kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме "Грибы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока разработан в соответствии с ФГОС к УМК Сонина Н.И. 5 класс "Биология"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«konspekt_uroka_21»

Конспект урока

Тема «Грибы»

Ребята, на урок я принесла волшебную коробку, в ней спрятано то, что сегодня мы будем изучать. Для того чтобы отгадать что в ней лежит, я предлагаю ответить на загадку.

Под сосною у дорожки 
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть - 
Нет головы.
У малютки-кавалера 
Чрезвычайно важный вид,
Он в огромнейшем сомбреро
На одной ноге стоит.

Заслушать ответы учащихся

Так это или нет, давайте его откроем.

Пригласить учащегося, чтобы открыть коробку и огласить тему сегодняшнего урока.

Правильно, Молодцы!

Ребята, а что вы знаете о грибах из начальной школы? Пообщайтесь в группе.

Высказывание учащихся. Предупредить чтобы не повторялись.

По мере проведения отбора запись ответов на доске «Корзина идей»

М

Совсем не ориентируюсь в данной теме, сталкиваюсь с данной темой впервые

олодцы. Не забыли, что изучали в начальной школе. А как вы думаете, на сколько вы ориентируетесь в данной теме. Оцените себя по приведенной шкале.

Хорошо ориентируюсь в теме, знаю все





Вашему вниманию предлагаются следующие утверждения, прочитайте их отметьте те, которые являются верными, а которые не верными.

Учащиеся отвечают на вопросы

Теперь сверьтесь с эталоном, правильно ли вы ответили?

У кого какая ошибка?

Учащиеся говорят у кого, где ошибка.

Я предлагаю восполнить пробелы в знаниях. Для этого вы разбиты на 4 группы, каждая из которых будет выполнять свое задание на карточках. На работу вам дается 15 минут. Результатом работы в группе будет отчет, который каждая группа должна презентовать перед другими.

Обратить внимание на время.

Физкультминутка

На поляне кедр могучий

Задевает кроной тучи

Рядом с ним растет сосна

К небу тянется она.

Мы в низу грибочки ищем

И в траве усердно рыщем.

Раз грибок и два – грибок,

Положи их в кузовок.

Заслушать выступление групп

Ребята, давайте вернемся к таблице, Верите ли вы? Посмотрите, где у вас были ошибки, восполнили ли мы пробелы в своих знаниях?

Учащиеся отвечают по следующей схеме.

У меня была ошибка в _________, теперь я понял (а) (знаю), что _________.

Молодцы! Я очень рада, что нам удалось это сделать. А теперь оцените свою работу в группе по пятибалльной шкале и дайте командиру группы, чтобы он оценил вашу работу в группе так же по пятибалльной шкале.

Для выставления оценки в журнал сдайте рабочие листы.

Урок закончен. Всем спасибо.

Рабочий лист

Ф.И. учащегося _____________________________________________

Число ________________ Номер группы _____________

Тема урока ________________________________________________

О

Совсем не ориентируюсь в данной теме, сталкиваюсь с данной темой впервые

цените себя, на сколько вы ориентируетесь в данной теме

Хорошо ориентируюсь в теме, знаю все



Прочитайте следующие утверждения и отметьте те, которые являются верными, а которые – не верными.

Верите ли вы?

Утверждения

Да

Нет

1

Грибы – это растения



2

Размножаются грибы спорами



3

Грибы могут светиться



4

Есть микроскопические грибы



5

Из грибов получают витамины



6

У грибов есть признаки как растений, так и животных



7

У гриба есть тело и оно называется грибница



8

Грибы могут жить совместно с другими организмами



9

Среди грибов есть хищники



10

Есть паразитические грибы



11

Грибы бывают пластинчатые и трубчатые



12

Есть грибы, состоящие из одной разросшейся клетки





Мои выводы

_______________ ________________

_______________ _________________

_______________ _________________

Отличие грибов от растений и животных

Признаки растений

Признаки животных















СИМБИОЗ – это ______________________________________________

____________________________________________________________

МИКОРИЗА – это ____________________________________________

____________________________________________________________

Значение грибов

В природе

В жизни человека





















Моя оценка за работу в группе ________

Меня оценила группа на ________



Просмотр содержимого документа
«zadaniya_dlya_grupp»

Группа №3

Особенности строения высших грибов

  1. Выполните лабораторную работу

Лабораторная работа «Строение плодового тела шляпочного гриба»

Цель. Изучить особенности строения шляпочных грибов.

Оборудование. Муляжи шляпочных грибов, маринованные и замороженные грибы.

Ход работы:

  1. Рассмотрите муляжи шляпочных грибов. На рисунке рабочего листа подпишите части плодового тела.

  2. Сравните маринованные и замороженные грибы. Какие грибы называют трубчатыми, а какие пластинчатыми?

  1. Ответьте на вопрос. Как ты понимаешь пословицу «Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут».

  1. Составьте список съедобных трубчатых грибов и съедобных пластинчатых грибов, встречающихся в нашей местности.

Съедобные грибы, встречающиеся в нашей местности

Трубчатые

Пластинчатые











  1. Выясните отличные признаки съедобных грибов от ядовитых используя приложение 3.

Отличие ядовитых и съедобных:

  1. _____________________________________________________________

  2. _____________________________________________________________

  3. _____________________________________________________________

  4. _____________________________________________________________

  5. _____________________________________________________________

Приложение 3


Белый гриб, или боровик

Окраска шляпки самая различная – от белой до темнобурой с фиолетовым оттенком. Это зависит от того, в каком лесу грибы растут. Трубчатый слой вначале белый, затем желтый и зеленоватый. Ножка беловатая или светлобуроватая, с белым сетчатым рисунком. Мякоть белая, плотная, на изломе не меняет цвета, без особого вкуса но с приятным грибным запахом.



Желчный гриб (ложный белый)

Очень похож на боровик. В литературе этот гриб называют желчным. Отличается от боровика и подберезовика грязно-розовым трубчатым слоем (у боровика он белый, желтый, зеленоватый: у подберезовика – серый) и на сломе мякоть краснеет. Ножка имеет темный сетчатый рисунок (у боровика сеточка белая, у подберезовика сеточки вообще нет), у земли слегка клубневидная. Главное отличие – горький вкус, который не исчезает при любой обработке.


Сатанинский гриб

Шляпка выпуклая, светло сероватой или зеленоватой окраски, в сырую погоду слизистая.

Трубчатый слой ярко-красного цвета с мелкими порами.

Ножка желтая, вверху красноватая, с красным сетчатым рисунком.

Мякоть крепкая, на изломе сначала краснеющая, потом синеющая, со сладковатым вкусом, но неприятным запахом.

В сыром виде гриб сильно ядовит.



Бледная поганка

Бледная поганка больше всего похожа на шампиньоны, сыроежки, зеленушки. Шляпка ее белая, бывает зеленоватая, желтоватая, с гладким краем. Пластинки, не прикрепленные к ножке, белые, мягкие. Ножка у поганки длиной до 15 см, толщиной до 2 см, белая или желтовато-зеленая, вверху с тонким пленчатым кольцом. От ножки съедобных грибов ее отличает клубневидное утолщение у основания, заключенное в белую или зеленоватую пленку – воротничок. Гриб смертельно опасен!



Шампиньон

Шляпка шаровидная, с глубоко загнутым внутрь краем, гладкая, сухая, шелковистая. Ножка 4 – 8 см, толщиной 1-2 см, прямая, ровная, с широким белым кольцом. У шампиньона нет у основания утолщения, похожего на клубень. Мякоть беля, плотная, на изломе сначала розовеет, с приятным запахом. Пластинки у шампиньона никогда не бывают белыми, а шляпка зеленоватой в отличие от поганок, которые могут быть и белыми и зеленоватыми. Пластинки у молодого шампиньона розовые, а у зрелого – темные, даже черные.



















Группа №1

  1. Почему грибы выделены в отдельное царство? Прочитай текст, предложенный в приложении №1. Заполни таблицу.

Признаки растений

Признаки животных



















  1. Выясните, почему грибы растут под деревьями? Дайте определение понятиям симбиоз и микориза.

Симбиоз – это ______________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Микориза – это _____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Используя приложение, определите, под какими деревьями растут данные грибы.

Подберезовик –

Подосиновик –

Масленок –

Опенок –

Рыжик -



Приложение 1

Грибы – это довольно многочисленная группа живых организмов, насчитывающая около 100 тысяч видов. Традиционно грибы относили к растениям. Но в настоящее время они выделены в отдельное - третье царство живых организмов.

Грибы сочетают в себе признаки как растений, так и животных. Как и растения, они не способны передвигаться, имеют неограниченный рост, способны к синтезу витаминов, питаются растворенными веществами. Как животные, они гетеротрофы, то есть питаются готовыми органическими веществами, нет зеленых пластид, наличие в клеточных стенках особого вещества – хитина. Хитин входит в состав наружного скелета членистоногих и паукообразных.

Почему грибы растут под деревьями?

Трудно грибу прожить одному. Сам приготовить пищу из углекислого газа и воды на свету он не может. Волей-неволей приходится искать помощи.

Долгое время люди думали, что микориза иссушает дерево, губит его. Но потом ученые выяснили: грибница, опутавшая корень дерева не враг ему, а друг и помощник.

От такой дружбы и грибу и дереву большая польза. Гриб получает от дерева недостающий ему сахар и крахмал, который вырабатывается на свету в листве, а взамен делится с «великаном» водою. Не жалеет гриб для дерева и пищи, которую сам добывает из почвы. За многие «годы дружбы» и грибы, и деревья хорошо приспособились друг к другу. Корни их срастаются и питают друг друга.

Белый гриб, или боровик, может жить в симбиозе с сосной, елью, дубом и потому растет в хвойных и смешанных лесах. В сосновых борах его шляпка темно-коричневая, а в березовых и еловых лесах — желто-бурая или серо-коричневая. Нижняя сторона шляпки у молодого гриба почти белая, у старого — желтовато-зеленая. Пенек гриба цилиндрический, с утолщением внизу.

У подберезовика шляпка обычно беловато-серая или коричневато-серая, но в зависимости от почвы может быть совсем белой (на болоте) и темно-коричневой. Снизу шляпка у молодого гриба белая, у старого — серая с коричневыми пятнами; пенек цилиндрический, слабоутолщенный книзу. Шляпка подосиновика красная или оранжевая, а снизу беловато-серая; пенек серый, книзу утолщен. На свежем изломе гриб покрывается темным, синеватым налетом. Сами названия подберезовика и подосиновика говорят, под какими деревьями их надо искать.

Ценными грибами считаются маслята, растущие группами под соснами и елями и реже — под другими деревьями. Шляпка масленка имеет форму округлой подушки и слегка заострена в центре. Сверху она желтовато-коричневая, в сырую погоду покрыта слоем слизи, а в сухую — блестит. Снизу шляпка светло-желтая. Все эти грибы можно варить, жарить, мариновать, сушить. Из съедобных грибов с пластинками на нижней стороне шляпки особенно ценны груздь, рыжик и шампиньон.

Груздь растет в сосновых и лиственных лесах. Он весь белый. Шляпка его имеет форму воронки с краями, завернутыми вниз. С краев шляпки свисает бахрома. Грузди хороши в соленом виде. Но в них есть горький млечный сок, видимый при разломе гриба. Поэтому перед засолом грузди обычно вымачивают.

Рыжик встречается под сосной, лиственницей и в темных еловых лесах. У молодого гриба шляпка слегка выпуклая, у старого принимает форму воронки; сверху она ярко-оранжевая (в бору) или синевато-зеленая (под елью), снизу — оранжевая с зелеными пятнами. При разломе гриба выделяется сок оранжевого цвета. Рыжики солят, маринуют и жарят.

Шампиньон, или печерица, встречается в степи, на лугах, около жилья и в лесах средней полосы. Шампиньон разводится в искусственных условиях. В теплицах снимают урожай даже зимой. Культура шампиньона распространена во многих странах, особенно во Франции. Шляпка шампиньона белая, у молодого гриба почти шаровидная, у зрелого — плоско-округлая. Пластинки на ее нижней стороне розоватые. Едят этот гриб чаще жареным, но можно его и мариновать. Большинство съедобных грибов заканчивают развитие над поверхностью почвы. Но шампиньоны, например, приходится иногда выкапывать из-под бугорка земли.

Шампиньон легко спутать с очень ядовитой бледной поганкой. Она отличается от шампиньона влагалищем у основания ножки и окраской пластинок на нижней стороне шляпки. У бледной поганки эти пластинки белые, у шампиньона — вначале бледно-розовые, затем темнеют и становятся под конец темно-коричневыми.

Осенью на пнях и на поваленных древесных стволах растут группами мелкие пластинниковые грибы — осенние опята. Обилие опят обычно связано с тем, что в лесу много больных деревьев или гниющих древесных остатков. Шляпка опенка желтая или желто-серая, как бы присыпанная сверху молотыми сухарями; пластинки у молодого гриба беловатые, у зрелого — коричневые. Ножка тонкая, длинная, коричневая. Опенок — паразит. Он питается органическими веществами, накопленными в древесном пне, а иногда поселяется на выступающих над поверхностью почвы корнях живого дерева, разрушая их. Опята можно варить, жарить, сушить и мариновать. Летний опенок отличается от осеннего ржаво-бурой окраской пластинок и тем, что он живет на пнях лишь лиственных деревьев и растет с весны до поздней осени. Употребляется в пищу, так же как и осенний. Опята могут светиться. На съедобные виды опят похож ложный опенок. Это ядовитый гриб. Отличить его можно по желтовато-зеленой окраске пластинок на нижней стороне шляпки.







































Группа №2

Особенности строения низших грибов

Выполните лабораторную работу

Лабораторная работа «Строение дрожжей и мукора»

Цель: на примере мукора и дрожжей изучить строение представителей низших грибов.

Ход работы:

1. Приготовить препарат живых клеток дрожжей.

    • Пинцетом отломать кусочек сухих дрожжей и поместить его в чашку Петри.

    • Добавить к ним немного воды.

    • При помощи стеклянной палочки измельчить дрожжи и перемешать их с водой.

    • При помощи бактериальной петли нанести некоторое количество жидкости с дрожжами на предметное стекло.

    • Пипеткой добавить каплю красителя.

    • Накрыть препарат покровным стеклом и поместить его под микроскоп.

    • Рассмотреть полученный препарат.

2. Приготовить препарат плесневого гриба мукора.

    • Пинцетом отделить часть плесневого нароста и поместите его на предметное стекло.

    • Пипеткой нанести на предметное стекло каплю красителя.

    • Накрыть препарат покровным стеклом и поместить его под микроскоп.

    • Рассмотреть полученный препарат.

  1. Сделать вывод о строении низших грибов





Строение низших грибов

Дрожжи

Мукор

Вывод: дрожжи представляют собой одноклеточные неподвижные организмы. Они могут быть различной формы: эллиптической, овальной, шаровидной и палочковидной. Размножается при помощи почкования.

Вывод: мукор состоит из тонких, бесцветных нитей грибницы. Это все одна, сильно разросшаяся клетка с множеством ядер в цитоплазме. Размножается гриб – мукор спорами. Они образуются на концах нитей грибницы, в расширениях имеющих вид округлых черных головок.
















Строение низших грибов

Дрожжи

Мукор



















Вывод: дрожжи представляют собой __________________ неподвижные организмы. Они могут быть различной формы: _______________

_______________________________

_______________________________. Размножается при помощи почкования.

Вывод: мукор состоит из тонких, бесцветных нитей грибницы. Это все _______, сильно разросшаяся клетка с множеством ядер в цитоплазме. Размножается гриб – мукор спорами. Они образуются на концах нитей грибницы, в расширениях имеющих вид _______________________.














Группа №4

Значение и правила сбора грибов.

  1. Заполните таблицу «Значение грибов в природе и жизни человека», используя страницы учебника 64-66 или приложение №4


Значение грибов в природе и жизни человека

Значение в природе

Значение в жизни человека




















  1. Составьте памятку грибникам, как правильно собирать грибы. Используйте приложение №4


















Приложение №4

При сборе грибы кладут в корзину шляпками вниз. Грибы с длинными ножками (белые, подберезовики, подосиновики) лучше класть боком. Срезанные или сорванные грибы очищают от сора и земли руками или ножом, чтобы они не загрязняли корзину и другие грибы, У всех пластинчатых грибов, идущих в засол, ножки отрезают. Сохраняют их только у рыжиков, лисичек, сыроежек и волнушек. Как правило, все съедобные грибы собирают вместе и уже дома сортируют их по отдельным видам или по способу дальнейшего использования: для сушки, засолки, маринования. Кстати, эта процедура доставляет настоящему грибнику не меньшее наслаждение, чем сам сбор грибов. 

Очень важно знать, войдя с корзиной в лес, какие и где могут расти грибы в данное время. Когда лето влажное, их ищут там, где меньше влаги, т. е. на сухих возвышенных, хорошо прогреваемых солнцем местах, на опушках, полянках, подальше от стволов деревьев. Наоборот, в жаркое и сухое лето они растут больше в тени деревьев, под еловыми лапами, в густой траве, на склонах между всхолмлениями, где влага сохраняется в достаточном количестве.

Начинать сбор грибов следует как можно раньше, еще до восхода солнца, (в это время в отсутствие косых солнечных лучей они много заметнее). После восхода дневного светила маршрут поиска прокладывают так, чтобы его лучи не били прямо в глаза. Ходить по лесу надо не спеша, внимательно оглядывая все характерные для грибов места. Найдя один гриб, оглядись вокруг, даже присядь, чтобы изменить ракурс — и будешь вознагражден. Очень многие грибы растут семьями, группами, а то и целыми колониями, особенно грузди и рыжики. Бывает, что под одной старой березой насобираешь 2—3 десятка белых.

Как извлекать грибы из земли: вырывать грибы с землей, конечно же, не стоит. Нужно гриб срезать ножом как можно ниже, чтобы остаток большого корня не гнил и не вредил грибнице. Есть и другие рекомендации, что некоторые грибы лучше выкручивать из почвы. Надо полагать, что и против этого возражать не следует. Здесь важно одно — надо бережно относиться к природе и особенно к такому богатству, как грибы. 

Советы тем, кто собирает грибы:

Не бери гриб в зародышевом состоянии: в корзинке ничего не прибавится, а через два-три дня он будет гриб «в пору»; его будет приятно и в лукошко положить;

Лучше гриб брать, подрезая его у основания ножки, но не сдирая моховой покров: это приводит к засыханию грибницы и образованию грибобойных плешин.

Взятый гриб клади в лукошко, очистив его от сора: хвои, листьев, земли. 

Если не знаешь гриб и не берешь его, то не вытаптывай: может быть, его возьмет другой любитель-грибник. 

Бери гриб здоровый — без признаков гнили и червоточин, но не переспелый, дряблый, так как в таких быстро накапливаются ядовитые, опасные для человека вещества; по этим же соображениям собранные грибы как можно быстрее пускай в переработку: сушку, засолку, маринование.

Хрупкие, ломкие грибы (сыроежки, волнушки и др.) при сборах по возможности храни раздельно от крупных, тяжелых грибов.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по теме "Грибы"

Автор: Иванова Оксана Анатольевна

Дата: 19.11.2016

Номер свидетельства: 360511

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока по окружающему миру на тему "Грибы" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-na-tiemu-griby"
    ["file_id"] => string(6) "141922"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418207955"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока по окружающему миру по теме "Грибы" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-po-tiemie-griby"
    ["file_id"] => string(6) "177789"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424707754"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Окружающий мир. Интегрированый урок " Царство грибов". "
    ["seo_title"] => string(58) "okruzhaiushchii-mir-intieghrirovanyi-urok-tsarstvo-ghribov"
    ["file_id"] => string(6) "236158"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443972221"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Конспект урока на тему:Грибы. Разнообразие грибов. "
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-uroka-na-tiemu-griby-raznoobraziie-ghribov"
    ["file_id"] => string(6) "192205"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427436217"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме: "Грибы". "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-vo-2-klassie-po-tiemie-griby"
    ["file_id"] => string(6) "156898"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421504089"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства