Цель урока – повторить и систематизировать знания о цветке как органе семенного размножения покрытосеменных растений. Развить практические навыки по распознаванию различных типов цветков. Познакомить с классификацией, разнообразием и строением плодов; заложить основы практического изучения. Продолжить воспитание ученика-исследователя, способного изложить свою точку зрения; проанализировать факты и сделать вывод о научной картине мира.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок биологии на тему Плоды»
Бажанова Ирина Геннадьевна
учитель биологии МОБУ СОШ Гимназия №3
Муниципального образования город Мелеуз
Республики Башкортостан
Урок «Плоды»
Цели и задачи:
Повторить и систематизировать знания о цветке как органе семенного размножения покрытосемянных растений.
Развить практические навыки по распознаванию различных типов цветков.
Познакомить с классификацией, разнообразием и строением плодов; заложить основы практического изучения.
Продолжить воспитание ученика-исследователя, способного изложить свою точку зрения; проанализировать работу и сделать вывод.
Оборудование: муляжи плодов, натуральные плоды (киви, банан, гранат, грейпфрут, лимон, апельсин, яблоко, арахис, семянки подсолнечника, коробочки мака, финики, груша). Чашки Петри (три штуки), сигнальные карты (красная, жёлтая, синяя), модель цветка, листы и таблица самооценки, тесты, мяч, «костюмы к загадкам.
Приветствие, знакомство с классом:Здравствуйте, ребята! Мы проведём с вами урок и постараемся, чтобы он запомнился нам надолго.
ХХІ век преподнесёт человечеству много новых открытий, особенно в области биологии и некоторые из этих открытий, возможно, совершите вы – сидящие сейчас за партами мальчики и девочки.
Введение: Наш урок будет посвящён цветковым растениям. Вспомним, что мы знаем о них:
Слайд – структура курса:
КОРЕНЬ ─ СТЕБЕЛЬ ─ ЛИСТ ─ ? (ЦВЕТОК)
Интеллектуальная разминка:
Слайд – интеллектуальной разминки:
Работа с моделью цветка: с помощью заранее подготовленных (вырезать из картона) частей цветка, учащиеся отвечают на вопросы учителя, поднимая тычинку, пестик или части околоцветника.
После цветения на месте цветка развивается плод. П
У тюльпана есть венчик и чашечка. А
Тополь и ива – двудомные растения. Л
Цветки всегда содержат и тычинки и пестики. И
Огурцы и кукуруза – однодомные растения. О
У капусты и ландыша соцветия – кисть. Д
Если суждения выбраны верно, получится слово ПЛОД
Слайд: лист самооценки:
Карта оценки знаний:
Этапы урока
Возможное
количество
баллов
Моё
количество
баллов
І. Проверка знаний и умений:
Тестирование
Работа с моделью
Завершение предложений
Исключение лишнего понятия
Поиск связи
Выбор верного и неверного суждения.
ІІ. Изучение нового материала:
Таблица
Вопросы
0 – 10
1
0 – 7
0 – 1
0 – 1
0 – 1
0 – 5
0 – 1
1 группа – работает с тестами, 2,3,4 – устно. Проводится инструктаж по работе с листом самооценки. На экран выводятся изображения цветка – для повторения строения; заготовки для конкурса предложений, заданий «исключи лишнее» и «найди связь», а т.ж. «верные и неверные суждения».. По окончании отведённого времени проводится выставление баллов в лист самооценки.
Новая тема: Раздаётся стук в дверь.
Учитель: - Ребята, к нам гости! Посмотрим, кто это…
Входит группа детей в костюмах, изображающих различные плоды,
Звучат загадки, учащиеся отгадывают.
Загадки:
На плечах Игнашки
Сорок три рубашки –
Все из ткани отбелённой,
А поверх – пиджак зелёный…
(капуста)
Не жил в ягоде жучёк
И не кушал червячок,
А сорвал её с куста –
Глядь – серёдка вся пуста!
(Плод малины)
Ягода красна,
Ягода вкусна!
Режь да соли,
Ешь да хвали!
(томат)
Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли
Ели да хвалили?
(картофель)
На стеблях белеют чашки
В них и нитки и рубашки…(хлопок)
Красный нос в землю врос, а зелёный хвост снаружи…
Нам зелёный хвост не нужен,
Нужен только красный нос!
(морковь)
Учитель: – Не кажется ли вам, что наши гости допустили ошибки? Попробуем исправить их!
Гости поворачиваются спиной – открываются ответы на загадки и выясняется, что среди плодов оказался видоизменённый побег. Делается вывод о закономерном преобразовании цветка в плод. На доске появляется следующий Слайд: тема урока.
Учитель: Строение плодов, их размеры, свойства и применение очень разнообразны! Что, например, вы слышали об этом экземпляре?
Слайд: «хлебное дерево».
Это могучее хлебное дерево, растущее на островах Малайского архипелага. Его золотистые плоды, называемые джекфруты, достигают в длину метра и диаметра пятидесяти сантиметров. Плоды джекфрута висят на ветвях и стволе. Мякоть созревших плодов похожа на тесто. Островитяне пекут из него лепёшки, напоминающие по вкусу хлеб с картофелем. Английский мореплаватель Джеймс Кук считал, что человек, посадивший за свою жизнь десяток хлебных деревьев, исполнил свой долг по отношению к ближним столь же полно, как европеец, пахавший и сеявший хлеб всю свою жизнь.
Слайд: «шоколадное дерево»:
А это растение произрастает в бассейне Амазонки в тенистых и сырых местах. Из него ацтеки готовили бодрящий напиток «чоколато», догадались, о каком растении идёт речь? Правильно! Это шоколадное или какао-дерево! Каждый плод весит от 300 до 600 граммов. Созревая, он покрывается красной морщинистой оболочкой, под которой мякоть с семенами – какао-бобами.
Слайд: «арахис»:
Семена этого растения мы называем «орехи», а между тем, это совсем не орехи, а бобы, которые развиваются, как и положено бобам, на побегах, а потом опускаются в почву, где и созревают. Уборка урожая напоминает привычную нам процедуру выкапывания картофеля.
Физкультминутка:
Друг весёлый, мячик мой
Всюду, всюду он со мной!
Раз, два, три, четыре, пять
Хорошо мне с ним играть!
Руки на коленях
Кулачёчки сжаты
Крепко, с напряжением
Пальчики прижаты!
Вместе весело играем,
Крепче пальчики сжимаем!
Знайте, девочки и мальчики:
Отдохнули наши пальчики!
Упражнения на расслабление глаз и разминку кисти.
Составление проекта: на столах находятся плоды. Предлагаю рассмотреть их, попробовать и распределить с помощью учебника в таблице, образец которой представлен:
Плоды и семена:
Название растений
Название плода
П л о д
Сочный или сухой
Количество семян
Региональный компонент:
Плоды каких растений выращивают в нашей республике? Нужно выбрать любой пример и составить «рекламный проект». (синквейн).
Слайд: «план рекламного проекта»:
1 строка – название
2 строка – два прилагательных
3 строка – три глагола
4 строка – короткая фраза
5 строка – существительное.
Учащиеся заполняют заготовленные бланки с «планом рекламного проекта». Желающие представляют свои проекты. Проводится обсуждение – презентация проекта. По окончании учитель инструктирует как заполнить бланк самооценки:
БАЛЛЫ
ОЦЕНКА
ЦВЕТ КАРТОЧКИ
20 - 21
«5»
красный
19 -15
«4»
зелёный
14 - 10
«3»
синий
Сигнальные карты поднимаются после подведения итогов. По преобладающему цвету большинства карточек хорошо видно усвоение материала.
Завершение, выводы: Народная мудрость гласит: «Красно дерево плодами, а человек – делами!». Сегодня мы узнали много нового и полезного, и конечно, интересного! В завершении нашего сотрудничества, предлагаю попробовать изученные плоды на вкус!
Приложение:
Хлебное дерево:
Арахис.
Литература:
Биология в школе; №1, 2001
А. Е. Богоявленская; «Активные формы и методы обучения биологии», - М; «Просвещение», 1996
«Жизнь растений», том пятый, -М; «Просвещение», 1980
В. В. Пасечник, «Биология, бактерии, грибы, растения».