kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок биологии в 7 классе на тему "Эволюционное развитие растительного мира на Земле"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок биологии в 7 классе на тему "Эволюционное развитие растительного мира на Земле". ФГОС 3.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 7 классе на тему "Эволюционное развитие растительного мира на Земле"»

Тема: Эволюционное развитие растительного мира на Земле.

Цель: обобщить знания о многообразии растений, их происхождении, особенностях строения и процессов жизнедеятельности основных отделов; познакомить с основными эволюционными этапами развития растительного мира на Земле и их значением для дальнейшего развития органического мира; дать представление о методах изучения вымерших растений.

Планируемые результаты УУД:

Личностные: формирование ответственного отношения к учению; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Предметные: знать и уметь - определять понятия автотрофы, гетеротрофы, эукариоты, или ядерные, прокариоты, или доядерные; органические соединения, энергия солнца, ароморфоз, конкуренция; сине-зеленые водоросли, цианобактерии; половой способ размножения, конкуренция; озоновый экран, риниофиты, псилофиты; папоротники, хвощи и плауны, мхи, голосеменные, покрытосеменные растения; экологическая ниша, палеонтология, палеоботаника, радиоуглеродный метод, эволюция.

Функциональная грамотность:

Естественно-научная грамотность: решение ситуационных задач с проблемным вопросом блока «Процессы и явления в живой природе», приемы проведения исследований и обработки данных.

Читательская грамотность: работа с текстом (поиск информации и понимание прочитанного; преобразование информации и ее интерпретация; оценка информации). Приобретение социального и жизненного опыта через обогащение новыми знаниями.

Ход урока:

1. Орг.момент.

2. Повторение: характеристика отделов растений

3. Новый материал: Презентация Эволюция растений.



Эволюция царства растений началась с архейской эры (около 3500 млн. лет назад). В этот период на Земле отмечено появление синезеленых водорослей. Эти водоросли принадлежат к группе цианобактерий, поскольку в их клетках отсутствует оформленные ядра.

? Таким образом, их можно отнести к ... ? прокариотам (доядерным организмам)

? Благодаря процессу фотосинтеза, в атмосферу нашей планеты начал поступать ...? кислород, необходимый для жизнедеятельности аэробов.

Позднее в протерозойской эре (около 2600 млн. лет назад) Землей завладели красные и зелёные водоросли. Их господство распространилось и на палеозойскую эру.

Только в поздний палеозой (силурийский период) отмечена жизнедеятельность на планете древнейших высших растений – риниофитов, или псилофитов. У этих растений были побеги, но отсутствовали корни и листья. Размножение риниофитов происходило спорами. Они обитали на суше или частично в воде.

? От каких растений могли произойти псилофиты? Почему вы так думаете?

Около 400- 360 млн. лет назад в девонском периоде палеозойской эры на фоне преобладания на Земле риниофитов и водорослей появились первые папоротникообразные (папоротники, хвощи, плауны) и моховидные растения. Они относятся к высшим споровым растениям.

? Почему их относят к споровым растениям?

Прикреплённый образ жизни растения на суше привёл к появлению расчленения растения на корень, стебель и лист, а также к возникновению опорных тканей и сосудистой проводящей системы.

? Давайте вспомним, зачем растениям нужны опорные (механические) ткани? Какая функция у проводящих тканей?

Самые первые наземные растения были маленьких размеров. Они поглощали воду посредством ризоидов, как сохранившиеся по сей день на Земле мхи. В цикле их развития преобладало гаплоидное поколение (гаметофит).

Постепенно появлялись более крупные формы растений – папоротникообразные, у которых образовались сложные специализированные органы – корни с корневыми волосками. В цикле развития этих растений на первый план выступает диплоидная фаза – спорофит, являющийся непосредственно самим растением, тогда как гаметофит – это заросток, который выглядит как клубенёк у хвощей и плаунов и как небольшая пластинка у папоротников. Так осуществлялся постепенный переход от гаплоидного поколения к более совершенному – диплоидному. В палеозойскую эру папоротникообразные были громадными растениями, господствовавшими на суше. Однако для их размножения была необходима вода, что ограничивало территорию их существования местностями с повышенной влажностью.

В каменноугольном периоде, который длился с 360 до 280 млн. лет назад, доказано появление на нашей планете семенных папоротников, которые в дальнейшем стали родоначальниками всех голосеменных растений. В это время полностью исчезают риниофиты из-за невозможности конкурировать с более развитыми растениями. А господствовавшие тогда огромнейшие древовидные папоротникообразные после отмирания образовали залежи каменного угля.

? Какие условия на Земле способствовали тому, что в каменноугольный период споровые растения были в расцвете?

? Вспомните из курса географии, каким образом могли сформироваться залежи каменного угля из древних споровых растений?

В следующем пермском периоде палеозойской эры на Земле появились древние голосеменные растения. Древовидные папоротникообразные постепенно вымирают, а им на смену приходят семенные и травянистые папоротники, завладевая сушей. Особенностью голосеменных растений является то, что размножение их осуществляется семенами, не имеющими защиты в виде стенок плода, так как цветков и плодов эти растения не образуют. Половое размножение этих растений осуществлялось независимо от воды. А их появление в ходе эволюционных метаморфоз было обусловлено перепадами влажности и температуры и изменением рельефа Земли вследствие поднятия суши, то есть появления горных массивов.

? Почему в пермском периоде вымерли гигантские споровые растения?

? Какие преимущества появились у голосеменных растений по сревнению со споровыми?

Мезозойская эра наступила около 240 млн. лет назад. В триасовом периоде мезозоя появились современные голосеменные, а в юрском периоде зародились первые покрытосеменные растения. Но господствующие позиции на планете сохранились за голосеменными растениями.

В процессе появления покрытосеменных растений произошла череда ароморфозов. Во-первых, сформировался цветок – трансформированный побег, приспособленный для образования спор и гамет. Опыление, оплодотворение и образование зародыша и плода происходило непосредственно в цветке. Во-вторых, для лучшей защиты и распространения семена покрытосеменных растений были окружены околоплодником. Для этих растений характерно половое размножение.

? Какие преимущества дает наличие цветов и плодов покрытосеменным растениям?

К покрытосеменным относятся травянистые растения, деревья и кустарники. Разнообразные видоизменения вегетативных органов (корня, стебля, листа) отмечаются у разных видов растений. Эволюционные изменения покрытосеменных растений происходили за относительно короткий срок, поэтому для них свойственна высокая эволюционная пластичность. Огромное значение в протекании эволюционных преобразований сыграли насекомые-опылители. Покрытосеменные растения более продуктивно осваивают окружающую среду и завоевывают новые территории, благодаря своим особенностям строения и способности формировать сложные многоярусные сообщества.

В кайнозойской эре, наступившей приблизительно 70 млн. лет назад, на нашей планете стали господствовать существующие и в настоящее время покрытосеменные и голосеменные растения, тогда как высшие споровые растения регрессировали.

Сейчас на Земле произрастают более 350 тысяч видов растений.

? Какие группы среди них встречаются? цветковые, мохообразные растения, папоротники, водоросли и т.д.

Виды, исчезнувшие с лица Земли, не входят в это число, поскольку к меняющимся условиям на Земле адаптироваться они не смогли, или не выдержали конкуренцию со стороны вновь появившихся растений, которые лучше были приспособлены к новой среде обитания.

Палеоботаники установили распределение растительного покрова по поверхности Земли в разные геологические периоды, а также закономерности его смены.

? В чем заключается сложность исследований ископаемых остатков растений?

В том, что у растений нет твёрдого скелета, который легко превращается в окаменелость, заключается сложность исследований.

? В чем значимость роли растений в развитии Земли? Намного значимее роль растений в эволюционной истории Земли, так как они фактически преобразовали атмосферу нашей планеты и сделали её пригодной для существования животного мира.

Эволюция, однако, крайне медленный процесс, и естественный отбор благоприятствует особям, приспосабливающимся к изменениям среды обитания, а не просто к изменениям как таковым.

Вывод: Все группы растительных организмов возникли в процессе эволюции. Выход на сушу привёл к появлению у растений новых специализированных органов и тканей – проводящей, покровной, механической, фотосинтезирующей. Появились вегетативные органы – корень и побег. Похолодание климата и иссушение почвы привело к появлению семян. В эволюции высших растений большую роль играли условия среды обитания



4. Обобщение и закрепление:

1. Какая наука занимается изучением развития жизни на земле?

Археология Философия Палеонтология

2. Какая наука изучает ископаемые остатки древних растений?

Ботаника Палеоботаника Археология

3. Что происходило с некоторыми древними растениями?

Заморозка Окаменение Консервация

4. По чему можно судить о внешних признаках древних растений?

По отпечаткам По фотографиям По кольцам на срубе

5. Когда образовалась Земля?

Более 5 млрд лет назад 2 млрд лет назад Более 10 млрд лет назад

6. Когда появилась жизнь на Земле?

3,5-4 млрд лет назад 2 млрд лет назад Более 5 млрд лет назад

7. Где появились первые живые организмы?

В воде В почве В коре растений

8. Простейшие одноклеточные организмы были похожи по строению на:

Моллюсков Бактерии Человека

9. Одни из первых наземных растений:

Риниофиты Сосны Баобаб

10. Предки голосеменных растений:

Водоросли Папоротники Сосны





5. Рефлексия.

6. Домашнее задание. П. 10. Таблица в тетради.


Задания для учеников, интересующихся биологией.

  1. Выяснить, кто такой русский ученый А.И. Опарин, в чем его заслуга перед наукой. Что такое коацерватные капли? Можно ли считать их живыми организмами?

  2. Узнать, на какие ветви разделяется наука палеонтология. Что изучает каждая из отраслей?

  3. Образование каменного угля.



Эволюция растений


Эра (продолжительность, млн лет)

Период

Начало (млн лет назад)

Развитие органического мира.

Мир растений

Архейская, 900




Протерозойская (ранней жизни), 2000




Палеозойская

(древней жизни),

340

Кембрийский (Кембрий)



Ордовикский (Ордовик)



Силурийский (Силур)



Девонский (Девон)



Каменноугольный (Карбон)



Пермский (Пермь)



Мезозойская (средней жизни) 165

Триасовый (Триас)



Юрский (Юра)



Меловой (Мел)



Кайнозойская (новой жизни) 66

Палеогеновый (Нижнетретичный)



Неогеновый (Верхнетретичный)


Антропогенный, 1,5 – 2,0





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок биологии в 7 классе на тему "Эволюционное развитие растительного мира на Земле"

Автор: Пришлецова Оксана Владимировна

Дата: 25.02.2025

Номер свидетельства: 665829

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Урок биологии на тему "Эволюция растений". 7 класс."
    ["seo_title"] => string(50) "urok_biologii_na_temu_evoliutsiia_rastenii_7_klass"
    ["file_id"] => string(6) "631346"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1683953086"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Урок-игра «Звездный час» (урок биологии в 6  классе по теме  «Развитие органического мира») "
    ["seo_title"] => string(95) "urok-ighra-zviezdnyi-chas-urok-biologhii-v-6-klassie-po-tiemie-razvitiie-orghanichieskogho-mira"
    ["file_id"] => string(6) "187457"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426518334"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "Рабочая программа по  биологии 7 класс.  Автор:  Л. Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова   70 часов ( 2 часа в неделю)"
    ["seo_title"] => string(105) "rabochaiaproghrammapobiologhii7klassavtorlnsukhorukovavskuchmienkoiiakoliesnikova70chasov2chasavniedieliu"
    ["file_id"] => string(6) "305079"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1457870560"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Программа прикладного курса "Цитология", 10 класс"
    ["seo_title"] => string(51) "proghramma_prikladnogho_kursa_tsitologhiia_10_klass"
    ["file_id"] => string(6) "417222"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1495314014"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства