kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Покрытосеменные растения. Семейство Крестоцветные.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Боранбаева Самал Абылаевна учитель химии и биологии

Предмет:  биология

Класс:   6

Тема урока: Покрытосеменные растения. Семейство Крестоцветные.

Цель урока:  Формирование представления о наиболее сложной организации покрытосеменных растений (строение, размножение, развитие) по сравнению с голосеменными.

Задачи урока:

Образовательные:

-        дать характеристику покрытосеменных растений;

-        раскрыть понятия однодольные и двудольные растения;

-        изучить строение цветка и плода растений семейства крестоцветных.

Развивающие:

-        развитие внимания и памяти в процессе изучения нового материала

урока;

-       продолжить формирование умения анализировать и делать выводы,

работать с различными источниками информации;

-       развития  самостоятельности и способности к рефлексии, обеспечение системности учения;

-       создание условий для формирования навыка самостоятельной мыслительной деятельности.

Воспитательные:

  • воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки и чувства ответственности.

Тип урока: комбинированный.

Методы: Объяснительно-иллюстрационный (беседа, рассказ, объяснения (словесные), работа с рисунками).

Формы организации учебной деятельности учащихся:

Сочетание парной, индивидуальной и фронтальной деятельности учащихся.

Оборудование:  ПК, интерактивная доска, гербарный материал, раздаточный материал, учебник Биология 6 класс, Алимкулова Р. Каим К. 2015г.

Ход урока:

  1. Стадия – АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

Учитель.  Итак, мы с вами закончили изучение двух тем "Высшие споровые растения" и «Голосеменные растения»

- Мы изучаем  царство __________  (растений).

- Какая наука занимается изучением растений?  (ботаника)

- На какие группы делятся все растения, живущие на нашей Земле? (высшие и низшие)

- Охарактеризуйте эти две группы. Чем они отличаются? (наличием или отсутствием органов)

  - Какие растения относятся к  низшим?   (водоросли и лишайники)

 - Какие растения относят к высшим растениям?  (споровые и семенные)

 -  Приведите примеры споровых растений?  (мхи, хвощи, плауны и папоротники)

- Приведите примеры семенных растений?  (голосеменные и покрытосеменные)

-  Распределите перечисленные отделы растений по мере усложнения их строения

                     ( прикрепляют на доске таблички)

  1. Стадия – ВЫЗОВ

1 задание - «Что объединяет изображения?» (ЦВЕТОК)

2 задание – решить анаграммы, и укажите что общего у этих органов.

1.  ВЯЗАЗЬ.        

2.  ЕЦОТВНАКОЖ        

3. АИШИЛАСТЕКЧ        

4. ЖЕТОЦВЛОЕ

5.  ЕЛПСТЕКО              

6. ЛЬКИНПЫ            

Ответы: завязь, цветоножка, чашелистик, цветоложе, лепесток, пыльник,

Все эти органы являются частями ЦВЕТКА.

Цветы, как люди, на добро щедры,

И, щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие, теплые костры.

Нет на земле ничего прекраснее и нежнее, чем цветы. Это – хрупкие, драгоценные дары природы.

  1. Стадия – УСВОЕНИЕ ЗНАНИЙ

Итак, как вы уже поняли тема нашего сегодняшнего  урока «Цветковые, или покрытосеменные растения».

План урока:

1. Характеристика покрытосеменных растений.

2. Классы покрытосеменных растений.

3. Семейство Крестоцветные.

4. Выполнение лабораторной работы № 22.

1. Покрытосеменные растения произошли от древних голосеменных растений.

Какая общая черта свойственна голосеменным и покрытосеменным растениям? (Эти растения размножаются при помощи семян) Отдел Покрытосеменные (Angiospermae), Цветковые  (Anthophyta) растения – это самая молодая группа растений, но и самая многочисленная – около 250 тыс.видов.  

Орган семенного размножения покрытосеменных растений цветок, поэтому их называют цветковыми. В цветках развиваются мужские и женские половые органы.     

        Как мы уже знаем из ранее  изученного материала при размножении у цветковых растений наблюдается двойное оплодотворение. Пыльца с тычинок попадает на рыльце пестиков. Каждое пыльцевое зерно состоит из двух клеток – генеративной и вегетативной.  Из вегетативной клетки образуется пыльцевая трубка, по которой двигаются 2 спермия, образованные из генеративной клетки. Внутри завязи пестика образуются семязачатки. Внутри семязачатка находится зародышевый мешок. В зародышевом мешке находится яйцеклетка и центральная клетка. 1 спермий сливается с яйцеклеткой и образуется зародыш, 2 спермий сливается с центральной клеткой и образуется эндосперм – запас питательных веществ для зародыша. Таким образом, происходит  двойное оплодотворение.

2.  Кто является «отцом» систематики? В чем заслуга К. Линнея? Какая единица систематики является самой крупной? Назовите минимальную единицу систематики.

Покрытосеменные растения

          Сравнительная характеристика классов цветковых растений

Сравниваемые признаки

Класс Двудольные

Класс Однодольные

Зародыш семени

Имеет две семядоли

Имеет одну семядолю

Корневая система

Стержневая

Мочковатая

Стебель

По мере роста утолщается за счёт деления камбия.

По мере роста не утолщается, так как камбий отсутствует.

Жилкование листьев

 Сетчатое с пальчатым или перистым расположением

 Параллельное  и дуговое

Жизненная форма

Деревья и кустарники, однолетние, двулетние и многолетние травы

Однолетние и многолетние травы (исключение – древовидные алоэ, пальмы)

РАЗМИНКА «Слова и буквы»

         В течение условленного срока вспомнить и написать как можно больше растений или ботанических терминов, начинающихся с выбранной участниками буквы.

3. Семейство Крестоцветные (Капустные) - насчитывается  3200 видов, это главным образом однолетние и многолетние травы.

Характерные признаки семейства

Ч2+2 Л4Т2+4П1

Плод-стручок  или  стручочек.

Представители:  редис, капуста, пастушья сумка, сурепка, хрен, рапс, горчица, редька.

4.  Л.р.№22  «Строение цветка и плода растений семейства крестоцветных»

Цель работы: изучить особенности строения цветков и плодов растений семейства  крестоцветные.

  1. Стадия – ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

Используя  таблицу  на стр. 138,  учебник «Биология»  6 класс, Алимкулова Р.  Алматы «Атамура»  2015г.  выполните следующие задания:

1. Установите соответствие плодов и семейств. (Работа в паре)

1. коробочка                                                                     

2. тыквина

3. стручок

4.  яблоко

5. орешек

6. ягода

7. костянка

8. семянка

9. стручочек

10. боб

Б. Бобовые

В. Маковые                                                                                                              

Г. Пасленовые                                                                                                                  

Д. Мальвовые                                                                                                                  

Е. Сложноцветные                                                                                                                  

Ж. Розоцветные                                                                                                                 

З. Губоцветные                                                                                                                  

И. Крестоцветные (капустные)                                                                                                                  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Покрытосеменные растения. Семейство Крестоцветные.»

Боранбаева Самал Абылаевна учитель химии и биологии

Предмет: биология

Класс: 6

Тема урока: Покрытосеменные растения. Семейство Крестоцветные.

Цель урока: Формирование представления о наиболее сложной организации покрытосеменных растений (строение, размножение, развитие) по сравнению с голосеменными.

Задачи урока:

Образовательные:

  • дать характеристику покрытосеменных растений;

  • раскрыть понятия однодольные и двудольные растения;

  • изучить строение цветка и плода растений семейства крестоцветных.

Развивающие:

  • развитие внимания и памяти в процессе изучения нового материала

урока;

  • продолжить формирование умения анализировать и делать выводы,

работать с различными источниками информации;

  • развития самостоятельности и способности к рефлексии, обеспечение системности учения;

  • создание условий для формирования навыка самостоятельной мыслительной деятельности.

Воспитательные:

  • воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки и чувства ответственности.

Тип урока: комбинированный.

Методы: Объяснительно-иллюстрационный (беседа, рассказ, объяснения (словесные), работа с рисунками).

Формы организации учебной деятельности учащихся:

Сочетание парной, индивидуальной и фронтальной деятельности учащихся.

Оборудование:  ПК, интерактивная доска, гербарный материал, раздаточный материал, учебник Биология 6 класс, Алимкулова Р. Каим К. 2015г.

Ход урока:

  1. Стадия – АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

Учитель.  Итак, мы с вами закончили изучение двух тем "Высшие споровые растения" и «Голосеменные растения»

- Мы изучаем царство __________ (растений).

- Какая наука занимается изучением растений? (ботаника)

- На какие группы делятся все растения, живущие на нашей Земле? (высшие и низшие)

- Охарактеризуйте эти две группы. Чем они отличаются? (наличием или отсутствием органов)

- Какие растения относятся к низшим? (водоросли и лишайники)

- Какие растения относят к высшим растениям? (споровые и семенные)

- Приведите примеры споровых растений? (мхи, хвощи, плауны и папоротники)

- Приведите примеры семенных растений? (голосеменные и покрытосеменные)

- Распределите перечисленные отделы растений по мере усложнения их строения

( прикрепляют на доске таблички)

  1. Стадия – ВЫЗОВ

1 задание - «Что объединяет изображения?» (ЦВЕТОК)

2 задание – решить анаграммы, и укажите что общего у этих органов.

1.  ВЯЗАЗЬ.        

2.  ЕЦОТВНАКОЖ        

3. АИШИЛАСТЕКЧ        

4. ЖЕТОЦВЛОЕ

5.  ЕЛПСТЕКО              

6. ЛЬКИНПЫ            

Ответы: завязь, цветоножка, чашелистик, цветоложе, лепесток, пыльник,

Все эти органы являются частями ЦВЕТКА.

Цветы, как люди, на добро щедры,

И, щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие, теплые костры.

Нет на земле ничего прекраснее и нежнее, чем цветы. Это – хрупкие, драгоценные дары природы.

  1. Стадия – УСВОЕНИЕ ЗНАНИЙ

Итак, как вы уже поняли тема нашего сегодняшнего урока «Цветковые, или покрытосеменные растения».

План урока:

1. Характеристика покрытосеменных растений.

2. Классы покрытосеменных растений.

3. Семейство Крестоцветные.

4. Выполнение лабораторной работы № 22.

1. Покрытосеменные растения произошли от древних голосеменных растений.

Какая общая черта свойственна голосеменным и покрытосеменным растениям? (Эти растения размножаются при помощи семян) Отдел Покрытосеменные (Angiospermae) , Цветковые (Anthophyta) растения – это самая молодая группа растений, но и самая многочисленная – около 250 тыс.видов.

Орган семенного размножения покрытосеменных растений цветок, поэтому их называют цветковыми. В цветках развиваются мужские и женские половые органы.

Как мы уже знаем из ранее изученного материала при размножении у цветковых растений наблюдается двойное оплодотворение. Пыльца с тычинок попадает на рыльце пестиков. Каждое пыльцевое зерно состоит из двух клеток – генеративной и вегетативной. Из вегетативной клетки образуется пыльцевая трубка, по которой двигаются 2 спермия, образованные из генеративной клетки. Внутри завязи пестика образуются семязачатки. Внутри семязачатка находится зародышевый мешок. В зародышевом мешке находится яйцеклетка и центральная клетка. 1 спермий сливается с яйцеклеткой и образуется зародыш, 2 спермий сливается с центральной клеткой и образуется эндосперм – запас питательных веществ для зародыша. Таким образом, происходит двойное оплодотворение.

2. Кто является «отцом» систематики? В чем заслуга К. Линнея? Какая единица систематики является самой крупной? Назовите минимальную единицу систематики.

Покрытосеменные растения

Сравнительная характеристика классов цветковых растений

Сравниваемые признаки

Класс Двудольные

Класс Однодольные

Зародыш семени

Имеет две семядоли

Имеет одну семядолю

Корневая система

Стержневая

Мочковатая

Стебель

По мере роста утолщается за счёт деления камбия.

По мере роста не утолщается, так как камбий отсутствует.

Жилкование листьев

Сетчатое с пальчатым или перистым расположением

Параллельное и дуговое

Жизненная форма

Деревья и кустарники, однолетние, двулетние и многолетние травы

Однолетние и многолетние травы (исключение – древовидные алоэ, пальмы)

РАЗМИНКА «Слова и буквы»

В течение условленного срока вспомнить и написать как можно больше растений или ботанических терминов, начинающихся с выбранной участниками буквы.

3. Семейство Крестоцветные (Капустные) - насчитывается 3200 видов, это главным образом однолетние и многолетние травы.

Характерные признаки семейства

Плод-стручок или стручочек.

Ч2+2 Л4Т2+4П1


Представители: редис, капуста, пастушья сумка, сурепка, хрен, рапс, горчица, редька.

4. Л.р.№22 «Строение цветка и плода растений семейства крестоцветных»

Цель работы: изучить особенности строения цветков и плодов растений семейства крестоцветные.

  1. Стадия – ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

Используя таблицу на стр. 138, учебник «Биология» 6 класс, Алимкулова Р. Алматы «Атамура» 2015г. выполните следующие задания:

1. Установите соответствие плодов и семейств. (Работа в паре)

1. коробочка

2. тыквина

3. стручок

4. яблоко

5. орешек

6. ягода

7. костянка

8. семянка

9. стручочек

10. боб

Б. Бобовые

В. Маковые

Г. Пасленовые

Д. Мальвовые

Е. Сложноцветные

Ж. Розоцветные

З. Губоцветные

И. Крестоцветные (капустные)


2. Установите соответствие семейств и видов растений.

(Работа в паре)

1. лапчатка гусиная

2. картофель красный

3. малина обыкновенная

4. мак-самосейка

5. саксаул белый

6. белена

7. пастушья сумка

8. алтей лекарственный

9. чабрец

10. свекла обыкновенная

Б. Бобовые

В. Маковые

Г. Пасленовые

Д. Мальвовые

Е. Сложноцветные

Ж. Розоцветные

З. Губоцветные

И. Крестоцветные (капустные)

К. Маревые

3. Сделайте вывод.

Растения, зародыши которых имеют одну семядолю, называются однодольными. Зародыши семян пшеницы имеют одну семядолю, следовательно……….

У растений с мочковатой корневой системой параллельное или дуговое жилкование листьев. У растений с параллельным или дуговым жилкованием листьев одна семядоля в семени. У ландыша одна семядоля, значит корневая система у него ………..

  1. Стадия – РЕФЛЕКСИЯ.

Метод «Дерево творчества»

По окончании урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:

Плоды – дело прошло  полезно, плодотворно;

Цветок – довольно неплохо;

Зелёный листик – не совсем удовлетворён уроком;

Жёлтый листик – «пропащий урок», неудовлетворённость.

  1. Стадия – ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Параграф 41, заполнить таблицу на стр. 141 по рисунку 97.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Покрытосеменные растения. Семейство Крестоцветные.

Автор: Боранбаева Самал Абылаевна

Дата: 05.03.2016

Номер свидетельства: 302393

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Покрытосеменные растения.Семейство Крестоцветные(Капустные)"
    ["seo_title"] => string(66) "pokrytosiemiennyierastieniiasiemieistvokriestotsvietnyiekapustnyie"
    ["file_id"] => string(6) "317098"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460275144"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "класс двудольные, семейство крестоцветные "
    ["seo_title"] => string(47) "klass-dvudol-nyie-siemieistvo-kriestotsvietnyie"
    ["file_id"] => string(6) "192450"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427460616"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "класс двудольные семейство крестоцветные "
    ["seo_title"] => string(49) "klass-dvudol-nyie-siemieistvo-kriestotsvietnyie-1"
    ["file_id"] => string(6) "192457"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427461156"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Общая характеристика покрытосеменных растений. Классификация "
    ["seo_title"] => string(71) "obshchaia-kharaktieristika-pokrytosiemiennykh-rastienii-klassifikatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "237474"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444319915"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока "Класс Двудольные растения. Семейство Розоцветные" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-klass-dvudol-nyie-rastieniia-siemieistvo-rozotsvietnyie"
    ["file_id"] => string(6) "108506"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403717767"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства