- Ребята встали все правильно, начнем урок, тихо сели.
2. Актуализация. 1 слайд
- На предыдущем уроке мы начали знакомиться с царством грибов. Давайте проверим знания, которые вы приобрели (фронтальный опрос).
1. Как вы думаете какую роль играют грибы в природе? (Круговорот веществ, образование плодородного слоя почвы, разрушение остатков растений и животных)
2. Значение грибов для людей? (является пищей, делают лекарственные препараты, хлеб и образуют болезни).
3. Как вы думаете сколько всего видов грибов известны? (100 тысяч)
4. Чем грибы сходны с растениями? (по способу питания, всасывание, неподвижны.)
5. Чем грибы сходны с животными? (питаются готовыми органическими веществами, есть хитин.)
6.На какие группы разделяют грибы по способу питания? (паразиты и сапротрофы.)
7. По строению грибы бывают? (одноклеточные и многоклеточные.)
8. Из чего состоит тело грибов? (из тонких белых нитей образующих грибницу или мицелий.)
9. Как размножаются грибы? (бесполым и половыми путями. Бесполое с помощью спор и вегетативно почкованием или участками тела. Половое с помощью слияния специализированных половых клеток.)
10. Какие съедобные и ядовитые грибы нашей местности вы знаете?
- А сейчас отгадайте загадку.
Раздвинув листву, Средь высокой травы, Смотрю я на мир, Как лиса из норы. И тем, кто желает Меня отыскать, Придётся умелым Охотником стать…(Гриб)
- Давайте проверим.
- Действительно это гриб, но какой? На прошлом уроке мы назвали 2 группы грибов, к какой из них мы отнесем этот гриб. (Шляпочный).
- Следовательно, тема нашего урока? (Шляпочные грибы).
- Совершенно верно. Открываем тетради, записываем число и тему урока.
- Изучали ли вы подробно шляпочные грибы? Значит, какова цель нашего урока?
- А что нам нужно сделать, чтобы понять, что такое шляпочные грибы?
- Совершенно верно, итак вот цели нашего урока (на доску)
- узнать строение шляпочных грибов
- познакомиться с видами шляпочных грибов
- научиться различать съедобные и ядовитые грибы
3. Изучение нового материала. (ЛЕКТА). Раздать муляжи.
- Среди грибов наиболее известны шляпочные грибы, Например: белый гриб, подберезовик, мухомор, опята, шампиньоны.
- В повседневной жизни мы грибами называем их плодовые тела, которые образованы ножкой и шляпкой.
- Ребята, чем образовано плодовое тело у грибов? (Ножкой шляпкой).
Показываюмуляжи грибов.
- Посмотрите на муляжи, которые лежат у вас на парте. Это плодовые тела различных грибов.
- Под плодовым телом, в почве находится, грибница - тонкие ветвящиеся нити, главная часть грибов. На ней развиваются плодовые тела. Шляпка и ножка состоят из плотно прилегающих друг другу нитей грибницы. В ножке все нити одинаковые, а в шляпке они образуют два слоя – верхний покрытый кожицей, окрашенный разными пигментами, и нижний. Ребята, если нижний слой состоит из многочисленных трубочек, как называются такие грибы? А если из многочисленных пластинок?
4. Лабораторная работа.
Цель: Изучить строение плодовых тел шляпочных грибов, как представителей данного царства.
Вывод: Изучили строение тела шляпочных грибов. Плодовое тело состоит из шляпки и ножки. В зависимости от строения нижней стороны шляпки, грибы бывают трубчатые и пластинчатые.
- А сейчас выполним небольшую лабораторную работу. Возьмите инструктивные карточки, прочитайте ход работы и выполните, запишите части шляпочных грибов и приведите из учебника примеры пластинчатых и трубчатых грибов.
Трубчатые – белый гриб, подберезовик, масленок, у этих грибов нижний слой состоит из трубок.
Пластинчатые – рыжик, сыроежка, волнушки, нижний слой состоит из многочисленных пластинок.
5. Изучение нового материала.
- В шляпках грибов образуются особые клетки - споры, с помощью которых грибы размножаются. Посмотрите рисунок 41 на странице 71.
- Созревшие, мелкие и легкие споры высыпаются и распространяются ветром, водой и насекомыми. Видео 3 LECTA.
- Во влажной и богатой почве из спор прорастают нити грибницы. Грибница растет очень медленно, лишь накопив запасы питательных веществ, она образует плодовые тела.
- Ребята, а скажите мне придете вы в лес и под каким деревом вы будите искать подберезовик? А белый гриб?
- Грибники знают что подберезовик можно найти среди берез, белый гриб, среди берез, сосен, елей и дубов, рыжики в сосновых и еловых лесах, подосиновики в осинниках.
- Как вы думаете с чем это связано? Затрудняетесь ответить. Давайте послушаем. Видео 4 LECTA. А сейчас поработаем с текстом учебника стр. 72-73. Прочитайте текст на странице 72-73 «Симбиоз грибов и растений». В тетрадь запишите определение понятий.
Что такое симбиоз? Микориза?
6. Физкультминутка.
На опушке под сосной вырос гриб (присесть и медленно встать)
Скажи какой?
Ну конечно это белый!
Посмотри, какой он смелый (руки на пояс, нога одна вперед).
Нос задрал, собой гордится (повороты туловища в право в лево).
Ничего он не боится!
7. Изучение нового материала.
- Ребята, что мы еще не изучили? (Съедобные и ядовитые грибы).
-Внимательно рассмотрим грибы, которые есть в учебнике.
- Перечислите съедобные грибы?
- Перечислите ядовитые грибы? Лекта
- Посмотрите на слайд. Начертите в тетради таблицу. Заполните её.
- Поменяйтесь тетрадями, проверяем.
- А теперь на доске распределите картинки по папкам.
- Как вы думаете, какие меры необходимо предпринять, чтобы не отравится грибами?
- Ребята, а как вы думаете можно ли искусственно выращивать грибы.
Выращивание грибов. Шампиньоны и вешенки. Видео 6 LETA.
8. Закрепление.
1. Какие грибы называют шляпочными? ( Грибы, которые имеют шляпку и ножку).
2. Что такое грибница и плодовое тело? (Тонкие ветвящиеся белые нити. Плодовое тело образуется из переплетённых гиф мицелия).
3. Что такое споры? (Особые клетки).
4. Какие грибы вы знаете? Съедобные? Ядовитые?
5. Как выращивают грибы в искусственных условиях?
9. Рефлексия.
- Понравился ли вам урок? Что не поняли? Что вы узнали?