Просмотр содержимого документа
«Урок биологии "Дыхание растений". 6 класс»
Тема урока «Дыхание растений»
Класс: 6
Тип урока: открытие нового знания
Цели: Раскрытие сущности термина дыхание растений. Выявление существенных признаков процесса дыхания. Установление взаимосвязей между дыханием и фотосинтезом, их различия.
Задачи:
Актуализировать знания о дыхании растений.
Формировать умение выделять существенные признаки процесса дыхания.
Формировать умение устанавливать взаимосвязи растений с другими организмами;
Формировать умение выявлять причинно-следственные связи при изучении процессов дыхания и фотосинтеза, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений.
Планируемые образовательные результаты
Предметные результаты:
выделять существенные признаки биологических процессов (дыхание);
сравнивать биологические объекты и процессы,
уметь делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
овладевать методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов;
устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами.
Метапредметные результаты:
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
• выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов
• устанавливать существенный признак классификации биологических объектов
• выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений
Работа с информацией:
• применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе биологической информации
• выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию различных видов и форм представления
Универсальные коммуникативные действия
Общение:
• воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе работы;
• выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
• понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
• сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
• публично представлять результаты выполненной работы;
Совместная деятельность (сотрудничество):
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной биологической проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной учебной задачи;
Регулятивные действия
Самоорганизация:
• делать выбор и брать ответственность за решение.
• ориентироваться в различных подходах принятия решений
• самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
Самоконтроль (рефлексия):
• владеть способами самоконтроля,
• давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
• объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
Эмоциональный интеллект:
• управлять собственными эмоциями;
• регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
• осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
• признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
• открытость себе и другим;
Средства обучения:
Учебник Н.И. Сонин Биология. Живой организм. М. Дрофа 2019
Раствор известковой воды в стаканчиках, стеклянные трубочки с резиновым наконечником.
Ход урока
1. Оргмомент
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Учитель приводит слова В. Высоцкого «Я дышу, а значит, я живу!»
Постановка эксперимента: Выясним, сколько времени вы можете не дышать. Делаете глубокий вдох и зажимаете пальцами нос по сигналу, засекаем время начала и окончания эксперимента.
Итак, мы смогли продержаться без воздуха примерно одну минуту. Некоторые тренированные люди могут задерживать дыхание на 3-4 минуты и даже 6 минут, но не дольше. Теперь понятно, почему эпиграфом к нашему уроку взяты слова российского поэта и певца Владимира Семеновича Высоцкого: «Я дышу, а значит, я живу!». Каковы же признаки живого организма? (Ответ учащихся: дыхание, питание, рост, развитие, размножение). А могут ли растения обходиться без воздуха?
Предполагаемый ответ учащихся: нет, не могут, так как они являются живыми организмами, нуждающимися в дыхании.
Учитель: «Как вы считаете, какова тема нашего урока?» (Учащиеся совместно с учителем формулируют ответ).
2. Актуализация и пробное учебное действие. Запись в тетради темы урока "Дыхание растений".
Вспомните и назовите то, что Вам известно о дыхании и запишите в виде ключевых слов и словосочетаний и положите в «Корзину идей».
3. Выявление места и причины затруднения
Создание проблемной ситуации - Работы Пристли: Английский химик Джозеф Пристли поставил опыт с мышонком: посадил под стеклянный колпак, опущенный краями в воду. Мышонок жил под колпаком недолго. Он задохнулся в испорченном от собственного дыхания воздухе.
1. Почему погиб мышонок в опытах Пристли?
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
У нас возникла проблема:
Почему погиб мышонок в опытах Пристли?
Что нам нужно сделать, чтобы решить эту проблему?
- узнать, что такое дыхание
- что нужно для дыхания
- что образуется в процессе дыхания
- что вызвало гибель мышонка.
А еще нам нужно будет научиться слышать и видеть, находить нужную информацию в разных источниках.
5. Реализация построенного проекта – анализ сущности процесса дыхания (Изучение нового материала)
1. Работа с текстом учебника Давайте сначала мы выясним, что такое дыхания. Для этого прочитайте текст «Дыхание растений», найдите необходимую информацию и сформулируйте определение, что такое дыхание.
Дыхание – процесс распада органических соединений с выделением энергии, необходимой растениям для жизнедеятельности.
2. Работа с видеофрагментом
А сейчас просмотрите видеофрагмент, определите, какая информация не соответствует вашим прежним знаниям и представлениям.
Как кислород, необходимый для дыхания попадает в растение? Через устьице и межклетники в листе и через чечевички в стебле. Какие этапы включает в себя процесс дыхания: (дать проговорить учащимся с помощью учителя)
- поступление кислорода через устьица и чечевички к клеткам растения – внешнее дыхание;
- расщепление органических веществ при участии кислорода с освобождением энергии – собственно дыхание;
- удаление образовавшегося углекислого газа через чечевички и устьица.
3. Лабораторные опыты:
Как видите, в процессе дыхания выделяется энергия и углекислый газ.
Давайте убедимся в этом и проведем опыты: А) Выдыхайте некоторое время газ, полученный при дыхании через трубочку, опущенную в известковую воду. Что вы наблюдаете? При продувании через раствор известковой воды осадок образуется только от углекислого газа, который и образуется при дыхании.
Что мы этим доказали? Этим опытом доказывают его выделение при дыхании растений, человека и животных.
Б) Выдохните на свою ладонь, что вы почувствовали? При выдохе мы ощущаем тепло - тепловая энергия. Ее вы неоднократно могли наблюдать в жаркий день, когда над травой воздух как будто дрожит. На самом деле от растений исходит тепло, которые выходит вместе с нагретыми парами воды.
4. Заполнение таблицы «Характеристика дыхания» (работа с учебником) 5.Вернемся к опыту Пристли: Пристли писал: «Я взял некоторое количество воздуха, совершенно испорченного дыханием мыши, которая в нём погибла; разделил его на две части: одну часть воздуха перевёл в сосуд, погружённый в воду, а в другую часть, также заключённую в сосуд с водою, посадил ветку мяты. Это было сделано в августе 1771 года. Через восемь-девять дней я нашел, что мышь прекрасно могла жить в той части воздуха, в которой росла ветка мяты, но мышь моментально погибла в другой его части. В течение семи дней пребывания в сосуде с испорченным дыханием воздухом побег мяты вырос почти на 3 дюйма и, кроме того, образовал несколько новых».
Какие выводы можно сделать из его наблюдений?
- газ, образующийся при дыхании для дыхания не пригоден;
- растение истратило плохой газ и выделило газ, который используется для дыхания.
Таким образом, растение как бы питалось испорченным воздухом. На связь с каким процессом, изученным нами, это указывает?
6.Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. Работа по учебнику «Сравнение процессов фотосинтеза и дыхания» и формулирование вывода.
Найдите черты сходства и отличия.
Вывод: Фотосинтез и дыхание два противоположных, но взаимосвязанных процесса.
7. Включение в систему знаний и повторение.
Игра «да» «нет»
Дыхание растений осуществляется только ночью? Нет
У растений дышат только органы зеленого цвета (листья, стебли) нет
При дыхании растения поглощают кислород, а выделяют углекислый газ? Да
Фотосинтез- это процесс противоположный дыханию? Да
При дыхании растениями поглощается солнечная энергия? Нет
Дыхание в живых растениях происходит непрерывно, если оно прекращается растение погибает? Да
В процессе дыхания органические вещества расщепляются? Да
В процессе дыхания кислород в растениях попадает через устьица и чечевички? Да
8.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)
Достаем листочки учащихся из «Корзины идей» и делаем анализ.
9. Домашнее задание (на выбор).
1.Прочитать параграф учебника и устно ответить на вопросы.
2.Составить кроссворд «Дыхание растений и фотосинтез».