Покрытосеменные растения. Семейство Крестоцветные.
Покрытосеменные растения. Семейство Крестоцветные.
Боранбаева Самал Абылаевна учитель химии и биологии
Предмет: биология
Класс: 6
Тема урока: Покрытосеменные растения. Семейство Крестоцветные.
Цель урока:Формирование представления о наиболее сложной организации покрытосеменных растений (строение, размножение, развитие) по сравнению с голосеменными.
Задачи урока:
Образовательные:
- дать характеристику покрытосеменных растений;
- раскрыть понятия однодольные и двудольные растения;
- изучить строение цветка и плода растений семейства крестоцветных.
Развивающие:
- развитие внимания и памяти в процессе изучения нового материала
урока;
- продолжить формирование умения анализировать и делать выводы,
работать с различными источниками информации;
- развития самостоятельности и способности к рефлексии, обеспечение системности учения;
- создание условий для формирования навыка самостоятельной мыслительной деятельности.
Воспитательные:
воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки и чувства ответственности.
Тип урока: комбинированный.
Методы: Объяснительно-иллюстрационный (беседа, рассказ, объяснения (словесные), работа с рисунками).
Формы организации учебной деятельности учащихся:
Сочетание парной, индивидуальной и фронтальной деятельности учащихся.
Оборудование: ПК, интерактивная доска, гербарный материал, раздаточный материал, учебник Биология 6 класс, Алимкулова Р. Каим К. 2015г.
Ход урока:
Стадия – АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
Учитель. Итак, мы с вами закончили изучение двух тем "Высшие споровые растения" и «Голосеменные растения»
- Мы изучаем царство __________ (растений).
- Какая наука занимается изучением растений? (ботаника)
- На какие группы делятся все растения, живущие на нашей Земле? (высшие и низшие)
- Охарактеризуйте эти две группы. Чем они отличаются? (наличием или отсутствием органов)
- Какие растения относятся к низшим? (водоросли и лишайники)
- Какие растения относят к высшим растениям? (споровые и семенные)
- Приведите примеры споровых растений? (мхи, хвощи, плауны и папоротники)
- Приведите примеры семенных растений? (голосеменные и покрытосеменные)
- Распределите перечисленные отделы растений по мере усложнения их строения
Нет на земле ничего прекраснее и нежнее, чем цветы. Это – хрупкие, драгоценные дары природы.
Стадия – УСВОЕНИЕ ЗНАНИЙ
Итак, как вы уже поняли тема нашего сегодняшнего урока «Цветковые, или покрытосеменные растения».
План урока:
1. Характеристика покрытосеменных растений.
2. Классы покрытосеменных растений.
3. Семейство Крестоцветные.
4. Выполнение лабораторной работы № 22.
1. Покрытосеменные растения произошли от древних голосеменных растений.
Какая общая черта свойственна голосеменным и покрытосеменным растениям? (Эти растения размножаются при помощи семян) Отдел Покрытосеменные (Angiospermae), Цветковые (Anthophyta) растения – это самая молодая группа растений, но и самая многочисленная – около 250 тыс.видов.
Орган семенного размножения покрытосеменных растений цветок, поэтому их называют цветковыми. В цветках развиваются мужские и женские половые органы.
Как мы уже знаем из ранее изученного материала при размножении у цветковых растений наблюдается двойное оплодотворение. Пыльца с тычинок попадает на рыльце пестиков. Каждое пыльцевое зерно состоит из двух клеток – генеративной и вегетативной. Из вегетативной клетки образуется пыльцевая трубка, по которой двигаются 2 спермия, образованные из генеративной клетки. Внутри завязи пестика образуются семязачатки. Внутри семязачатка находится зародышевый мешок. В зародышевом мешке находится яйцеклетка и центральная клетка. 1 спермий сливается с яйцеклеткой и образуется зародыш, 2 спермий сливается с центральной клеткой и образуется эндосперм – запас питательных веществ для зародыша. Таким образом, происходит двойное оплодотворение.
2. Кто является «отцом» систематики? В чем заслуга К. Линнея? Какая единица систематики является самой крупной? Назовите минимальную единицу систематики.
Покрытосеменные растения
Сравнительная характеристика классов цветковых растений
Сравниваемые признаки
Класс Двудольные
Класс Однодольные
Зародыш семени
Имеет две семядоли
Имеет одну семядолю
Корневая система
Стержневая
Мочковатая
Стебель
По мере роста утолщается за счёт деления камбия.
По мере роста не утолщается, так как камбий отсутствует.
Жилкование листьев
Сетчатое с пальчатым или перистым расположением
Параллельное и дуговое
Жизненная форма
Деревья и кустарники, однолетние, двулетние и многолетние травы
Однолетние и многолетние травы (исключение – древовидные алоэ, пальмы)
РАЗМИНКА «Слова и буквы»
В течение условленного срока вспомнить и написать как можно больше растений или ботанических терминов, начинающихся с выбранной участниками буквы.
3. Семейство Крестоцветные (Капустные) - насчитывается 3200 видов, это главным образом однолетние и многолетние травы.
Просмотр содержимого документа
«Покрытосеменные растения. Семейство Крестоцветные.»
Боранбаева Самал Абылаевна учитель химии и биологии
Предмет: биология
Класс: 6
Тема урока: Покрытосеменные растения. Семейство Крестоцветные.
Цель урока:Формирование представления о наиболее сложной организации покрытосеменных растений (строение, размножение, развитие) по сравнению с голосеменными.
Задачи урока:
Образовательные:
дать характеристику покрытосеменных растений;
раскрыть понятия однодольные и двудольные растения;
изучить строение цветка и плода растений семейства крестоцветных.
Развивающие:
развитие внимания и памяти в процессе изучения нового материала
урока;
продолжить формирование умения анализировать и делать выводы,
работать с различными источниками информации;
развития самостоятельности и способности к рефлексии, обеспечение системности учения;
создание условий для формирования навыка самостоятельной мыслительной деятельности.
Воспитательные:
воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки и чувства ответственности.
Тип урока: комбинированный.
Методы: Объяснительно-иллюстрационный (беседа, рассказ, объяснения (словесные), работа с рисунками).
Формы организации учебной деятельности учащихся:
Сочетание парной, индивидуальной и фронтальной деятельности учащихся.
Оборудование: ПК, интерактивная доска, гербарный материал, раздаточный материал, учебник Биология 6 класс, Алимкулова Р. Каим К. 2015г.
Ход урока:
Стадия – АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
Учитель. Итак, мы с вами закончили изучение двух тем "Высшие споровые растения" и «Голосеменные растения»
- Мы изучаем царство __________ (растений).
- Какая наука занимается изучением растений? (ботаника)
- На какие группы делятся все растения, живущие на нашей Земле? (высшие и низшие)
- Охарактеризуйте эти две группы. Чем они отличаются? (наличием или отсутствием органов)
- Какие растения относятся к низшим? (водоросли и лишайники)
- Какие растения относят к высшим растениям? (споровые и семенные)
- Приведите примеры споровых растений? (мхи, хвощи, плауны и папоротники)
- Приведите примеры семенных растений? (голосеменные и покрытосеменные)
- Распределите перечисленные отделы растений по мере усложнения их строения
Нет на земле ничего прекраснее и нежнее, чем цветы. Это – хрупкие, драгоценные дары природы.
Стадия – УСВОЕНИЕ ЗНАНИЙ
Итак, как вы уже поняли тема нашего сегодняшнего урока «Цветковые, или покрытосеменные растения».
План урока:
1. Характеристика покрытосеменных растений.
2. Классы покрытосеменных растений.
3. Семейство Крестоцветные.
4. Выполнение лабораторной работы № 22.
1. Покрытосеменные растения произошли от древних голосеменных растений.
Какая общая черта свойственна голосеменным и покрытосеменным растениям? (Эти растения размножаются при помощи семян) Отдел Покрытосеменные (Angiospermae) , Цветковые (Anthophyta) растения – это самая молодая группа растений, но и самая многочисленная – около 250 тыс.видов.
Орган семенного размножения покрытосеменных растений цветок, поэтому их называют цветковыми. В цветках развиваются мужские и женские половые органы.
Как мы уже знаем из ранее изученного материала при размножении у цветковых растений наблюдается двойное оплодотворение. Пыльца с тычинок попадает на рыльце пестиков. Каждое пыльцевое зерно состоит из двух клеток – генеративной и вегетативной. Из вегетативной клетки образуется пыльцевая трубка, по которой двигаются 2 спермия, образованные из генеративной клетки. Внутри завязи пестика образуются семязачатки. Внутри семязачатка находится зародышевый мешок. В зародышевом мешке находится яйцеклетка и центральная клетка. 1 спермий сливается с яйцеклеткой и образуется зародыш, 2 спермий сливается с центральной клеткой и образуется эндосперм – запас питательных веществ для зародыша. Таким образом, происходит двойное оплодотворение.
2. Кто является «отцом» систематики? В чем заслуга К. Линнея? Какая единица систематики является самой крупной? Назовите минимальную единицу систематики.
Покрытосеменные растения
Сравнительная характеристика классов цветковых растений
Сравниваемые признаки
Класс Двудольные
Класс Однодольные
Зародыш семени
Имеет две семядоли
Имеет одну семядолю
Корневая система
Стержневая
Мочковатая
Стебель
По мере роста утолщается за счёт деления камбия.
По мере роста не утолщается, так как камбий отсутствует.
Жилкование листьев
Сетчатое с пальчатым или перистым расположением
Параллельное и дуговое
Жизненная форма
Деревья и кустарники, однолетние, двулетние и многолетние травы
Однолетние и многолетние травы (исключение – древовидные алоэ, пальмы)
РАЗМИНКА «Слова и буквы»
В течение условленного срока вспомнить и написать как можно больше растений или ботанических терминов, начинающихся с выбранной участниками буквы.
3. Семейство Крестоцветные (Капустные) - насчитывается 3200 видов, это главным образом однолетние и многолетние травы.
4. Л.р.№22 «Строение цветка и плода растений семейства крестоцветных»
Цель работы: изучить особенности строения цветков и плодов растений семейства крестоцветные.
Стадия – ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
Используя таблицу на стр. 138, учебник «Биология» 6 класс, Алимкулова Р. Алматы «Атамура» 2015г. выполните следующие задания:
1. Установите соответствие плодов и семейств. (Работа в паре)
1. коробочка
2. тыквина
3. стручок
4. яблоко
5. орешек
6. ягода
7. костянка
8. семянка
9. стручочек
10. боб
Б. Бобовые
В. Маковые
Г. Пасленовые
Д. Мальвовые
Е. Сложноцветные
Ж. Розоцветные
З. Губоцветные
И. Крестоцветные (капустные)
2. Установите соответствие семейств и видов растений.
(Работа в паре)
1. лапчатка гусиная
2. картофель красный
3. малина обыкновенная
4. мак-самосейка
5. саксаул белый
6. белена
7. пастушья сумка
8. алтей лекарственный
9. чабрец
10. свекла обыкновенная
Б. Бобовые
В. Маковые
Г. Пасленовые
Д. Мальвовые
Е. Сложноцветные
Ж. Розоцветные
З. Губоцветные
И. Крестоцветные (капустные)
К. Маревые
3. Сделайте вывод.
Растения, зародыши которых имеют одну семядолю, называются однодольными. Зародыши семян пшеницы имеют одну семядолю, следовательно……….
У растений с мочковатой корневой системой параллельное или дуговое жилкование листьев. У растений с параллельным или дуговым жилкованием листьев одна семядоля в семени. У ландыша одна семядоля, значит корневая система у него ………..
Стадия – РЕФЛЕКСИЯ.
Метод «Дерево творчества»
По окончании урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды: