kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок биологии 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок представлен с учетом деятельности учителя и ученика, основные этапы урока, соответствует ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии 6 класс»

Урок биологии, 6 класс. 10.09.2018

Тема урока: ″Многообразие жизненных форм растений.″

(по образовательной программе И.Н.Пономаревой «Биология» 6 класс)

Тип урока: комбинированный урок

Вид урока: комбинированный урок, беседа.

Цель: Изучить жизненные формы растений, сформировать связь жизненной формы растения с особенностями среды их обитания.

Оборудование: учебник, таблицы, карточки, макеты древесных пород, гербарий, натуральные объекты (растения класса). Компьютер, презентация, мультимедийный проектор

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

2. Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся.



















































3. Актуализация опорных знаний.









4. Изучение новой темы.





























































5. Первичная проверка понимания







6. Первичное закрепление изученного материала.








7. Контроль усвоения.































8.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению






































9. Рефлексия


1Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, настраивает на урок


2 Смысловое чтение. Прочитайте текст и заполните пропуски, назовите растение.

Группа 1. «Многим растениям приписывали разные необычайные свойства, слагали о них песни, стихи. На Руси особо почитали ______относились к ней очень этически, но использовали в хозяйстве. Без _____ не мыслил жизни ни один крестьянин. Считают, что славяне почитают дерево так же, как арабы - пальму, а греки - оливковое дерево. Лыко, лубки, лапти. Понятия эти сегодня вышли из употребления и далеко не всякий знает, что когда-то люди ходили в лес по лыко, как ходят сейчас по грибы и ягоды. Древесина _____ тоже ценилась очень высоко. Она не такая прочная, как дубовая или лиственничная, но обладает незаменимыми качествами. Из ___ строили бани. Пар в таких банях лёгкий, душистый, медком пахнет. Деревянные части гармони и сегодня делают из _____. Дощечка у неё "поёт". А посуда? И простая, и с золотой хохломской росписью.

Группа 2. «Это самое высокое дерево нашей планеты. Наши леса умеренного пояса – это трава по сравнению с лесом, состоящим из этих могучих исполинов. Высота многих деревьев превышает 110 метров, а возраст более 3500 лет! Раньше в стволах _______ выдалбливали дома и даже прорубали тоннели сквозь которые проходили автомобильные дороги. В ветреную погоду многим посетителям леса великанов становится не по себе от шумного «скрежета” и раскачиваний могучих стволов ________. Произрастает в Калифорнии. Диаметр ствола самого большого дерева мира – 8 м.

Постановка проблемы:

Ребята, посмотрите на растения в классе и ответьте:

-Почему растения имеют общий план строения, но при этом они очень разнообразны?

Посмотрите на представленные растения (гербарии, макеты). Скажите, пожалуйста, их внешний облик одинаков?

В природе растения не растут поодиночке, они соседствуют с другими растениями, животными, грибами, бактериями.

Окружающая среда влияет на жизнь растения, продолжительность его жизни, интенсивность и направление роста, величину вегетативных органов. Это проявляется в формировании определенного внешнего облика, который называют жизненной формой растения.

Ребята, попробуйте назвать тему нашего урока ?

Постановка цели и задач урока.

Запишите дату и тему урока в тетрадь.


3 Проверка домашнего задания.

Сообщение «Роль растений в природе и жизни человека».

- Почему Теофраста называют «отцом ботаники»?

- Расскажите о вегетативных органах растения.

- На какие царства подразделяются все живые организмы?



4 Представление эпиграфа урока

Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире.

Виталий Бианки

Найдите в учебнике на стр. 14 определение понятия «жизненная форма» и запишите его в тетрадь.

Чтобы узнать, какие наиболее крупные жизненные формы растений бывают, мы с вами отгадаем загадки. Презентация

Вот послушайте:

Форму растенья узнаешь, конечно,

Ствол есть центральный, кора безупречна,

Крона покрыла весь ствол там и тут.

Много годков те растенья растут.

(деревья)

- Самая крупная жизненная форма. – это деревья. Какие деревья вы знаете?

- Что общего во внешнем облике этих растений?

Нарисуем схему дерева.

- А если растение имеет много стволов, отходящих от одного общего основания растения, как оно называется?

Мы на деревья немножко похожи:

Плотной корой одеваемся тоже,

Только центральный отсутствует ствол,

Мы в высоту чуть поменьше растем.

Стволиков много на корне у нас

И долгожители есть среди нас.

(кустарники)

Кустарник – это тоже жизненная форма растения. Стволы называют стволиками. Они живут не очень долго, 2-9 лет. Но сам кустарник живет дольше – за счет корней и вновь образующихся стволиков. Приведите примеры кустарников.

-Низкие кустарники высотой до 50 см. называются – кустарнички.

Братья родные кустарникам мы,

Ростиком только не вышли, увы! (кустарнички)

Приведите примеры кустарничков.

Полукустарники – это многолетние растения , у которых часть стебля одревесневает, а часть остается травянистой.

Приведите примеры полукустарников.

Травянистая часть живет один год – это годичный побег с с листьями и плодами.

Самая распространенная жизненная форма – это травы.

Не имеем мы коры,

Стебли наши зелены.

До полметра вырастаем,

Ковром землю одеваем.

(травы)

Приведите примеры

Травы имеют травянистые зеленые побеги,

ежегодно отмирающие. Используя учебник, составьте схему продолжительности жизни трав

Физминутка

5 Работа в паре.

Продолжительность жизни




Характерные особенности




Примеры растений












6Самостоятельно заполните таблицу


Жизненная форма

Характеристика











Задание: Заполните таблицу, сделайте вывод.

Работа в паре.

Жизненная форма

Виды растений

Среда обитания




Вывод: _________________________________________

7 Выполните тест: ( с использованием сигнальных карточек: А - красный цвет Б - синий цвет В - зелёный цвет)

  1. Растительные жизненные формы различают по:

А. Продолжительности жизни побегов.

Б. Количеству однолетних побегов.

В. Высоте многолетних побегов.

  1. Деревья – жизненная форма растения с
    А. Одревесневающими боковыми побегами у самой поверхности земли.

Б. Одревесневающим разветвленным или неветвящимся главным стеблем.

В. Одревесневающими низкорослыми сильно ветвящимися побегами.

  1. Кустарнички – жизненная форма растения с
    А. Одревесневающими боковыми побегами у самой поверхности земли

Б. Одревесневающим разветвленным или неветвящимся главным стеблем

В. Одревесневающими низкорослыми сильно ветвящимися побегами

  1. Травы — жизненная форма растения с
    А. Отмирающими на зиму надземными побегами

Б. Отмирающими на осень надземными побегами

В. Долговечными надземными побегами
В ходе тестирования обсуждение допущенных ошибок и их коррекция


8 Обследуй места в селе или окрестностях , где ваша семья любит отдыхать. Найди деревья, которые тебя чем-то заинтересовали: своей историей, необычной формой кроны, редкостью этого вида в нашей селе и т.д. Вместе со взрослыми составь паспорт одного или нескольких деревьев – опиши их по следующему плану:

Паспорт моего дерева

Название дерева


Место «прописки»

(название села, улицы и т.п.)


Краткое описание места, где растет дерево


Примерный возраст


Окружность ствола на высоте 1м. (С)


Диаметр ствола на высоте 1м.

(d = С : 3,14)


Примерная высота дерева

(Определить визуально)


На какой высоте дерево начинает ветвиться


Ширина кроны


Форма кроны (нарисуй и закрась зеленым цветом соответствующую фигуру):

овальная,

шаровидная,

яйцевидная,

раскидистая,

плакучая,

треугольная,

пирамидальная,

другая


Состояние почвы вокруг дерева в радиусе около 1,5 – 2 м. от ствола

(почва рыхлая, уплотненная, вытоптанная, покрыта травой, не покрыта травой и т.д.)


Состояние дерева в момент заполнения карточки:

отличное,

хорошее,

удовлетворительное,

неудовлетворительное.


Другие сведения о дереве


Расскажи об этом дереве (или деревьях) друзьям. Возьмите их под свою охрану.


Параграф 2, записи в тетради


Подведение итогов, выставление оценок.

Учитель задает вопросы, возвращается к цели урока и слушает мнение учеников.

  • Что вы сегодня узнали? Где в дальнейшем мы можем использовать изученный материал?

Что вам понравилось или не понравилось? Что вам показалось сложным? Что вам было интересно?


Я это знаю

Я это не знал

Я хочу узнать больше






1Приветствуют учителя, проверяют принадлежности, настраиваются на урок



2 Читают текст и заполняют пропуски, называют растение.


Группа 1. Липа.



















Группа 2. Секвойя вечнозелёная


















Отвечают на вопрос.

Предполагаемый ответ учащихся: нет, они выглядят по-разному.








Учащиеся формулируют тему урока Многообразие жизненных форм растений», называют цели.


Записывают тему в тетрадь.



3 Выступление.




Участие в беседе.












4 Поиск информации в учебнике, запись определения в тетрадь.






Отгадывают загадку.





Ответы учащихся (Береза, ель, сосна, пальма, яблоня и т.д.)

Ответы учащихся ( Центральный ствол и крона)

Рисуют схему дерева в тетради, запись примеров в тетрадь


Ответы учащихся ( кустарники)








Приводят примеры ( шиповник, малина), их запись в тетрадь


Рисуют схему кустарника в тетради.







Приводят примеры (черника,брусника,голубика), их запись в тетрадь



Приводят примеры (полынь,астра), их запись в тетрадь


Приводят примеры (лютик,земляника), их запись в тетрадь

Заполняют таблицу.







Выполняют физминутку.


Однолетние

Двулетние

Многолетние

Жизнь растений укладывается в один вегетационный период

(весна, лето.осень)

В первый год растут, на второй год образуют плоды и семена

Живут много лет, цветение и плодоношение повторяется ежегодно или один раз в жизни

Огурец, томат, василек, кукуруза, овес и т.д.

Капуста, морковь, петрушка, свекла

Купальница, сныть, вишня, яблоня, агава и т.д.

Проверяют запись по слайду


6 Заполняют таблицу

Проверяют запись по слайду







Заполняют таблицу. Анализ изученного материала.


Вывод: жизненная форма растений является приспособлением к среде обитания.

Проверяют записи в таблице по слайду


















7 Выполнение теста, анализ допущенных ошибок

















8 Анализ домашнего задания.







































Записывают домашнее задание в дневники.



Учащиеся отвечают на вопросы учителя, делятся своими впечатлениями.

Заполняют графы, анализируют изученный материал.








Список литературы: 

1.Биология. 6 -11 классы: проверочные тесты, разноуровневые задания/ авт.-сост. О.П.Дудкина. - Волгоград: Учитель, 2009г.

2. Галеева Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках биологии: методическое пособие для учителя. - М.: "5 за знания", 2006г.

3. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Учебник «Биология. 6 класс» М.: издательство «Вентана-Граф», 2016 

4. И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова «Биология. 6 класс. Методическое пособие» М.: издательство «Вентана-Граф», 2013 

5. М.В. Высоцкая «Нетрадиционные уроки по биологии в 5-11 классах», Волгоград, издательство «Учитель», 2005 

6. О.П. Дудкина «Биология. Проверочные тесты. Разроуровневые задания 6-11 классы», Волгоград, издательство «Учитель», 2011 

7. Н.В. Ляшенко, Е.В. Попова, В.П. Артеменко, Е.Н. Маслак «Биология. Секреты эффективности современного урока» Волгоград. издательство «Учитель», 2013 

8. В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов «ЕГЭ: шаг за шагом. Растения. Грибы. Лишайники» М.: издательство «Дрофа», 2011 

Интернет-ресурсы: 

1. http://www.infourok

2. http://www.floranimal.ru/Портал о растениях и животных 

3. http://www.plant.geoman.ru/Занимательно о ботанике. Жизнь растений 

4. http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». 

5. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий» 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок биологии 6 класс

Автор: Назарько Лилия Владимировна

Дата: 13.01.2019

Номер свидетельства: 495016

Похожие файлы

object(ArrayObject)#859 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока биологии "Класс Насекомые" и презентация к уроку "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-biologhii-klass-nasiekomyie-i-priezientatsiia-k-uroku"
    ["file_id"] => string(6) "129278"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415652393"
  }
}
object(ArrayObject)#881 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "конспект  урока биологии на тему "Тип Моллюски""
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-biologhii-na-tiemu-tip-molliuski"
    ["file_id"] => string(6) "251736"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447271099"
  }
}
object(ArrayObject)#859 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Открытый урок  биологии  6 класса на тему:   «Размножение многоклеточных животных» "
    ["seo_title"] => string(86) "otkrytyi-urok-biologhii-6-klassa-na-tiemu-razmnozhieniie-mnoghoklietochnykh-zhivotnykh"
    ["file_id"] => string(6) "126247"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415128729"
  }
}
object(ArrayObject)#881 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Урок биологии в 5 классе на тему "Жизнь организмов на планете Земля" "
    ["seo_title"] => string(74) "urok-biologhii-v-5-klassie-na-tiemu-zhizn-orghanizmov-na-planietie-ziemlia"
    ["file_id"] => string(6) "138210"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417514435"
  }
}
object(ArrayObject)#859 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Урок биологии в 6-м классе "Основные экологические факторы и их влияние на растение" "
    ["seo_title"] => string(94) "urok-biologhii-v-6-m-klassie-osnovnyie-ekologhichieskiie-faktory-i-ikh-vliianiie-na-rastieniie"
    ["file_id"] => string(6) "194448"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427781185"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства