Класс: 7
Тема: Многообразие простейших и их роль в природе и жизни человека
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цель: изучить многообразие и значение одноклеточных организмов.
Задачи:
-образовательные: познакомить учащихся с многообразием одноклеточных организмов.
-развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
-воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.
Планируемые результаты обучения
Предметные: обучающиеся имеют представление о строении, значении и многообразии одноклеточных.
Метапредметные: развивается умение самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, дополнительной литературой.
Личностные: формируется научное мировоззрение на основе изучения строения и многообразия простейших.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Форма урока: урок-путешествие.
Оборудование: оценочные листы.
Компьютер, проектор.
Учебно-наглядные материалы: Мультимедиа презентация, модули ОМС (контроль); авторские ЭОР
Подготовка к уроку: учащиеся получили задание подобрать интересные факты о строении и жизнедеятельности простейших.
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация знаний.
1.С представителями какого царства организмов мы знакомились на прошлом уроке?
К какому подцарству они относятся?
2.Какая связь между Антони ван Левенгуком и простейшими( одноклеточными)?
Вопросы для проведения фронтальной беседы:
1. Какие особенности характерны для представителей подцарства Одноклеточные? (Состоят из одной клетки, есть цитоплазма, ядро.)
2. Какие жизненные свойства характерны для одноклеточных организмов? (Дыхание, питание, выделение, движение, размножение.)
3. Каковы способы питания одноклеточных? (Автотрофный, гетеротрофный, миксотрофный.)
4. Какие специальные органоиды имеются у простейших для питания? (Пищеварительная вакуоль, клеточный рот, клеточная глотка.)
5. Объясните явление. Водоем, населенный простейшими, высох. Пошли дожди, заполнили его, в водоеме вновь появились простейшие. (Неблагоприятные условия простейшие переносят в состоянии цисты, а с наступлением благоприятных условий вновь возобновляют свою жизнедеятельность.)
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по удивительной стране, которую населяют разнообразные неповторимые существа, которых в 70 -е годы XVII века голландец Антони Ван Левенгук назвал «анималькули», что означает «маленькие животные» или «зверюшки».
Сегодня у нас урок-путешествие по станциям и мы будем говорить о животных типа …? (Простейшие). Давайте, подумаем, а какая тема нашего урока? слайд №(2,3,4)
Тема урока – «Многообразие простейших. Значение в природе и жизни человека »
Все многообразие простейших подразделяют на три типа. Запишем в тетради.( слайд 5)
2.Активизация познавательной деятельности
Удивительно, как в организме размером меньше 1 мм могут сочетаться столько разных деталей.
Вопрос на активизацию познавательного интереса учащихся: насколько сложным может быть простейшее?
Повторение и закрепление изученного материала.
Станция «Жили-были…»каждой команде предстоит составить рассказ о своем простейшем, используя полученные знания.
Каждая команда получает для фиксации своих результатов оценочные листы, которые заполняет капитан команды.
Группа 1: Амеба
Группа 2: Эвглена зеленая
Группа 3: Инфузория туфелька
- После выполнения задания выберите одного учащегося из группы для озвучивания характеристики своего простейшего. (Презентация слайд 8-11)
При отчете группы называют органеллы простейших и объясняют их функции. Максимальное количество баллов - 5.
Задание1. Выполнить интерактивное задание. Заполнить таблицу (каждый представитель от команды заполняет информацию о «своем» простейшем, работая по очереди).
Максимальное количество баллов – 5
Учитель: Кто из простейших имеет более сложное строение?
Кто устроен более просто?
Можно ли сказать, что простейшие - это просто устроенные организмы? (Ответы учащихся)
Станция «Многообразие простейших».
Все многообразие простейших объединяют в три типа.
Учебник стр. 92 Работа с текстом. Найдите в тексте какой характерный признак класса саркодовые. Какое значение имеют ложноножки?
Среди саркодовых есть раковинные амёбы, фораминиферы, лучевики и солнечники. Особенности.
Также среди них встречаются и паразиты(дизентерийная амеба)
Стр. 94-95 .Представители класса жгутиковые. Какой характерный признак?
Наличие жгутиков? Сколько их может быть?
Выполните задание: установите соответствие между видом простейшего и типом или классом, к которому оно принадлежит (задание проецируется на интерактивную доску).
Команды по очереди выполняют задание.
Максимальное количество баллов — 5
Физкультминутка. Ребята, выйдем из-за столов немного подвигаемся: как передвигаются инфузории? А эвглена? А как простейшие избавляются от избавляются от избытка жидкости? А амебы захватывают добычу?
Станция «И это все о них…»
Опережающее задание: учениками были подготовлены интересные факты о простейших. Сообщения дополняются просмотром слайд-шоу «Многообразие простейших» (Презентация слайд 3.)
Станция «Знатоки».
Учитель: А сейчас, уважаемые знатоки, вам предстоит ответить на ряд сложных, но интересных вопросов о жизнедеятельности простейших.
В пищеварительном тракте различных растительноядных животных, таких как, коровы, козы, овцы, обитает огромное количество инфузорий. Но животные, в организме которых живут инфузории, не страдают от их присутствия, а наоборот, нуждаются в них. Как это можно объяснить? (Инфузории, обитающие в кишечнике жвачных млекопитающих, не причиняют вреда своему хозяину, а на оборот, помогают им. Они расщепляют трудно перевариваемую клетчатку, т.е являются симбионтами)
Ученые никак не могут поделить эвглену зеленую: один ученый считает, что эвглена – это растение, так как у нее есть хлоропласты, в которых происходит фотосинтез, а другой относит ее к царству животных, так как она активно передвигается и может питаться готовыми органическими веществами. Как вы считаете, кто прав? (Эвглена зеленая занимает промежуточное положение между растениями и животными).
Во время Кавказской войны в XIX в. в крепости Адлер, окруженной болотами, за несколько лет вымер весь гарнизон русских солдат численностью в 922 человека. Убитых горцами среди них почти не было. Причина гибели солдат была иная. Как вы думаете какая? (Причина гибели – заболевание малярия. В прежние времена люди думали, что причина болезни, ядовитые болотные испарения. По-другому малярию называли болотная лихорадка. Как выяснилось в конце XIX века, что малярия действительно отчасти связана с болотом, но не с их испарениями, а с комарами, которые проходят цикл своего развития в болотах. Комары, как раз, и являются переносчиками малярийного плазмодия.)
Для борьбы с малярией люди используют не только медицинские препараты, но и естественных врагов малярийного паразита. Его естественными врагами является небольшая пресноводная рыбка гамбузия. Зная, как развивается малярийный плазмодий, объясните, как эта рыбка помогает победить страшную болезнь. (На Кавказе для борьбы с малярией была акклиматизирована рыбка гамбузия, которая поедает личинок малярийных комаров).
Максимальное количество баллов - 10.
Станция «Доскажи словечко».
Учитель: Отгадайте, ребята, о каком простейшем идет речь.
При свете, как растение живу
Во мраке - хищником брожу.
Я похожа на листок,
Но имею я глазок:
Если есть луч света где-то,
Направленье знаю света.
Своим жгутиком верчу
И как пуля я лечу:
Мой подвижный длинный жгутик
Словно гибкий тонкий прутик
Совершает цикл вращенья,
Обеспечив мне движение.
Я – не синяя, как вена
Я -… (зеленая эвглена)
Я живу не в грязной луже –
Мне кишечник домом служит.
И тепло и сытно в нем,
Шведский стол: что хошь берем.
Коли что не по нутру –
Проверчу в кишке дыру. (Кишечная амеба)
Я ношу вуаль и жгутик,
И никто со мной не шутит.
Путешественник любой
Отступает предо мной.
Я несу болезнь с собою,
И трепещет все живое,
Коль на мухе на своей
Полечу я средь ветвей.
Будь то пеший или конный –
Усыплю болезнью сонной.
Весь меня боится свет.
Как зовусь я? Дай ответ. (Трипаносома)
Учитель:
Какое же значение имеют простейшие в природе? А в жизни человека?
Оформим значение простейших в виде кластера:
Учитель:
Подведем итог: Несмотря на то, что размеры простейших очень малы, они имеют огромное значение в природе и жизни человека.
Рефлексия. Задание на дом.