kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок. "Плод. Разнообразие и значение плодов."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Продолжить экологическое развитие учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Урок. "Плод. Разнообразие и значение плодов."»

Тема: Плод. Разнообразие и значение плодов.


Цель: Сформировать у учащихся знания о плоде, как о важном органе цветкового растения; о его строении и значении; продолжить экологическое воспитание учащихся, на основе изучения приспособленности растений к распространению семян; развивать навыки работы с натуральными объектами и наглядными пособиями; сформировать умения по классификации плодов и определении признаков приспособленности к распространению семян

Тип урока: изучение нового материала.


Методы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.


Приёмы: объяснение, беседа, работа с таблицами и наглядным материалом, решение проблемных ситуаций, разгадывание кроссворда, работа со схемами.


Оборудование: таблицы «Сухие плоды», «Сочные плоды»; коллекции сухих и сочных плодов (натуральные объекты); папки с цветными картинками – «Многообразие плодов», «Образование плода», «Сухие и сочные плоды», «Односемянные и многосемянные» - по одной на парту; листы самоконтроля - «Строение цветка» - у каждого ученика.

Ключевые слова и понятия: цветок, плод, семязачаток, завязь, опыление, оплодотворение, сухие и сочные плоды, односемянные и многосемянные плоды, способы распространения плодов.


Ход урока.


  1. Организационный момент. Приветствие.

Здравствуйте! Я очень рада вас видеть. Надеюсь, что мы сегодня с вами очень плодотворно поработаем.


  1. Изучение нового материала.

1. Загадка: Весной повис-

Всё лето кис,

А сладок стал –

На землю пал.

(Плод)

Как вы думаете, о чём идёт речь?

2. Итак, сегодня мы с вами поговорим о плодах, об их образовании, значении и распространении. И в конце урока мы должны будем ответить на вопрос

«На месте чего образуются плоды и зачем они нужны»

Запись вопроса на доске.


3. Открываем тетради и записываем тему урока.

Плоды. Разнообразие и значение плодов.

4 .Решение проблемной ситуации:

Что же такое плод? Давайте поможем решить спор двум товарищам, один из которых утверждает что кочан капусты это плод, а другой с ним не согласен. Как Вы думаете, кто из них прав? – ученики высказывают свои предположения.

Обобщение ответов учащихся - кочан капусты это не плод, т. к. нет цветка. Кочан – это почка.



5. Беседа

  • На месте чего образуется плод? (На месте цветка)

. Как же происходит образование плода?

Давайте вспомним строение цветка. Возьмите листочки для самоконтроля, где нарисован цветок и подпишите части цветка обозначенные цифрами.


6. По окончании работы один ученик выходит к доске и рассказывает о строении цветка по таблице.

Ученики сами себя проверяют: если справились с заданием правильно, то на своих листах пишут МОЛОДЕЦ!, если допустили ошибку пишут повтори строение цветка.

7. Запись определения плода в тетради.

Плод – важнейший орган размножения цветковых растений, образующийся на месте цветка после опыления и оплодотворения.\


8. Рассказ о разнообразие плодов – демонстрация плодов кокоса, лотоса, чилима – разнообразие плодов по форме, размерам, окраске.


9. Работа с индивидуальными папками (рисунки сухих и сочных плодов; односемянных и многосемянных) и с таблицами на доске – ученики самостоятельно составляют в тетради схему «Классификация плодов».


КЛАССИФИКАЦИЯ ПЛОДОВ

СОЧНЫЕ СУХИЕ

Многосемянные Односемянные Многосемянные Односемянные

Ягода Костянка Коробочка Зерновка

Яблоко Боб Семянка

Проверка самостоятельной работы и корректировка.

Лаб. работа «Многообразие плодов»:


Выданы различные плоды. Обучающиеся должны определить к какому виду они относятся. ( Сделать описание согласно классификации и заполнить таблицу).

Цель: научиться находить признаки сходства и различий плодов, делать описание согласно классификации.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

  1. Работать за столом следует аккуратно.

  2. Не делать резких движений.

  3. Осторожно пользоваться режущим и колющим инструментами. Объект держать так, чтобы не порезаться и не уколоться.

  4. В случае пореза, обратиться к учителю.

  5. Запрещается исследовать раздаточный материал на вкус.

  6. Рабочее место держать в порядке, предметы не разбрасывать.

  7. После выполнения работы, привести в порядок рабочее место.

ПЛАН РАБОТЫ

  1. Внимательно прочитайте инструкцию по исследованию плодов.

  2. Прослушайте дополнительные пояснения учителя.

  3. Выполните лабораторную работу.

  4. Запишите результаты в бланке отчета.

ИССЛЕДОВАНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ

  1. Внимательно прочитайте инструкцию по исследованию плодов.

  2. Рассмотрите предложенные вам плоды.

  3. Определите названия этих растений .

  4. Обратите внимание на размеры, цвет и форму плодов.

  5. Осторожно, не нарушая целостности плодов, потрогайте их пальцами.

  6. Аккуратно вскройте плоды и рассмотрите, что внутри.

  7. Определите, на какие группы можно разделить предложенные вам плоды (ориентируйтесь на пункты 4, 5 и 6).

  8. Сгруппируйте плоды в соответствии с выбранными вами признаками.

  9. Оформите отчет по лабораторной работе в таблице.

  10. Сделайте выводы, указав признаки сходства и различия представленных плодов.



Название плода


Тип плода

Какие растения

Имеют такой плод

Сочный или сухой

Односемянной или многосемянной























10. Обобщение и корректировка ответов учащихся; запись вывода в тетрадь

Плод – это приспособление цветкового растения к распространению семян.

Решение проблемной ситуации

  • Почему необходимо распространять семена? (Чтобы они не проросли рядом материнским растением, и не было конкуренции за питательные вещества, свет и воду).

11. Изучение способов распространения семян – разгадывание загадок, с последующей записью способов распространения в тетрадь.

  • Под забором у края степей

Сладко спал одинокий репей,

Спал и видел прекрасные сны,

Как он вцепится в заячью грудь

И в далёкий отправится путь.


Животными – крючки, липучки, сладкие, сочные, яркие.



  • Летят пушинки чистые

За луг, за сад, за лес…

И к нам парашютистами

Спускаются с небес.

(Одуванчик)



Ветром – лёгкие, имеются крылышки.


  • На сучке - арканчик

Держит чемоданчик.

Крышка открылась –

Всё развалилось

(созревшие семена гороха)



  • Под кустами, у плетня,

Не смолкает трескотня;

Пуля слева, пуля справа…

На кого идёт облава

(саморазбрасывание семян у акации)


Самораспространение – плоды, вскрываются самостоятельно.


  • Плывёт утица,

Ныряет, крутится,

От родного берега

Далеко очутится.

(Кокос)


Водой – лёгкие, маленькая плотность.


  • Выпускает он листы

Широченной широты.

Держатся на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких.

Если их не обойдёшь –

На себе их все найдёшь!

(Лопух)

Человеком – крючки, липучки.


Наш урок подходит к концу, давайте сядем на машину времени и совершим путешествие в мир детства – вспомните сказки, в которых вы встречались с плодами.

  • «Принцесса на горошине» - боб (Г. Х. Андерсен)

  • «Петушок и бобовое зёрнышко» - боб

  • «Конёк - горбунок» - зерновка (П. Ершов)

  • «Золушка» - тыквина (Ш. Перо)

  • «Приключения Чиполино» - ягода – помидор, костянка – вишенка. (Д. Родари).


  1. Подведение итогов:

Рефлексия:

IV. Д/З.: параграф Плод. Разнообразие. Распространение плодов; написать сказку с плодами в «главных ролях».













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок. "Плод. Разнообразие и значение плодов."

Автор: Стешенко Вера Юрьевна

Дата: 24.11.2019

Номер свидетельства: 528506

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Конспект урока "Плоды и семена""
    ["seo_title"] => string(29) "konspekt_uroka_plody_i_semena"
    ["file_id"] => string(6) "483011"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1541005426"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Плод. Разнообразие и значение плодов. "
    ["seo_title"] => string(39) "plod-raznoobraziie-i-znachieniie-plodov"
    ["file_id"] => string(6) "168862"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423310468"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(11) "Плоды "
    ["seo_title"] => string(5) "plody"
    ["file_id"] => string(6) "103028"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402564071"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Мастер – класс «Плод. Разнообразие и значение плодов». "
    ["seo_title"] => string(53) "mastier-klass-plod-raznoobraziie-i-znachieniie-plodov"
    ["file_id"] => string(6) "173189"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423935279"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "ПЛОДЫ. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПЛОДОВ И СЕМЯН. "
    ["seo_title"] => string(40) "plody-rasprostranieniie-plodov-i-siemian"
    ["file_id"] => string(6) "148855"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419866842"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства