kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок биологии для учащихся 11 класса по теме «Вид и критерии вида»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит подробный конспект урока по теме. Так же в архиве имеется презентация к этому уроку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект Вид и критерии»













Конспект урока биологии для учащихся 11 класса

по теме «Вид и критерии вида»













Составлен учителем биологии

МКОУ СОШ «Образовательный центр» г. Зуевка

Никулиной Надеждой Александровной









Конспект урока биологии для учащихся 11 класса

по теме «Вид. Критерии вида»

Дидактическая цель: создать условия для применения изученного материала, выявления условия овладения системой знаний и умений.

Образовательные задачи: расширение знаний учащихся о виде как целостной структуре живого, о критериях вида, структурировать приобретённые знания и применить их на практике.

Развивающие задачи: развитие способности классифицировать, выделять новую информацию и ее транслировать, развитие умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, элементами творческой деятельности, умения общаться. Формировать толерантность учащихся, наблюдательность, внимательность.

Воспитательные задачи: способствовать воспитанию культуры умственного труда, воспитывать самостоятельность и аккуратность при выполнении практической работы и заполнении таблицы.

Тип урока - урок комплексного применения знаний.

ФОПД- фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Методы обучения - частично -поисковый, исследовательский, проблемный.

Технология- приемы технологии развития критического мышления.

Оборудование-мультимедиа проектор, компьютер, наглядный и дидактический материал. Этапы урока.
  1. Мотивация учебной деятельности и целеполагание
  2. Актуализация
  3. Осмысление
  4. Применение знаний
  5. Обобщение и систематизация результатов выполнения заданий
  6. Рефлексия
  7. Итоги урока и домашнее задание

Ход урока.

Мотивация урока.

Мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений.

Урок начинается в демонстрации электронной авторской презентации «Наш лес»о растениях и животных нашего края с музыкальным сопровождением, на фоне которой чтение учителем стихотворения Я.Акима«Есть одна планета – сад»

Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят, 
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.

2. Выступает ученица с дополнительной информацией о разнообразии видов в природе. (Приложение 1)

3. Вопрос учителя классу. На основании электронной презентации «Наш лес», дополнительной информации определите тему урока. Ученики вносят предложения и вместе уточняют тему урока «Вид и критерии вида». Определяют лишний объект на слайдах презентации и объясняют почему лишний?.

3. Прием технологии КМ«ЗУН (знаю, узнал, надо)», который создает ситуацию столкновения знаний и незнаний. Заполнение в таблице «Знаю» в течении 1 мин.

Знаю

Узнал

Надо узнать




4. Целеполагание. Определение целей и задач урока и заполнение в таблице «Надо узнать»

Актуализация.

1.Прием «Кластер».Вопрос учителя классу «Что вы знаете о видах? Что такое вид?» Поработайте в паре 1 минуту и представьте одинаковую информацию для класса по теме из таблицы «ЗУН». После представления краткие записи быстро выполняются на доске.

2.Работа с информационным листом. Задание: выберите правильное понятие «Вид» и запишите в тетради.

3.Прием технологии критического мышления « Игровая ситуация». Инсценировка « Встреча с учеными». Ученики исполняют роли Д. Рей, К. Линнея, Ж. Ламарка, Ч. Дарвина, Н.И. Вавилова и представляют свои высказывание о виде.(Приложение 2)

4.На фоне выступлений ученых демонстрация электронной презентации «Вид и критерии вида», которая была создана учениками предыдущих выпусков для урока биологии.


Осмысление. Осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнения предстоящих заданий. 1.Фронтальная работа. Вопрос учителя классу: «Что такое критерий вида? Какие критерии вида вы знаете?(Ответы учащихся) 2.Задание для самостоятельной работы с информационным листом. Найдите информацию о критериях вида и выпишите в тетрадь.
Применение знаний. 1.Самостоятельное и парное выполнение учащимися практической работы «Определение критериев вида» по художественному тексту « Рапторы». Выписать в тетрадь критерии вида из текста. Определить вид, о котором идет речь.
Обобщение и систематизация результатов выполнения заданий.
  1. Прием технологии КМ «Взаимообучение» с использованием методики Баженова-Ривина по схеме.








Задания для индивидуальной и групповой работы

Прочитайте текст «Рапторы»

Найдите признаки (критерии) вида, определите их.

Уч-ся парты 1и 3 вариант 1 определяют морфологический и географический критерии

Уч-ся парты 1 и3 вариант 2 определяют генетический и физиологический критерии

Уч-ся парты 2 и 4 вариант 1 определяют исторический и биохимический критерии

Уч-ся парты 2 и 4 вариант 2 определяют экологический и этологический критерий

Данные занесите в таблицу

Названия критерия

Пример из текста



Поработайте в паре сменного состава, расскажите о своих критериях одноклассникам.

Занесите данные от одноклассников в таблицу.

Приготовьтесь выступить по итогам практической работы.


Рефлексия учебной деятельности на уроке.

1. Оцените степень реализации поставленных целей по с таблице ЗУН, выполните записи в графе «Узнал»

2.Работа с рефлексивным листом по вопросам и прослушиванием ответов некоторых учеников.

1. Что нового узнали на уроке?

2.Что было сложно?

3. Какую оценку поставишь за знания? За работу на уроке?


Домашнее задание.

Задание на дом дифференцированное:

обязательное для всех– прочитать  § 4.5
задание по выбору: подготовить мини- сообщение на тему:

«Правда ли, что ворон – это муж вороны? или «Как осенью заяц- русак превращается в зайца-беляка?»


Спасибо за работу на уроке.



Приложения к уроку.

Приложение 1

Выступление ученицы:«Одной из главных особенностей биологической материи на нашей планете является биологическое разнообразие или «квантированость». Это выражается в том, что оно представлено отдельными видами. Видовое многообразие живых организмов на нашей планете очень велико.

В умеренных широтах обитает около 1миллиона видов, некоторые ученые считают, что на Земле не менее 5 миллионов видов. Биологическое разнообразие живых организмов доказывает процесс эволюции и продолжение жизни на планете. Сейчас известно более 2млн.видов животных,500 тыс. видов растений, боле 100 тыс. видов грибов, большое кол-во штаммов микроорганизмов и вирусов. Ученые постоянно открывают и описывают новые виды живых организмов».


Приложение 2.

Текст выступления «ученых»

Натуралист Джон Рей (1627—1709г.г.)

Вид- это реальные индивидумы отличаются по внешнему и внутреннему строению и скрещиваются между собой.

Все индивидуумы, принадлежащие к одному виду, могут свободно скрещиваться в природе и продуцировать потомство, относящееся к тому же самому виду. Мое учение о виде подтверждает, что признаки, по которым один вид организма отличался от другого. Основным признаком вида является -воспроизводить себе подобных

Шведский ученый Карл Линней (1707—1778г.г.)

«Виды — совокупность сходных по строению особей, дающих плодовитое потомство. Виды объективно существуют в природе и между видами имеются различия. Вид есть универсальная форма существования жизни, что это реально существующая таксономическая единица. Вид состоит из многих сходных индивидов, которые произошли от одной первоначальной, созданной Богом, пары.:считал, что виды постоянные и не изменяются. В своем труде “Система природы” (1735) он заложил основы современной систематики. Так, например, явно различаются между собой по внешним признакам медведь и волк. Но волк, шакал, гиена, лисица внешне более сходны, так как принадлежат к одному семейству — волчьих. Еще в большей степени сходна внешность у видов одного рода, например волк и собака.

 Науке предложил двойную номенклатуру, согласно которой каждый вид организма имеет только одно, присущее ему название, состоящее из двух слов — родового (существительное) и видового (прилагательное). Название дается на латинском языке». 

Жан Батист Ламарк 1744—1829

«Согласно теории Ламарка все виды организмов постоянно изменяются в направлении от простых форм к сложным. Говоря об этих изменениях, Ламарк отрицал реальность существования видов в природе и считал, что эта категория придумана учеными лишь для облегчения классификации организмов виды в природе не существуют, а реально существует только особь.»

Английский ученый Ч.Дарвин

«Виды реально существуют в природе, но они относительно постоянны, т.е. виды возникают и развиваются, а затем либо вымирают, либо изменяются, давая начало новым видам. Главный труд своей жизни Чарлз Дарвин назвал
“Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь” (1859).все виды живых организмов эволюционируют во времени и происходят от общих предков.

Из всего сказанного ясно, что термин "вид" я считаю совершенно произвольным, придуманным для удобства, для обозначения групп особей, близко между собой сходных, и существенно не отличающимся от термина "разновидность", которым обозначают формы, менее резко различающиеся и более колеблющиеся в своих признаках". "Виды - только резко выраженные и постоянные разновидности". "Согласно моим взглядам, разновидности - это виды, захваченные в процессе образования, или, как я их назвал, виды, которые зарождаются". Дарвиновское представление о виде было динамичным: разновидность как зарождающийся вид, позже - вид, распадающийся на разновидности, и т. д. Дарвин не отрицал реальности вида в природе, он отрицал определение понятия "вида" и постоянство вида во времени.

Вид, по Дарвину, следует рассматривать как существующую в природе единицу, становление, преобразование и гибель которой есть моменты процесса эволюции.

В «Происхождении видов» в главе о компенсации и экономии в росте Дарвин подчеркивает, что «отдельные виды выявляют аналогичные изменения таким образом, что один вид приобретает признак другого родственного вида или возвращается к признакам раннего предка».

Русский ученый Н.И.Вавилов

Изучая флору нашей планеты, я пришел к выводу вид представляет сложную иерархическую систему, состоящую из множества взаимоподчиненных элементов, различающихся морфологически, генетически и экологически, формирующуюся в ходе эволюции и обладающую единым ареалом. В своем труде «Линнеевский вид как система» объяснил реальности политипического вида. В этой работе были даны материалы по изучению гомологических рядов изменчивости и центрам культурных растений внутривидовое разнообразие является важным условием существования вида и для его эволюции. То есть эволюционная динамика вида неразрывно связана с динамикой его существования, что делает вид относительно стабильным и реально существующим.



Просмотр содержимого презентации
«Вид и видообразование»

Выполнили: ученики 11б класса МКОУ СОШ «Образовательный центр» г. Зуевка 2013

Выполнили:

ученики 11б класса

МКОУ СОШ «Образовательный центр» г. Зуевка

2013

К.Линней.   Вид – универсальные, дискретные и объективно существующие в природе образования. Они не изменяются  Жан Батист Ламарк.  Вид – всякая группа сходных особей, которые сохраняются из поколения в поколение в неизменном состоянии до тех пор, пока условия их существования не изменятся настолько, чтобы вызвать изменения их привычек, форм, признаков.

К.Линней.

Вид – универсальные, дискретные и объективно существующие в природе образования. Они не изменяются

Жан Батист Ламарк.

Вид – всякая группа сходных особей, которые сохраняются из поколения в поколение в неизменном состоянии до тех пор, пока условия их существования не изменятся настолько, чтобы вызвать изменения их привычек, форм, признаков.

Ч.Дарвин  Вид – существующая в природе единица, становление, преобразование и гибель которой есть моменты процесса эволюции.  Вид – основная структурная единица биологической систематики живых организмов (животных, растений, микроорганизмов)

Ч.Дарвин

Вид – существующая в природе единица, становление, преобразование и гибель которой есть моменты процесса эволюции.

Вид – основная структурная единица биологической систематики живых организмов (животных, растений, микроорганизмов)

ВИД- совокупность особей, обладающих наследственным сходством признаков, свободно скрещивающихся и дающих плодовитое потомство, приспособленных к определенным условиям жизни и занимающих в природе определенный ареал.

ВИД- совокупность особей, обладающих наследственным сходством признаков, свободно скрещивающихся и дающих плодовитое потомство, приспособленных к определенным условиям жизни и занимающих в природе определенный ареал.

Причины единства и целостности вида  Процессы взаимодействия между отдельными особями  Репродуктивная изоляция, т.е. невозможность скрещивания с особями другого вида

Причины единства и целостности вида

Процессы взаимодействия между отдельными особями

Репродуктивная изоляция, т.е. невозможность скрещивания с особями другого вида

Физиологический Морфологический Генетический Экологический Географический Биохимический Исторический
  • Физиологический
  • Морфологический
  • Генетический
  • Экологический
  • Географический
  • Биохимический
  • Исторический
Сходство жизненных процессов, в первую очередь в возможности скрещивания между особями одного вида с образованием плодовитого потомства.  Например, у многих видов дрозофилы сперма особей чужого вида вызывает иммунологическую реакцию в половых путях самки, что приводит к гибели сперматозоидов.

Сходство жизненных процессов, в первую очередь в возможности скрещивания между особями одного вида с образованием плодовитого потомства.

Например, у многих видов дрозофилы сперма особей чужого вида вызывает иммунологическую реакцию в половых путях самки, что приводит к гибели сперматозоидов.

Это вид, который показывает строение .  Плоская форма тела придонных рыб и торпедообразное тело акул, густой шерстный покров у северных млекопитающих, гибкое тело у норных животных - это примеры морфологических адаптаций у животных.

Это вид, который показывает строение .

Плоская форма тела придонных рыб и торпедообразное тело акул, густой шерстный покров у северных млекопитающих, гибкое тело у норных животных - это примеры морфологических адаптаций у животных.

Каждый вид имеет определённый набор хромосом- кариотип, который отличается количеством хромосом , их формой, размерами, строением     Колпащиков. В. Ю
  • Каждый вид имеет определённый набор хромосом- кариотип, который отличается количеством хромосом , их формой, размерами, строением
  • Колпащиков. В. Ю
Характеризуется определенными формами взаимоотношений организмов данного вида с представителями других видов и факторами неживой природы     Долбилин И. В.
  • Характеризуется определенными формами взаимоотношений организмов данного вида с представителями других видов и факторами неживой природы
  • Долбилин И. В.
Определяет область распространения . У разных видов размер ареалов очень сильно отличается .
  • Определяет область распространения . У разных видов размер ареалов очень сильно отличается .
Особи любого вида внутри ареала распределены неравномерно: где-то они образуют скопления, а где-то могут вообще отсутствовать. Такие частично или полностью изолированные группировки особей одного вида называют популяциями.
  • Особи любого вида внутри ареала распределены неравномерно: где-то они образуют скопления, а где-то могут вообще отсутствовать. Такие частично или полностью изолированные группировки особей одного вида называют популяциями.
Экологическое видообразование- это появление новых видов в результате смены экологических факторов.  Способ экологическая изоляция видов Подобный способ встречается у животных Мутация возникшая в гене может положить начало формированию экологических рас.
  • Экологическое видообразование- это появление новых видов в результате смены экологических факторов.

Способ экологическая изоляция видов

  • Подобный способ встречается у животных
  • Мутация возникшая в гене может положить начало формированию экологических рас.
Популяция - целостная динамическая структура, элементарная биологическая часть вида, способная к эволюционным изменениям.

Популяция - целостная динамическая структура, элементарная биологическая часть вида, способная к эволюционным изменениям.

  • Ареал популяции.
  • Численность популяции и её динамика.
  • Состав популяции
Богатая флора и фауна Земли Хорошие климатические условия и другое. В настоящее время многие виды страдают от генетической эрозии (сокращается и обедняется их общий генофонд), поэтому редкие малочисленные виды могут исчезать.
  • Богатая флора и фауна Земли
  • Хорошие климатические условия и другое.
  • В настоящее время многие виды страдают от генетической эрозии (сокращается и обедняется их общий генофонд), поэтому редкие малочисленные виды могут исчезать.
Менялись условия жизни Деятельность человека
  • Менялись условия жизни
  • Деятельность человека


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Урок биологии для учащихся 11 класса по теме «Вид и критерии вида»

Автор: Никулина Надежда Александровна

Дата: 26.11.2019

Номер свидетельства: 528769

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Урок биологии в 5 классе на тему "Жизнь организмов на планете Земля" "
    ["seo_title"] => string(74) "urok-biologhii-v-5-klassie-na-tiemu-zhizn-orghanizmov-na-planietie-ziemlia"
    ["file_id"] => string(6) "138210"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417514435"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "конспект урока "Критерии вида" "
    ["seo_title"] => string(30) "konspiekt-uroka-kritierii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "136155"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417044856"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Обобщающий урок по теме: Тип членистоногие "
    ["seo_title"] => string(54) "obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-tip-chlienistonoghiie"
    ["file_id"] => string(6) "128387"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415477675"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Интегрированный урок " Мы то, что мы едим" (химия, биология) для 10 класса "
    ["seo_title"] => string(76) "intieghrirovannyi-urok-my-to-chto-my-iedim-khimiia-biologhiia-dlia-10-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "123433"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414498349"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Разработка урока по биологии для 5 класса "Химические явления. Горение" (ФГОС)"
    ["seo_title"] => string(84) "razrabotka-uroka-po-biologhii-dlia-5-klassa-khimichieskiie-iavlieniia-gorieniie-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "249706"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446965726"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства