Изобретя цветок- растения не остановились на этом и стали развиваться на другом уровне структурной организации. Цветы редко расположены поодиночке. У большинства растений цветки собраны в группы- соцветия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок на тему " Соцветия"»
Тема урока «Соцветия.»
Евстратова Людмила Александровна
Цель: Познакомить с наиболее распространёнными типами соцветий, раскрыть их биологическую роль, формировать эстетическое отношение к окружающему миру.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с соцветиями растений, рассмотреть их строение, показать их биологическое значение в жизни растений.
Развивающие: развитие умений выявлять приспособленность строения органов растения к выполняемым функциям; развитие умений работать с рисунками и таблицей, выявлять сходство и различие, анализировать, обобщать и делать выводы.
Воспитательные: воспитывать организованность и аккуратность в работе, при выполнении лабораторной работы.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать что такое соцветие и какова его биологическая роль;
- иметь представление о разнообразии соцветий;
- уметь работать со схемами соцветий;
Метапредметные УУД:
регулятивные:
- принимать решения в проблемной ситуации;
- уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им во время лабораторной работы;
- формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
коммуникативные:
- уметь получать информацию от одноклассников;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
- познавательные:
- уметь получать информацию из учебника;
- уметь составлять определения;
- уметь читать схемы;
- осуществлять сравнение разных соцветий на основе анализа их строения;
- осуществлять классификацию соцветий;
Личностные:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- формирование адекватной позитивной самооценки;
- оценивать собственный вклад в работу группы.
Основные термины и понятия: соцветие, простые и сложные соцветия.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Приветствие, настрой на работу.
II. Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос
- Из чего состоит околоцветник?
- Какое строение имеет венчик?
- Какие цветки называют обоеполыми? Приведите примеры.
- Какие цветки называют раздельнополыми? Приведите примеры.
- Назовите однодомные растения.
- Какие растения называют двудомными? Приведите примеры.
III. Активизация познавательного интереса
Учитель: Сегодня у нас необычный урок – я расскажу вам сказку, но не простую, а биологическую. В ней как в каждой сказке есть вымысел, но есть и правда. Ваша задача – понять “намек”.
Итак, слушайте: в некотором цветковом царстве, покрытосеменном государстве жили-были жители – цветы. Были среди них жители знатные – имели они крупные цветки, яркую окраску да сильный аромат. Часто к ним прилетали гости заморские, лакомиться угощением: сладким нектаром да вкусной пыльцой. Были в это царстве-государстве и другие жители – мелкие да неприметные. И красивы они были, и аромат у них был приятный а нектар вкусный да сладкий, но гости заморские к ним не хаживали, потому что не замечали их…Обидно было этим цветкам и вот решили они объединиться, может вместе они позаметней станут? Так и вышло! Да и нектар то у них иногда повкусней чем у крупных цветков будет! Вот так в этом славном государстве восторжествовала справедливость и наряду с крупными одиночными цветками появились соцветия.
А теперь давайте разберемся, что же в этой сказке за намек?(Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают)
- Что за царство-государство? (Царство растений.)
- Кто его жители? (Цветковые растения.)
- Кто гости заморские? (Насекомые.)
- Чем привлекали к себе насекомых крупные цветки? (Яркой окраской венчика, запахом, нектаром, пыльцой.)
- А каким образом мелкие цветки сумели привлечь к себе насекомых? (Они объединились, появились соцветия.)
Учитель: Итак сформулируйте тему урока. «Соцветия»
Как вы думаете, каковы цели нашего урока? (Учащиеся высказывают предположения).
- выяснить, что называется соцветием; какие бывают типы соцветий, в чем заключается биологическое значение соцветий.
IV. Изучение новой темы.
Учитель: Изобретя цветок - растения не остановились на этом и стали развиваться на другом уровне структурной организации. Цветы редко расположены поодиночке (тюльпан, роза). У большинства растений цветки собраны в группы-соцветия. Соцветия – это группа цветков на специализированном побеге. Биологическая эволюция шла в направлении увеличения числа цветков, уменьшение размеров и образование плотной группы. Основная функция соцветий – служит для привлечение насекомых – опылителей.
Работа с учебником
А теперь откройте учебник на странице 64, параграф 12. Найдите определение соцветия. Запишите определение соцветия.
Соцветия – группы цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке.
Учитель: Каково биологическое значение соцветий?
(Предполагаемые ответы учащихся)
– Приспособление к опылению; – Крупными соцветиями и запахом привлекают насекомых; – Приспособления растений к различным условиям жизни; – Создают красоту в природе.
Учитель: Биологическая роль соцветий.
1) Способствуют большей вероятности опыления насекомыми и ветром; 2) Соцветия делают цветки более заметными, нежели одиночные цветки среди листвы; 3) Обеспечивают рассеивание пыльцы.
Учитель: У разных растений свои правила расположения цветков. Поэтому существуют разные соцветия.
Работа с учебником
Посмотрите на с. 65 на схему соцветий.
- Что изображено красными кружочками?
Самое распространенное соцветие в природе, это – кисть. Достаточно редкое – колос.
- Что общего у этих соцветий? Чем отличаются? Цветки, у которых цветоножки не выражены, называются сидячие.
- Когда мы еще в ботанике встречали слово сидячий? (сидячий лист – без черешка)
- У каких еще соцветий сидячие цветки?
Соцветия бывают простые и сложные.
- Какие сложные соцветия здесь изображены? (сложный зонтик, сложный колос)
- Попробуйте объяснить, чем простое соцветие отличается от сложного.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
V. Закрепление нового материала.
(Учащиеся получают листы – задания с лабораторной работой и выполняют ее в тетради, используя рисунки в параграфе 12).
Лабораторная работа №13 «Соцветия»
Цель: научится определять соцветия.
Оборудование: листы с заданиями.
Задание.
1. Рассмотрите соцветия.
Пользуясь рис. 51 в учебнике, определите вид соцветия.
Запишите в таблицу.
Начертите в тетради таблицу и заполните её.
Название растения
Вид соцветия
Схема соцветия
Вывод биологическое значение соцветий
Учитель: Цветы и соцветия чувствительны к изменениям природных условий, особенно к длине светового дня, эту особенность можно использовать при создании, например солнечных часов.
В 20-х годах XVIII века в городе Упсала, были «пущены в ход» цветочные часы. В создании их помогло учение знаменитого шведского ботаника Карла Линнея, мага – травника высшей категории. Этот выдающийся маг написал научный трактат «Somnus plantarum», что в переводе означает «Сон растений». Карл Линней всю жизнь посвятил систематизации растений. Много лет наблюдал за растениями и обратил внимание на то, что растения можно сгруппировать по особому признаку – времени раскрытия и закрытия цветков. Долго следил Линней за растениями, устанавливая сроки «пробуждения» и «засыпания». И вот однажды в его саду появилась необыкновенная клумба. На ней росли самые разнообразные растения, ни по родственным признакам не подходящие друг другу, ни по внешним. Линней посадил такие растения, которые закрывались и открывались в разное время. Причем поочередно и в строгой последовательности. У него на клумбе росли «часы». Полюбоваться на это чудо приходили и приезжали люди из дальних мест. А чуда-то, по сути дела, никакого не было. Просто Линней был терпеливым наблюдателем, и ему удалось составить таблицу раскрытия и закрытия цветов. А потом он подобрал цветы так, чтобы часы «шли» без перерыва.
Взглянув на такой цветник, Карл Линней мог сказать время любому прохожему с точностью до 30 минут. Но первооткрывателем был не он. Первые цветочные часы были известны еще в Древней Греции. И в Древнем Риме на цветниках высаживали растения, цветки которых открывали и закрывали свои венчики в разное время суток. По таким «биологическим часам» можно определять время. Конечно, точность работы «биологических часов» определяется многими факторами. Время цветочные часы показывают только в ясный солнечный день, в дождливую же или пасмурную погоду цветы обычно не раскрываются вовсе или открываются в другое время.
Часы были несовершенны. И не только по тому, что у них не было секундных или минутных стрелок. Главное неудобство цветочных часов в том, что «ходили» они только в солнечную погоду. Ведь в пасмурную (мы теперь это знаем) у многих растений даже днем цветы остаются закрытыми. Зато у этих часов имелись и достоинства: 1. их не надо было заводить; 2. показывают и погоду (растения-барометры) и страны света (компасы). С легкой руки К.Линнея такие клумбы-часы стали появляться во многих городах. Дело в том, что у цветочных часов есть одно любопытное свойство: в разных местах они ходят по-разному. Так, например, соцветия осота огородного в Московской области открываются в то же время, что и у Линнея в таблице, в 6-7 часов утра, но закрываются позже, не в 12, а в 1-2 часа дня. У Линнея цикорий раскрывался в 4-5 часов утра. А у нас он открывается в 6-7 утра. Разница на два часа. А разница в закрывании, почему то на 5-6 часов. У Линнея цикорий закрывался в 10 утра, а у нас в 3-4 часа дня. Таких несовпадений много. Но где бы цветы не росли, в какое бы время ни открывались и ни закрывались – существует строгая очередность. Никогда, например, соцветия цикория не раскроются позже соцветия ястребинки зонтичной, а цветы мака позже бессмертника. Эта строгая очередность в цветочных часах имеет не меньшее значение, чем само раскрытие или закрытие цветка или соцветия. (Слайд 21) Цветочные часы-клумбы, о которых мы рассказали, следует отличать от клумб встречающихся в некоторых садах и парках, сделанные в форме циферблата, они представляют только разновидность решений дизайнера и не учитывают ритмы растений.
VI. Домашнее задание.
§ 12 (знать определение соцветия, виды соцветий).
VII. Рефлексия.
- Что узнали сегодня для себя нового?
- Чему удивились?
или
Ребята, у меня на столе клумба, но она пока без цветов. Я прошу вас, помогите засадить клумбу. У каждого из вас лежат цветки. Если вам понравился урок, то посадите на клумбе красный цветок, если не очень понравился – белый цветок, если совсем не понравился – синий. Ребята, вы замечательно работали на уроке.