Цели урока:
Образовательные: сформировать понятие об образе жизни, особенностях внешнего строения земноводных;
выяснить, какие особенности внешнего строения лягушки являются приспособительнными к жизни в воде и на суше;
изучить характеристику отрядов земноводных.
Воспитательные: продолжить работу по формированию научного мировоззрения на примере развития общебиологического понятия о связи внешнего строения земноводных со средой обитания; способствовать экологическому и нравственному воспитанию на примере показа значения земноводных в природе и необходимости бережного, гуманного отношения к ним; воспитание коммуникативных качеств.
Развивающие: развивать познавательный интерес и мотивацию к познанию и творчеству; способствовать развитию положительных эмоций; развивать логическое мышление, биологическую речь, умение анализировать, делать выводы и аргументированно отвечать на поставленные вопросы; умение высказывать собственное мнение и его обосновывать.
Тип урока: изучение нового материала
Методы: проблемный, частично-поисковый, рефлексивный
Оборудование: мультимедиапроектор, муляжи тритона, жабы, лягушки, учебник, презентация, видеофрагмент, инструктивные карты.
Ход урока
1.Организационный момент
Приветствие: «Здравствуйте, ребята! Садитесь. Давайте улыбнемся друг другу и начнём наш урок с хорошим настроением».
2. Актуализация знаний. Постановка цели урока
Учитель. Прежде чем мы перейдем к изучению новой темы, давайте с вами вспомним, с какими классами Хордовых животных вы уже знакомы?(Бесчерепные и рыбы)
-Какие главные признаки строения объединяют всех этих животных в тип Хордовые? (Хорда - плотный упругий стержень, состоящий из особых тесно прилегающих друг к другу клеток. Выполняет роль внутреннего скелета. Она служит опорой внутренним органам и придает телу упругость, развивается из эндодермы и на протяжении жизни сохраняется у низших форм, а у высших присутствует только в зародышевом развитии, позже меняется позвоночником.)
-Какие приспособления имеют рыбы в связи с водными условиями существования? (Водные животные, тело покрыто чешуей, дышат при помощи жабр, боковая линия).
-Каких животных называют холоднокровными? (Температура тела таких животных изменяется в зависимости от температуры окружающей среды).
-Что такое непрямое развитие? ( Организм, который появился (личинка), отличается по строению от взрослого организма.)
Сегодня мы приступаем к изучению нового класса позвоночных животных. Но какого? Я специально не записала тему нашего урока на доске. Вы сами, с помощью моих подсказок, должны угадать, о ком пойдет речь.
Итак, подсказка первая – эту группу животных считают переходной формой от водных животных к типично-наземным.
Подсказка вторая – эти животные имеют огромное значение в природе и жизни человека: являются пищей для некоторых видов птиц, млекопитающих, слизь кожных выделений содержит ядовитые вещества, которые у некоторых видов могут быть смертельно опасны для других организмов; это используют и охотники, и медики, и колдуны, и домохозяйки (для хранения молока, чтобы не прокисало в теплом помещении).
Третья подсказка – многих представителей держат в аквариумах и террариумах – для красоты, а также служат объектом для науки, классическим подопытным животным, им построено много памятников.
-Итак, речь действительно пойдет сегодня о земноводных. (Слайд-1)
Запись темы на доске и в инструктивных картах.