kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку по биологии по теме "Органические вещества - нуклеиновые кислоты"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку по биологии 9 класс по теме "Органические вещества - нуклеиновые кислоты"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по биологии по теме "Органические вещества - нуклеиновые кислоты"»

Урок  по теме    « Органические вещества – нуклеиновые кислоты».

Урок по теме

« Органические

вещества –

нуклеиновые кислоты».

Задачи:  -сформировать знания о строении, свойствах, структуре молекул нуклеиновых кислот, как биополимеров, о принципе комплементарности в ДНК; раскрыть роль нуклеиновых кислот в живой природе; -развивать общеучебные умения (понимать и запоминать прочитанное, делать краткие записи, представление основных мыслей в виде схем, заполнение таблиц и др.); - развивать интеллектуальные умения (научить логически мыслить (поиск ответов на вопросы творческого характера), задавать вопросы и составлять суждения, сравнивать, находить взаимосвязи (состава, структуры и функций молекул ДНК и РНК); развивать коммуникационные умения (умение понятно, кратко, точно, вежливо излагать свои мысли, задавать вопросы и отвечать на них, слушать и сосредотачивать внимание). - воспитывать у учащихся культуру общения и труда в ходе беседы, просмотра презентации и анимационного фильма, выполнения заданий. воспитывать критическую и объективную самооценку знаний.

Задачи:

-сформировать знания о строении, свойствах, структуре молекул нуклеиновых кислот, как биополимеров, о принципе комплементарности в ДНК; раскрыть роль нуклеиновых кислот в живой природе;

-развивать общеучебные умения (понимать и запоминать прочитанное, делать краткие записи, представление основных мыслей в виде схем, заполнение таблиц и др.);

- развивать интеллектуальные умения (научить логически мыслить (поиск ответов на вопросы творческого характера), задавать вопросы и составлять суждения, сравнивать, находить взаимосвязи (состава, структуры и функций молекул ДНК и РНК); развивать коммуникационные умения (умение понятно, кратко, точно, вежливо излагать свои мысли, задавать вопросы и отвечать на них, слушать и сосредотачивать внимание).

- воспитывать у учащихся культуру общения и труда в ходе беседы, просмотра презентации и анимационного фильма, выполнения заданий.

воспитывать критическую и объективную самооценку знаний.

Какие нуклеиновые кислоты вы знаете?

Какие нуклеиновые кислоты вы знаете?

  • В зависимости от того, какой углевод входит в состав нуклеиновой кислоты — дезоксирибоза или рибоза, различают дезоксирибонуклеиновую (ДНК) и рибонуклеиновую (РНК) кислоты. Последовательность нуклеотидов в нуклеиновых кислотах определяет их первичную структуру.
Нуклеиновые кислоты  (от лат nucleus – ядро) Биополимеры, состоящие из мономеров-нуклеотидов 2 типа нуклеиновых кислот:  Д НК ( дезокси рибо нуклеиновая )  Р НК ( рибо нуклеиновая )

Нуклеиновые кислоты (от лат nucleus – ядро)

  • Биополимеры, состоящие из мономеров-нуклеотидов
  • 2 типа нуклеиновых кислот: Д НК ( дезокси рибо нуклеиновая )

Р НК ( рибо нуклеиновая )

НУКЛЕОТИД Состоит из 3 компонентов, соединенных прочными связями АЗОТИСТОЕ ОСНОВАНИЕ УГЛЕВОД (моносахарид)  ( дезоксирибоза ) или ( рибоза )

НУКЛЕОТИД

Состоит из 3 компонентов, соединенных прочными связями

  • АЗОТИСТОЕ ОСНОВАНИЕ
  • УГЛЕВОД (моносахарид)

( дезоксирибоза ) или ( рибоза )

  • Остаток фосфорной кислоты
СТРУКТУРЫ ДНК И РНК  Дж.Уотсон и Ф.Крик Открыли структуру ДНК в 1953г.

СТРУКТУРЫ ДНК И РНК

Дж.Уотсон и Ф.Крик

Открыли структуру ДНК в 1953г.

Задание для самостоятельной работы (10минут) Прочитайте внимательно текст и заполните таблицу: Признаки ДНК СХОДСТВА РНК           РАЗЛИЧИЯ: 1) Сахар  2) Азотистые основания   3) Структура 4) Виды молекул     5)Местонахождение  в клетке    6) Функции

Задание для самостоятельной работы (10минут)

Прочитайте внимательно текст и заполните таблицу:

Признаки

ДНК

СХОДСТВА

РНК

РАЗЛИЧИЯ:

1) Сахар

2) Азотистые основания

3) Структура

4) Виды молекул

5)Местонахождение

в клетке

6) Функции

Молекула ДНК В состав молекулы входят 4 типа АЗОТИСТЫХ ОСНОВАНИЙ

Молекула ДНК

В состав молекулы входят 4 типа АЗОТИСТЫХ ОСНОВАНИЙ

  • АДЕНИН - А
  • ГУАНИН - Г
  • ЦИТОЗИН - Ц
  • ТИМИН - Т
Строение ДНК

Строение ДНК

  • 2 спирально закрученные цепи
  • Соединены водородными связями
  • Двойная правозакрученная спираль
Молекула РНК

Молекула РНК

  • Полимер, состоящий из одной цепочки значительно меньших размеров
  • Образование полимера РНК происходит через ковалентные связи между рибозой и остатками фосфорной кислоты соседних нуклеотидов
КОМПЛИМЕНТАРНОСТЬ –  (от лат complementum – дополнение)

КОМПЛИМЕНТАРНОСТЬ – (от лат complementum – дополнение)

  • Пары нуклеотидов строго соответствуют друг другу и являются комплиментарными друг другу
  • АДЕНИН = ТИМИН
  • ГУАНИН - = ЦИТОЗИН
Виды и функции РНК

Виды и функции РНК

НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ РНК рибонуклеиновая кислота ДНК –  дезоксирибонуклеиновая  кислота Состав нуклеотида в ДНК Информационная (матричная) РНК (и-РНК) Транспортная РНК (т-РНК) Дезокси- рибоза Остаток фосфорной кислоты Состав нуклеотида в РНК Азотистые основания: Аденин (А) Гуанин (Г) Цитозин (Ц) Урацил (У):  Остаток фосфорной кислоты Рибоза

НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ

РНК

рибонуклеиновая

кислота

ДНК –

дезоксирибонуклеиновая

кислота

Состав нуклеотида в ДНК

Информационная

(матричная)

РНК (и-РНК)

Транспортная

РНК (т-РНК)

Дезокси-

рибоза

Остаток

фосфорной

кислоты

Состав нуклеотида в РНК

Азотистые

основания:

Аденин (А)

Гуанин (Г)

Цитозин (Ц)

Урацил (У):

Остаток

фосфорной

кислоты

Рибоза

Дайте определение понятию «нуклеиновые кислоты» НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ (полинуклеотиды), высокомолекулярные органические соединения, обеспечивающие хранение и передачу наследственной (генетической) информации в живых организмах из поколения в поколение. Нуклеиновые кислоты – это сложные высокомолекулярные соединения, содержащиеся в ядрах клеток всех живых организмов, и являющиеся материальными носителями наследственной информации.   Термин «нуклеиновые кислоты» был предложен в 1889: нуклеиновыми они были названы потому, что впервые были открыты в ядрах клеток, а кислотами — из-за наличия в их составе остатков фосфорной кислоты. Позже было показано, что нуклеиновые кислоты построены из большого числа нуклеотидов (от нескольких десятков до сотен миллионов). В состав каждого нуклеотида входит азотистое основание, углевод (пентоза) и фосфорная кислота.

Дайте определение понятию «нуклеиновые кислоты»

  • НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ (полинуклеотиды), высокомолекулярные органические соединения, обеспечивающие хранение и передачу наследственной (генетической) информации в живых организмах из поколения в поколение.
  • Нуклеиновые кислоты – это сложные высокомолекулярные соединения, содержащиеся в ядрах клеток всех живых организмов, и являющиеся материальными носителями наследственной информации.

Термин «нуклеиновые кислоты» был предложен в 1889: нуклеиновыми они были названы потому, что впервые были открыты в ядрах клеток, а кислотами — из-за наличия в их составе остатков фосфорной кислоты. Позже было показано, что нуклеиновые кислоты построены из большого числа нуклеотидов (от нескольких десятков до сотен миллионов). В состав каждого нуклеотида входит азотистое основание, углевод (пентоза) и фосфорная кислота.

Выполнение задачи на комплементарность Комплементарность – это взаимное дополнение азотистых  оснований в молекуле ДНК. Задача :  фрагмент цепи ДНК имеет последовательность нуклеотидов: Г Т Ц Т А Ц Г А Т Постройте по принципу комплементарности 2-ю цепочку ДНК. РЕШЕНИЕ: 1-я цепь ДНК: Г-Т-Ц-Т-А-Ц-Г-А-Т. 2-я цепь ДНК: Ц-А-Г-А-Т-Г-Ц-Т-А Значение комплементарности: Благодаря ей происходят реакции матричного синтеза  и самоудвоение ДНК, который лежит в основе роста и размножения организмов.

Выполнение задачи на комплементарность

Комплементарность – это взаимное дополнение азотистых

оснований в молекуле ДНК.

Задача : фрагмент цепи ДНК

имеет последовательность нуклеотидов: Г Т Ц Т А Ц Г А Т Постройте по принципу комплементарности 2-ю цепочку ДНК.

РЕШЕНИЕ:

1-я цепь ДНК: Г-Т-Ц-Т-А-Ц-Г-А-Т.

2-я цепь ДНК:

Ц-А-Г-А-Т-Г-Ц-Т-А

Значение комплементарности:

Благодаря ей происходят реакции матричного синтеза

и самоудвоение ДНК, который лежит в основе

роста и размножения организмов.

Повторение и закрепление знаний: Вставьте нужные слова: В составе РНК есть сахар… В составе ДНК есть азотистые основания…; И в ДНК, и в РНК есть….; В ДНК нет азотистого основания… Структура молекулы РНК в виде… ДНК в клетках может находиться в …  Функции РНК:… В составе РНК есть азотистые основания…; В составе ДНК есть сахар…; В РНК нет азотистого основания… Структура молекулы ДНК в виде… Мономерами ДНК и РНК являются…; РНК в клетках может находиться в…  Функции ДНК:… (рибоза) (А,Г,Ц,Т) (А,Г,Ц,сахар, Ф ) (У) ( Цепочки нуклеотидов) (В ядре, митохондриях, хлоропластах) (Участие в синтезе белков) (А,Г,Ц,У) (дезоксирибоза) (Т) (Двойной спирали) (Нуклеотиды) (В ядре, цитоплазме, митохондриях, хлоропластах) (Хранение и передача наслед. информ.)

Повторение и закрепление знаний:

Вставьте нужные слова:

  • В составе РНК есть сахар…
  • В составе ДНК есть азотистые основания…;
  • И в ДНК, и в РНК есть….;
  • В ДНК нет азотистого основания…
  • Структура молекулы РНК в виде…
  • ДНК в клетках может находиться в …
  • Функции РНК:…
  • В составе РНК есть азотистые основания…;
  • В составе ДНК есть сахар…;
  • В РНК нет азотистого основания…
  • Структура молекулы ДНК в виде…
  • Мономерами ДНК и РНК являются…;
  • РНК в клетках может находиться в…
  • Функции ДНК:…

(рибоза)

(А,Г,Ц,Т)

(А,Г,Ц,сахар, Ф )

(У)

( Цепочки нуклеотидов)

(В ядре, митохондриях, хлоропластах)

(Участие в синтезе белков)

(А,Г,Ц,У)

(дезоксирибоза)

(Т)

(Двойной спирали)

(Нуклеотиды)

(В ядре, цитоплазме, митохондриях, хлоропластах)

(Хранение и передача наслед. информ.)

Утверждения правильные или неправильные? 1) В ДНК всегда против тимина находится гуанин. 2) Цепочки ДНК соединены водородными связями. 3) р-РНК находятся в ядре. 4) в ДНК нет азотистого основания урацил. 5) в ДНК число гуаниловых оснований равно адениловым 6) В РНК всегда против аденина находится тимин 7) т-РНК находятся в цитоплазме. 8) и-РНК образуются в ядре. 9) в РНК нет азотистого основания урацил. 10) в ДНК число тимидиловых оснований равно  адениловым.

Утверждения правильные или неправильные?

1) В ДНК всегда против тимина находится гуанин.

2) Цепочки ДНК соединены водородными связями.

3) р-РНК находятся в ядре.

4) в ДНК нет азотистого основания урацил.

5) в ДНК число гуаниловых оснований равно адениловым

6) В РНК всегда против аденина находится тимин

7) т-РНК находятся в цитоплазме.

8) и-РНК образуются в ядре.

9) в РНК нет азотистого основания урацил.

10) в ДНК число тимидиловых оснований равно

адениловым.

Дайте краткие ответы на вопросы:      В чем сходство и различия молекул ДНК и РНК?    В чем заключается принцип комплементарности?    Что такое репликация и каково ее значение? 4.    Какие типы РНК имеются и каковы их функции? 5.       В молекуле ДНК количество аденина (А) равно 15%.Каково содержание гуанина, тимина и цитозина в ДНК?  6.      В молекуле ДНК 3000 нуклеотидов. Найдите длину ДНК , зная длину одного мономера (0,34 нм). 7.       Какое отношение имеет ДНК к вопросу, заданному в начале урока? Благодаря какому свойству ДНК из семян яблони вырастает яблоня?    вопросы на запоминание и воспроизведение   -  вопросы проблемно-поисковые       - вопросы творческого характера

Дайте краткие ответы на вопросы:

В чем сходство и различия молекул ДНК и РНК?

В чем заключается принцип комплементарности?

Что такое репликация и каково ее значение?

4. Какие типы РНК имеются и каковы их функции?

5. В молекуле ДНК количество аденина (А) равно 15%.Каково содержание гуанина, тимина и цитозина в ДНК?

6. В молекуле ДНК 3000 нуклеотидов. Найдите длину ДНК , зная длину одного мономера (0,34 нм).

7. Какое отношение имеет ДНК к вопросу, заданному в начале урока? Благодаря какому свойству ДНК из семян яблони вырастает яблоня?

вопросы на запоминание и воспроизведение

- вопросы проблемно-поисковые

- вопросы творческого характера

Домашнее задание

Домашнее задание


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Презентация к уроку по биологии по теме "Органические вещества - нуклеиновые кислоты"

Автор: Анфиногенова Галина Викторовна

Дата: 06.03.2017

Номер свидетельства: 398260

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Разработка урока  биологии "Биосинтез белка" "
    ["seo_title"] => string(44) "razrabotka-uroka-biologhii-biosintiez-bielka"
    ["file_id"] => string(6) "108100"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403549596"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "конспект урока биологии Тема:Строение клетки:клеточная мембрана, ядро,цитоплазма, клеточный центр, рибосомы. "
    ["seo_title"] => string(120) "konspiekt-uroka-biologhii-tiema-stroieniie-klietki-klietochnaia-miembrana-iadro-tsitoplazma-klietochnyi-tsientr-ribosomy"
    ["file_id"] => string(6) "236694"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444140936"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока на тему Химический состав клетки "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-na-tiemu-khimichieskii-sostav-klietki"
    ["file_id"] => string(6) "240974"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445163961"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект урока биологии в 11 классе по теме Вирусы "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-biologhii-v-11-klassie-po-tiemie-virusy"
    ["file_id"] => string(6) "224628"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438973363"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Химический состав клетки (открытый урока по биологии 8 Б класс) "
    ["seo_title"] => string(66) "khimichieskii-sostav-klietki-otkrytyi-uroka-po-biologhii-8-b-klass"
    ["file_id"] => string(6) "166459"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422963734"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства