Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 6 классе»
Урок биологии по теме "Отдел папоротниковидные"
Учитель химии и биологии Н.И.Моисеева
Цель: ознакомить учащихся с высшими споровыми растениями, продолжить формирование умения работать с гербарным материалом, сравнивать изучаемые объекты, анализировать и делать выводы.
Задачи:
изучить особенности организации папоротников, хвощей и плаунов;
выявить усложнения их организации в ходе эволюции;
Учитель: вызов (установление связи между изученным материалом и темой сегодняшнего урока; выход на тему урока, мотивационный момент)
Мы изучаем царство…
На какие группы делятся все растения, живущие на нашей Земле?
Охарактеризуйте эти две группы. Чем они отличаются?
Какие растения относятся к низшим?
Какие растения относят к высшим растениям? (споровые и семенные)
Их тело может иметь форму нитей или плоских листовидных образований. Они могут быть одноклеточными и многоклеточными, наземными и водными. Это самые древние растения на Земле.
Эти организмы многолетние, могут размножаться с помощью спор,
Эти организмы относятся к высшим растениям, имеют стебель
и листья, обитают в увлажненных местах.
9. Мох, имеющий пластинчатое строение, лежащий на земле.
12. Главное условие размножение споровых растений.
13.Половое поколение. (Гаметофит.)
2. Учитель: сегодня мы приступаем к изучению нового отдела растений.
Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться со споровыми растениями и чтобы понять о каких растения пойдет речь на уроке, вашему вниманию предлагаются ребусы, отгадав которые мы сможем сформулировать тему нашего занятия.
Слайд 1
Учитель: речь действительно пойдет сегодня о папоротниках, хвощах и плаунах. Это удивительные растения. В чем же их необычность? Это нам с вами и предстоит выяснить.
(Предлагает сформулировать тему урока ученикам).
Спасибо за ваши варианты .
Предлагаю назвать урок так: “Тайны необычных растений”.
Слайд 2,3
Вы что-то знаете об этих растениях?
Вы их встречали в природе?
Что бы вы хотели узнать об этих растениях?
Над этими вопросами мы будем работать на нашем сегодняшнем уроке. Работать будем по группам.
Учитель : какова цель нашего урока?
Цель урока – “Изучить особенности строения, жизнедеятельности папоротников, хвощей и плаунов, их значение в природе и жизни человека». Слайд 4
Учитель (конкретизация ) : таким образом, по окончании урока необходимо
знать термины: корневище, вайи, спорангии (это тайны) - на доске
понимать, что папоротникообразные имеют более сложное строение, чем все ранее изученные растения;
применять полученные сегодня знания при решении творческих заданий, в повседневной жизни
Слайд 5
Учитель: папоротниковидные - растения древние, появились на земле около 400 млн., лет назад. Произошли папоротники от потомков псилофитов. Современные папоротниковидные совершенно не такие, какими были раньше. Оказывается, они жили более 300 млн. лет назад!Они образовывали огромные леса.
Какое строение имеют современные папоротники?
Слайд 6,7
Лаб. работа
Учитель :Высшими они являются потому, что тело уже не таллом, а имеет все органы свойственные растениям. Какие это органы и как устроены данные растения вы изучите в ходе выполнения лабораторной работы. На столах рисунки, на них указывают органы растений, подписывают. Делают вывод о строении изученного растения).
Обсуждение полученного результата. Каждая группа рассказывает о проведенном исследовании и делают выводы.
Слайд 8, 9 ,10, 11
Учитель: что же общего и почему эти растения изучают вместе? (есть стебель, корни, листья, размножаются спорами и половым путем, чередуется поколение).
Отмечаем части тела на рисунках в инструктивных картах урока
и на живом объекте (в карточках каждый)
Обращаемся к ключевым словам: что узнали?
Вывод (формулируют учащиеся)
У всех папоротниковидных есть вегетативные органы: корни (придаточные) и побег (корневище: стебель + листья (вайи).
Листья крупные, рассеченные. Молодые листья, еще не распустившиеся полностью, улиткообразно закручены.
Листья папоротников растут верхушкой как побег. (Мы привыкли к тому, что распустившиеся листья не растут, а вот у папоротников листья растут дольше, в тропиках подчас несколько лет).
У папоротниковидных имеются хорошо развитые ткани: покровная, механическая, проводящая. В отличие от моховидных, развитие тканей объясняется приспособленностью папоротников у существованию в сухопутной среде.
Слайд 12
Учитель: следующая тайна
Слайд 13,14
Герой повести Николая Гоголя “Вечер накануне Ивана Купала” Петро - увидел цветение папоротника.
“Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле, чудно! Движется, и становиться все больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся пред его очами, словно пламя, осветив и другие около себя.
“Теперь пора!” – подумал Петро и протянул руку. Смотрит, тянутся из-за него сотни мохнатых рук также к цветку, а позади его что-то перебегает с места на место. Зажмурив глаза, дернул он за стебелек, и цветок остался в его руках”.
Множество легенд сложено о “цветке папоротника”. Растение это казалось загадочным, потому что никто никогда не видел его цветков. А раз их трудно найти, думали люди, значит, этим цветкам присущи какие-то чудесные свойства. На Руси бытовало предание, что цветет папоротник огненным цветком, который распускается в глухую ночь, под удары грома и молнии. Считалось, что кому удастся сорвать этот цветок, – тому откроются все клады, он услышит голоса деревьев и трав. Потому как этот цветок – волшебная трава, а охраняет его нечистая сила, добыть его трудно. А цветет папоротник будто бы единственный раз в году – в ночь на 7 июля, накануне древнего языческого праздника Ивана Купала.
Проблема:
Почему же так и не посчастливилось ботаникам найти чудесный цветок папоротника?
(Учащиеся самостоятельно пытаются ответь на поставленный вопрос)
Слайд-15.16
Учитель : бесполое поколение (спорофит) представляет собой многолетнее листостебельное растение, на нижней стороне листа находятся маленькие коричневые мешочки сорусы(спорангии), в которых созревают споры.
Споры, попадая в благоприятные условия, прорастают в маленькую пластинку – заросток (который представляет половое поколение - гаметофит). На заростке образуются мужские половые органы антеридии и женские половые органы архегонии. Заросток имеет ризоиды, с помощью которых прикрепляется к почве. После оплодотворения из зиготы на заростке появляется маленький побег, который со временем разрастается во взрослое растение.
Слайд 17
Учитель: ответ на наш вопрос? (формулируют уч-ся)
Вторая тайна раскрыта, ключевое слово разгадано.
Сообщения учащихся
Слайд 18,19,20,23
1. Папоротники
Папоротники произошли от потомков псилофитов, и представляют собой одну из наиболее древних групп высших растений. В каменноугольный период наряду с хвощами и плаунами, занимали господствующее положение в растительном мире Земли, образуя обширные леса.
Когда-то 400 млн., лет назад климат на Земле был совсем другим: влажным и тёплым, это был настоящий рай для папоротников, они были представлены большим разнообразием форм, в том числе мощными древовидными формами.
Их остатки вместе с остатками других высших споровых растений (хвощей и плаунов) образовали залежи каменного угля. Отмершие стволы растений, попадая в воду болот, заносились илом и песком и поэтому не перегнивали. Постепенно углубляясь в дно водоемов, за сотни миллионов лет они превратились в каменный уголь. Этот период в истории нашей планеты называется каменноугольным периодом. Каменный уголь используют теперь как один из лучших видов топлива и как сырье для химической промышленности.
В настоящее время насчитывается около 300 родов и более 10000 тысяч видов папоротников. По своим размерам папоротники варьируют от тропических древовидных форм, достигающих иногда высоты 25 метров с диаметром ствола до 50 см, до крошечных растений всего лишь в несколько миллиметров длины. Папоротники распространены по всему земному шару. Наиболее разнообразны они во влажных тропических лесах.
В большинстве своём - это травянистые растения, но встречаются и древовидные, лиановидные формы. Также встречаются и папоротники- эпифиты, селящиеся на других растениях.
Для лечения разнообразных недугов применяют не только корни, но и надземные части растения. Высокое содержание алкалоидов и различного рода кислот в корневищах делает их весьма эффективным средством для снятия болевых ощущений в области желудочно-кишечного тракта. Отвар травы показан при комплексной терапии кашля и различных болевых ощущений в суставах..
Слайд 24,25
Хвощи
Произрастают в Северном полушарии. Более 300 млн лет назад хвощи преимущественно были огромными деревьями, сейчас хвощевидные представлены исключительно травами. Листья у хвощей мелки, чешуевидные. Стебли пропитаны кремнеземом, поэтому достаточно жесткие. Хвощи можно встретить на болотах, лугах, в лесах. Представителем хвощевидных является хвощ полевой.
Он обычно растет на кислых почвах, является лекарственным растением и сорняком. В древности это растение даже употребляли в пищу. Хвощи — многолетние травянистые корневищные растения. Они имеют членистое строение. Побеги разделены на узлы и междоузлия. Листья редуцированы до цельных мелких пластинок, которые расположены в узлах мутовками. Функцию фотосинтеза выполняет стебель. В клетках хвощей накапливается кремнезем, что делает стебель жестким. Размножение. Хвощи размножаются спорами, которые образуются в спороносных колосках. Спороносные колоски образуются или на специальных спороносных побегах (у хвоща полевого), или на верхушках вегетативных побегов (хвощ луговой, хвощ зимующий). В сухую погоду споры высыпаются. Из споры образуется гаметофит (заросток). На нем имеются антеридии со сперматозоидами и архегонии с яйцеклетками. После оплодотворения образуется зигота, а из нее развивается зародыш и новое растение.
Слайды 26,27
3. Плауны
Это древние растения, существующие на Земле очень давно, почти четыреста миллионов лет, с девонского периода палеозойской эры. Эпоха господства плауновидных в растительном мире давно позади. Крупные древовидные плауны исчезли с лица нашей планеты сотни миллионов лет назад. А вот многие их травоядные родственники уцелели, пережив и эпоху господства голосеменных, и неплохо уживаясь в современных природных комплексов, где главная роль принадлежит цветковым.
Плауны ядовиты, причем яды, в них содержащиеся, достаточно серьезны, чтобы с ними шутить. Безусловно, обладают они и лечебными свойствами. Только применение ликоподия (спорового порошка) возможно без соблюдения этого условия – для лечения опрелостей у детей, а также пролежней, обморожений. Вот только ликоподия в лесу стало маловато. Плаунов объединяет еще одна «общая черта» — прожив на Земле сотни миллионов лет, они под воздействием деятельности человека стали растениями исчезающими. И если человек не озаботится судьбой этих растений, они вскоре могут стать «ископаемыми», как дальний их родственник лепидодендрон. Споры плауна булавовидного, называемые ликоподием, применяют в качестве лекарственного сырья с теми же целями, что и у плауна годичного . У плаунов (как, впрочем, у мхов, папоротников, хвощей) в жизненном цикле происходит чередование двух поколений, полового и бесполого. Подчеркну, что это самостоятельные, очень не похожие друг на друга, но все же стадии жизни одного и того же растения.
То растение, которое мы видим в лесу – это спорофит (бесполое поколение). И размножается спорофит плауна булавовидного бесполым путем – спорами, мельчайшими пылинками без малейшего запаса питательных веществ. Размножение это очень ненадежно. Ведь из десятков тысяч спор попадет в благоприятные условия, прорастет и выживет, возможно, одна. И лишь огромное количество спор все же позволяет достичь результата
Большое значение споры плауна имеют в металлургии, где их используют для обсыпки форм при литье.
Быстро внесённые в пламя, споры плауна сгорают со вспышкой, поэтому иногда их применяют в театральном деле, а также при изготовлении бенгальских огней.
4.Самые-самые
Среди современных папоротниковидных встречаются как “гиганты” (иногда достигающих высоты 25 м, а диаметра ствола 50 см), так и “лилипуты” растеньица длиной всего лишь в несколько миллиметров.
Слайд 21.
Слайд 22
Самым большим их ныне живущих папоротников считается древовидный папоротник из Новой Зеландии. Отдельные представители достигают высоты 24 метра и имеют листья длинной 5 м.
Самым маленьким папоротником считается хецистортерис пумила, обитающий в Центральной Америке и водный папоротник – азолла, обитающий в Северной Америке. (Длина листьев достигает 12 мм.)
Самым вредным среди водных растений является папоротник сальвиния, найденный в Африке. Он был обнаружен в водохранилище Кариба в мае 1959 г. За 11 месяцев он буквально “задушил” водохранилище, распространившись на площади в 199 км.
Слайд 28
Решение биологических задач (для знатоков)
1.Среди папоротников встречались в прошлом, и есть сейчас древовидные растения. Среди мхов таких жизненных форм нет. Все мхи маленькие травянистые растения. С чем это связано?
2. папоротниковидные имеют в своем теле достаточно хорошо развитые ткани и органы, а произрастают, как и мхи, только в сырых местах?
3.На что указывает появление хвоща на поле и что делать? (Хвощ предпочитает влажную кислую почву, нейтрализовать которую можно внесением извести)
4.Почему в каменноугольном периоде господствовали папоротникообразные растения, хотя мхи первыми начали осваивать сушу? (Папоротники были лучше приспособлены к наземному образу жизни, т. к. имели не только стебли и листья, но и корни; успешнее размножались, образуя больше спор)
Слайд 29,30
Составляем синквейн.
Учитель:
Какую цель или какую гипотезу вы выдвигали в начале урокаь
Какие тайны вы разгадали?
Итак, где в сказке биологическая ошибка?
Какой общенаучный метод мы применяли на уроке? (наблюдение, измерение, описание)
Какие методы познания мы использовали на уроке, что бы достичь своей цели? ( работа с текстом, выполнение лаб. раб.)
Какой общенаучный метод мы применяли на уроке? (наблюдение, измерение, описание)
Слайд 31
Что нового вы узнали на уроке?
Что показалось интересным? Почему?
Могут ли полученные сегодня знания пригодиться в жизни?
О чем хотели бы узнать?
В процессе чтения текста, работая в парах, составляем кластер (маршрутный лист) на отдельном листе, чтобы у доски объяснить свои выводы, размышления, и пробуем составить синквейн на тему сегодняшнего урока (три “сильных” ученика дополнительно получают карточки с заданиями творческого характера).