kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок "Как размножаются живые организмы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная образовательная задача урока состоит в организации условий, стимулирующих детское действие, состоящее в определении цели деятельности, индивидуальном и коллективном поиске путей решения самостоятельно выбранных учебных задач. Урок выдержан в системно-деятельностном подходе, который выражается в том, что на уроке формируется система знаний учащихся по изучаемой теме.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Как размножаются живые организмы"»

Пояснительная записка



В свете современного подхода к образованию (образовательная система «школа 2100»),цель обучения видится как обеспечение системного подхода к личностному развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД). Основная образовательная задача урока состоит в организации условий, провоцирующих детское действие, состоящее в определении цели деятельности, индивидуальном и коллективном поиске путей решения самостоятельно выбранных учебных задач .

Урок выдержан в системно-деятельностном подходе, который выражается в том, что на уроке формируется система знаний учащихся по изучаемой теме (идея целостности живой природы). Системный подход выражается также и в системной организации труда школьников, содержащей пять основных компонентов: учебно-познавательные мотивы, действия целеполагания, выбор средств и методов, планирование решения и решение задач и рефлексивно-оценочные действия.

Сам урок занимает определенное место в системе уроков по изучению живой природы. На данном уроке новые знания формируются с опорой на уже имеющиеся у ребенка знания и его личный жизненный опыт и наблюдения. А в дальнейшем, в шестом классе, изученный материал будет актуализироваться и использоваться как база для дальнейшего формирования представлений о типах и способах размножения организмов.

Деятельностный подход выражается в том, что учащиеся не просто получают новые знания от учителя, а добывают их сами в ходе индивидуальной, парной и групповой работы. Закрепление знаний также происходит в деятельности, посредством выполнения разного вида заданий, призванных помочь ребенку принять, усвоить и запомнить сложный для него материал (единство анализа и синтеза).

Прогнозируемым результатом является создание ребенком в своем сознании обобщенного образа изучаемого явления (процесса) и умение применить этот образ к различным жизненным ситуациям. Таким образом, результат занятия выступает как системообразующий фактор деятельности.

Урок также ориентирован на такой результат образования, как развитие личности обучающегося на основе УУД. Обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД, обеспечивает не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания. Такой подход основан на представлении о том, что уровень сформированности учебной деятельности прямо коррелирует с уровнем развития личности. Учебная деятельность – это орган развития саморазвития, самовоспитания личности, а познание встраивается в этот процесс. И формирование учебной деятельности происходит средствами системно-деятельностного подхода.

Мотивация учащихся создается через формирование представлений ребенка о данном материале как личностно ценном и значимом, важном для жизни и подаваемом в увлекательной форме. Задания, позволяющие ученику самому добывать знания и использовать их, формируют убеждения в ценности познавательной деятельности. Использование частично-поискового метода, позволяет формировать умения решать проблемы творческого и поискового характера.

Задания, предлагаемые учащимся для работы, позволяют также получить видимую обратную связь. Оценить уровень усвоения ребенком учебного материала, достижение планируемого результата.

Такой подход призван обеспечить личностное развития ребенка как важнейший результат образования. Личностным результатом обучения планируется мотивация к познанию, формирование способности к саморазвитию, осознание важности учебы и познания нового.

С целью обеспечения наиболее полного усвоения материала и учета индивидуально-психологических особенностей учащихся, на уроке используются разные модальности восприятия: аудиальные, визуальные и кинестетические.

Здоровьесбережение обеспечивается частой сменой видов деятельности, использованием разных модальностей восприятия и динамической паузой в середине урока. А также созданием позитивной психологической атмосферы познания, творческого поиска, созданием интереса учащихся к изучаемому материалу.


Тема урока: «Как размножаются живые организмы».

Цель урока:

1. Обеспечение формирования универсальных учебных действий (УУД) через создание целостной модели размножения как общего свойства живой природы.

Задачи урока:

1.Составить совместно с учащимися план действий по достижению целей деятельности, осуществить действия по реализации плана (регулятивные УУД).

2. Выбрать оснований для сравнения (выделение существенных признаков), классификации процессов размножения. Создать модель изучаемого процесса с выделением существенных характеристик, представить ее в знаково-символической форме и проработать модель в разных ситуациях (познавательные УУД).

3.Организовать учебное взаимодействие в группах разного состава (коммуникативные УУД).

Место урока в изучении темы (блока).

Вводный урок в теме «Особенности живого организма».

Тип (вид) урока: урок изучения нового материала.

Используемое оборудование:

Компьютер.

Проектор.

Раздаточный материал – схемы процесса полового размножения.













































Конспект урока «Как размножаются живые организмы»

5 класс

по программе «Природоведение» Т.С.Суховой и В.И.Строганова.



Номер слайда


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Этап 1. Мотивация (в технологии НЛП) – 4 минуты

№1

Цель этапа (учителя):

1.Актуализация исходных знаний учащихся о размножении организмов.

2. Формирование мотивации на дальнейшую работу используя фактор интереса к процессу и через создание личностной значимости материала.

Цель этапа (ученика):

1.Актуализировать имеющиеся знания по теме.

2.Применение актуализированных знаний.

3.Отработка умений формулировать понятия.

№ 2

Начиная урок, учитель обращается к учащимся с вопросами (демонстрируется слайд с изображениями организмов и их потомков):

- Какое свойство живых организмов способствует продолжению и распространению жизни на Земле?

Учащиеся во фронтальной беседе отвечают на вопрос:

- Размножение.


- Как бы вы определили это понятие? Что такое размножение?

- Учащиеся предлагают свои определения понятию.


Учитель подводит итоги обсуждению:

- Размножение - это воспроизведение себе подобных, увеличение количества особей.

Желающие учащиеся по просьбе учителя повторяют определение.


Далее учащимся предлагается открыть учебники на стр. 89 и познакомиться с определением в учебнике.

Работают с учебником, читают и запоминают определение.


Учитель предлагает рассмотреть рис.102 и ответить на вопрос, какой процесс здесь изображен.

Рассматривают рисунок и говорят о том, что изображен процесс размножения.

№3

Учитель продолжает беседу (на экране слайд, демонстрирующий разные способы размножения):

- Все ли живые организмы одинаково появляются на свет?


Участвуют во фронтальной беседе с учителем, отвечают на вопрос:

- Нет, есть разные способы размножения. Организмы могут размножаться половым и бесполым путем.


- Какой способ размножения показан на рис. 102?

- Половое размножение.


- А какой способ размножения показан на слайде?

- И половое и бесполое размножение.


- Хотите ли вы научиться различать эти способы?

- Да, конечно.


- Хотите ли вы понимать, как вы сами появились на этом свете?

- Да, хотим!

Этап 2. Целеполагание – 2 минуты


Цель этапа (учителя):

1.Осуществление совместного с учащимися целеполагания и планирования деятельности.

Цель этапа (ученика):

1.Выбор способа действия для решения проблемы.


- Как мы можем научиться различать два способа размножения, понять разницу между ними? Что же нам нужно для этого сделать?

- Выделить отличительные признаки, особенности этих процессов.

Этап 3. Выделение отличительных признаков процессов. – 10 минут


Цель этапа (учителя):

1.Организация мыслительной деятельности учащихся по выделению существенных критериев процессов.

2. Создание совместно с учениками плана анализа процессов.

Цель этапа (ученика):

1.Выделение существенных критериев двух процессов.

2. Создание совместно с учителем плана действий по достижению цели.


- Давайте это и сделаем. Выделим отличительные признаки разных способов размножения.



Учитель демонстрирует детям презентацию с примерами разных способов размножения у животных и растений и просит выделить существенные различия двух процессов.

По ходу обсуждения учитель выписывает на доске найденные критерии сравнения процессов.

Учащиеся высказывают свои предположения.

№ 4-11


Сначала учитель демонстрирует слайды, показывающие, сколько особей участвует в процессе размножения полового и бесполого.

Если у учащихся возникают затруднения в выделении главного существенного признака, учитель задает наводящие вопросы.

Выделенный критерий учитель записывает на доске.

Учащиеся выделяют главный признак – количество родителей, принимающих участие в процессе.

№ 12-16

Далее учитель демонстрирует слайды, отражающие дополнительные признаки процессов.

Для бесполого размножения – способы получения потомства: при делении одной клетки, с помощью специализированной клетки – споры или с помощью части тела.

Слушают, запоминают, отмечают новые понятия и пытаются сформулировать определения для новых понятий (на эту работу ориентирует их учитель в предварительной беседе).

№ 17-19

Для полового размножения – участие половых клеток и процесс оплодотворения. Учащиеся пользуются рис.105 на стр.91 и просматривают предложенные слайды.

Выслушав учителя, учащиеся формулируют следующие отличительные признаки процессов: участие разных групп клеток, наличие или отсутствие процесса оплодотворения.

Отмечают дополнительные признаки процессов полового и бесполого размножения: участие разных групп клеток и наличие оплодотворения.

№20-28

Продолжая обсуждение, учитель демонстрирует слайды, отражающие особенности потомства при половом размножении и просит учащихся отметить эти различия, сравнив потомство с родителями и между собой.

Учащиеся отмечают, что при половом размножении потомки похожи на родителей, но все потомство разное, потомки не являются точными копиями родителей. С помощью учителя они выясняют, что различия определяются разными комбинациями признаков самца и самки.

№ 29-32

Затем демонстрируются слайды с потомством, полученным путем бесполого размножения. Дополнительно учащимся демонстрируется вегетативное потомство одного комнатного растения с ярко выраженными сортовыми признаками, например, фиалки или пестролистной формы фикуса.

Учащиеся отмечают, что при бесполом размножении потомки являются копиями родительского материнского организма,

№ 33



Учитель с помощью учеников подводит итоги работы, сведя все признаки вместе по выделенным критериям.

Критерии сравнения:

1. Сколько родителей участвует в процессе.

2. Какие клетки участвуют в процессе.

3.Какое получается потомство по сравнению с родителями.

Для закрепления полученных знаний демонстрируется слайд с критериями и характеристиками типов размножения – результат деятельности учащихся по достижению поставленной цели..

Вспоминают и называют все выделенные критерии сравнения процессов.

По выделенным критериям характеризуют процессы полового и бесполого размножения.


Этап 4. Работа с новыми понятиями – 8 минут


Цель этапа (учителя):

1. Формирование навыков создания определений понятий и процессов.

2.Работа над умениями схематизировать процессы, создавать логический образ явления.

Цель этапа (ученика):

1.Создание формулировок понятий и процессов, используя их характерные признаки.

2.Создание схем-моделей изучаемых процессов.


Учитель просит учащихся назвать новые для них понятия, с которыми они познакомились на уроке.

Называемые учениками понятия учитель размещает в виде цветных табличек на магнитной доске.

Учащиеся называют:

- половые клетки, гаметы;

- сперматозоид;

- яйцеклетка;

- зигота;

- зародыш;

- оплодотворение.

№ 34-36

Детям предлагается дать определения новым понятиям.

Учитель в процессе работы над понятиями для создания визуального образа демонстрирует соответствующие слайды и корректирует высказывания учащихся.

По окончании работы, цветные таблички с определениями вывешиваются на доску и находятся там до конца урока, служа учащимся опорой для дальнейшей работы.

Учащиеся предлагают свои варианты определений новых понятий опираясь на изображения объектов и процессов.

При необходимости находят определения в тексте учебника и пользуются рисунками учебника.


Учитель благодарит учащихся за работу и спрашивает, к какому из изучаемых процессов относятся данные понятия.

- К половому размножению.


Затем учитель предлагает учащимся создать схемы – модели процессов полового и бесполого размножения, в которых будет отражен главный признак типа размножения.

- По какому главному признаку мы можем отличить эти два процесса?

- Главный признак – это число родителей, участвующих в процессе размножения.


Учитель приглашает желающих создать на доске схемы полового и бесполого размножения и прокомментировать их. Для создания схем учитель выкладывает на магнитную доску знаки-символы и поясняет их: черные круги – родители, белые круги – потомки. Их нужно соответствующим образом соединить стрелками, чтобы показать отличительные признаки процессов и создать логический образ процесса.

Несколько учащихся работают у доски.

Если желающих принять участие в работе много – можно дополнительно использовать обычную доску, а знаки дети нарисуют самостоятельно.

№34

Пока дети готовятся у доски, учитель предлагает учащимся класса еще раз рассмотреть сперматозоид и яйцеклетку (слайд), найти между ними различия и объяснить их.

- Какие различия в строении яйцеклетки и сперматозоида вы можете назвать, и чем объясняются эти различия?

Ученики указывают различия между мужскими и женскими половыми клетками и объясняют их с точки зрения их функций.

№ 37-38

Учащиеся у доски поясняют созданные ими схемы полового и бесполого размножения. Происходит обсуждение работ.

Для закрепления материала учитель демонстрирует схемы на слайдах.

Класс комментирует и дополняет характеристики процессов.

№ 39

Учитель дополняет схему полового размножения знаками полов – мужского и женского и объясняет детям, что они обозначают.

Учащиеся пользуются рис.104 в учебнике.

Находят в учебнике схемы полового и бесполого размножения и знаки полов.

Динамическая пауза (стандартные упражнения для снятия напряжения) - 3 минуты

Этап 5. Освоение и закрепление изученного материала через работу со схемами процессов (групповая работа) – 9 минут


Цель этапа (учителя):

1.Освоение и закрепление новых понятий и характеристик изучаемого процесса.

2.Отработка навыков работы со схемами.

Цель этапа (ученика):

1.Использование новых понятий для описания процесса полового размножения у разных групп животных.


Учащимся раздаются листы с заданиями. В задании - схема полового размножения (стандартная), но в задании для каждого учащегося указываются разные группы животных (Приложение 1). Учащимся нужно вписать в отмеченные поля термины и понятия, характеризующие процесс полового размножения (нужно использовать обсужденные понятия, их определения располагаются на доске). Каждые четыре ученика на соседних партах (впоследствии они образуют группу), получают задание работать с одной группой животных. Группы животных: рыбы, лягушки, ящерицы, птицы, звери.

Листы подписываются. Дети работают карандашами, чтобы неверные записи можно было легко заменить.

После того, как учащиеся выполнят задание, они обмениваются схемами с соседями по парте, согласуют и обсуждают свои работы. В ходе работы дети могут пользоваться учебником и информацией на доске.

Следующий этап – работа в группах. Соседние парты объединяются (по четыре ученика) и происходит обсуждение работ в группах (у всех членов группы должно быть одинаковое задание).

Выполняют задания: сначала индивидуально, затем в парах, потом в группах. Обмениваются мнениями, согласуют свои представления.


По окончании работы, учитель организует обсуждение выполненного задания.

У всех учащихся в заданиях предлагается составить схемы размножения для разных животных: рыб, птиц, земноводных, пресмыкающихся, млекопитающих. Но схемы должны получиться одинаковые (и схемы-заготовки у всех одинаковые), так как они отражают главные признаки одного процесса – полового размножения и этапы этого процесса одни и те же.

Демонстрируют свои схемы. Участвуют в обсуждении. Проверяют свои схемы. Вносят при необходимости исправления.


Учитель обращает внимание учащихся на тот факт, что схемы у всех получились одинаковые, хотя они составляли схемы для разных животных и предлагает детям объяснить, почему так получилось.

Рассуждают на заданную тему, объясняют сходство схем тем, что все они отражают процесс полового размножения, который характеризуется одинаковыми признаками.

Этап 6. Применение полученных знаний для решения творческих проблемных задач. –4 минуты


Цель этапа (учителя):

1.Развитие логического мышления с использованием анализа причинно-следственных связей.

Цель этапа (ученика):

1.Поиск ответа на вопросы, использование приемов логического мышления.


Учитель предлагает учащимся рассмотреть рис. 105 и 106 на стр.92 и обсудить вопрос о том, как же питается растущий зародыш у различных организмов.

Высказываю свои предположения.


Учитель предлагает учащимся проблемное задание. Сначала проводится предварительная поисковая беседа:

- Как вы думаете, одинакового ли размера яйцеклетки у разных животных?

- А у каких животных они могут быть самыми крупными? (см. рис. 106)

- Да, яйца птиц очень крупные, но где же там яйцеклетка?

- А какого размера, по-вашему, яйцеклетки у млекопитающих животных (кошек, собак, слонов)?

Проблемный вопрос:

- Как вы думаете, чем объясняются различные размеры яйцеклеток у разных животных: микроскопические у млекопитающих и довольно крупные у рыб, лягушек и гигантские по сравнению с размерами тела у птиц.

В качестве «подсказки» учащиеся пользуются рис. 105 и 106.

Участвуют в обсуждении, высказывают свои соображения.

- Наверное, они могут отличаться.


- У птиц.



- Это желток.


- В ходе беседы выясняются маленькие размеры яйцеклеток у млекопитающих животных.


- В ходе обсуждения учащиеся приходят к выводу о том, что размеры яйцеклеток зависят от способа питания зародыша, от того, откуда и как он получает питательные вещества для своего развития.

Этап 7. Актуализация и закрепление знаний через прием использования личной значимости материала. – 7 минут


Цель этапа (учителя):

1.Актуализировать новые знания за счет придания им личностной значимости.

Цель этапа (ученика):

1.Использование полученных знаний для выяснения «истории своей жизни».


Учитель благодарит детей за работу и задает вопрос:

- Ребята, мы говорим сегодня с вами о способах размножения организмов. А вы когда - нибудь задумывались о том, как лично вы появились на свет?



- Да, конечно.


- Какой способ размножения у человека?

- Половой!


- Докажите!

Учащиеся называют признаки полового размножения.


- Можете вы мне ответить на вопрос: когда каждый из вас появился на свет как новое живое существо?

Дети отвечают по-разному.

Многие привычно называют дату своего рождения.


- Хорошо, это дата вашего рождения. А до этого вы были?

- Да! В животе у мамы!


- Значит вы уже были! А когда же вы появились на свет как мальчик или девочка? Как новое живое существо?

- Наверняка найдутся дети, которые скажут, что это случилось, когда их увидел врач на УЗИ.


- А до УЗИ вы были? Вы были мальчик или девочка?

В результате обсуждения выясняют, что они появились на свет в момент слияния половых клеток отца и матери. И уже тогда природе было известно, мальчик этот новый зародыш или девочка.

















№ 40-48

Учитель предлагает детям сделать дома творческую работу «Как я появился(лась) на свете – история моей жизни».

Для выполнения этой работы нужно воспользоваться уже готовой схемой полового размножения, дополнив ее фотографиями или рисунками папы и мамы, фотографией УЗИ ребенка (можно просто нарисовать зародыш), фотографией новорожденного ребенка (себя). При желании можно показать и историю свой жизни после рождения. На схеме можно подписать при появлении зиготы: «Ура!!! Я появился(лась)!!!», возле изображения зародыша – 40 недель – срок его развития. Возле фото новорожденного: «Ура!!! Я родился (лась)!!!».(Приложение 2)

Предполагаемую схему по ходу объяснения учитель рисует на доске. И иллюстрирует слайдами развития зародыша человека.

Поскольку в семьях у детей бывают разные ситуации, учитель особо подчеркивает, что если нет желания делать работу о себе, можно подойти к делу творчески (это же творческая работа!) и сделать историю появления на свет любимой кошки, попугайчика или даже рыбки. Если нет фотографий, их можно заменить рисунками.

Записывают задание, делают пометки на схеме полового размножения.

Этап 8. Домашнее задание. - 1 минута


Учитель задает домашнее задание: §24, рассказ по рисункам, определения основных понятий, творческая работа «Как я появился на свет!».

Записывают дом.задание.







ПРИЛОЖЕНИЕ

СХЕМА ПОЛОВОГО РАЗМНОЖЕНИЯ У ЖИВОТНЫХ

процесс





































КАК Я ПОЯВИЛСЯ НА СВЕТ (История моей жизни)

процесс





















УРА! Я ПОЯВИЛСЯ!!!



УРА! Я РОДИЛСЯ!!!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок "Как размножаются живые организмы"

Автор: Алексеева Нина Сергеевна

Дата: 30.08.2019

Номер свидетельства: 518761

Похожие файлы

object(ArrayObject)#870 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект урока по познанию мира "Растение живой организм" "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-po-poznaniiu-mira-rastieniie-zhivoi-orghanizm"
    ["file_id"] => string(6) "237923"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444415672"
  }
}
object(ArrayObject)#892 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Методическая разработка к уроку биологии "Свойства живого" 5 класс "
    ["seo_title"] => string(71) "mietodichieskaia-razrabotka-k-uroku-biologhii-svoistva-zhivogho-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "117567"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412841280"
  }
}
object(ArrayObject)#870 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Урок познания мира "Растения- живой организм" (2 класс) "
    ["seo_title"] => string(55) "urok-poznaniia-mira-rastieniia-zhivoi-orghanizm-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "154694"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421178683"
  }
}
object(ArrayObject)#892 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Конспект урока окружающего мира во 2 классе "Строение растений. Растения - живые организмы" "
    ["seo_title"] => string(103) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-vo-2-klassie-stroieniie-rastienii-rastieniia-zhivyie-orghanizmy"
    ["file_id"] => string(6) "124522"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414703321"
  }
}
object(ArrayObject)#870 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Урок познания мира во 2 классе по теме «Размножение животных». "
    ["seo_title"] => string(68) "urok-poznaniia-mira-vo-2-klassie-po-tiemie-razmnozhieniie-zhivotnykh"
    ["file_id"] => string(6) "227065"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440593382"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства