kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока биологии "Экологические факторы и их влияние на организмы" 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: “Экологические факторы и их влияние на организмы”.

Тип урока: комбинированный.

Общая дидактическая цель урока: создать условия для проверки уровня усвоения системы ЗУН по теме «Среды обитания»; уметь применять данные знания и оперировать ими в ходе изучения новой темы «Экологические факторы и их влияние на живые организмы».

Предметные результаты:

  • Учащиеся должны знать экологические факторы, основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;
  • Учащиеся должны уметь определять понятие «экологические факторы»; характеризовать экологические факторы.

Метапредметные результаты:

  • Учащиеся должны уметь
  • Ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • Планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • Работать в соответствии с поставленной задачей и планом;
  • Оценивать свою работу.

Познавательные результаты:

  • Выделять главные экологические факторы;
  • Высказывать суждения;
  • Анализировать связи, гипотезы;
  • Поиск и отбор информации;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока биологии "Экологические факторы и их влияние на организмы" 5 класс »

МБОУ «СОШ №6» г. Гая







Тема урока: “Экологические факторы и их влияние на организмы”.




Выполнила:

Ишалбаева Эльмира Шавкатовна,

учитель биологии








Гай , 2014г.

Урок по биологии 5 класс ФГОС

Ишалбаева Э.Ш,

МБОУ «СОШ №6» г.Гая.


Тема урока: “Экологические факторы и их влияние на организмы”.

Тип урока: комбинированный.

Общая дидактическая цель урока: создать условия для проверки уровня усвоения системы ЗУН по теме «Среды обитания»; уметь применять данные знания и оперировать ими в ходе изучения новой темы «Экологические факторы и их влияние на живые организмы».

Предметные результаты:

  • Учащиеся должны знать экологические факторы, основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;

  • Учащиеся должны уметь определять понятие «экологические факторы»; характеризовать экологические факторы.

Метапредметные результаты:

  • Учащиеся должны уметь

  • Ставить учебную задачу под руководством учителя;

  • Планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • Работать в соответствии с поставленной задачей и планом;

  • Оценивать свою работу.

Познавательные результаты:

  • Выделять главные экологические факторы;

  • Высказывать суждения;

  • Анализировать связи, гипотезы;

  • Поиск и отбор информации;

Образовательный аспект:

Проверить степень усвоения материала по теме «Среды обитания живых организмов», выявить проблемы, наметить пути их ликвидации;

Развивающий аспект:

Способствовать формированию и развитию ОУУН как основы для формирования ключевых компетентностей учащихся:

  • Коммуникативной: владеть основными приемами устной речи, высказывать суждения, давать развернутые ответы на вопросы, использовать приемы доказательства, грамотно и ясно формулировать свою мысль.

  • Информационной: использовать источники знаний разного типа (презентации, иллюстрации, схемы и др.);

  • Учебно-исследовательской: самостоятельно определять наиболее рациональные пути выполнения работы, проводить сравнения, выделять признаки (гипотезы), применять ранее полученные ЗУН для решения новых учебно-познавательных и практических задач. Просматривать причинно-следственные связи. Давать определения понятий, терминов, обобщать, классифицировать, систематизировать учебный материал.

  • Социальной: определить свою роль в классе в соответствии с поставленной целью.

  • Рефлексивной: анализировать свою учебную деятельность, выявляя затруднения, корректировать систему ЗУН, оценивать результативность деятельности членов группы, выделять причины учебных неудач, предлагать способы устранения пробелов.

Воспитательный аспект: способствовать повышению уровню познавательного интереса к предмету, развитию кругозора, воспитывать качества толерантной личности, чувство товарищества, коллективизма.

Основные понятия урока: экологические факторы: факторы живой и неживой природы, антропогенные.

Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, в группах










Этапы урока


Содержание учебного материала

Функции и виды деятельности преподавателя

Формы и виды деятельности учащихся

Планируемые результаты УУД

Организационный

этап

  1. Организационный момент.

Вот звенит для нас звонок – начинается урок.

Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

Тихо сели. Настраиваемся на урок.

Расскажите правила поведения на уроке.

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.


Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на работу. Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.

- Почему эти правила нужно соблюдать каждому из вас?

(Коммуникативные УУД:

Сотрудничество с учителем

2.Проверка домашнего задания

Индивидуальный опрос

На прошлом уроке мы рассматривали среды обитания.

Приведите примеры различных сред обитания.

Как организмы приспосабливаются к жизни

в этих средах обитания?

Класс делиться на три группы

Напоминаю, что есть главные в группах……

Каждая группа получает групповое задание (задания лежат на столах).

(Приложение 1) (Слайд 1)

Тексты заданий на столах.


Задание для группы №1

Вставьте пропущенные слова

Наземно-воздушная среда характеризуется ………………….. количеством кислорода, но нередко в наземно-воздушной среде не хватает……..…......…Поэтому растения и животные, обитающие в засушливых местах, имеют приспособления для добывания, за­пасания воды. Например,……………… запасает влагу в своем теле. Для наземно-воздушной среды характерны изменения…………….. в те­чение года, в связи с этим меняется и жизнь организмов. Например, осенью опадает листва, перелетные ……………улетают в теплые края, шерсть животных меняется на более теплую. В наземно-воздушной среде обитания животные передвигаются по воздуху и по………………...


Пропущенные слова: доста­точным, кактус, влаги, температуры, птицы, земле

(приложение 2)

Задание для группы №2

Вставьте пропущенные слова

Водная среда характеризуется достаточным ко­личеством…………. Температура ……….не так значительно, как в наземно-воздушной среде, кислорода нередко не хватает. Неко­торые организмы могут существовать только в богатой ……………….воде, другие могут выдержать недостаток кислорода. В водной среде меньше…………., чем в наземно-воздушной. В водной среде организмы могут передвигаться в воде или по дну. Характерная особенность большинства водных животных - приспособления для плавания. Это ………….(у рыб, китов, дельфинов), ласты (у тюленей, моржей), перепонки между пальцами (у выдр, бобров, лягушек, водоплаваю­щих птиц).


Пропущенные слова: воды, меняется, света, кислородом, плавники

(приложение 3)

Задание для группы №3

Вставьте пропущенные слова

Почвенная среда нередко характеризуется боль­шим количеством воды, углекислого газа, недостатком…………... Температура более ровная, чем на поверхности земли, …………практи­чески не проникает. Обитатели почвенной среды имеют…………… глаза или лишены органов зрения, зато обладают хорошо развитыми ……………и осязанием.

Пропущенные слова: кислорода, маленькие, свет, обонянием

( приложение 4)

Обсуждение заданий групп (Слайды 2-6).

Какая среда не нашла места в ваших заданиях?

Какие характеристики у этой среды?

Мы повторили среды обитания живых организмов, немного ошибок было в организменной среде, на следующем уроке мы еще к ней вернемся.

Перед вами лежат маршрутные листы по группам, возьмите их, напишите свою фамилию.

В графе проверка домашнего задания каждый оцените ваши знания по теме «Среда обитания» по 3-х балльной системе

3 –все знаю; 2-есть пробелы; 1-требуется помощь учителя. (оценки ставим честно, потому что по ним я определю степень вашего понимания материала

Проводит контроль знаний

Выполняют задание

Регулятивные УУД: контроль знаний

3.Актуализация знаний

Перед вами на моем столе лежит растение. Оно завяло. Как вы думаете, почему оно завяло? (Растение изъяли из обычной среды обитания: оставили без почвы и воды)


Учитель формулирует проблемный вопрос: Могут ли живые организмы существовать обособленно, без окружающей среды? А почему?

Цветы, деревья и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года –

Это факторы природы.(Слайд 7)

Итак , какая тема сегодняшнего урока?

Экологические факторы(Слайд 8)


Как вы думаете: что мы будем изучать?

Поставьте цель урока


Цели урока:

  • Изучить и охарактеризовать экологические факторы;

  • Рассмотреть примеры экологических факторов;

  • Рассмотреть влияние экологических факторов на человека.


Учитель формулирует проблемный вопрос

Отвечают на вопросы.

Ученики с помощью учителя формулируют цели урока.














Сформулируйте цель на уроке: узнать о….

Познавательные УУД: Анализ, обобщение, классификация.

Осознанное и произвольное построение

речевого высказывания.

Подведение под понятие.

Коммуникативные УУД:

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

4.Мотивация к учебной деятельности и целеполагание

Перед вами лежат маршрутные листы, возьмите их, запишите тему урока

Записывает число, тему урока в маршрутные листы



Регулятивные УУД:

Самоопределение,

смыслообразование ,целеполагание,

5.Изучение нового материала

Учитель: теперь мы переходим к следующей

части нашего плана урока.

Откройте учебник стр. 78, быстро пролистайте параграф и ответьте на вопрос:

Что может влиять на среду

обитания, на живые организмы которые в

ней обитают? (Неживая природа, другие

живые организмы и деятельность человека.)


Вы уже знаете, что природа делится на

живую и неживую. В связи с этим

различаются факторы живой и неживой

природы и антропогенные факторы.

Эти факторы называ­ют экологическими. Откройте словарики и запишите определение

(Слайд 9)


работа в группах:

1 группа - охарактеризовать факторы неживой природы, привести примеры с помощью учебника стр.78

2 группа - охарактеризовать факторы живой природы, привести примеры с помощью учебника стр.78-80

3 группа - охарактеризовать антропогенные факторы, привести примеры с помощью учебника стр.80

(Слайд 10)

составляем схему на отдельных листах (приложение 5)

(Слайд 11)

Отчет групп.


(Ответы учащихся 1 группы, а остальные группы фиксируют схему в своих листах)


(Ответы учащихся 2 группы, а остальные группы фиксируют схему в своих листах)

Несколько десятков тысячелетий назад на Земле появился антропогенный фактор, расскажите о нем (Ответы учащихся 3 группы, а остальные группы фиксируют схему в своих листах)

Ребята чем мы занимались на данном этапе урока?

Оцените свою работу в группе, поставьте оценку в маршрутных листах.

Объяснение материала.


















Обсуждает вопросы.
















Ответы уч-ся

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в парах).

Оценивать правильность выполнения заданий.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.



Познавательные УУД:

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;

– подведение под понятие;

Физкультминутка.



сидя за столами под музыку

Включает музыку.

Устная оценка учителя



6.Первичная проверка понимания

А вот какое влияние оказывает на живые

организмы антропогенный фактор мы увидим с помощью видеофрагмент нефть


Приведите свои примеры негативного влияния человека на живые организмы. К чему это может привести. (Антропогенный фактор может привести к сокра­щению и гибели видов живых организмов.)

А как влияют экологические факторы на самого человека?




Познавательные УУД:

Анализ, сравнение, обобщение, аналогия;

– подведение под понятие;

Коммуникативные УУД:

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

– учет разных мнений, координирование в со-

трудничестве разных позиций;

Регулятивные УУД:

– волевая саморегуляция в ситуации затруднения

7.Первичное закрепление


  1. Тест с пультами для 3 группы (тест вариант 1)

В это время 1 и 2 группы работают с разноуровневыми вопросами в маршрутных листах (приложение 6)

-вопросы уровня А оцениваются на оценку «3»

-вопросы уровня Б оцениваются на оценку «4»

-вопросы уровня С оцениваются на оценку «5»

Ребята вы письменно отвечаете на 3 вопроса из каждого уровня на оценку 5, на оценку 4 – 2 вопроса из уровня А и Б, на оценку 3 – 1 вопрос из уровня А.

После выполнения задания 3 группой проверка осуществляется по флипчарту.

Ребята поставьте оценку в маршрутных листах, не забывайте, что я оценку легко проверю по флипчарту.

А 1и 2 группы тоже выставляют себе оценки по этому этапу урока

  1. А теперь распределите факторы среды в три колонки: лесной пожар, погоня за зайцем, выпавший снег, выбросы в атмосферу, поедание малины медведем, знойная жара, сброс сточных вод в реку, опыление растения. (Слайды 12)

Работа у доски

Подходите к столу берите карточку с записью и прикрепляйте в нужную колонку.

(приложение 7)

Теперь мы с вами новый материал закрепили, откройте дневники.


Индивидуальная работа

Познавательные УУД:

Анализируют, обобщают

контроль;

– коррекция;

– оценка.

8.Домашнее задание

1. выучить параграф 18

2. Творческое задание: написать мини-сочинение на тему « Экологические проблемы нашей местности» объем -1 тетрадный лист.

(Слайд №13)


Записывают домашнее задание



9.Рефлексия

В маршрутных листах учеников табл.

(Слайд 14)


НА УРОКЕ Я РАБОТАЛ

АКТИВНО/ ПАССИВНО

На уроке мне было

Интересно/не интересно легко/трудно

Своей работой на уроке я

Доволен /не доволен

Урок показался мне

Коротким / длинным

Мое настроение

Хорошее / не очень хорошее/ плохое.


Предлагает ответить и оценить свою работу.

Отвечают и оценивают свою работу. Сдают выполненные задания.


Регулятивные УУД:

Самооценка знаний и достигнутых целей

Коммуникативные УУД: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

– учет разных мнений,

10. Итог.

(Слайд 15)

Вывод:

Живые организмы неразрывно связаны не только со средой обитания, но и друг с другом. Существует даже наука, которая занимается изучением взаимосвязей организмов друг с другом и средой, в которой они обитают.

Ребята, как вы думаете, о какой науке идёт речь.

По ходу изучения темы каждая группа составляла схему экологических групп

Давайте составим кластер (схему) «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ» пользуясь вашими записями вместе (направляет и подсказывает на доске)

(Слайд 16)


Подведите итог урока пользуясь вашими кластерами.

И самый главный вопрос урока:

Как можно снизить отрицательное влияние человека на природу?

Все ваши работы в маршрутных листах сдайте я их проверю, и посмотрю как вы справились с работой.












Составление кластера «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Коммуникативные УУД: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

– учет разных мнений,



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока биологии "Экологические факторы и их влияние на организмы" 5 класс

Автор: Ишалбаева Эльмира Шавкатовна

Дата: 04.10.2015

Номер свидетельства: 236154

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока на тему "Влияние абиотических факторов на живые организмы" "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-na-tiemu-vliianiie-abiotichieskikh-faktorov-na-zhivyie-orghanizmy"
    ["file_id"] => string(6) "111954"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408097271"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "конспект урока "Критерии вида" "
    ["seo_title"] => string(30) "konspiekt-uroka-kritierii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "136155"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417044856"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "Конспект урока по биологии на тему "Нарушение деятельности нервной системы и вредные привычки" (8 класс) "
    ["seo_title"] => string(114) "konspiekt-uroka-po-biologhii-na-tiemu-narushieniie-dieiatiel-nosti-niervnoi-sistiemy-i-vriednyie-privychki-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "218233"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433729168"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства