мне урок понравился потому, что … (высказывания детей). • Оцените свое самочувствие на уроке (раздать листочки зеленые)
Учитель: Огромное разнообразие цветков вызывает искреннее восхищение перед мастером, который их создал. И мастер этот - великая и всемогущая Природа. Будем же беречь и сохранять ее шедевры для наших внуков и правнуков. А для этого…
Я должен над цветами наклониться,
Не для того, чтоб рвать или топтать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать!
Финал урока: учитель выражает свое положительное отношение к уроку, благодарит учащихся за работу, выставляет и комментирует отметки.
- Умение соблюдать дисциплину на уроке (Л)
-Уважительно относиться к учители (Л)
-Уважительно относиться к одноклассникам (Л)
-Умение организовать выполнение задания учителя (Р)
-Умение делать выводы по результатам работы (Р)
-Способность к мобилизации сил, к волевому усилию при разрешении учебной проблемы (Р)
-Умение сотрудничества в поисках и систематизации результатов (К)
-контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение выражать свои мысли (К)
-Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя (К)