Урок биологии в 6 классе по теме "Плоды и их классификация" по учебнику "Биология 6 класс" И.Н. Пономарева, О.А. корнилова, В.С. Кучменко. Урок закрепления полученных знаний, через выполнение практичнской работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Место урока в программе: тринадцать первый урок в главе 2 «Органы растений».
Предметно – дидактическая цель: формирование условий для усвоения учащимися знаний строения и функции плодов, классификация и виды плодов, распространение семян и плодов.
- Деятельностная цель: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение практических заданий, поиска решений проблемных вопросов.
Ожидаемые результаты:
Личностные:
- обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию;
- ответственно относятся к выполнению учебных задач;
- демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.
- завивают умения работать в паре.
Метапредметные:
- ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ним;
Технологическая карта урока по теме: «Плоды и их классификация».
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
1.Организационный момент
Приветствует учеников: Здравствуйте!
Рада приветствовать вас. Давайте улыбнемся друг другу и с хорошим настроением приступим к изучению темы урока.
Ребята! Сегодня у нас необычный урок – урок-исследование.
Сегодня мы снова побудем настоящими учеными исследователями, которые раскрывают тайны окружающего мира.
Ребята, напомните мне какими умениями и качествами должен обладать настоящий ученый – исследователь?
Предполагаемый ответ:
Целеустремлённость.
Любознательность.
Решимость идти только вперёд.
Способность правильно формулировать проблему.
Концентрация внимания.
Дисциплина.
Отвечают на приветствие.
Отвечают на вопрос
.
Личностные: проявляют эмоционально-ценностное отношение к учебной проблеме.
2.Мотивационно-ориентированный
Мотивирует учащихся к определению темы урока и постановке познавательной цели.
Посмотрите что за объекты исследования Вам сегодня предстоит изучить? (На партах в тарелочках лежат свежие, сухие и консервированные плоды винограда, яблони, гречихи, овса, подсолнечника, гороха, редиса, малины, сливы)
О чем пойдет речь на уроке?
Каким органом для растения является представленные объекты?
Что такое плод?
Давайте вместе сформулируем тему нашего урока. Что вы бы еще хотели узнать о плодах?
Откроем тетрадь, запишем число и тему урока.
А какую цель мы с вами перед собой поставим?
Вместе с учителем определяют тему урока, определяют цель и задачи.
Отвечают, что это плоды.
Плод – это орган семенного размножения цветковых растений.
Определяют тему урока, цели и задачи совместно с учителем.
Перечисляют интересующие их вопросы для рассмотрения.
Регулятивные: ставить цель и выполнять учебное задание в соответствии с целью.
Личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью.
3. Проверка знаний
Дома вы работа с таблицей и дополнительной литературой Учебник В.В.Пасечника «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.» стр.144-146.
Давайте выполним задания в инструктивной карточке
Устно выполняют задания.
4.Открытие новых знаний
Ставит проблему:
Какие бывают плоды? Совпадает ли название плодов с привычным названием растений?
Молодцы! Разобрались на какие группы можно классифицировать плоды. А теперь давайте посмотрим как мы умеет применять свои знания на практике. Для этого выполним небольшую лабораторную работу (инструктивная карта №2), в ходе выполнения лабораторной работы должны заполнить таблицу. Можете пользоваться своей таблицей «Плоды»
Личностные: проявлять творческое отношение к процессу обучения.
Предметные:
давать определение понятию: плод, из чего образуется плод,
выполнять задания по теме.
Регулятивные:
работать по плану, сверять с целью, находить и исправлять ошибки.
Познавательные:
уметь обобщать полученную информацию.
Коммуникативные:
согласовать позиции и находить общее решение.
Предметные: давать определение понятиям: сочный плод, сухой плод, односемянный, многосемянный.
4.Закрепление материала
В качестве закрепления, дописывают выводы к лабораторной работе.
Коммуникативные:
использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей.
Регулятивные:
оценивать уровень усвоения материала, самостоятельно исправлять ошибки.
Рефлексия
Предлагает вспомнить тему и задачи урока, оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.
- Каковы были цели нашего урока?
- Достигли ли мы их?
- Какое впечатление осталось у вас от урока?
Оценивают меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. Отвечают на вопросы учителя.
Регулятивные:
оценивать степень достижения цели в учебных ситуациях.
Домашнее задание
Определяет объем и содержание дифференцированной домашней работы.
Инструктирует учащихся по выполнению домашнего задания.
§ 12 (пересказ распространение семян и плодов)
Творческое задание (по желанию) – найти загадки и пословицы о плодах.
Регулятивные:
планировать деятельность в учебной ситуации.
Приложение 1.
Инструктивная карточка к уроку «Плоды и их классификация» (6 класс).
Часть 1. Устная работа.
Дополните предложения:
Плод – это…………….
Плод состоит из ……………….. и …………………..
Околоплодник – это……………………………. Он образуется из …………………..
2. Рассмотрите рисунок. Найдите взаимосвязь между частями цветка и частями плода.
Рис. 1 Образование плода из частей цветка.
3. Строение плода. Рассмотрите рисунок и назовите обозначенные части плода.
1,2,3 - …………………..
1 - ………………………;
2 - ………………………;
3 ……………………….;
4 - ………………………..;
5 - ………………………..
4. Дополните схемы:
Плоды
(по особенностям околоплодника)
Примеры: Примеры:
Плоды (по количеству семян)
Примеры: Примеры:
Плоды по способности рассыпания семян
Примеры: Примеры
Приложение №2
Лабораторная работа
Тема: Сухие и сочные плоды
Задачи: определить взаимосвязь строения плодов со строением цветка и способом их распространения. Научиться классифицировать плоды по разным признакам.
Рассмотрите внешнее и внутреннее строение плодов, выданных вам образцов. Найдите составные части плода. На какие группы по структуре околоплодника и количеству семян плоды можно поделить?
Рассмотрите сухие плоды боб и стручок. Аккуратно вскройте стровки плода гороха и редиса. Рассмотрите расположение семян в них. Найдите отличие.
Заполните таблицу: Сухие и сочные плоды:
Таблица Сухие и сочные плоды
Название плода
Сухой/ сочный
Многосемянной/односемянной
Название растения
Напишите выводы:
Плод – это……
Плод состоит из _______________ и ______________________________________.
Плод боб отличается от плода стручок тем, что в плоде боб семена располагаются на …………………………………….., а в стручке на ……………...……………………….. Когда ……….. созреет, створки ……………..………… и …………………………………, выбрасывая семена. Плод боб характерен для …………………………………………, а плод стручок для…………………………………………………………..……;