kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок биологии по теме «Органические вещества – нуклеиновые кислоты»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок биологии в 9 классе о строении, свойствах, структуре молекул нуклеиновых кислот. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии по теме «Органические вещества – нуклеиновые кислоты»»


Урок по теме

« Органические вещества – нуклеиновые кислоты».


Задачи:

-сформировать знания о строении, свойствах, структуре молекул нуклеиновых кислот, как биополимеров, о принципе комплементарности в ДНК; раскрыть роль нуклеиновых кислот в живой природе;

развивать общеучебные умения (понимать и запоминать прочитанное, делать краткие записи, представление основных мыслей в виде схем, заполнение таблиц и др.);

- развивать интеллектуальные умения (научить логически мыслить (поиск ответов на вопросы творческого характера), задавать вопросы и составлять суждения, сравнивать, находить взаимосвязи (состава, структуры и функций молекул ДНК и РНК); развивать коммуникационные умения (умение понятно, кратко, точно, вежливо излагать свои мысли, задавать вопросы и отвечать на них, слушать и сосредотачивать внимание).

- воспитывать у учащихся культуру общения и труда в ходе беседы, просмотра презентации и анимационного фильма, выполнения заданий.

воспитывать критическую и объективную самооценку знаний.


Ход урока.

I Организационный момент.

II Актуализация знаний.

Письменная работа.

Вариант I Вариант II


1 .Мономером белка является:

а) глюкоза,

б) аминокислота

в) жирная кислота

г) нуклеотид

2.Простые белки состоят из

а) аминокислот и глюкозы,

б) жирных аминокислот,

в) аминокислот и нуклеотидов, г) только из аминокислот

2.Что собой представляет I структура белка:

а) последовательность соединений аминокислот,

б) спираль,

в) глоба,

г) агрегат, состоящий из нескольких глоб

2.Что собой представляет III структура белка: а) последовательность соединений аминокислот,

б) спираль,

в) глоба,

г) агрегат, состоящий из нескольких глоб.


3. Чем обусловлены физико-химические свойства белков:

а) химической структурой аминокислот, б) порядковым расположением,

в) числом аминокислотных остатков

г) все ответы верны

3, Какими свойствами обладают белки: а) денатурация,

б) амфотерность,

в) ренатурация,

г) все ответы верны

4.Гидролиз белков используют:

а) для получения аминокислот,

б) для получения студней,

в) для снижения растворимости белков в воде,

г) для качественного обнаружения белков.

4. По реакции поликонденсации образуются высокомолекулярные вещества:

а) белок,

б) крахмал,

в) полиэтилен,

г) полихлорвинил.

5.Для проведения биуретовой реакции потребуется реагент:

а) HNOз,

б) (СНЗСООО)2Рб,

в) Н2SО4,

г) СuSО4

5. Выпадение черного осадка при взаимодействии раствора белка с ацетатом свинца (II) в щелочной среде указывает на наличие в белке:

а) бензольных ядер,

б) пептидной связи,

в) серосодержащих групп,

г) гидроксильных групп.

б.Появление желтой окраски при взаимодействии раствора белка с концентрированной азотной кислотой указывает на наличие в белке остатков аминокислот, содержащих:

а) сульфидную группу,

б) гидроксильную группу,

в) бензольное ядро,

г) альдегидную группу.

6. Все пептидные связи в молекуле белка разрушаются:

а) при гидролизе,

б) под действием солей натрия,

в) при слабом нагревании,

г) при воздействии разбавленного раствора этанола.


III.Формирование новых понятий.

Сегодня урок мы посвятим главной загадке жизни. Что превращает крошечный комочек вещества в согласованно функционирующую клетку, способную регулировать свой собственный химический состав, расти и размножаться? Что вынуждает оплодотворенное яйцо, т.е. ту единственную клетку, из которой происходит каждый из нас, делиться, а возникающую массу клеток перегруппировываться, расти, вбирать в себя питательные вещества и, наконец, обретать форму единственного в своём роле индивидуума. Что делает каждого из нас непохожих на других индивидуумов и вместе с тем наделяет всех нас неким изначальным средством как представителей одного вида homo sapiens? Что заставляет родственников, собравшихся вокруг новоприбывшего члена клана, с такой уверенностью узнавать в нем знакомые черты - отцовский нос или материнскую чуть кривую усмешку. На этот вопрос есть только один ответ: генетическая информация.

- Давайте вспомним, какие структурные компоненты клетки отвечают за наследственную информацию? (хромосома)

- Из чего состоит хромосома? (ДНК)

- А что такое ДНК?

- С какой ещё нуклеиновой кислотой вы встречались или слышали при изучении клетки? (РНК)

- Итак, сегодня на уроке, мы рассмотрим нуклеиновые кислоты.

По окончании урока вы должны:

  1. Иметь данные в пользу того, что ДНК служит генетическим материалом;

  2. Уметь описывать строение нуклеотида и как они взаимосвязаны друг с другом?

  3. Описывать строение молекул ДНК и РНК. В чем их сходство и различие?

- Давайте еще раз посмотрим на названия этих кислот. Как вы думаете, почему их так назвали? (нуклеус – ядро, видимо они были обнаружены в ядре)

- Нуклеиновые кислоты были открыты в 60-х годах 19 века швейцарским ученым Мишером. Он их обнаружил в ядрах клеток и назвал нуклеином (ядро по-латыни нуклеус).

Однако в связи с недостаточным уровнем развития лабораторной технике установить точное химическое строение нуклеина Мишер не смог.

Лишь к концу 30-х годов 20 столетия был уточнен химический состав нуклеиновых кислот, а также установлено, что имеется два типа нуклеиновых кислот ДНК и РНК и что они входят состав клеток всех без исключения живых существ на Земле.

Однако детали строения нуклеиновых кислот оставались неясными вплоть до середины 50-х годов 20 века. Лишь в 1953 году Уотсоном, Криком и Уилкинсом была описана трехмерная модель пространственного строения ДНК.

2. Сейчас, вы должны будете самостоятельно изучить текст учебника на стр. 111-112 и заполнить следующую таблицу.

Строение ДНК и РНК.

Виды

нуклеиновых кислот

Местонахождение в клетке

Нуклеотиды

Число цепочек

углевод

азотистое основание

Фосфорная кислота








В клетках имеются два типа ну­клеиновых кислот: дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) и ри­бонуклеиновая кислота (РНК). Эти биополимеры состоят из мо­номеров, называемых нуклеотидами. Мономеры-нуклеотиды ДНК и РНК сходны в основных чертах строения. Каждый нуклеотид состоит из трех компонентов, соединенных прочными хи­мическими связями.

Каждый из нуклеотидов, входящих в состав РНК, содержит пятиуглеродный сахар — рибозу; одно из четырех органических соединений, которые называют азотистыми основаниями — аденин, гуанин, цитозин, урацил (А, Г, Ц, У) и остаток фосфорной кислоты.

Нуклеотиды, входящие в состав ДНК, содержат пятиуглерод­ный сахар — дезоксирибозу;одно из четырех азотистых основа­ний: аденин, гуанин, цитозин, тимин (А, Г, Ц, Т); и остаток фос­форной кислоты.

В составе нуклеотидов к молекуле рибозы (или дезоксирибозы) с одной стороны присоединено азотистое основание, а с дру­гой — остаток фосфорной кислоты. Нуклеотиды соединяются между собой в длинные цепи. Остов такой цепи образуют регу­лярно чередующиеся остатки сахара и фосфорной кислоты, а бо­ковые группы этой цепи — четыре типа нерегулярно чередую­щихся азотистых оснований.

Молекула ДНК представляет собой структуру, состоящую из двух нитей, которые по всей длине соединены друг с другом водородными связями. Такую структуру, свойственную только молекулам ДНК, называют двойной спиралью. Особенностью структуры ДНК является то, что против азотистого основания А в одной цепи лежит азотистое основание Т в другой цепи, против азотистого основания Г всегда расположено азотистое основание Ц.

А (аденин)—Т (тимин)

Т (тимин)—А (аденин)

Г (гуанин)— Ц (цитозин)

Ц (цитозин) — Г (гуанин)

|Эти пары оснований называют комплементарными основания­ми (дополняющими друг друга). Нити ДНК, в которых основания расположены комплементарно друг к другу, называют комп- щштентарными нитями. На рисунке 8 приведены две нити ДНК, Шаифые соединены комплементарными участками.

Расположение четырех типов нуклеотидов в цепях ДНК несет важную информацию. Порядок расположения нуклеотидов в молекулах ДНК определяет порядок расположения аминокислот в линейных молекулах белков, т. е. их первичную структуру. Набор белков (ферментов, гормонов и др.) определяет свойства клетки и организма. Молекулы ДНК хра­нят сведения об этих свойствах и переда­ют их в поколения потомков. Другими словами, ДНК является носителем на­следственной информации. Молекулы ДНК в основном находятся в ядрах кле­ток. Однако небольшое их количество со­держится в митохондриях и хлоропластах.

Основные виды РНК. Наследственная информация, хранящаяся в молекулах ДНК, реализуется через молекулы белков. Информация о строении белка пере­дается в цитоплазму особыми молекулами РНК, которые называются информа­ционными (и-РНК). Информационная РНК переносится в цитоплазму, где с помощью специальных органоидов — рибосом идет синтез белка. Именно ин­формационная РНК, которая строится комплементарно одной из нитей ДНК, определяет порядок расположения ами­нокислот в белковых молекулах.

В синтезе белка принимает участие и другой вид РНК, — транспортная (т-РНК), которая подносит аминокислоты к месту образования белковых моле­кул — рибосомам, своеобразным фабри­кам по производству белков.

В состав рибосом входит третий вид РНК, так называемая рибосомная РНК (р-РНК), которая определяет структуру и функционирование рибосом. Каждая молекула РНК в отличие от молекулы ДНК пред­ставлена одной нитью; вместо дезоксирибозы содержит рибозу и вместо тимина — урацил.

Итак, нуклеиновые кислоты выполняют в клетке важнейшие биологические функции. В ДНК хранится наследственная ин­формация о всех свойствах клетки и организма в целом. Различные виды РНК принимают участие в реализации наслед­ственной информации через синтез белка.


IV. Формирование умений и навыков.

1.Выполнение задачи на комплементарность (слайд 16).

2.Тест (слайды 17,18).

3.Ответить на вопросы (слайд 19).

4. Дать определение понятию нуклеиновые кислоты.

V. Домашнее задание: стр.111-112




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок биологии по теме «Органические вещества – нуклеиновые кислоты»

Автор: Анфиногенова Галина Викторовна

Дата: 06.03.2017

Номер свидетельства: 398259

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Презентация к уроку по биологии по теме "Органические вещества - нуклеиновые кислоты""
    ["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia_k_uroku_po_biologhii_po_tiemie_orghanichieskiie_vieshchiestva_nu"
    ["file_id"] => string(6) "398260"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1488833599"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Разработка урока  биологии "Биосинтез белка" "
    ["seo_title"] => string(44) "razrabotka-uroka-biologhii-biosintiez-bielka"
    ["file_id"] => string(6) "108100"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403549596"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "конспект урока биологии Тема:Строение клетки:клеточная мембрана, ядро,цитоплазма, клеточный центр, рибосомы. "
    ["seo_title"] => string(120) "konspiekt-uroka-biologhii-tiema-stroieniie-klietki-klietochnaia-miembrana-iadro-tsitoplazma-klietochnyi-tsientr-ribosomy"
    ["file_id"] => string(6) "236694"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444140936"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока на тему Химический состав клетки "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-na-tiemu-khimichieskii-sostav-klietki"
    ["file_id"] => string(6) "240974"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445163961"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Урок биологии в 9 классе "Углеводы" "
    ["seo_title"] => string(37) "urok-biologhii-v-9-klassie-ughlievody"
    ["file_id"] => string(6) "239451"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444795871"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства