Самоанализ урока биологии в 6-м классе по теме "Цветок"
Урок объяснения нового материала. Урок связан с предыдущими общей целью- детально изучить строение цветкового растения. Данный урок занимает важное место в теме «Органы цветковых растений».На уроке формируются у учащихся знания о строении и функциях цветка, как о генеративном органе покрытосеменных растений.
При планировании урока я учитывала, в первую очередь, психологические и интеллектуальные возможности класса. В целом класс не очень активный. Класс неравноценный по своим способностям. Одна ученица обучается по программе ТНР.
Увлекательная форма урока должна была привлечь внимание как сильных, так и слабых, теряющихся учеников. Поэтому при планировании урока я придумала ход урока, таким образом, чтобы все дети в течение урока испытывали на себе состояния успеха.
Цели: познакомить учащихся со строением цветка, многообразием строения цветков, их значением в жизни растений, продолжить формирование навыков работы с натуральными объектами и выполнения биологического рисунка.
Задачи:
Образовательные:
- показать, что цветок- это видоизменённый побег,
- познакомить со строением цветка, показать, что в цветке есть главные части, околоцветник,
- познакомить со строением главных частей цветка, околоцветника,
- раскрыть биологическое значение частей цветка;
- ознакомить с классификацией цветов
- сформировать умение записывать формулу цветка.
Воспитательные:
- умение ценить красоту и многообразие окружающего мира,
- прививать бережное отношение к природе,
- воспитывать стремление к знаниям, общей культуре.
Развивающие:
- развивать умение самостоятельно приходить к логическим выводам,
- оценивать и сравнивать,
- соблюдать последовательность действий при выполнении лабораторной работы,
- развивать творческое воображение
На уроке использовались методы обучения: информационно - рецептивный, проблемного изложения материала, частично поисковый, с ситуацией успеха, наглядный(для развития наблюдательности- использование таблиц к уроку), практический(выполнение лабораторной работы- для лучшего усвоения материала), частично- поисковый(для развития самостоятельности мышления, исследовательских умений- работа с заспиртованными цветами, индивидуальная работа с учебником).
Были использованы следующие формы
Формы обучения: фронтальная работа (опрос, беседа, рассказ), парная( выполнение лабораторной работы), индивидуальная.
Задания, которые выполнялись совместно, помогали слабым ученикам, обучали навыкам совместной работы
Тип урока: изучение нового материала.
Форма организации учебной деятельности: комбинированный, с использованием «ситуации успеха»
Все задачи урока я старалась решать в комплексе, чтобы различные виды заданий решали сразу несколько задач, повысили эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечили работу класса, позволили раскрыть свои способности, «раскрепостить» их мышление. В ходе выполнения заданий закрепляется усвоенный материал.
Этапы урока:
Организационный момент (приветствии, готовность к уроку, организация, создание эмоционального настроения на урок)
Проверка домашнего задания по теме «Видоизменения побегов» в игровой форме "Дуэль". Две ученицы у доски. Задают по очереди друг другу вопросы по теме "Видоизмененные побеги" и отвечают на них. В руках указки, на доске таблицы.
Загадки. Учитель читает загадки, учащиеся разгадывают. Загадки не сложные, даже слабые ученики разгадывают, создается ситуация успеха. По загадкам учащиеся определяют тему урока и цели , что способствует развитию логического мышления, внимания, учит ребят самостоятельно думать, не бояться делать предположения.
Ход урока
Объяснение нового материала построено по принципу от простого к сложному, то есть индуктивным методом.
Работа в тетради с рисунком позволяет лучше запомнить строение цветка. Проведение лабораторной работы позволяет обучающимся закрепить и повторить строение цветка и убедиться в их разнообразии. В ходе беседы по рисункам учебника учащиеся узнают о двудомных и однодомных растениях.
Закрепление нового материала провожу с использованием ЛР по инструкции в учебнике. Плотность урока – высокая, обеспечивает прочное усвоение обучающимися учебного материала.
Использование в уроке ИКТ(презентация) позволило:
- усилить образовательный эффект;
-организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями;
- наглядно представлять материал;
- повысить познавательную активность учащихся.
Подведение итогов представляло собой работу в паре, целью его было обобщение новых знаний о строении цветка, закрепление основных понятий, помощь более сильного ученика более слабому. (Закрепление ситуации успеха).
Рефлексия, обмен мнениями и впечатлениями от урока. Поддержка учителем ситуации успеха.
Домашнее задание учащимся прокомментировано. Оно вполне по силам, без перегрузки и учащиеся поставлены в положении выбора ( творческое задание по желанию).
Считаю, что выбранная структура урока позволила логично подойти к освоению нового материала. Большая часть времени пошла на знакомство с новым материалом, меньшая- на первичное закрепление. Старалась делать логические переходы от одного этапа к другому. Каждый из этапов урока был связан с темой, давал возможность для ее раскрытия.
На уроке использовался необходимый инструментарий. Все рабочие места были оснащены должным образом. Высокая работоспособность на уроке осуществлялась за счет разнообразия методов и приемов.
На уроке поддерживалась нормальная психологическая атмосфера, так как я старалась придерживаться педагогического такта, оказывать посильную педагогическую поддержку учащимся, если они испытывали затруднения, старалась соблюдать непринужденность в общении ребятами. В конце урока строки из стиха призывают любить природу, воспитывают умение ценить красоту и многообразие окружающего мира, формируют бережное отношение к природе.
Я считаю, что цели и задачи урока успешно выполнены.