3) Самостоятельная работа учащихся с учебно-тематическими картами и учебной литературой.
4) Обсуждение выполнения заданий учебных элементов в группах, рефлексия.
5) Подведение итогов урока, определение индивидуального домашнего задания.
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Актуализация знаний учащихся.
Фронтальная беседа:
1) Какой уровень живого является начальным (низшим)? (Молекулярный)
2) Расставьте по возрастанию степени сложности структурные уровни организации жизни: биосферный, клеточный, молекулярный, организменный, популяционно - видовой, биогеоценотический.
- Ребята, сегодня на уроке мы будем изучать вещества, которые играют важнейшую роль как источники энергии для клеток. С ними вы уже знакомились в курсе биологии 8 класса при изучении тем «Пищеварение» и «Обмен веществ». Это 2 больших класса органических соединений, в которые входят множество разнообразных веществ. Определите эти классы органических соединений, а значит и тему нашего урока, ответив на следующие вопросы.
Определение первого класса органических соединений:
- В их состав входят элементы: С, Н, О. Соотношение элементов «Н» и «О» в молекуле такое же, как и в молекуле воды;
- Одни вещества могут быть сладкими на вкус, а другие - не сладкими; одни вещества хорошо растворимые в воде, а другие – не растворимые;
- Многие вещества содержатся в плодах фруктов и овощей;
- Синтезируются растениями в процессе фотосинтеза.
- Вы догадались, о каких веществах идет речь? ( Об углеводах)
Определение второго класса органических соединений:
- Нерастворимые в воде;
- Выделяют наибольшее количество энергии при их окислении;
- Плохо проводят тепло;
- У многих позвоночных животных могут откладываться под кожей в виде толстого слоя в запас.
- О каких веществах говорилось сейчас? ( О жирах)
- Правильно, о жирах. А жиры относятся к более крупной группе жироподобных соединений – липидам.
Итак, на этом уроке мы будем изучать углеводы и липиды.
Откройте тетради и запишите тему урока: Углеводы. Липиды.
Эту тему вы будете изучать самостоятельно по выданным модулям.
Моносахариды
Дисахариды
Полисахариды
Свойства
3) Углеводы - важная составная часть клетки. Перечислите их биологические функции:
А)
Б)
В)
Функция углевода
Характеристика функции
А) энергетическая
1) целлюлоза - структурный компонент клеточных стенок растений и грибов.
Б) cтроительная
2) крахмал (у растений) и гликоген (у животных) накапливаются в клетках в качестве запасных веществ.
В) запасающая
3) при окислении углеводов выделяется энергия, которая обеспечивает жизнедеятельность организма.
№
учебного
элемента
Учебный материал с указанием заданий
Руководство по
усвоению учебного
материала
УЭ- 1
Цель: познакомиться с особенностями строения и функциями углеводов.
1.Выполните задания:
1) Из приведенного перечня углеводов выпишите отдельно: моносахариды, дисахариды, полисахариды. Укажите их свойства (растворимость, вкус).
3) Самостоятельная работа учащихся с учебно-тематическими картами и учебной литературой.
4) Обсуждение выполнения заданий учебных элементов в группах, рефлексия.
5) Подведение итогов урока, определение индивидуального домашнего задания.
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Актуализация знаний учащихся.
Фронтальная беседа:
1) Какой уровень живого является начальным (низшим)? (Молекулярный)
2) Расставьте по возрастанию степени сложности структурные уровни организации жизни: биосферный, клеточный, молекулярный, организменный, популяционно - видовой, биогеоценотический.
- Ребята, сегодня на уроке мы будем изучать вещества, которые играют важнейшую роль как источники энергии для клеток. С ними вы уже знакомились в курсе биологии 8 класса при изучении тем «Пищеварение» и «Обмен веществ». Это 2 больших класса органических соединений, в которые входят множество разнообразных веществ. Определите эти классы органических соединений, а значит и тему нашего урока, ответив на следующие вопросы.
Определение первого класса органических соединений:
- В их состав входят элементы: С, Н, О. Соотношение элементов «Н» и «О» в молекуле такое же, как и в молекуле воды;
- Одни вещества могут быть сладкими на вкус, а другие - не сладкими; одни вещества хорошо растворимые в воде, а другие – не растворимые;
- Многие вещества содержатся в плодах фруктов и овощей;
- Синтезируются растениями в процессе фотосинтеза.
- Вы догадались, о каких веществах идет речь? ( Об углеводах)
Определение второго класса органических соединений:
- Нерастворимые в воде;
- Выделяют наибольшее количество энергии при их окислении;
- Плохо проводят тепло;
- У многих позвоночных животных могут откладываться под кожей в виде толстого слоя в запас.
- О каких веществах говорилось сейчас? ( О жирах)
- Правильно, о жирах. А жиры относятся к более крупной группе жироподобных соединений – липидам.
Итак, на этом уроке мы будем изучать углеводы и липиды.
Откройте тетради и запишите тему урока: Углеводы. Липиды.
Эту тему вы будете изучать самостоятельно по выданным модулям.
Моносахариды
Дисахариды
Полисахариды
1.
1.
1.
2.
2.
2.
3.
3.
3.
4.
4.
4.
Свойства
Свойства
Свойства
1.
1.
1.
2.
2.
2.
3) Углеводы - важная составная часть клетки. Перечислите их биологические функции:
А)
Б)
В)
Функция углевода
Характеристика функции
А) энергетическая
1) целлюлоза - структурный компонент клеточных стенок растений и грибов.
Б) cтроительная
2) крахмал (у растений) и гликоген (у животных) накапливаются в клетках в качестве запасных веществ.
В) запасающая
3) при окислении углеводов выделяется энергия, которая обеспечивает жизнедеятельность организма.
№
учебного
элемента
Учебный материал с указанием заданий
Руководство по
усвоению учебного
материала
УЭ- 1
Цель: познакомиться с особенностями строения и функциями углеводов.
1.Выполните задания:
1) Из приведенного перечня углеводов выпишите отдельно: моносахариды, дисахариды, полисахариды. Укажите их свойства (растворимость, вкус).