kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок биологии на тему "Эволюция растений". 7 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока "Эволюционное развитие растительного мира на Земле. Сохранение в земной коре растительных остатков, их изучение. Видеоэкскурсия Развитие растительного мира на Земле". 

ФГОС 2022.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии на тему "Эволюция растений". 7 класс.»

Тема: Эволюционное развитие растительного мира на Земле. Сохранение в земной коре растительных остатков, их изучение. Видеоэкскурсия Развитие растительного мира на Земле.

Цель: обобщить знания о многообразии растений, их происхо­ждении, особенностях строения и процессов жизнедеятельности основных отделов; познакомить с основными эволюционными этапами развития растительного мира на Земле и их значением для дальнейшего развития органического мира; дать представле­ние о методах изучения вымерших растений.

Планируемые результаты УУД:

Личностные: формирование ответственного отношения к учению; формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Предметные: знать и уметь - определять понятия автотрофы, гетеротрофы, эука­риоты, или ядерные, прокариоты, или доядерные; органические соединения, энергия солнца, ароморфоз, конкуренция; сине-зе­леные водоросли, цианобактерии; половой способ размножения, конкуренция; озоновый экран, риниофиты, псилофиты; папорот­ники, хвощи и плауны, мхи, голосеменные, покрытосеменные растения; экологическая ниша, палеонтология, палеоботаника, радиоуглеродный метод, эволюция.

Функциональная грамотность:

Естественно-научная грамотность: решение ситуационных задач с проблемным вопросом блока «Процессы и явления в живой природе», приемы проведения исследований и обработки данных.

Читательская грамотность: работа с текстом (поиск информации и понимание прочитанного; преобразование информации и ее интерпретация; оценка информации). Приобретение социального и жизненного опыта через обогащение новыми знаниями.

Ход урока:

1. Орг.момент.

2. Повторение: характеристика отделов растений

3. Новый материал: Видео Эволюция растений.

  1. Начало формы



Эволюция царства растений началась с архейской эры (около 3500 млн. лет назад). В этот период на Земле отмечено появление синезеленых водорослей. Эти водоросли принадлежат к группе цианобактерий, поскольку в их клетках отсутствует оформленные ядра. Таким образом, их можно отнести к прокариотам (доядерным организмам).

? Благодаря процессу фотосинтеза, в атмосферу нашей планеты начал поступать кислород, необходимый для жизнедеятельности аэробов.

Позднее в протерозойской эре (около 2600 млн. лет назад) Землей завладели красные и зелёные водоросли. Их господство распространилось и на палеозойскую эру.

Только в поздний палеозой (силурийский период) отмечена жизнедеятельность на планете древнейших высших растений – риниофитов, или псилофитов. У этих растений были побеги, но отсутствовали корни и листья. Размножение риниофитов происходило спорами. Они обитали на суше или частично в воде.

Около 400- 360 млн. лет назад в девонском периоде палеозойской эры на фоне преобладания на Земле риниофитов и водорослей появились первые папоротникообразные (папоротники, хвощи, плауны) и моховидные растения. Они относятся к высшим споровым растениям.

Прикреплённый образ жизни растения на суше привёл к появлению расчленения растения на корень, стебель и лист, а также к возникновению опорных тканей и сосудистой проводящей системы. Самые первые наземные растения были маленьких размеров. Они поглощали воду посредством ризоидов, как сохранившиеся по сей день на Земле мхи. В цикле их развития преобладало гаплоидное поколение (гаметофит).

Постепенно появлялись более крупные формы растений – папоротникообразные, у которых образовались сложные специализированные органы – корни с корневыми волосками. В цикле развития этих растений на первый план выступает диплоидная фаза – спорофит, являющийся непосредственно самим растением, тогда как гаметофит – это заросток, который выглядит как клубенёк у хвощей и плаунов и как небольшая пластинка у папоротников. Так осуществлялся постепенный переход от гаплоидного поколения к более совершенному – диплоидному. В палеозойскую эру папоротникообразные были громадными растениями, господствовавшими на суше. Однако для их размножения была необходима вода, что ограничивало территорию их существования местностями с повышенной влажностью.

В каменноугольном периоде, который длился с 360 до 280 млн. лет назад, доказано появление на нашей планете семенных папоротников, которые в дальнейшем стали родоначальниками всех голосеменных растений. В это время полностью исчезают риниофиты из-за невозможности конкурировать с более развитыми растениями. А господствовавшие тогда огромнейшие древовидные папоротникообразные после отмирания образовали залежи каменного угля.

В следующем пермском периоде палеозойской эры на Земле появились древние голосеменные растения. Древовидные папоротникообразные постепенно вымирают, а им на смену приходят семенные и травянистые папоротники, завладевая сушей. Особенностью голосеменных растений является то, что размножение их осуществляется семенами, не имеющими защиты в виде стенок плода, так как цветков и плодов эти растения не образуют. Половое размножение этих растений осуществлялось независимо от воды. А их появление в ходе эволюционных метаморфоз было обусловлено перепадами влажности и температуры и изменением рельефа Земли вследствие поднятия суши, то есть появления горных массивов.

Мезозойская эра наступила около 240 млн. лет назад. В триасовом периоде мезозоя появились современные голосеменные, а в юрском периоде зародились первые покрытосеменные растения. Но господствующие позиции на планете сохранились за голосеменными растениями.

В процессе появления покрытосеменных растений произошла череда ароморфозов. Во-первых, сформировался цветок – трансформированный побег, приспособленный для образования спор и гамет. Опыление, оплодотворение и образование зародыша и плода происходило непосредственно в цветке. Во-вторых, для лучшей защиты и распространения семена покрытосеменных растений были окружены околоплодником. Для этих растений характерно половое размножение.

К покрытосеменным относятся травянистые растения, деревья и кустарники. Разнообразные видоизменения вегетативных органов (корня, стебля, листа) отмечаются у разных видов растений. Эволюционные изменения покрытосеменных растений происходили за относительно короткий срок, поэтому для них свойственна высокая эволюционная пластичность. Огромное значение в протекании эволюционных преобразований сыграли насекомые-опылители. Покрытосеменные растения более продуктивно осваивают окружающую среду и завоевывают новые территории, благодаря своим особенностям строения и способности формировать сложные многоярусные сообщества.

В кайнозойской эре, наступившей приблизительно 70 млн. лет назад, на нашей планете стали господствовать существующие и в настоящее время покрытосеменные и голосеменные растения, тогда как высшие споровые растения регрессировали.

Сейчас на Земле произрастают более 350 тысяч видов растений, среди них встречаются цветковые, мохообразные растения, папоротники, водоросли.

Виды, исчезнувшие с лица Земли, не входят в это число, поскольку к меняющимся условиям на Земле адаптироваться они не смогли, или не выдержали конкуренцию со стороны вновь появившихся растений, которые лучше были приспособлены к новой среде обитания.

Палеоботаники установили распределение растительного покрова по поверхности Земли в разные геологические периоды, а также закономерности его смены.

? В том, что у растений нет твёрдого скелета, который легко превращается в окаменелость, заключается сложность исследований.

? Намного значимее роль растений в эволюционной истории Земли, так как они фактически преобразовали атмосферу нашей планеты и сделали её пригодной для существования животного мира.

Эволюция, однако, крайне медленный процесс, и естественный отбор благоприятствует особям, приспосабливающимся к изменениям среды обитания, а не просто к изменениям как таковым.

Все группы растительных организмов возникли в процессе эволюции. Выход на сушу привёл к появлению у растений новых специализированных органов и тканей – проводящей, покровной, механической, фотосинтезирующей. Появились вегетативные органы – корень и побег. Похолодание климата и иссушение почвы привело к появлению семян. В эволюции высших растений большую роль играли условия среды обитания



4. Обобщение и закрепление:

1. Какая наука занимается изучением развития жизни на земле?

Археология Философия Палеонтология

2. Какая наука изучает ископаемые остатки древних растений?

Ботаника Палеоботаника Археология

3. Что происходило с некоторыми древними растениями?

Заморозка Окаменение Консервация

4. По чему можно судить о внешних признаках древних растений?

По отпечаткам По фотографиям По кольцам на срубе

5. Когда образовалась Земля?

Более 5 млрд лет назад 2 млрд лет назад Более 10 млрд лет назад

6. Когда появилась жизнь на Земле?

3,5-4 млрд лет назад 2 млрд лет назад Более 5 млрд лет назад

7. Где появились первые живые организмы?

В воде В почве В коре растений

8. Простейшие одноклеточные организмы были похожи по строению на:

Моллюсков Бактерии Человека

9. Одни из первых наземных растений:

Риниофиты Сосны Баобаб

10. Предки голосеменных растений:

Водоросли Папоротники Сосны





5. Рефлексия.

6. Домашнее задание. Таблица в тетради.































Эволюция растений


Эра (продолжительность лет)

Период

Начало (млн лет назад)

Развитие органического мира.

Мир растений

Архейская, 900


3500

Возникновение жизни на Земле. Появление первых клеток – начало биологической эволюции. Следы жизни незначительны. Обнаружены остатки анаэробных автотрофных предшественников сине – зеленых цианобактерий), бактерий, зеленых водорослей. Отдельные находки прокариотических организмов в породах.

Протерозойская (ранней жизни), 2000


2600

Распространены преимущественно одноклеточные зеленые водоросли

Палеозойская

(древней жизни),

340

Кембрийский (Кембрий)

570

Водоросли приспосабливаются к жизни в разных условиях; возникновение многоклеточных форм.

Ордовикский (Ордовик)

490

Исключительное разнообразие водорослей

Силурийский (Силур)

435

В конце периода выход растений на сушу – появление псилофитов.

Девонский (Девон)

400

Развитие, а затем вымирание псилофитов. Возникновение основных групп споровых растений: плауновидные, хвощевидных, папоротниковидных, первых примитивных голосеменных( семенные папоротники). Возникновение грибов

Каменноугольный (Карбон)

345

На суше леса с преобладанием споровых растений, появление первых хвойных. В болотах и прибрежных районах мелких морей накопилось большое количество растительных остатков.

Пермский (Пермь)

280

Исчезновение лесов карбона за счет вымирания древовидных папоротников, хвощей и плаунов. Распространение хвойных в Северном полушарии

Мезозойская (средней жизни) 165

Триасовый (Триас)

230

Распространены папоротниковидные, хвощевидные, плауновидные. Вымирают семенные папоротники

Юрский (Юра)

195

Широко распространены папоротники и голосеменные, появляется хорошо выраженная ботанико – географическая зональность

Меловой (Мел)

136

Резко сокращается численность папоротников и голосеменных. Появляются первые покрытосеменные растения.

Кайнозойская (новой жизни) 66

Палеогеновый (Нижнетретичный)

66

Господство покрытосеменных растений. Сохраняется значительное количество групп, возникших в меловом периоде Состав флоры близок к современному; в конце периода появляется тайга и тундра.

Неогеновый (Верхнетретичный)

25

Антропогенный, 1,5 – 2,0

1.5 -2,0

Растительный мир приобретает совершенный облик, формируется ныне существующие сообщества.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок биологии на тему "Эволюция растений". 7 класс.

Автор: Пришлецова Оксана Владимировна

Дата: 13.05.2023

Номер свидетельства: 631346

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Методическая разработка урока по теме "Естественный отбор - направляющий фактор эволюции" "
    ["seo_title"] => string(101) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-tiemie-iestiestviennyi-otbor-napravliaiushchii-faktor-evoliutsii"
    ["file_id"] => string(6) "230677"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442232126"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Активизация познавательного интереса обучающихся через применение терминов в стихах на уроках биологии в условиях реализации ФГОС "
    ["seo_title"] => string(157) "aktivizatsiia-poznavatiel-nogho-intieriesa-obuchaiushchikhsia-chieriez-primienieniie-tierminov-v-stikhakh-na-urokakh-biologhii-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "147375"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419363578"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Конспект урока на тему "Эволюция человека""
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt_uroka_na_tiemu_evoliutsiia_chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "383120"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485242455"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Разработка урока по биологии в 7-м классе  на тему «Путешествие в мир Хордовых» "
    ["seo_title"] => string(85) "razrabotka-uroka-po-biologhii-v-7-m-klassie-na-tiemu-putieshiestviie-v-mir-khordovykh"
    ["file_id"] => string(6) "130458"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415900489"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Урок на тему "Борьба за существование, ее причины и виды""
    ["seo_title"] => string(63) "urok-na-tiemu-bor-ba-za-sushchiestvovaniie-ieie-prichiny-i-vidy"
    ["file_id"] => string(6) "289819"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454862814"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства