Технологическая карта урока биологии по теме "Витамины"
Технологическая карта урока биологии по теме "Витамины"
Данная методическая разработка представляет технологическую карту урока биологии в 8 классе по теме "Витамины". В разработке присутствует исторический материал, тесты, предусмотрена работа в группах. Возможно использование материалов урока при проведении классных часов и мероприятий, посвященных здоровому питанию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока биологии по теме "Витамины"»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Василевская средняя общеобразовательная школа»
Костромского муниципального района
Костромской области
Методическая разработка
технологическая карта
урока биологии по
теме «Витамины»
Автор
Розова Ирина Александровна
учитель биологии МКОУ Василевская
средняя общеобразовательная школа
Василево
2016
Технологическая карта урока биологии в 8 классе
Тема урока «Витамины»
Цель урока:показать значимость витаминов, их биологическую роль в организме человека.
Задачи:
Образовательные:
сформулировать понятие о витаминах как биологически активных веществах клетки, об их влиянии на обменные процессы;
познакомить с понятием “авитаминоз” и его последствиями;
сориентировать учащихся на продукты, содержащие наибольшее количество определённых витаминов;
Развивающие:
развитие навыков самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой;
развитие умений применять полученные знания на практике;
определять личностную значимость темы для каждого ученика.
Воспитательные:
Показать приоритет отечественной науки в открытии витаминов;
продолжить воспитание и стремление учащихся к правильному и здоровому образу жизни;
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока:
Этап урока
шаг
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
время
1. организационный
Мотивация на урок
Постановка целей и задач на урок (беседа)
Рассказываю исторические факты об открытии витаминов и опытах, проводимых Н. И. Луниным (см. Приложение 1)
- что же это за чудесные вещества?
- почему же витамины так важны? Почему без них нельзя, но и когда их много – плохо?
- что нам необходимо знать о витаминах в повседневной жизни?
Тема урока: «Витамины»
- сформулируйте цель нашего урока
Внимательно слушают
Отвечают на вопросы
Формулирую цель урока: узнать, что такое витамины, зачем они нужны организму; какие витамины существуют и где содержаться.
2 мин
2 мин
2. изучение нового материала
Деление на группы
Работа в группах
Защита рекламного буклета
Демонстрационный эксперимент
Беседа
- каждый из вас подготовил сообщение о каком-либо витамине. Сейчас их известно около 30 и все их можно разделить на две группы: жирорастворимые и водорастворимые. Найдите в учебнике, к какой группе относиться ваш витамин и разделитесь на две группы.
Организую работу в группах, сообщаю задание: представьте, что вы работаете в компании, выпускающей витамины определенной группы. Ваша задача оформить рекламный буклет о данных витаминах и доказать нам, что без них нельзя обойтись.
Выдаю буклеты. (см. Приложение 2)(Можно предложить эти буклеты оформить на компьютере. В этом случае больше возможностей для творчества, т.к. оформление ребята выбирают самостоятельно)
Слушаю, задаю уточняющие вопросы.
- Почему же нам так необходимы витамины?
- мы получаем витамины из продуктов питания. В организме человека они не синтезируются, то есть мы должны получать их в готовом виде. Поэтому важно знать, при каких условиях витамины сохраняются или разрушаются. Посмотрите эксперимент и сделайте выводы.
- при каких условиях витамины разрушаются?
- возможно ли запасти витамины?
- когда в продуктах питания витаминов мало, на помощь приходят поливитаминные препараты.
Демонстрирую упаковки различных витаминных комплексов.
Определяют принадлежность витамина, о котором готовили доклад, к водорастворимым или жирорастворимым и делятся на две группы.
Работают в группах, используя в качестве источников информации учебник, свои сообщения и (если есть возможность) ресурсы сети Интернет.
Защищают рекламный буклет, рассказывая о витаминах, их значении и роли в организме человека, рассказывают о продуктах питания, в которых они содержатся.
Отвечают на вопрос: витамины регулируют процессы обмена веществ в организме, входят в состав ферментов, которые необходимы для протекания химических процессов в клетках.
Внимательно смотрят эксперимент. Эксперимент проводят двое учащихся, подготовленных заранее.
Эксперимент (см. Приложение 3)
Отвечают на вопросы: витамины разрушаются при нагревании (например, при варке варенья из ягод) и при замораживании.
При длительном хранении витамины также разрушаются, поэтому витамины должны поступать в организм постоянно.
Смотрят, называю препараты, которые они знают.
2 мин
10 -12 мин
10 мин
5 мин
2 мин
3 мин
3. контроль и взаимоконтроль
Тестовые задания
Организую выполнение тестовой работы (см. Приложение 4)
- обменяйтесь работой с соседом и проверьте его тест
Выполняют тест.
Проверяют работу своего соседа по парте. Оценивают его работу.
5-7 мин
1 мин
4. подведение итогов
Беседа
Оценивание
- достигли ли мы цели нашего урока?
- что мы узнали о витаминах? Сформулируйте выводы.
Корректирую выводы, задаю уточняющие вопросы.
Прошу оценить работу одноклассников на уроке. Итоговую оценку выставляю в журнал.
Отвечают на вопросы, формулируют выводы:
витамины – это БАВ, действующие на организм в ничтожно малых количествах
они необходимы для нормального обмена веществ организме, так как входят в состав почти всех ферментов
витамины делят на жирорастворимые и водорастворимые
недостаток витаминов, как и их избыток вреден для организма
Оценивают работу одноклассников, аргументируют оценку.
3 мин
2 мин
5. Информирование о д/з
Сообщаю д/з: § 35, р/т 68
Записывают д/з в дневник
1 мин
Приложение 1
Для начала немного истории. Отважные путешественники и мореплаватели прошлых столетий часто подвергались мучительной болезни, если они долго находились без свежих фруктов, овощей. Развивалась цинга, или скорбут. Дёсны разбухали и кровоточили, лицо отекало, чувствовалась общая слабость, ощущались невыносимые боли в мышцах, суставах, под кожей лопались сосуды, тело покрывалось кровоподтеками. Больше моряков погибало от цинги, чем от морских сражений и кораблекрушений. В народе с давних пор цингу умели лечить плодами шиповника, сосновым пивом - настоем хвои и молодых побегов сосны. Из практического опыта, жизненных наблюдений люди узнали, что цингу можно предотвратить, если пить лимонный сок, есть квашеную капусту, зелёный лук, чёрную смородину. Долгое время оставалось неизвестным, почему потребление этих продуктов предотвращает цингу. Причины заболеваний, связанных с неполноценным питанием, первым открыл русский врач Николай Иванович Лунин. Молодой учёный Дерптского (ныне Тартуского) университета исследовал роль минеральных веществ в питании. Н.И. Лунин кормил мышей искусственными смесями, полученными лабораторным путём из химически чистых веществ. Мыши, потребляющие в пищу химически чистые вещества, гибли на 11-й день подобно тем мышам, которым к искусственной еде добавляли поваренную соль, соду и минеральные соли. Партия мышей, которых кормили коровьим молоком, была здорова. У учёного возникла мысль: значит, в искусственных смесях чего-то не хватает. Он предположил, что это какие-то неизвестные вещества, которые в ничтожно малых количествах обязательно присутствуют в таком естественном продукте, как молоко. Так впервые научно было доказано, что в состав пищи входят жизненно необходимые вещества. Исследования Лунина долгое время были малоизвестны и о них забыли. Но опыты Лунина были повторены позже в России, Швейцарии, Великобритании, Америке. Результаты неизменно были те же, правильность и точность опытов подтвердилась.
Приложение 3
А теперь проведем небольшое исследование: определим наличие витамина С в некоторых продуктах. Витамин С очень нестоек, разрушается на воздухе, при соприкосновении с металлическими предметами, при нагревании. Исследование основано на свойстве витамина С обесцвечивать йод. Работу выполняем по инструктивной карточке.
“Определение витамина С в некоторых продуктах”.
Спиртовой раствор йода разведите с водой до цвета крепкого чая.
Добавьте в раствор крахмальный клейстер до получения синей окраски.
Возьмите 1 мл сока лимона или апельсина, к нему по каплям добавьте клейстер. Наблюдайте за окраской. Если раствор йода (синий цвет) обесцветился – то аскорбиновой кислоты (витамина С) много, если нет – то мало.
Проделайте подобные опыты с пакетированным яблочным соком
Нагрейте яблочный сок на спиртовке. Повторите опыт с нагретым соком.
повторите опыт с соком замороженных ягод (клюква, брусника) или фруктов
Сделайте вывод.
Приложение 4
1. Витамины это…
а) минеральные вещества;
б) органические вещества;
в) белки.
2. Авитаминоз – это…
а) переизбыток витамина;
б) недостаток витамина;
в) нормальное содержание витамина
3. К водорастворимым витаминам относятся:
а) С, РР, группы В;
б) D, А, К;
в) только группа В
4. В цитрусовых большом количестве содержится:
а) витамин А;
б) витамин Е;
в) витамин С.
5. Отсутствие какого витамина приводит к заболеванию бери-бери?
а) витамина К;
б) витамина В;
в) витамина С.
6. Переизбыток витаминов вызывает:
а) гипервитамноз;
б) авитаминоз;
в) головокружение
7. Витамины были открыты:
а) Эйкманом;
б) Луниным;
в) Фрунком.
8. Источниками витамина D являются:
а) Жирная рыба, масло, солнечный загар;
б) свежие овощи, фрукты, молоко;
в) водоросли, мясо, яйца.
9. У мальчика понизилась острота зрения при слабом освещении, что может быть причиной?
а) недостаток витамина В;
б) недостаток витамина А;
в) недостаток витамина Е
10. Недостаток витамина С приводит к заболеванию:
а) Цинга;
б) Пеллагра;
в) Рахит
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089)
Примерные программы по биологии (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263)
Программы для общеобразовательных учреждений по биологии к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника. – М., : Дрофа, 2009г.
Колесов, Маш, Беляев. Биология: человек. 8 класс — М.: Дрофа, 2012.
Биология: человек. 8 класс. Рабочая тетрадь. - М.: Дрофа, 2012.
http://www.it-n.ru
http://www.proshkolu.ru
http://festival.1september.ru/ - Активные формы обучения // Бердникова Елена Леонидовна,
http://school-collection.edu.ru/
http://k67.mskcollege.ru - Активные формы и методы обучения.