II. Пробуждение интереса. Парная работа. Данный вид деятельности позволяет учащимся продемонстрировать навыки умения планировать свою деятельность. Учащиеся по выбору составляют план: Выходного дня Путешествие на море Похода в горы Оказания помощи пожилым людям Уборки помещения По завершению планирования учащиеся называют этапы своего планирования в виде вопросов. Класс обсуждает результаты, составляя на доске этапы планирования своей деятельности. III. Групповая работа. акторы, влияющие на скорость ферментативных реакций 1. Влияние температуры на скорость ферментативных реакций Ответьте на вопросы: 1. Как изменяется скорость реакции в пределах от 0-40̊ С и почему? 2. Почему при высоких температурах ферментативные реакции останавливаются? 3. Почему при низких температурах скорость ферментативных реакций мала? 4. Какая температура является оптимальной и почему? 2. Влияние рН среды на скорость ферментативных реакций Ответьте на вопросы: Как зависит активность фермента от рН среды? Почему ферменты работают в основном в среде, близкой к нейтральной, а не в сильно кислых или щелочных средах? 2. Как будет выглядеть график скорости реакции для фермента желудочного сока-пепсина? (нарисовать в тетради) 3. Влияние концентрации фермента и субстрата Рис.1 Рис.2 Ответьте на вопросы: Опишите по графикам зависимость скорости реакции от концентрации фермента (рис.1) и субстрата (рис.2). Почему при повышении концентрации субстрата скорость реакции возрастает до определенной величины, а далее остается неизменной? 4. Влияние ингибиторов и активаторов ферментов Конкурентное ингибирование В этом случае ингибитор связывается в активном центре фермента и конкурирует за него с субстратом. Таким образом, конкурентный ингибитор не связывается с фермент-субстратным комплексом (ES на рисунке). Конкурентный ингибитор обычно структурно схож с субстратом, однако фермент не способен катализировать реакцию в присутствии ингибитора из-за отсутствия у последнего необходимых функциональных групп. Неконкурентное ингибирование Неконкурентный ингибитор не мешает связыванию субстрата с ферментом. Он способен присоединяться как к свободному ферменту, так и к фермент-субстратному комплексу с одинаковой эффективностью. Ингибитор вызывает такие конформационные изменения, которые не позволяют ферменту превращать субстрат в продукт, но не влияют на сродство фермента к субстрату. Бесконкурентное ингибирование При бесконкурентном ингибировании ингибитор связывается только с фермент-субстратным комплексом, но не со свободным ферментом. Субстрат, связываясь с ферментом, изменяет его конформацию, что делает возможным связывание с ингибитором. Ингибитор, в свою очередь, так меняет конформацию фермента, что катализ становится невозможным. Необратимое ингибирование Формирование стабильного комплекса ингибитора с ферментом, ведущее к его необратимой инактивации. Случай необратимого ингибирования можно обнаружить по тому признаку, что при разбавлении раствора не происходит повышения удельной активности фермента, как в случае обратимого ингибирования Аллостерическое ингибирование Аллостерические ингибиторы связываются с отдельными участками фермента вне активного центра. Такое связывание влечет за собой конформационные изменения в молекуле фермента, которые приводят к уменьшению его активности. Ответьте на вопросы: Как влияют ингибиторы на активность ферментов? Какие виды ингибирования существуют? Опишите механизм действия каждого из них. В чем отличие их воздействия на фермент? Какие вещества называются активаторами предложенного перечня соответствующие правила техники безопасности необходимые для конкретного эксперимента. В конце урока учащиеся проводят рефлексию: - что узнал, чему научился? - что осталось непонятным ? - над чем необходимо работать? Где возможно учащиеся могут оценить свою работу и работу своих одноклассников по определенным критериям. Рефлексия по уроку: Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Все ли учащиеся достигли ЦО? Если нет, то почему? Правильно ли проведена дифференциация на уроке? Выдержаны ли были временные этапы урока? Какие отступления были от плана урока и почему? |