Урок биологии по теме Разнообразие подземных побегов их значение
Урок биологии по теме Разнообразие подземных побегов их значение
Тип урока: урок -исследование
Цель: расширить знания о строении и функциях побегов;
Задачи: познакомить с видоизменениями побегов, их приспособленности к условиям обитания. Развить навыки работы с живыми растениями, дополнительными источниками информации; стимулировать осмысленное усвоение биологических понятий: корневище, клубень, луковица; развивать умение выполнять лабораторные работы.
называть видоизмененные подземные побеги, распознавать их.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: называть видоизмененные подземные побеги. Научить распознавать, сравнивать и установить черты сходства с надземным побегом научиться определять взаимосвязь строения подземных видоизменённых побегов и появлением новых функций. Научить делать умозаключения и выводы.
Метапредметные: развивать навыки работы с живыми объектами (клубнями картофеля, луковицей репчатого лука, корневищем растений); совершенствовать умения сравнивать объекты посредством выполнения лабораторной работы.
Личностные: воспитание бережного отношения к растительному и животному миру, использовать полученные знания при выполнении сельскохозяйственных работ.
Цель: найти доказательства принадлежности клубня и луковицы к подземным __________________.
Оборудование и материала: лупа, клубень картофеля, луковица репчатого лука.
Ход работы:
1. Рассмотрите внешнее строение клубня. Найдите углубления с глазками, рассмотрите при помощи лупы что в них находится. Определите, в какой части клубня – у основания или верхушки – их больше. Зарисуйте клубень. Подпишите его части
2. Рассмотрите поперечный срез клубня на свет, найдите в нем слои и сравните их со слоями стебля на рисунках учебника стр. 74-75 (корой, древесиной, сердцевиной). Обсудите результаты в паре.
3. Капните на срез клубня 1-2 капли йода. Как изменился цвет? Обсудите результаты в паре и классе.
Вывод: Клубень состоит из ______________, __________ и _____________. Поэтому клубень - это видоизмененный _____________. Клубень выполняет функции _____________ и вегетативного размножения.
4. Рассмотрите внешнее строение луковицы. Найдите сухие чешуи, укажите их значение.
5. Осторожно разрежьте луковицу вдоль. Найдите видоизмененные листья и почки. Найдите донце – укороченный стебель. Определите какого типа корни развиваются из него. Ответ запишите.
6. Зарисуйте разрез луковицы. Подпишите ее части, используя плакат на доске.
Вывод: Луковица состоит из _________, _______ и _______. Поэтому луковица - это видоизмененный __________, К функциям луковицы относится ____________(вода и сахара), вегетативное размножение.
(Название темы работы пропущены намерено и дописываются после формирования выводов работы)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: расширить знания о строении и функциях побегов;
Задачи: познакомить с видоизменениями побегов, их приспособленности к условиям обитания. Развить навыки работы с живыми растениями, дополнительными источниками информации; стимулировать осмысленное усвоение биологических понятий: корневище, клубень, луковица; развивать умение выполнять лабораторные работы.
называть видоизмененные подземные побеги, распознавать их.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: называть видоизмененные подземные побеги. Научить распознавать, сравнивать и установить черты сходства с надземным побегом научиться определять взаимосвязь строения подземных видоизменённых побегов и появлением новых функций. Научить делать умозаключения и выводы.
Метапредметные: развивать навыки работы с живыми объектами (клубнями картофеля, луковицей репчатого лука, корневищем растений); совершенствовать умения сравнивать объекты посредством выполнения лабораторной работы.
Личностные: воспитание бережного отношения к растительному и животному миру, использовать полученные знания при выполнении сельскохозяйственных работ.
Организационная структура урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Оборудование
Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности детей к уроку.
Актуализация знаний и проверка домашнего задания
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку .Создание позитивной обстановки, настроя на работу
Демонстрация и организация фронтальной беседы:
- Ребята Давайте вспомним какие органы растений мы изучили
- На прошлом уроке мы познакомились с видоизменениями надземных побегов давайте вместе вспомним эти видоизменения и самое главное почему появились такие превращения?
- Я демонстрирую Вам образцы а вы называете растение, видоизменения какого органа произошло и значение данного видоизменения?
1. Алоэ -
2. Барбарис -
3. Кактус -
4. Горох -
5. Капуста -
Молодцы!
? Почему у растений появились подобные видоизменения?
Ответы детей - надземная часть растения: стебель, лист, узел, междоузлье, цветок, подземная часть растения - корень
Ответы детей:
Сочные листья (стебель)- Запас воды, образование органических веществ
Колючки (листья) - Защита от поедания животными
Колючки (листья)- Уменьшение испарения
Усики (верхняя часть листа) - Закручивание вокруг опоры, выносят растение к свету
Кочан (почка)-Накопление воды и растворимых запасных веществ
Ответы детей: Эти видоизменения появились как приспособления к условиям среды обитания. У надземных органов появились дополнительные приспособления, которые помогают им выживать.
Работа с натуральными объектами (герань)
Картинки, изображения, натуральные объекты (алоэ, побег боярышника, барбариса), гербарные образцы
3. Создание проблемной ситуации и постановка учебных задач
? Постановка проблемного вопроса:
Все ли части растения которые находятся под землей, можно назвать корнями?
Создание проблемной ситуации и формулирование цели лабораторной работы
-Для того, чтобы выяснить каким органом являются клубень и луковица, выполним небольшую исследовательскую работу. Работать будете в парах, а ответы на поставленные вопросы постараемся сформулировать сообща, (работа выполняется в тетрадях для лабораторных работ).
А цель работы: найти доказательства принадлежности клубня и луковицы к подземным
- Организация исследовательской деятельности.
- Организация выполнения лабораторной работы по инструктивной карте
- Организация работы по обсуждению и формулированию выводов работы
Теперь, зная, что клубень и луковица являются подземными побегами, постарайтесь доказать принадлежность корневища ландыша/пырея к побегам (гербарий, плакат).
Работа организуется в парах или группах с последующим коллективным обсуждением.
Оформление работы в лабораторных, работа по инструктивным картам тетрадях
Учащиеся работают и обсуждают результаты наблюдений в парах
Учащиеся, представляют выводы по работе
Учащиеся работают в парах, работают с текстом учебника (стр. 84) и электронным приложением
Цель: найти доказательства принадлежности клубня и луковицы к подземным __________________.
Оборудование и материала: лупа, клубень картофеля, луковица репчатого лука.
Ход работы:
1. Рассмотрите внешнее строение клубня. Найдите углубления с глазками, рассмотрите при помощи лупы что в них находится. Определите, в какой части клубня – у основания или верхушки – их больше. Зарисуйте клубень. Подпишите его части
2. Рассмотрите поперечный срез клубня на свет, найдите в нем слои и сравните их со слоями стебля на рисунках учебника стр. 74-75 (корой, древесиной, сердцевиной). Обсудите результаты в паре.
3. Капните на срез клубня 1-2 капли йода. Как изменился цвет? Обсудите результаты в паре и классе.
Вывод: Клубень состоит из ______________, __________ и _____________. Поэтому клубень - это видоизмененный _____________. Клубень выполняет функции _____________ и вегетативного размножения.
4. Рассмотрите внешнее строение луковицы. Найдите сухие чешуи, укажите их значение.
5. Осторожно разрежьте луковицу вдоль. Найдите видоизмененные листья и почки. Найдите донце – укороченный стебель. Определите какого типа корни развиваются из него. Ответ запишите.
6. Зарисуйте разрез луковицы. Подпишите ее части, используя плакат на доске.
Вывод: Луковица состоит из _________, _______ и _______. Поэтому луковица - это видоизмененный __________, К функциям луковицы относится ____________(вода и сахара), вегетативное размножение.
(Название темы работы пропущены намерено и дописываются после формирования выводов работы)