Тема: «Цветок и плод».
Цели:
1. Изучить особенности цветка как органа размножения растения.
2. Познакомиться с разнообразием цветков и плодов.
3. Продолжить формирование умений работать с натуральными объектами, сравнивать их, делать выводы.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: частично — поисковый, проблемный.
Оборудование: живые цветущие растения, гербарные экземпляры растений, таблица «Органы растений», модель «Цветок вишни», «Цветок картофеля», «Цветок капусты», коллекции плодов и семян, рисунки учебника.
Ход урока:
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания.
(5 учащихсявыполняют индивидуальныезаданияпо карточкам.)
В начале урока проведем небольшой тест.
1. Побегом называют стебель с расположенными на нем....
Листьями и почками.
2. На верхушке побега обычно имеется...
Верхушечная почка.
3. Почки бывают вегетативными и ....
Генеративными
(слайд 5)
- Актуализация нового материала.
Сегодня мы поговорим об еще одном видоизменении побега. Ведь цветок — это тоже видоизмененный побег, служащий для семенного размножения растений. Запишем тему сегодняшнего урока в тетрадь.
Тема нашего урока «Цветок и плод».
- Как всякий побег, цветок развивается из генеративной почки. (слайд 7)
- Стеблевая часть цветка представлена цветоножкой и цветоложем, а чашечка, венчик, тычинка и пестик — это видоизмененные листья. (слай 8) Учащиеся слушают учителя и делают записи в тетрадях.
- Цветок имеет Околоцветник бывает простым и двойным. Простой состоит из венчика, двойной – из венчика и чашечка. Также цветок имеет Главные части - это пестик, тычинки. Пестик – рыльце и столбик, тычинки – пыльник, тычиночная нить.(слайд 9.)
- Цветки очень различны по своей форме, окраске и размерам.
( слайд 10)
- Венчик содействует опылению цветка, привлекая насекомых — опылителей. Благодаря яркой окраске лепестков, венчик способен отражать солнечные лучи, предохраняя главные части цветка от перегрева. Закрываясь на ночь, венчик создает своего рода камеру, препятствующую охлаждению цветка или повреждению его холодной росой.(слайд 11)
- Пестик и тычинки участвуют в процессах опыления и оплодотворения и максимально соответствуют успешному протеканию этих процессов. Более подробно этот вопрос будем рассматривать при изучении темы «Половое размножение растений»(слайд 12)
- Размножение растений, где главная роль принадлежит цветку, тесно связано с опылением, а оно, в свою очередь, со строением цветка и некоторыми иными особенностями.(слайд 13)
- Конечным этапом развития цветка, как генеративного органа, является образование плода.
- По образному выражению американского ботаника А.Имса, плод — это «зрелый цветок». (слайд 14)
- Огромное разнообразие плодов, равно как и цветков, стеблей, является результатом длительной эволюции, адаптации, то есть приспособления к условиям существования.
- В образовании плода часто принимают участие не только завязь, но и такие части цветка, как цветоложе, чашечка и другие.
- Плоды могут быть простые, сложные, сборные. Но главная их функция — это защита семян и их распространение.( слайд 15)
- Плоды бывают сухие и сочные, многосемянные и односемянные
Закрепление изученного материала.
1. Цветок — приспособлен для опыления.
Да.
2. Главная часть цветка — лепестки венчика.
Нет.
3. У тюльпана цветки собраны в соцветия.
Нет.
4. Цветок — видоизмененный побег.
Да.
(слайд 16)
Домашнее задание.
Изучить часть текста, в которой говорится о цветке и плоде. Ответить на вопросы учебника.
Творческое задание.
Составить карточки — задания для работы по данной теме.