Урок биологии в 5 классе Тема: Царство Бактерии: многообразие и значение.
Урок биологии в 5 классе Тема: Царство Бактерии: многообразие и значение.
Цели урока: сформировать представление у учащихся о самой древней группе живых существ – бактериях, показать многообразие их форм, особенности их строения, питания, размножения и распространения, выявить отличительные черты бактерий от растений; расширить имеющиеся у учащихся знания о значении бактерий в природе и жизни человека, познакомить с применением их в промышленности и сельском хозяйстве, особое внимание уделить болезнетворным бактериям; учить сравнивать, анализировать, выступать с сообщением.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 5 классе Тема: Царство Бактерии: многообразие и значение.»
Урок биологии в 5 классе Тема: Царство Бактерии: многообразие и значение. (Учебник: Пасечник В.В. Биология. Введение в биологию. Москва, Дрофа, 2020 г., параграф 12).
Цели урока: сформировать представление у учащихся о самой древней группе живых существ – бактериях, показать многообразие их форм, особенности их строения, питания, размножения и распространения, выявить отличительные черты бактерий от растений; расширить имеющиеся у учащихся знания о значении бактерий в природе и жизни человека, познакомить с применением их в промышленности и сельском хозяйстве, особое внимание уделить болезнетворным бактериям; учить сравнивать, анализировать, выступать с сообщением.
Оборудование: таблицы «Бактерии», «Строение растительной клетки», «Строение животной клетки», рисунки и фотографии бактерий, влажный препарат «Клубеньки на корнях бобовых растений», электронная презентация «Царство Бактерии».
Ход урока. I. Организационный момент.
II. Активизация деятельности учащихся. 1. Учитель: сегодня разговор пойдёт о живых существах, которых невозможно увидеть невооружённым глазом, потрогать, почувствовать, но они всегда рядом с нами. Это важные жители планеты Земля, самая древняя из ныне существующих групп организмов, основатели клеточной формы жизни на нашей планете. Это бактерии – микроскопические живые организмы. 2. Что вам известно о строении клетки бактерий? (В клетке бактерий нет оформленного ядра, отделённого от цитоплазмы мембраной. Поэтому их относят к надцарству доядерные организмы, или прокариоты). 3. Какие царства живых организмов вам известны? (Бактерии, Грибы, Растения, Животные). 4. На доске собрать модели клеток бактерий, грибов, растений, животных. 5. Чем отличаются по строению клетки разных царств? (Бактерии относят к прокариотам, в их клетках нет оформленного ядра, клетки грибов, растений, животных имеют одно, два или несколько ядер, их относят к эукариотам. Уточнить в учебнике на стр. 74).
III. Изучение нового материала. 1. Бактерии – одноклеточные организмы. Название происходит от греческого слова бактерион – палочка. Сообщение учащегося об открытии бактерий. В 1676 году бактерии увидел, открыл и описал голландский натуралист Антони ван Левенгук. Именно он изобрёл микроскоп. Как и всех микроскопических существ он назвал их «анималькули». Название «бактерии» ввёл в 1828 году Христиан Эренберг. 2. Форма бактерий: шарообразные кокки, палочковидные бациллы, спиралевидные спириллы, изогнутые в виде запятой вибрионы. Часто бактерии образуют скопления в виде длинных изогнутых цепочек и их называют стрептококками, стафилококки – это грозди кокков, диплококки – две округлые бактерии вместе. Учащиеся в тетради записывают формы бактерий. Дома необходимо зарисовать различные формы бактериальных клеток и подписать их, используя рисунок на стр.77. 3. Размеры бактерий. Бактерии крупнее вирусов, их можно увидеть в световой микроскоп.
4. Строение бактериальной клетки. Клетка бактерии окружена плотной клеточной стенкой, которая защищает бактерию, ограничивает содержимое клетки и придаёт ей определённую форму. Клеточная стенка бактерий обладает частичной проницаемостью: питательные вещества свободно проходят в клетку, а из клетки выделяются продукты обмена веществ. Часто поверх клеточной стенки бактерий вырабатывается особый слой слизи, называемый капсула. Капсула предохраняет бактерию от потери влаги, от поедания другими организмами. Некоторые бактерии имеют жгутики или тонкие, короткие ворсинки, способствующие передвижению. Внутри клетки расположена густая, неподвижная цитоплазма, имеющая слоистое строение. У бактерий нет оформленного ядра, они прокариоты, или доядерные организмы. Ядерное вещество может быть рассеяно по всей цитоплазме, а может быть сконцентрировано в определённом месте. Генетический материал организован в особый носитель наследственной информации – кольцевую хромосому. В ней закодирована информация об особенностях всей клетки. У бактерий нет пластид, большинство из них бесцветны. 5.Где живут бактерии? На нашей планете нет места, где бы не встречались бактерии (учащиеся называют местообитания бактерий). 6. Условия жизни бактерий. Одним из них для жизни нужен кислород воздуха, другие живут в бескислородной среде, а некоторым подходит любая среда. 7. Питание бактерий. Среди бактерий есть автотрофы и гетеротрофы. Цианобактерии, или сине-зелёные водоросли. Учащиеся вспоминают отличия в способе питания (уточнить в учебнике на стр. 69). Ввести понятия сапротрофы и паразиты. 8. Размножение бактерий. Учёные подсчитали, что при большой скорости деления в идеальных условиях потомство одной бактериальной клетки через двое суток покроет поверхность всей земли многометровым слоем. Почему же этого не происходит? Учащиеся отвечают: большинство бактерий гибнет в результате облучения солнцем, обезвоживания, при недостатке пищи, неблагоприятных температурах и т.д. 9. Генетическая пластичность бактерий. Благодаря большой скорости размножения, а также возникновению различных случайных мутаций бактерии приспособлены к различным изменениям окружающей среды. В этом выражается их генетическая пластичность. 10. Образование спор не для размножения, а для перенесения неблагоприятных условий. Это повышает живучесть бактерий. 11. Болезнетворные бактерии: а). болезни, вызываемые бактериями: чума, туберкулёз, тиф, холера, столбняк, дифтерия, сап, ангина, дизентерия, бруцеллёз, менингит, столбняк, сальмонеллёз, сибирская язва; б). способы передачи болезнетворных бактерий (учебник на стр. 79); в). санитарные мероприятия, предупреждающие заболевание (учебник на стр.79);
г). лечение бактериальных заболеваний; д). процессы стерилизация, пастеризация, дезинфекция в борьбе с болезнетворными бактериями. 12. Значение бактерий в природе: а). бактерии – важнейшее звено круговорота веществ в природе: бактерии гниения и почвенные бактерии. Сообщение учащегося. Растения создают сложные органические вещества из углекислого газа, воды и минеральных солей. Эти вещества возвращаются в почву с отмершими грибами, растениями и трупами животных. Сапротрофные бактерии гниения разрушают сложные органические вещества отмерших организмов, питаются ими и превращают их в перегной. Другие бактерии – почвенные превращают перегной в минеральные соли, которые поглощаются из почвы корнями растений. Все эти бактерии называют «санитарами» нашей планеты. б). роль бактерий в поддержании плодородия почвы. Сообщение учащегося об азотфиксирующих бактериях. Некоторые почвенные бактерии способны поглощать азот из воздуха, используя его в процессах жизнедеятельности. Эти азотфиксирующие бактерии живут самостоятельно или поселяются в корнях бобовых растений: гороха, фасоли, бобов, люпина и других. Проникнув в корни бобовых растений, эти бактерии вызывают разрастание клеток корней и образование на них клубеньков. Их называют клубеньковыми бактериями. Они выделяют азотные соединения, которые используют растения. От растений бактерии получают углеводы и минеральные соли. Таким образом, между растением и клубеньковыми бактериями существует тесная связь, полезная обоим организмам. Это явление называется симбиоз (от греческого слова «симбиозис» - совместная жизнь). в). участие бактерий в образовании полезных ископаемых. 13. Значение бактерий в жизни человека: а). использование в приготовлении продуктов питания, антибиотиков, витаминов; б). для очистки сточных и технических вод; в). для борьбы с вредителями сельского и лесного хозяйства.
14. Вывод урока «Основные биологические особенности бактерий»: - Одноклеточные безъядерные организмы разнообразной формы. – Клеточная стенка проницаема. – Тело покрыто слизистой капсулой из органических веществ. – Содержимое клетки не дифференцировано на органоиды. – Встречаются как автотрофные, так и гетеротрофные организмы - Размножаются делением. – При неблагоприятных условиях образуют споры. – Встречаются в разных условиях обитания, могут жить в воздухе и без него.
IV. Закрепление знаний. Выбери верные утверждения: 1. Клетки бактерий имеют одно или несколько ядер. 2. Бактерии – одни из самых древних организмов на Земле. 3. Все бактерии ведут паразитический образ жизни. 4. Среди бактерий много полезных для человека видов. 5. Бактерии – мелкие живые существа, их можно увидеть с помощью лупы. 6. Многие бактерии являются возбудителями различных заболеваний человека. 7. Неблагоприятные условия бактерии переживают в состоянии споры. 8. Азотфиксирующие бактерии на корнях бобовых растений обогащают почву азотом. 9. Квашение капусты и силосование кормов вызывается молочнокислыми бактериями. 10. Гриппом заболевают вследствие заражения гриппозной палочкой.