kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок биологии в 9 классе "Углеводы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

                      Биология 9 кл.

Тема урока: Углеводы..

Цели урока:

1.Образовательные:    познакомиться со строением углеводов,их свойствами и функциями в клетке.

2.  Развивающие:   формирование умений и навыков  самостоятельной работы с     учебной литературой, поиска необходимой информации для выполнения заданий.

3.  Воспитательные: - способствовать формированию целостной картины мира; понимания актуальности биологических знаний.

                                 План урока

1)  Организационный момент.

2)  Актуализация знаний учащихся.

3)  Самостоятельная работа учащихся с  учебно-тематическими  картами и учебной  литературой.

4)  Обсуждение выполнения заданий учебных элементов в группах, рефлексия.

5)  Подведение итогов  урока, определение индивидуального домашнего задания.

                                                                Ход урока

1.Организационный момент.

2.  Актуализация знаний учащихся.

Фронтальная беседа:

1) Какой уровень живого является начальным (низшим)? (Молекулярный)

2)  Расставьте по возрастанию степени сложности структурные уровни организации жизни: биосферный, клеточный, молекулярный, организменный,  популяционно - видовой, биогеоценотический.

( Молекулярный, клеточный, организменный, популяционно – видовой, биогеоценотический, биосферный)

3)  Какие сложные органические соединения  входят в состав клеток живых

организмов?  Чем они являются?  (Углеводы, белки, нуклеиновые кислоты. Они являются биополимерами.)

4)  Молекула, образованная многократно повторяющимися фрагментами, имеющими более простое строение, называется? (Полимер)

5)  Что такое  мономер?  (Низкомолекулярное вещество, из которого образуется полимер)

6)  От чего зависят свойства биополимеров?   (От  числа мономерных  звеньев, от разных сочетаний мономерных остатков.)

7)  Установите соответствие между органическими соединениями клетки и выполняемыми ими функциями:

 Органические вещества                    Функции в клетке

    А)  белки                                      1) основные структурные вещества клетки,

    Б)  жиры                                         регуляторы процессов жизнедеятельности

    В)  углеводы                                 2) важнейший источник энергии в клетке

    Г) нуклеиновые кислоты            3) хранят наследственную генетическую

                                                              информацию в клетке.

(А – 1, Б – 2, В – 2, Г – 3)
 

                                          3.Изучение нового материала

- Ребята, сегодня на уроке мы будем изучать вещества, которые играют важнейшую роль как источники энергии для клеток. С ними вы уже знакомились в курсе биологии 8 класса при изучении тем «Пищеварение» и «Обмен веществ».  Это 2 больших класса органических соединений,  в которые входят множество разнообразных веществ.  Определите эти классы органических  соединений, а значит и тему нашего урока, ответив на следующие вопросы.

  Определение первого класса органических соединений:

-  В их состав входят элементы:  С, Н, О. Соотношение элементов  «Н» и «О» в молекуле такое же, как и в молекуле воды;

-  Одни вещества могут быть сладкими на вкус, а другие - не сладкими; одни вещества хорошо растворимые  в воде, а другие – не растворимые;

- Многие вещества содержатся в плодах фруктов и овощей;

-  Синтезируются растениями в процессе фотосинтеза.

- Вы догадались, о каких веществах идет речь?   ( Об углеводах)

  Определение второго класса органических соединений:

-  Нерастворимые в воде;

-  Выделяют наибольшее количество энергии  при их окислении;

-  Плохо проводят тепло;

-  У многих позвоночных животных могут откладываться под кожей в виде толстого слоя в запас.

-  О каких веществах  говорилось  сейчас?   ( О жирах)

- Правильно, о жирах. А жиры относятся к более крупной группе жироподобных соединений – липидам.

  Итак, на этом уроке мы будем изучать углеводы и липиды.

Откройте тетради и запишите тему урока:  Углеводы. Липиды.

Эту тему вы будете изучать самостоятельно по выданным модулям.

Моносахариды

Дисахариды

Полисахариды

Свойства

3) Углеводы - важная составная часть клетки. Перечислите их биологические функции:

А)

Б)

В)

Функция углевода

Характеристика функции

А) энергетическая

1) целлюлоза  - структурный компонент клеточных стенок растений и грибов.

Б) cтроительная

2) крахмал (у растений) и гликоген (у животных) накапливаются в клетках в качестве запасных веществ.

В) запасающая

3) при окислении углеводов выделяется энергия, которая обеспечивает жизнедеятельность организма.

учебного

элемента

      Учебный материал с указанием заданий

Руководство по

усвоению учебного

материала

УЭ- 1

Цель: познакомиться с особенностями строения и функциями углеводов.

1.Выполните задания:

1) Из приведенного перечня углеводов выпишите отдельно: моносахариды, дисахариды, полисахариды. Укажите их свойства (растворимость, вкус).

Углеводы: глюкоза, гликоген, фруктоза, крахмал, рибоза, дезоксирибоза, целлюлоза, лактоза, сахароза.

Моносахариды

Дисахариды

Полисахариды

Свойства

Смотри учебник

§1.2, стр.19- 20. 

Работайте самостоятельно.

Правильный ответ- 15

баллов.                      

2) В состав  каких органических соединений  входят рибоза и дезоксирибоза?

См. учебник

 стр.29

Работайте самостоятельно.

Правильный ответ- 2 балла.

3) Углеводы - важная составная часть клетки. Перечислите их биологические функции:

А)

Б)

В)

См. учебник 

§ 1.2 стр.20- 21

Работайте самостоятельно. Правильный ответ- 3 балла.

4) Установите соответствие:

Функция углевода

Характеристика функции

А) энергетическая

1) целлюлоза  - структурный компонент клеточных стенок растений и грибов.

Б) cтроительная

2) крахмал (у растений) и гликоген (у животных) накапливаются в клетках в качестве запасных веществ.

В) запасающая

3) при окислении углеводов выделяется энергия, которая обеспечивает жизнедеятельность организма.

II.  Выполните тестовое задание:

1. В состав углеводов входят элементы:

а) С, Н, N ;  б) С, Н, О;   в) Н, О, Р;   г) С, N, О.

2. Мономером крахмала является:

а) аминокислота;  б) дезоксирибоза;  в) глюкоза;  г) фруктоза.

3. В качестве запасного вещества животные накапливают:

а) крахмал;  б) гликоген;  в) целлюлозу;  г) сахарозу.

4. В состав наружного скелета членистоногих и клеток грибов

входит:

а) крахмал;  б) гликоген;  в) хитин;  г) целлюлоза.

5. Крахмал – продукт фотосинтеза, поэтому входит в состав только:

а) клеток растений;  б) клеток животных;  в) клеток грибов.

См. учебник 

§ 1.2,  стр.- 20.

Работайте самостоятельно. Правильный ответ – 3 балла.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 9 классе "Углеводы" »

Биология 9 кл.

Тема урока: Углеводы. .

Цели урока:

1.Образовательные: познакомиться со строением углеводов,их свойствами и функциями в клетке.

2. Развивающие: формирование умений и навыков самостоятельной работы с учебной литературой, поиска необходимой информации для выполнения заданий.

3. Воспитательные: - способствовать формированию целостной картины мира; понимания актуальности биологических знаний.

План урока

1) Организационный момент.

2) Актуализация знаний учащихся.

3) Самостоятельная работа учащихся с учебно-тематическими картами и учебной литературой.

4) Обсуждение выполнения заданий учебных элементов в группах, рефлексия.

5) Подведение итогов урока, определение индивидуального домашнего задания.

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Актуализация знаний учащихся.

Фронтальная беседа:

1) Какой уровень живого является начальным (низшим)? (Молекулярный)

2) Расставьте по возрастанию степени сложности структурные уровни организации жизни: биосферный, клеточный, молекулярный, организменный, популяционно - видовой, биогеоценотический.

( Молекулярный, клеточный, организменный, популяционно – видовой, биогеоценотический, биосферный)

3) Какие сложные органические соединения входят в состав клеток живых

организмов? Чем они являются? (Углеводы, белки, нуклеиновые кислоты. Они являются биополимерами.)

4) Молекула, образованная многократно повторяющимися фрагментами, имеющими более простое строение, называется? (Полимер)

5) Что такое мономер? (Низкомолекулярное вещество, из которого образуется полимер)

6) От чего зависят свойства биополимеров? (От числа мономерных звеньев, от разных сочетаний мономерных остатков.)

7) Установите соответствие между органическими соединениями клетки и выполняемыми ими функциями:

Органические вещества Функции в клетке

А) белки 1) основные структурные вещества клетки,

Б) жиры регуляторы процессов жизнедеятельности

В) углеводы 2) важнейший источник энергии в клетке

Г) нуклеиновые кислоты 3) хранят наследственную генетическую

информацию в клетке.

(А – 1, Б – 2, В – 2, Г – 3)


3.Изучение нового материала

- Ребята, сегодня на уроке мы будем изучать вещества, которые играют важнейшую роль как источники энергии для клеток. С ними вы уже знакомились в курсе биологии 8 класса при изучении тем «Пищеварение» и «Обмен веществ». Это 2 больших класса органических соединений, в которые входят множество разнообразных веществ. Определите эти классы органических соединений, а значит и тему нашего урока, ответив на следующие вопросы.

Определение первого класса органических соединений:

- В их состав входят элементы: С, Н, О. Соотношение элементов «Н» и «О» в молекуле такое же, как и в молекуле воды;

- Одни вещества могут быть сладкими на вкус, а другие - не сладкими; одни вещества хорошо растворимые в воде, а другие – не растворимые;

- Многие вещества содержатся в плодах фруктов и овощей;

- Синтезируются растениями в процессе фотосинтеза.

- Вы догадались, о каких веществах идет речь? ( Об углеводах)

Определение второго класса органических соединений:

- Нерастворимые в воде;

- Выделяют наибольшее количество энергии при их окислении;

- Плохо проводят тепло;

- У многих позвоночных животных могут откладываться под кожей в виде толстого слоя в запас.

- О каких веществах говорилось сейчас? ( О жирах)

- Правильно, о жирах. А жиры относятся к более крупной группе жироподобных соединений – липидам.

Итак, на этом уроке мы будем изучать углеводы и липиды.

Откройте тетради и запишите тему урока: Углеводы. Липиды.

Эту тему вы будете изучать самостоятельно по выданным модулям.

Моносахариды

Дисахариды

Полисахариды

1.

1.

1.

2.

2.

2.

3.

3.

3.

4.

4.

4.

Свойства

Свойства

Свойства

1.

1.

1.

2.

2.

2.

3) Углеводы - важная составная часть клетки. Перечислите их биологические функции:

А)

Б)

В)







Функция углевода

Характеристика функции

А) энергетическая

1) целлюлоза - структурный компонент клеточных стенок растений и грибов.

Б) cтроительная

2) крахмал (у растений) и гликоген (у животных) накапливаются в клетках в качестве запасных веществ.

В) запасающая

3) при окислении углеводов выделяется энергия, которая обеспечивает жизнедеятельность организма.



















учебного

элемента


Учебный материал с указанием заданий

Руководство по

усвоению учебного

материала

УЭ- 1

Цель: познакомиться с особенностями строения и функциями углеводов.

1.Выполните задания:

1) Из приведенного перечня углеводов выпишите отдельно: моносахариды, дисахариды, полисахариды. Укажите их свойства (растворимость, вкус).

Углеводы: глюкоза, гликоген, фруктоза, крахмал, рибоза, дезоксирибоза, целлюлоза, лактоза, сахароза.

Моносахариды

Дисахариды

Полисахариды

1.

1.

1.

2.

2.

2.

3.

3.

3.

4.

4.

4.

Свойства

Свойства

Свойства

1.

1.

1.

2.

2.

2.


Смотри учебник

§1.2, стр.19- 20.

Работайте самостоятельно.

Правильный ответ- 15

баллов.

2) В состав каких органических соединений входят рибоза и дезоксирибоза?

См. учебник

стр.29

Работайте самостоятельно.

Правильный ответ- 2 балла.


3) Углеводы - важная составная часть клетки. Перечислите их биологические функции:

А)

Б)

В)

См. учебник

§ 1.2 стр.20- 21

Работайте самостоятельно. Правильный ответ- 3 балла.

4) Установите соответствие:

Функция углевода

Характеристика функции

А) энергетическая

1) целлюлоза - структурный компонент клеточных стенок растений и грибов.

Б) cтроительная

2) крахмал (у растений) и гликоген (у животных) накапливаются в клетках в качестве запасных веществ.

В) запасающая

3) при окислении углеводов выделяется энергия, которая обеспечивает жизнедеятельность организма.

II. Выполните тестовое задание:

1. В состав углеводов входят элементы:

а) С, Н, N ; б) С, Н, О; в) Н, О, Р; г) С, N, О.

2. Мономером крахмала является:

а) аминокислота; б) дезоксирибоза; в) глюкоза; г) фруктоза.

3. В качестве запасного вещества животные накапливают:

а) крахмал; б) гликоген; в) целлюлозу; г) сахарозу.

4. В состав наружного скелета членистоногих и клеток грибов

входит:

а) крахмал; б) гликоген; в) хитин; г) целлюлоза.

5. Крахмал – продукт фотосинтеза, поэтому входит в состав только:

а) клеток растений; б) клеток животных; в) клеток грибов.

См. учебник

§ 1.2, стр.- 20.

Работайте самостоятельно. Правильный ответ – 3 балла.















.

Приложение:

Выполните тестовое задание:

1. В состав углеводов входят элементы:

а) С, Н, N ; б) С, Н, О; в) Н, О, Р; г) С, N, О.



2. Мономером крахмала является:

а) аминокислота; б) дезоксирибоза;

в) глюкоза; г) фруктоза.



3. В качестве запасного вещества животные накапливают:

а) крахмал; б) гликоген; в) целлюлозу; г) сахарозу.



4. В состав наружного скелета членистоногих и клеток грибов

входит:

а) крахмал; б) гликоген; в) хитин; г) целлюлоза.



5. Крахмал – продукт фотосинтеза, поэтому входит в состав только:

а) клеток растений; б) клеток животных; в) клеток грибов.

. Органические вещества Функции в клетке

А) белки 1) основные структурные вещества клетки,

Б) жиры регуляторы процессов жизнедеятельности

В) углеводы 2) важнейший источник энергии в клетке

Г) нуклеиновые кислоты 3) хранят наследственную генетическую

информацию в клетке.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок биологии в 9 классе "Углеводы"

Автор: Гришко Наталья Геннадиевна

Дата: 14.10.2015

Номер свидетельства: 239451

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Конспект урока биологии "Следствие ведут знатоки биологии" (обобщающий урок по теме "Витамины") "
    ["seo_title"] => string(104) "konspiekt-uroka-biologhii-sliedstviie-viedut-znatoki-biologhii-obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-vitaminy"
    ["file_id"] => string(6) "186612"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426392304"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Активизация познавательного интереса обучающихся через применение терминов в стихах на уроках биологии в условиях реализации ФГОС "
    ["seo_title"] => string(157) "aktivizatsiia-poznavatiel-nogho-intieriesa-obuchaiushchikhsia-chieriez-primienieniie-tierminov-v-stikhakh-na-urokakh-biologhii-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "147375"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419363578"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Открытый урок на тему "Углеводы""
    ["seo_title"] => string(30) "otkrytyi_urok_na_temu_uglevody"
    ["file_id"] => string(6) "484506"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1541741363"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Открытый урок на тему "Углеводы""
    ["seo_title"] => string(32) "otkrytyi_urok_na_temu_uglevody_1"
    ["file_id"] => string(6) "484508"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1541741572"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Открытый урок на тему "Углеводы""
    ["seo_title"] => string(32) "otkrytyi_urok_na_temu_uglevody_2"
    ["file_id"] => string(6) "484510"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1541741852"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства