Тема урока: «Побег. Строение и значение побега»
Учитель: Талахан А.Д.
Цель: ознакомление с основными органами растений, изучение строения и значение побега.
Задачи:
Образовательные:
- повторение вегетативных и генеративных органов растений;
- раскрыть содержание понятия «побег»
- научить отличать различные питы побега.
Развивающие:
- развивать умение проводить сравнение, анализ, обобщение;
- развивать коммуникативные умения и навыки.
- научить распознавать питы побега.
Воспитательные:
- продолжить работу по формированию научного мировоззрения.
Формирование УУД:
Личностные УУД:
- установление связи между учебной деятельностью и мотивом.
Регулятивные УУД:
- учить планировать, строить алгоритм деятельности, делать прогнозирование;
- учить самооценке, самоконтролю выполняемой работы.
Коммуникативные УУД:
- развивать внимание учащихся;
- обучать умению слушать и записывать содержание и объяснения учителя или ответ ученика;
- учить постановке вопроса.
Познавательные УУД:
Работать над формированием логических умений:
- анализ синтеза;
- сравнение;
- обобщения и классификации;
- доказательства;
- выдвижение гипотез и их обоснование;
- построение цепочек рассуждения.
2. Чтение и работа с текстом.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Оборудование: учебник, мультимедийная доска, презентация.
Ход урока
Организационный момент – 2 мин. Приветствие учителя.
2. Проверка домашнего задания
2.1. Фронтальный опрос
Последние несколько уроков, ребята, вы изучали особенности строения органов растений.
- На какие две группы делятся все органы цветкового растения? (вегетативные, генеративные)
- Какие органы относятся к вегетативным? (корень, побег, стебель, лист)
- А какие к генеративным? (цветок, плод, семя)
Выбрать правильные утверждения
Какие утверждения верны?
1. Корень – специализированный орган почвенного питания
2. Существуют корневые системы: стержневая, мочковатая и придаточная.
3. Боковые корни отходят от придаточных.
4. Придаточные корни образуются на боковых корнях.
5. Удаление верхушки корня усиливает рост корня.
6. Кончик корня покрыт корневым чехликом.
7. В корне за зоной всасывания находится зона поглощения.
8. Корнеплоды – плоды, образующиеся на корнях.
9. Корень моркови называют корневой шишкой.
10. Корни дышат кислородом.
(Правильные утверждения: 1, 3, 6, 10.)
Проверка устно задания 4 стр. 26 в Р. тетр.
2.2. Выполняется тест в рабочем листе.
Ответы:
1 – 1
2 – 2
3 - 1
4 – 4
5 – 4
Проверку правильности выполнения задания провести в парах.
Подведение учащихся к самостоятельному определению темы и учебных задач урока
Я вам предлагаю отгадать загадку:
Один в земле копается,
Другой – в свету купается.
И хотя они друзья
поменяться им нельзя.
О каких друзьях идет речь в этой загадке?
- Мы с вами уже хорошо знаем особенности подземной части растения, сегодня нам предстоит узнать много о надземной части растения.
- Что трогается в рост после корня? (стебель)
- А что располагается на стебле? (листья и почки)
- Как будет называться стебель с листьями и почками? (побег)
А что такое корень и побег?
Попробуйте самостоятельно сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.
Ребята, а какую цель мы поставим на уроке?
- А чтобы достичь этой цели, что нам нужно сделать?
- познакомится с понятием побег и его строением;
- узнаем какие бывают типы побега.
4. Изучение нового материала
Побег – это один из основных органов высших растений. Побег состоит из оси – стебля – и отходящих от него листьев и почек.
Побег строится из повторяющегося структурного элемента, метамера. Метамер – это узел из листьев с почками и междоузлие.
Листья и почки на стебле находятся в пазухах. Расположение листьев на стебле бывает разное.
Ребята, как вы думаете побеги все одинаковые? (нет)
Предлага заполнить таблицу «Разнообразие побегов» (работа с учебником на стр. 71-72, гербарием, слайдами презентации).
Разнообразие побегов
Тип побега | Примеры растений |
Прямостоячий | |
Ползучий | |
Приподнимающийся | |
Лианы | |
Цепляющийся | |
Вьющийся | |
5. Закрепление
1. Почему можно утверждать, что у всех побегов общий план строения?
Закончите предложения:
Побегом называют стебель с расположенными на нем листьями и ________
Листья и почки на стебле находятся _________
6. Рефлексия
Подводим итог нашего урока
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
у меня получилось …
я попробую…
меня удивило…
7. Домашнее задание параграф 18, рабочая тетрадь праграф 18 задание 3,4