kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок биологии в 8 классе по теме: "Витамины"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок усвоения новых знаний с использованием проблемной ситуации. Позволяет конкретизировать, анализировать информацию, развивать системное и логаческое мышление, применять знания на практике.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 8 классе по теме: "Витамины"»

Методическая разработка урока по биологии в 9 классе

по теме: «Обмен веществ и превращение энергии. Нормы питания. Витамины. »



Учитель биологии ВОЛИНА А.А.



Девиз урока.

«Человек должен верить, что непонятное можно понять, иначе он не стал бы размышлять об этом». Сократ.

  • Тип урока: урок изучения нового материала с использованием проблемной ситуации

Цели урока:

Образовательная:

  • усвоение учащимися понятий “обмен веществ” и “обмен энергии”, их значения для организма, осознание взаимосвязи процессов жизнедеятельности в организме

  • сформировать знания о биологической роли витаминов в

  • обмене веществ и их практическом значении для здоровья

  • человека.

Развивающая:

  • совершенствование учащимися умения анализировать, конкретизировать, перекодировать учебную информацию, обобщать и делать выводы;

  • способствовать развитию навыков исследовательской

  • деятельности, умения делать выводы, выделять главное,

  • применять свои знания на практике.

  • развитие логического и системного мышления;

Воспитательная:

  • воспитание патриотизма, уважения к традициям и мудрости русского народа; совершенствование учащимися навыков культуры умственного труда, коммуникативных навыков: умения слушать и слышать товарища, участвовать в совместном решении проблем;

  • : формировать социальные компетенции учащихся как

  • творческой личности с положительными нравственными

  • качествами; прививать культуру здорового образа жизни.

Оборудование:

  • мультимедийная презентация “Обмен веществ и энергии

  • листы с заданиями для самостоятельной работы

Ход урока

Основное содержание

Мотивация:

1. Задача.

На чашу весов помещают мышь под металлическую сетку и уравновешивают весы. Животное активно перемещается по чашке, карабкается по сетке. Примерно через 30 минут после начала опыта чашка с мышью поднялась вверх. Почему?

Ответ: Масса тела теряется за счет выдыхания углекислого газа и паров воды, которые образуются при расщеплении веществ пищи для получения энергии.



Русский народ всегда отличался мудростью и наблюдательностью, очень точно выражал замеченные закономерности в коротких и ёмких фразах – пословицах и поговорках.

Объяснить смысл поговорок:

“Тощий живот ни в пляску, ни в работу”.

Ответ: Для выполнения работы (или движения в пляске) необходима энергия. При недостатке питательных веществ в организме ее освобождается мало.

“Хорошо поел – словно шубу надел”.

Ответ: При поступлении, питательные вещества преобразуются в тепловую энергию.

3.Изучение нового материала:

Одно из важных свойств живых организмов – обмен веществ и энергии.



1.Поступление

веществ из

окружающей

2. Превращение

среды веществ и энергии.

3.Удаление

веществ в

окружающую

среду



Эту сложную цепь реакций называют МЕТАБОЛИЗМОМ.



Пластический обмен (лепка) – процесс, в результате которого питательные вещества, поступающие в клетку, идут на «строительство» утраченных частей, на создание новых клеток, происходит рост и развитие не только клеток, но и всего организма. В среднем у человека каждые 80 дней меняется половина всех тканевых белков; ферменты печени (в ней идут особенно интенсивные реакции) обновляются через 2-4 часа, а некоторые — через несколько десятков минут

Энергетический обмен – энергия необходима для протекания всех процессов. 130 лет назад Большая аудитория музея прикладных знаний (ныне – Политехнического музея) в Санкт-Петербурге бывала переполнена. Здесь читал лекции из цикла “Жизнь растений” молодой русский профессор, ставший впоследствии почетным доктором многих европейских университетов, Климент Аркадьевич Тимирязев. Одну из лекций он начал так: “Когда-то, где-то на Землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка. …Ударяясь о него, луч потух, перестал быть светом, но не исчез… В той или другой форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он преобразился в наши мускулы, в наши нервы… Этот луч солнца согревает нас. Он приводит нас в движение. Быть может, в эту минуту он играет в нашем мозгу”. О чём поведал студента Климент Аркадьевич Тимирязев? Обсуждение.

Ответ Первичным источником энергии для всего живого на Земле, за очень редким исключением, служит солнечное излучение. Пища образуется благодаря той же энергии Солнца. Начальное звено пищевой цепи — растения, аккумулирующие в процессе фотосинтеза солнечную энергию. Органические вещества, созданные растениями распадаются в организме на простые вещества, а освободившаяся энергия тратится на процессы жизнедеятельности.

Эти два процесса взаимосвязаны. Для синтеза органических веществ, что происходит при пластическом обмене, затрачивается энергия, которая образуется при энергетическом обмене, при распаде органических веществ.

Подготовительный

Переваривание пищи и доставка питательных веществ и кислорода к клеткам.

Пищеварительная дыхательная и кровеносная

системы.

Основной

Процессы пластического и энергетического обмена.

Клетки организма.

Заключительный

Удаление продуктов распада.

Дыхательная, кровеносная и выделительная системы.

Задание.

Вставьте в текст пропущенные слова и фразы:

Обмен веществ складывается из ___________________ и ___________________

обменов. При энергетическом обмене происходит __________________________

органических веществ, а при пластическом ________________________

органических веществ. Эти два процесса ______________________________ между собой.





Древнекитайский мыслитель Конфуций полагал, что “Если человек беспорядочен в своем отдыхе, нерегулярен в приеме пищи и неумерен в работе – болезнь убивает его”. Ученые нашего времени установили, что здоровье человека зависит от 4-х главных факторов: на 50% - от здорового образа жизни, на 20% - от наследственности, на 20% - от экологической обстановки и на 10% - от здравоохранения. Другими словами, в наших с вами руках удержать 50% собственного здоровья!!!

Что предполагает здоровый образ жизни? Это – двигательная активность, рациональное питание, отказ от вредных привычек и умение управлять своим здоровьем.

 установлено, что 1 г углеводов и 1 г белков при окислении дают 17,17 кДж, а 1 г жиров – 38,7 кДж.

Т. о. чтобы правильно составить рацион, надо знать, сколько кДж было потрачено и сколько пищи необходимо съесть, чтобы компенсировать израсходованную энергию. Распределение калорийности суточного рациона подростка рекомендуется следующее: питание должно быть четырехразовое: Завтрак – 25 %; Обед – 35–40 %, Полдник – 15 %, Ужин – 20–25 % от суточной потребности в питательных веществах.

Правило первое: Есть регулярно, а лучше 4-5 раз в день. Если следовать этим рекомендациям, чувство голода не возникает и, садясь за стол, вы вполне удовлетворитесь небольшой порцией.

Правило второе: Тщательно пережевывайте пищу, не злоупотребляйте солеными и перчеными блюдами.

Правило третье. Пища должна быть разнообразной. Обязательно включайте в рацион фрукты, молоко, кисломолочные продукты, рыбу, растительное масло, салаты из овощей. Эти продукты содержат вещества необходимые организму.

Правило четвертое. Не будьте жадны в еде. Лишние килограммы появляются от переедания, это риск развития сахарного диабета, желчекаменной болезни, болезней сердца и позвоночника.

     При составлении рациона питания нужно учитывать многое, в том числе и наличие таких компонентов в пище, как витамины. Сегодня на уроке мы поговорим о них.

комментируются учителем, а только принимаются к сведению).

    Мы часто слышим разную информацию о витаминах:

  • Витамины есть только в овощах и фруктах.

  • Чем больше съешь витаминов, тем будешь крепче и здоровее.

  • В период инфекционных заболеваний нужно есть больше витамина С.

  • Витамины нужно принимать  только зимой и весной.

  • Недостаток витаминов может привести к серьезным заболеваниям.

       - Правда ли это? Где предрассудки, а где факты?

Из истории открытия витаминов

       В 1881 году русский врач Николай Иванович Лунин произвел опыты над двумя группами мышей. Одних он кормил натуральным молоком, а других – искусственной смесью, куда входили белки, жиры, углеводы, соли и вода в тех же пропорциях, что и в молоке. Животные второй группы вскоре погибли. Опыты Лунина были повторены в России, Швейцарии, Англии, Америке. Результаты неизменно были те же, правильность и точность опыта подтвердились.

        Но как объяснить результаты такого опыта? Почему погибли мыши, вскормленные искусственной пищей?         Н.И. Лунин решил, что в пище есть еще какое – то незаменимое вещество, необходимое для поддержания жизни. Эти вещества назвали витаминами от латинского вита – жизнь и амин – содержащий азот. Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат азот, но старое название этих веществ осталось



  1. Определение витаминов, их роль в организме.

     Витамины – это органические вещества, необходимые для образования ферментов и других биологически активных веществ Они способствуют протеканию биохимических процессов в организме, т.е. обмену веществ.


(Учащиеся записывают определение в тетрадь).

     В отличие от ферментов, витамины не могут синтезироваться в организме человека, они поступают в организм с пищей. Лишь некоторые витамины вырабатываются бактериями, живущими в нашем кишечнике.

       Витамины обозначают буквами латинского алфавита (А, В, С, D) и цифрами, определяющими порядок их открытия (В1, В6, В12). Сейчас их известно около 80 видов.

      Все витамины делятся на две большие группы – водорастворимые (В, С) ижирорастворимые(А, D, Е, К). 

     При длительном недополучении  организмом какого либо витамина возникает заболевание –авитаминоз. Если организм все - таки получает витамин, но недостаточно, то возникающее заболевание называется – гиповитаминоз. Бывают и случаи гипервитаминоза – заболевания, связанного с переизбытком какого – либо витамина.  

Сообщения учащихся о витаминах, работа с таблицей



Определение витамина С”

1. Спиртовой раствор йода разведите с водой до цвета крепкого чая.

2. Добавьте в раствор крахмальный клейстер до получения синей окраски.

3. Возьмите свежий лимон и выдавите  1 мл сока, к нему по каплям добавьте клейстер. Наблюдайте за окраской. Если раствор йода (синий цвет) обесцветился – то аскорбиновой кислоты (витамина С) много, если нет – то мало.

4. Проделайте подобный опыт с  рассолом квашеной капусты, яблочным соком.

5. Нагрейте яблочный сок над спиртовкой, соблюдая правила техники безопасности. Проделайте предыдущий опыт с остывшим соком.

6. Сделайте вывод.

После выполнения работы учащиеся делают выводы:

витамин С содержится в свежем лимоне, в квашеной капусте, яблочном соке;

витамина С нет в продуктах подвергнутых термической обработке

Что мешает усвоению витаминов:

алкоголь – разрушает витамины А, группы В, снижает содержание кальция, цинка, калия, магния;

никотин - разрушает витамины А, С, Е, снижает содержание селена;

кофеин – разрушает витамины В, РР, снижает содержание железа, калия, цинка;

аспирин – уменьшает содержание витаминов группы В, С, А, а также кальция, калия;

антибиотики – разрушают витамины группы В, снижают содержание железа, кальция, магния;

снотворные средства – затрудняют усвоение витаминов А, D, Е, В12, сильно снижают уровень кальция.


Закрепление изученного материала.

Решение проблемной ситуации.

Давайте вернемся к началу урока. Исходя из полученных знаний, определите, какие высказывания относятся к достоверным фактам, а какие нет.

(Объяснения учащихся).

Высказывание

Факт

Витамины есть только в овощах и фруктах.

Витамины содержатся как в растительной, так и в животной пище.

Чем больше съешь витаминов, тем будешь крепче и здоровее.

Передозировка витаминов также опасна, как и недостаток.

В период инфекционных заболеваний нужно есть больше витамина С.

Да. Он повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям.

Витамины нужно принимать  только зимой и весной.

Витамины необходимы постоянно. Прием витаминных препаратов нужно вести только по рекомендации врача.

Недостаток витаминов может привести к серьезным заболеваниям.

Да.

В заключении урока давайте вместе сформулируем принципы правильного питания и поведения человека, которые будут способствовать полному обеспечению витаминами нашего организма.

(Обсуждение и ответы учащихся, запись принципов в тетрадь).

  • Пища должна быть разнообразной, свежей, правильно приготовленной.

  • Больше включать в рацион свежих овощей и фруктов.

  • Больше времени бывать на улице.

  • Вести здоровый образ жизни, отказаться от курения, алкоголя, умеренно употреблять чай и кофе.

  • Принимать лекарственные препараты (антибиотики, аспирин, снотворное) только по рекомендации врача.

  • Регулярно принимать готовые витаминные препараты по рекомендации врача.

  • Не злоупотреблять витаминами.

Рефлексия.

рганизую этап самооценки и выясняю мнение учащихся об уроке).

   - Понравился ли тебе урок?

    - Что тебе показалось самым удачным, интересным, а что можно было бы сделать иначе?

   - Считаешь ли ты, что в свете новых знаний нужно пересмотреть свой рацион?

   - Оцени, пожалуйста, свой вклад в работу класса.

  1. Домашнее задание:

Составить кроссворд в тетради, используя дополнительную литературу, подготовить сообщения о витаминах В6, В12, РР, F, Н.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Урок биологии в 8 классе по теме: "Витамины"

Автор: Волина Алла Александровна

Дата: 25.02.2021

Номер свидетельства: 574265

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Поурочный план по биологии на тему: Витамины  8 класс "
    ["seo_title"] => string(54) "pourochnyi-plan-po-biologhii-na-tiemu-vitaminy-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "201560"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429088708"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Конспект урока по биологии на тему витамины"
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekturokapobiologhiinatiemuvitaminy"
    ["file_id"] => string(6) "306120"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458055311"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Технологическая карта урока биологии по теме "Витамины""
    ["seo_title"] => string(62) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-biologhii-po-tiemie-vitaminy"
    ["file_id"] => string(6) "283560"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453837110"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Конспект урока биологии "Следствие ведут знатоки биологии" (обобщающий урок по теме "Витамины") "
    ["seo_title"] => string(104) "konspiekt-uroka-biologhii-sliedstviie-viedut-znatoki-biologhii-obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-vitaminy"
    ["file_id"] => string(6) "186612"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426392304"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Методическая разработка урока  по биологии  по теме "Витамины" "
    ["seo_title"] => string(65) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-biologhii-po-tiemie-vitaminy"
    ["file_id"] => string(6) "160188"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422012435"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства