Данная программа предназначена для занятий в 10 классе общеобразовательной школы с естественно – математическим направлением. Программа поможет учащимся углубить свои знания, взглянуть с разных точек зрения на уже известные темы, расширить кругозор, повысить интерес к изучению предмета «Биология».
Пояснительная записка к прикладному курсу « Цитология».
Прикладной курс « Цитология» предназначен для профильных естественно-научных классов для поддержания и углубления базовых знаний по биологии. Он предназначен для учащихся 10 класса, желающих выбрать биологию для дальнейшего обучения, а также для учащихся, проявляющих интерес к цитологии. Изучение курса поможет проверить целесообразность выбора профессиональной деятельности будущего выпускника.
Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии. В процессе занятий предполагается приобретение учащимися опыта поиска информации по предлагаемым вопросам.
Прикладной курс рассчитан на 34 часа. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение лабораторных и практических работ, решение задач, проблем.
Цель программы:
Создание благоприятных условий для углубления интереса к биологии, привлечения внимания к многогранности и разнообразию биологических проблем, развития творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания через содержание курса и применение новых педагогических технологий. Задачи курса:
Формировать у учащихся общебиологические понятия о клеточном строении, взаимосвязи строения и функции, умение работать с микроскопом, лабораторным оборудованием.
Развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, мыслительные операции и речь;
Продолжить формирование у учащихся эволюционного мышления при изучении живой природы во всех ее проявлениях; нравственное и гигиеническое воспитание по профилактике вредных привычек (наркотики, алкоголь, табак, стрессы, нарушенный психоэмоциональный фон).
Основная концепция курса:
Комплексный подход при изучении живых организмов на разных уровнях организации (от молекулярного до системно-органного). Важно показать, что ткани и органы всего живого построены на единой клеточной основе, имеющей общие фундаментальные признаки и особенности;
Сравнительно-эволюционная направленность курса. При рассмотрении вопросов строения клетки, тканей и органов многоклеточных животных основное внимание уделяется формированию у учащихся эволюционного мышления при изучении живой природы во всех ее проявлениях;
Экологическая направленность курса. Важно сформировать твердое убеждение у ребят, что неблагоприятные факторы (как внешней, так и внутренней природы), включая вредные привычки (наркотики, алкоголь, табак, стрессы, нарушенный психоэмоциональный фон), серьезно сказываются на состоянии организма, затрагивая самые глубинные – молекулярно-генетические – основы деятельности клеток;
Практические и семинарские занятия. Эта часть курса предполагает широкое использование иллюстративного материала (схемы, фотографии, таблицы, слайды) непосредственно на занятиях (особенно при изучении структуры клетки), а также изучение микроскопических препаратов тканей.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны знать:
Устройство светового микроскопа;
Положения клеточной теории;
Особенности прокариотической и эукариотической клеток;
Сходство и различие растительной и животной клеток;
Основные компоненты и органоиды клеток: мембрану, цитоплазму и органоиды, митохондрии и хлоропласты, рибосомы;
Основные этапы биосинтеза белка в эукариотической клетке – транскрипцию и трансляцию;
Особенности ядерного аппарата и репродукцию клеток;
Реакцию клеток на воздействие вредных факторов среды;
Определение и классификацию тканей, происхождение тканей в эволюции многоклеточных;
Строение основных типов клеток и тканей многоклеточных животных;
Иметь представление о молекулярно-биологических основах ряда важнейших процессов в клетках и тканях нашего организма.
Учащиеся должны уметь:
Выявлять причинно-следственные связи между биологическими процессами, происходящими на разных уровнях организации живых организмов (от молекулярного до организменного);
Работать со световым микроскопом и препаратами;
Называть составные части клетки и “узнавать” их на схеме или фотографии;
Изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования;
Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур;
Составлять краткие рефераты и доклады по интересующим их темам и представлять их;
Использовать знания о клетке и тканях для ведения здорового образа жизни.
Календарно – тематическое планирование
Прикладного курса «Цитология» Общее количество часов – 34
Тема 1. Введение в биологию клетки (2 ч)
1. Задачи современной цитологии. Клеточная теория – основной закон строения живых организмов
2. Заслуга отечественных биологов в защите основных положений клеточной теории. Биохимия клетки.
Тема 2. Общий план строения клеток живых организмов (6 ч)
1.Прокариоты и эукариоты. Сходство и различия.
2. Животная и растительная эукариотическая клетка.
3. Теории происхождения эукариотической клетки.
4. Углеводы
5. Липиды
6. Белки
Тема 3. Основные компоненты и органоиды клеток (3 ч) 1. Мембрана: современная модель строения клеточной мембраны. Универсальный характер строения мембраны всех клеток.
2. Цитоплазма и органоиды. Цитоскелет клеток – его компоненты и функции в разных типах клеток.
3. Мембранные органоиды клеток.
Тема 4. Метаболизм – преобразование веществ и энергии (11 ч).
1. Типы обмена веществ в клетке. Источники энергии в клетке.
2. Пластический обмен.
3. Энергетический обмен.
4. Митохондрии и хлоропласты
5. Гетеротрофы и автотрофы.
6. Митохондрии – энергетические станции клетки. Схема синтеза АТФ.
7. Хлоропласты.
8. Фотосинтез — световые реакции
9. Фотосинтез — темновые реакции
10. Рибосомы. Типы и структуры рибосом про - и эукариот.
11. Синтез белка. Основные этапы синтеза белка в эукариотической клетке.
Тема 5. Ядерный аппарат и репродукция клеток (8 ч).
1. Ядро эукариотической клетки и нуклеоид прокариот. Строение и значение ядра. Ядрышко – его строение и функции.
2. Понятие о хроматине. Структура хромосом.
3. Жизненный цикл клетки. Репродукция (размножение) клеток. Понятие о жизненном цикле клеток – его периоды.
4. Репликация ДНК – важнейший этап жизни клеток.
5. Митоз – его биологическое значение.
6. Понятие о “стволовых” клетках. Теория “стволовых клеток” – прорыв в современной биологии и медицине.
7. Мейоз – основа генотипической, индивидуальной, комбинативной изменчивости. Биологическое значение мейоза.
8. Старение клеток. Рак – самое опасное заболевание человека и других живых существ.
Тема 6. Эволюция клетки (2ч).
1. Первичные этапы биохимической эволюции на Земле. Теории эволюции про - и эукариотических клеток.
2. Происхождение многоклеточных организмов.
Обобщение (2 ч)
1. Клетка – элементарная генетическая и структурно-функциональная единица живого.
Просмотр содержимого документа
«Программа прикладного курса "Цитология", 10 класс»
ПРОГРАММА
ПРИКЛАДНОГО КУРСА «ЦИТОЛОГИЯ» 10 класс
Автор – составитель:
Иванова Ольга Фёдоровна
Учитель биологии первой категории СШ № 1 г. Тайынша
Данная программа предназначена для занятий в 10 классе общеобразовательной школы с естественно – математическим направлением. Программа поможет учащимся углубить свои знания , взглянуть с разных точек зрения на уже известные темы, расширить кругозор, повысить интерес к изучению предмета «Биология».
Пояснительная записка к прикладному курсу « Цитология».
Прикладной курс « Цитология» предназначен для профильных естественно-научных классов для поддержания и углубления базовых знаний по биологии. Он предназначен для учащихся 10 класса, желающих выбрать биологию для дальнейшего обучения, а также для учащихся, проявляющих интерес к цитологии. Изучение курса поможет проверить целесообразность выбора профессиональной деятельности будущего выпускника.
Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии. В процессе занятий предполагается приобретение учащимися опыта поиска информации по предлагаемым вопросам.
Прикладной курс рассчитан на 34 часа. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение лабораторных и практических работ, решение задач, проблем.
Цель программы:
Создание благоприятных условий для углубления интереса к биологии, привлечения внимания к многогранности и разнообразию биологических проблем, развития творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания через содержание курса и применение новых педагогических технологий.
Задачи курса:
Формировать у учащихся общебиологические понятия о клеточном строении, взаимосвязи строения и функции, умение работать с микроскопом, лабораторным оборудованием.
Развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, мыслительные операции и речь;
Продолжить формирование у учащихся эволюционного мышления при изучении живой природы во всех ее проявлениях; нравственное и гигиеническое воспитание по профилактике вредных привычек (наркотики, алкоголь, табак, стрессы, нарушенный психоэмоциональный фон).
Основная концепция курса:
Комплексный подход при изучении живых организмов на разных уровнях организации (от молекулярного до системно-органного). Важно показать, что ткани и органы всего живого построены на единой клеточной основе, имеющей общие фундаментальные признаки и особенности;
Сравнительно-эволюционная направленность курса. При рассмотрении вопросов строения клетки, тканей и органов многоклеточных животных основное внимание уделяется формированию у учащихся эволюционного мышления при изучении живой природы во всех ее проявлениях;
Экологическая направленность курса. Важно сформировать твердое убеждение у ребят, что неблагоприятные факторы (как внешней, так и внутренней природы), включая вредные привычки (наркотики, алкоголь, табак, стрессы, нарушенный психоэмоциональный фон), серьезно сказываются на состоянии организма, затрагивая самые глубинные – молекулярно-генетические – основы деятельности клеток;
Практические и семинарские занятия. Эта часть курса предполагает широкое использование иллюстративного материала (схемы, фотографии, таблицы, слайды) непосредственно на занятиях (особенно при изучении структуры клетки), а также изучение микроскопических препаратов тканей.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
Устройство светового микроскопа;
Положения клеточной теории;
Особенности прокариотической и эукариотической клеток;
Сходство и различие растительной и животной клеток;
Основные компоненты и органоиды клеток: мембрану, цитоплазму и органоиды, митохондрии и хлоропласты, рибосомы;
Основные этапы биосинтеза белка в эукариотической клетке – транскрипцию и трансляцию;
Особенности ядерного аппарата и репродукцию клеток;
Реакцию клеток на воздействие вредных факторов среды;
Определение и классификацию тканей, происхождение тканей в эволюции многоклеточных;
Строение основных типов клеток и тканей многоклеточных животных;
Иметь представление о молекулярно-биологических основах ряда важнейших процессов в клетках и тканях нашего организма.
Учащиеся должны уметь:
Выявлять причинно-следственные связи между биологическими процессами, происходящими на разных уровнях организации живых организмов (от молекулярного до организменного);
Работать со световым микроскопом и препаратами;
Называть составные части клетки и “узнавать” их на схеме или фотографии;
Изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования;
Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур;
Составлять краткие рефераты и доклады по интересующим их темам и представлять их;
Использовать знания о клетке и тканях для ведения здорового образа жизни.
Календарно – тематическое планирование
Прикладного курса «Цитология»
Общее количество часов – 34
№
п/п
№ урока
Тема
Кол- во часов
сроки
Тема 1. Введение в биологию клетки
(2 ч)
1
1
Задачи современной цитологии. Клеточная теория – основной закон строения живых организмов.
1
2
2
Заслуга отечественных биологов в защите основных положений клеточной теории. Биохимия клетки.
1
Тема 2. Общий план строения клеток живых организмов (6 ч)
3
1
Прокариоты и эукариоты. Сходство и различия.
1
4
2
Животная и растительная эукариотическая клетка.
1
5
3
Теории происхождения эукариотической клетки.
1
6
4
Углеводы
1
7
5
Липиды
1
8
6
Белки
1
Тема 3. Основные компоненты и органоиды клеток (3 ч)
9
1
Мембрана: современная модель строения клеточной мембраны. Универсальный характер строения мембраны всех клеток.
1
10
2
Цитоплазма и органоиды. Цитоскелет клеток – его компоненты и функции в разных типах клеток.
1
11
3
Мембранные органоиды клеток.
1
Тема 4. Метаболизм – преобразование веществ и энергии (11 ч).
12
1
Типы обмена веществ в клетке. Источники энергии в клетке.
1
13
2
Пластический обмен.
1
14
3
Энергетический обмен.
1
15
4
Митохондрии и хлоропласты
1
16
5
Гетеротрофы и автотрофы.
1
17
6
Митохондрии – энергетические станции клетки. Схема синтеза АТФ.
1
18
7
Хлоропласты.
1
19
8
Фотосинтез — световые реакции
1
20
9
Фотосинтез — темновые реакции
1
21
10
Рибосомы. Типы и структуры рибосом про - и эукариот.
1
22
11
Синтез белка. Основные этапы синтеза белка в эукариотической клетке.
1
Тема 5. Ядерный аппарат и репродукция клеток (8 ч).
23
1
Ядро эукариотической клетки и нуклеоид прокариот. Строение и значение ядра. Ядрышко – его строение и функции.
1
24
2
Понятие о хроматине. Структура хромосом.
1
25
3
Жизненный цикл клетки. Репродукция (размножение) клеток. Понятие о жизненном цикле клеток – его периоды.
1
26
4
Репликация ДНК – важнейший этап жизни клеток.
1
27
5
Митоз – его биологическое значение.
1
28
6
Понятие о “стволовых” клетках. Теория “стволовых клеток” – прорыв в современной биологии и медицине.
1
29
7
Мейоз – основа генотипической, индивидуальной, комбинативной изменчивости. Биологическое значение мейоза.
1
30
8
Старение клеток. Рак – самое опасное заболевание человека и других живых существ.
1
Тема 6. Эволюция клетки (2ч).
31
1
Первичные этапы биохимической эволюции на Земле. Теории эволюции про - и эукариотических клеток.
1
32
2
Происхождение многоклеточных организмов.
1
Обобщение (2 ч)
33
1
Клетка – элементарная генетическая и структурно-функциональная единица живого.