kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок на тему " Соцветия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изобретя цветок- растения не остановились на этом и стали развиваться на другом уровне структурной организации. Цветы редко расположены поодиночке. У большинства растений цветки собраны в группы- соцветия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему " Соцветия"»

Тема урока «Соцветия.»

Евстратова Людмила Александровна


Цель: Познакомить с наиболее распространёнными типами соцветий, раскрыть их биологическую роль, формировать эстетическое отношение к окружающему миру.


Задачи:

  • Образовательные: познакомить учащихся с соцветиями растений, рассмотреть их строение, показать их биологическое значение в жизни растений.

  • Развивающие:  развитие умений выявлять приспособленность строения органов растения к выполняемым функциям;  развитие умений работать с рисунками и таблицей, выявлять сходство и различие, анализировать, обобщать и делать выводы.

  • Воспитательные: воспитывать организованность и  аккуратность в работе, при выполнении лабораторной работы.


Планируемые  результаты:

Предметные:  

- знать  что такое соцветие и какова его биологическая роль;

- иметь представление о разнообразии соцветий;

- уметь работать со схемами соцветий;

Метапредметные УУД:

 регулятивные: 

- принимать решения в про­блемной си­туации;

- уметь самостоятельно кон­тролировать своё время и управ­лять им во время лабораторной работы;

- формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

 коммуникативные:

- уметь получать информацию от одноклассников; 

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- адекватно использовать рече­вые сред­ства для решения ком­муникативных задач.

познавательные:

 уметь получать информацию из учебника;

- уметь составлять определения;

- уметь читать схемы;

- осуществлять сравнение раз­ных соцветий на основе ана­лиза их строения;

- осуществлять классификацию соцветий;

Личностные:  

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- формирование адекватной позитивной самооценки;

- оценивать собственный вклад в работу группы.


Основные термины и понятия: соцветие, простые и сложные соцветия.










Ход урока.

I. Организационный момент.

Приветствие, настрой на работу.


II. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос

- Из чего состоит околоцветник?

-  Какое строение имеет венчик?

- Какие цветки называют обоеполыми? Приведите примеры.

- Какие цветки называют раздельнополыми? Приведите примеры.

- Назовите однодомные растения.

- Какие растения называют двудомными? Приведите примеры.


III. Активизация познавательного интереса

Учитель: Сегодня у нас необычный урок – я расскажу вам сказку, но не простую, а биологическую. В ней как в каждой сказке есть вымысел, но есть и правда. Ваша задача – понять “намек”. 

Итак, слушайте: в некотором цветковом царстве, покрытосеменном государстве жили-были жители – цветы. Были среди них жители знатные – имели они крупные цветки, яркую окраску да сильный аромат. Часто  к ним прилетали гости заморские, лакомиться угощением: сладким нектаром да вкусной пыльцой. Были в это царстве-государстве и другие жители – мелкие да неприметные. И красивы они были, и аромат у них был приятный а нектар вкусный да сладкий, но гости заморские к ним не хаживали, потому что не замечали их…Обидно было этим цветкам и вот решили они объединиться, может вместе они позаметней станут? Так и вышло! Да и нектар то у них иногда повкусней чем у крупных цветков будет! Вот так в этом славном государстве восторжествовала справедливость и наряду с крупными одиночными цветками появились соцветия.

А теперь давайте разберемся, что же в этой сказке за намек?(Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают)

- Что за царство-государство? (Царство растений.)

- Кто его жители? (Цветковые растения.)

- Кто гости заморские? (Насекомые.)

- Чем привлекали к себе насекомых крупные цветки? (Яркой окраской венчика, запахом, нектаром, пыльцой.)

- А каким образом мелкие цветки сумели привлечь к себе насекомых? (Они объединились, появились соцветия.)

Учитель: Итак сформулируйте тему  урока. «Соцветия»

Как вы думаете, каковы цели нашего урока? (Учащиеся высказывают предположения).

- выяснить, что называется соцветием; какие бывают типы соцветий, в чем заключается биологическое значение соцветий.


IV. Изучение новой темы.

Учитель: Изобретя цветок - растения не остановились на этом и стали развиваться на другом уровне структурной организации. Цветы редко расположены поодиночке (тюльпан, роза). У большинства растений цветки собраны в группы-соцветия. Соцветия – это группа цветков на специализированном побеге. Биологическая эволюция шла в направлении увеличения числа цветков, уменьшение размеров и образование плотной группы. Основная функция соцветий – служит для привлечение насекомых – опылителей.

Работа с учебником

А теперь откройте учебник на странице 64, параграф 12. Найдите определение соцветия. Запишите определение соцветия.


Соцветия – группы цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке.


Учитель:  Каково биологическое значение соцветий?

(Предполагаемые ответы учащихся)

– Приспособление к опылению; 
– Крупными соцветиями  и запахом привлекают насекомых; 
– Приспособления растений к различным условиям жизни;
– Создают красоту в природе.

Учитель:  Биологическая роль соцветий.

1) Способствуют большей вероятности опыления насекомыми и ветром;
2) Соцветия делают цветки более заметными, нежели одиночные цветки среди листвы;
3) Обеспечивают рассеивание пыльцы. 


Учитель:  У разных растений свои правила расположения цветков. Поэтому существуют разные соцветия.

Работа с учебником

Посмотрите на с. 65 на схему соцветий.

- Что изображено красными кружочками?

Самое распространенное соцветие в природе, это – кисть. Достаточно редкое – колос.

- Что общего у этих соцветий? Чем отличаются? Цветки, у которых цветоножки не выражены, называются сидячие.

- Когда мы еще в ботанике встречали слово сидячий? (сидячий лист – без черешка)

- У каких еще соцветий сидячие цветки?


Соцветия бывают простые и сложные.

- Какие сложные соцветия здесь изображены? (сложный зонтик, сложный колос)

- Попробуйте объяснить, чем простое соцветие отличается от сложного.




ФИЗКУЛЬТМИНУТКА


V. Закрепление нового материала. 

(Учащиеся получают листы – задания с лабораторной работой и выполняют ее в тетради, используя рисунки в параграфе 12).



Лабораторная работа №13 «Соцветия»

Цель: научится определять соцветия.

Оборудование:  листы с заданиями.

Задание. 

1. Рассмотрите соцветия.

  1. Пользуясь рис. 51 в учебнике, определите вид соцветия.

  2. Запишите в таблицу.

Начертите в тетради таблицу и заполните её.

Название растения

Вид соцветия

Схема соцветия



Вывод биологическое значение соцветий

Учитель: Цветы и соцветия чувствительны к изменениям природных условий, особенно к длине светового дня, эту особенность можно использовать при создании, например солнечных часов.

В 20-х годах XVIII века в городе Упсала, были «пущены в ход» цветочные часы. В создании их помогло учение знаменитого шведского ботаника Карла Линнея, мага – травника  высшей категории. Этот выдающийся маг написал научный трактат «Somnus plantarum», что в переводе означает  «Сон растений».  
Карл Линней всю жизнь посвятил систематизации растений. Много лет наблюдал за растениями и обратил внимание на то, что растения можно сгруппировать по особому признаку – времени раскрытия и закрытия цветков. Долго следил Линней за растениями, устанавливая сроки «пробуждения» и «засыпания». И вот однажды в его саду появилась необыкновенная клумба. На ней росли самые разнообразные растения, ни по родственным признакам не подходящие друг другу, ни по внешним. Линней посадил такие растения, которые закрывались и открывались в разное время. Причем поочередно и в строгой последовательности. У него на клумбе росли «часы». Полюбоваться на это чудо приходили и приезжали люди из дальних мест. А чуда-то, по сути дела, никакого не было. Просто Линней был терпеливым наблюдателем, и ему удалось составить таблицу раскрытия и закрытия цветов. А потом он подобрал цветы так, чтобы  часы «шли» без перерыва.

Взглянув на такой цветник, Карл Линней мог сказать время любому прохожему с точностью до 30 минут. Но первооткрывателем был не он. Первые цветочные часы были известны еще в Древней Греции. И в Древнем Риме на цветниках высаживали растения, цветки которых открывали и закрывали свои венчики в разное время суток. 
По таким «биологическим часам» можно определять время. Конечно, точность работы «биологических часов» определяется многими факторами. Время цветочные часы показывают только в ясный солнечный день, в дождливую же или пасмурную погоду цветы обычно не раскрываются вовсе или открываются в другое время.

Часы  были несовершенны. И не только по тому, что у них не было секундных или минутных стрелок. Главное неудобство цветочных часов в том, что «ходили» они только в солнечную погоду. Ведь в пасмурную (мы теперь это знаем) у многих растений даже днем цветы остаются закрытыми. Зато у этих часов имелись и достоинства: 1. их не надо было заводить; 2. показывают и погоду (растения-барометры) и страны света (компасы). 
С легкой руки К.Линнея такие  клумбы-часы стали появляться во многих городах. 
Дело в том, что у цветочных часов есть одно любопытное свойство: в разных местах они ходят по-разному. Так, например, соцветия осота огородного в Московской области открываются в то же время, что и у Линнея в таблице,  в 6-7 часов утра, но закрываются позже,  не в 12, а в 1-2 часа дня. У Линнея цикорий раскрывался в 4-5 часов утра. А у нас он открывается в 6-7 утра. Разница на два часа. А разница в закрывании, почему то  на 5-6 часов. У Линнея цикорий закрывался в 10 утра, а у нас в 3-4 часа дня. Таких несовпадений много.
Но где бы цветы не росли, в какое бы время ни открывались и ни закрывались – существует строгая очередность. Никогда, например, соцветия цикория не раскроются позже соцветия ястребинки зонтичной, а цветы мака позже бессмертника. Эта строгая очередность в цветочных часах имеет не меньшее значение, чем само раскрытие или закрытие цветка или соцветия.  (Слайд 21)
Цветочные часы-клумбы, о которых мы рассказали, следует отличать от клумб встречающихся в некоторых садах и парках, сделанные в форме циферблата, они представляют только разновидность решений дизайнера и не учитывают ритмы растений.



VI. Домашнее задание.

§ 12 (знать определение соцветия, виды соцветий).



VII. Рефлексия.

- Что узнали сегодня для себя нового?

- Чему удивились?

или

Ребята, у меня на столе клумба, но она пока без цветов. Я прошу вас, помогите засадить клумбу. У каждого из вас лежат цветки. Если вам понравился урок, то посадите на клумбе красный цветок, если не очень понравился – белый цветок, если совсем не понравился – синий. Ребята, вы замечательно работали на уроке.


Учитель: Урок окончен, спасибо всем за работу.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок на тему " Соцветия"

Автор: Евстратова Людмила Александровна

Дата: 23.12.2019

Номер свидетельства: 533343

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "конспект урока биологии по теме "Соцветия" "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-biologhii-po-tiemie-sotsvietiia"
    ["file_id"] => string(6) "123207"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414430397"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) ""Соцветия. Биологическая роль соцветий" "
    ["seo_title"] => string(44) "sotsvietiia-biologhichieskaia-rol-sotsvietii"
    ["file_id"] => string(6) "138358"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417531461"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Урок по биологии. Тема : Соцветия "
    ["seo_title"] => string(35) "urok-po-biologhii-tiema-sotsvietiia"
    ["file_id"] => string(6) "225417"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439639876"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Технологическая карта к уроку биологии в 6 классе по ФГОС, на тему: "Соцветия"."
    ["seo_title"] => string(86) "tiekhnologhichieskaia-karta-k-uroku-biologhii-v-6-klassie-po-fgos-na-tiemu-sotsvietiia"
    ["file_id"] => string(6) "249167"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446831504"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока "Класс Двудольные растения. Семейство Розоцветные" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-klass-dvudol-nyie-rastieniia-siemieistvo-rozotsvietnyie"
    ["file_id"] => string(6) "108506"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403717767"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства