МБОУ «СОШ №6» г. Гая
Гай , 2014г.
МБОУ «СОШ №6» г.Гая.
Проверить степень усвоения материала по теме «Среды обитания живых организмов», выявить проблемы, наметить пути их ликвидации;
Способствовать формированию и развитию ОУУН как основы для формирования ключевых компетентностей учащихся:
Этапы урока | Содержание учебного материала | Функции и виды деятельности преподавателя | Формы и виды деятельности учащихся | Планируемые результаты УУД |
Организационный этап | Организационный момент. Вот звенит для нас звонок – начинается урок. Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись. Тихо сели. Настраиваемся на урок. Расскажите правила поведения на уроке. | Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. | Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на работу. Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их. | - Почему эти правила нужно соблюдать каждому из вас? (Коммуникативные УУД: Сотрудничество с учителем |
2.Проверка домашнего задания | Индивидуальный опрос На прошлом уроке мы рассматривали среды обитания. Приведите примеры различных сред обитания. Как организмы приспосабливаются к жизни в этих средах обитания? Класс делиться на три группы Напоминаю, что есть главные в группах…… Каждая группа получает групповое задание (задания лежат на столах). (Приложение 1) (Слайд 1) Тексты заданий на столах. Задание для группы №1 Вставьте пропущенные слова Наземно-воздушная среда характеризуется ………………….. количеством кислорода, но нередко в наземно-воздушной среде не хватает……..…......…Поэтому растения и животные, обитающие в засушливых местах, имеют приспособления для добывания, запасания воды. Например,……………… запасает влагу в своем теле. Для наземно-воздушной среды характерны изменения…………….. в течение года, в связи с этим меняется и жизнь организмов. Например, осенью опадает листва, перелетные ……………улетают в теплые края, шерсть животных меняется на более теплую. В наземно-воздушной среде обитания животные передвигаются по воздуху и по………………... Пропущенные слова: достаточным, кактус, влаги, температуры, птицы, земле (приложение 2) Задание для группы №2 Вставьте пропущенные слова Водная среда характеризуется достаточным количеством…………. Температура ……….не так значительно, как в наземно-воздушной среде, кислорода нередко не хватает. Некоторые организмы могут существовать только в богатой ……………….воде, другие могут выдержать недостаток кислорода. В водной среде меньше…………., чем в наземно-воздушной. В водной среде организмы могут передвигаться в воде или по дну. Характерная особенность большинства водных животных - приспособления для плавания. Это ………….(у рыб, китов, дельфинов), ласты (у тюленей, моржей), перепонки между пальцами (у выдр, бобров, лягушек, водоплавающих птиц). Пропущенные слова: воды, меняется, света, кислородом, плавники (приложение 3) Задание для группы №3 Вставьте пропущенные слова Почвенная среда нередко характеризуется большим количеством воды, углекислого газа, недостатком…………... Температура более ровная, чем на поверхности земли, …………практически не проникает. Обитатели почвенной среды имеют…………… глаза или лишены органов зрения, зато обладают хорошо развитыми ……………и осязанием. Пропущенные слова: кислорода, маленькие, свет, обонянием ( приложение 4) Обсуждение заданий групп (Слайды 2-6). Какая среда не нашла места в ваших заданиях? Какие характеристики у этой среды? Мы повторили среды обитания живых организмов, немного ошибок было в организменной среде, на следующем уроке мы еще к ней вернемся. Перед вами лежат маршрутные листы по группам, возьмите их, напишите свою фамилию. В графе проверка домашнего задания каждый оцените ваши знания по теме «Среда обитания» по 3-х балльной системе 3 –все знаю; 2-есть пробелы; 1-требуется помощь учителя. (оценки ставим честно, потому что по ним я определю степень вашего понимания материала | Проводит контроль знаний | Выполняют задание | Регулятивные УУД: контроль знаний |
3.Актуализация знаний | Перед вами на моем столе лежит растение. Оно завяло. Как вы думаете, почему оно завяло? (Растение изъяли из обычной среды обитания: оставили без почвы и воды) Учитель формулирует проблемный вопрос: Могут ли живые организмы существовать обособленно, без окружающей среды? А почему? Цветы, деревья и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса, Человек и время года – Это факторы природы.(Слайд 7) Итак , какая тема сегодняшнего урока? Экологические факторы(Слайд 8) Как вы думаете: что мы будем изучать? Поставьте цель урока Цели урока: Изучить и охарактеризовать экологические факторы; Рассмотреть примеры экологических факторов; Рассмотреть влияние экологических факторов на человека. | Учитель формулирует проблемный вопрос | Отвечают на вопросы. Ученики с помощью учителя формулируют цели урока. Сформулируйте цель на уроке: узнать о…. | Познавательные УУД: Анализ, обобщение, классификация. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Подведение под понятие. Коммуникативные УУД: Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. |
4.Мотивация к учебной деятельности и целеполагание | Перед вами лежат маршрутные листы, возьмите их, запишите тему урока Записывает число, тему урока в маршрутные листы | | | Регулятивные УУД: Самоопределение, смыслообразование ,целеполагание, |
5.Изучение нового материала | Учитель: теперь мы переходим к следующей части нашего плана урока. Откройте учебник стр. 78, быстро пролистайте параграф и ответьте на вопрос: Что может влиять на среду обитания, на живые организмы которые в ней обитают? (Неживая природа, другие живые организмы и деятельность человека.) Вы уже знаете, что природа делится на живую и неживую. В связи с этим различаются факторы живой и неживой природы и антропогенные факторы. Эти факторы называют экологическими. Откройте словарики и запишите определение (Слайд 9) работа в группах: 1 группа - охарактеризовать факторы неживой природы, привести примеры с помощью учебника стр.78 2 группа - охарактеризовать факторы живой природы, привести примеры с помощью учебника стр.78-80 3 группа - охарактеризовать антропогенные факторы, привести примеры с помощью учебника стр.80 (Слайд 10) составляем схему на отдельных листах (приложение 5) (Слайд 11) Отчет групп. (Ответы учащихся 1 группы, а остальные группы фиксируют схему в своих листах) (Ответы учащихся 2 группы, а остальные группы фиксируют схему в своих листах) Несколько десятков тысячелетий назад на Земле появился антропогенный фактор, расскажите о нем (Ответы учащихся 3 группы, а остальные группы фиксируют схему в своих листах) Ребята чем мы занимались на данном этапе урока? Оцените свою работу в группе, поставьте оценку в маршрутных листах. | Объяснение материала. Обсуждает вопросы. | Ответы уч-ся Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в парах). Оценивать правильность выполнения заданий. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Познавательные УУД: Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; – подведение под понятие; |
Физкультминутка. | сидя за столами под музыку | Включает музыку. Устная оценка учителя | | |
6.Первичная проверка понимания | А вот какое влияние оказывает на живые организмы антропогенный фактор мы увидим с помощью видеофрагмент нефть Приведите свои примеры негативного влияния человека на живые организмы. К чему это может привести. (Антропогенный фактор может привести к сокращению и гибели видов живых организмов.) А как влияют экологические факторы на самого человека? | | | Познавательные УУД: Анализ, сравнение, обобщение, аналогия; – подведение под понятие; Коммуникативные УУД: – осознанное и произвольное построение речевого высказывания; – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; – учет разных мнений, координирование в со- трудничестве разных позиций; Регулятивные УУД: – волевая саморегуляция в ситуации затруднения |
7.Первичное закрепление | Тест с пультами для 3 группы (тест вариант 1) В это время 1 и 2 группы работают с разноуровневыми вопросами в маршрутных листах (приложение 6) -вопросы уровня А оцениваются на оценку «3» -вопросы уровня Б оцениваются на оценку «4» -вопросы уровня С оцениваются на оценку «5» Ребята вы письменно отвечаете на 3 вопроса из каждого уровня на оценку 5, на оценку 4 – 2 вопроса из уровня А и Б, на оценку 3 – 1 вопрос из уровня А. После выполнения задания 3 группой проверка осуществляется по флипчарту. Ребята поставьте оценку в маршрутных листах, не забывайте, что я оценку легко проверю по флипчарту. А 1и 2 группы тоже выставляют себе оценки по этому этапу урока А теперь распределите факторы среды в три колонки: лесной пожар, погоня за зайцем, выпавший снег, выбросы в атмосферу, поедание малины медведем, знойная жара, сброс сточных вод в реку, опыление растения. (Слайды 12) Работа у доски Подходите к столу берите карточку с записью и прикрепляйте в нужную колонку. (приложение 7) Теперь мы с вами новый материал закрепили, откройте дневники. | | Индивидуальная работа | Познавательные УУД: Анализируют, обобщают контроль; – коррекция; – оценка. |
8.Домашнее задание | 1. выучить параграф 18 2. Творческое задание: написать мини-сочинение на тему « Экологические проблемы нашей местности» объем -1 тетрадный лист. (Слайд №13) | | Записывают домашнее задание | |
9.Рефлексия | В маршрутных листах учеников табл. (Слайд 14) НА УРОКЕ Я РАБОТАЛ | АКТИВНО/ ПАССИВНО | На уроке мне было | Интересно/не интересно легко/трудно | Своей работой на уроке я | Доволен /не доволен | Урок показался мне | Коротким / длинным | Мое настроение | Хорошее / не очень хорошее/ плохое. | | Предлагает ответить и оценить свою работу. | Отвечают и оценивают свою работу. Сдают выполненные задания. | Регулятивные УУД: Самооценка знаний и достигнутых целей Коммуникативные УУД: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания; – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; – учет разных мнений, |
10. Итог. | (Слайд 15) Вывод: Живые организмы неразрывно связаны не только со средой обитания, но и друг с другом. Существует даже наука, которая занимается изучением взаимосвязей организмов друг с другом и средой, в которой они обитают. Ребята, как вы думаете, о какой науке идёт речь. По ходу изучения темы каждая группа составляла схему экологических групп Давайте составим кластер (схему) «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ» пользуясь вашими записями вместе (направляет и подсказывает на доске) (Слайд 16) Подведите итог урока пользуясь вашими кластерами. И самый главный вопрос урока: Как можно снизить отрицательное влияние человека на природу? Все ваши работы в маршрутных листах сдайте я их проверю, и посмотрю как вы справились с работой. | | Составление кластера «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ | Коммуникативные УУД: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания; – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; – учет разных мнений, |