Урок- обобщение в классе комплекте «7»-«8» класс, по теме « Строение, функции и развитии органов и систем органов пищеварения человека и позвоночных животных»
Цель: познакомить учащихся со строением и функциями пищеварительной системы человека и позвоночных животных, закрепить знания о строении и функциях пищеварительных систем позвоночных и их разнообразии в зависимости от способа питания.
Задачи: формировать у учащихся:
- умение планировать свою деятельность в зависимости от поставленных учителем задач;
- умение выделять главное;
- умение отвечать на поставленный вопрос по существу;
- умение работать в группе.
Вид: урок-обобщение;
Тип: повторение и закрепление изученного материала;
Просмотр содержимого документа
«Урок в классе комплекте »
Т.В.Калиева
Учитель биологии
Караозекской средней школы
Буландынского района,
Акмолинской области
Урок- обобщение в классе комплекте «7»-«8» класс, по теме « Строение, функции и развитии органов и систем органов пищеварения человека и позвоночных животных»
Цель: познакомить учащихся со строением и функциями пищеварительной системы человека и позвоночных животных, закрепить знания о строении и функциях пищеварительных систем позвоночных и их разнообразии в зависимости от способа питания.
Задачи: формировать у учащихся:
- умение планировать свою деятельность в зависимости от поставленных учителем задач;
- умение выделять главное;
- умение отвечать на поставленный вопрос по существу;
- умение работать в группе.
Вид: урок-обобщение;
Тип: повторение и закрепление изученного материала;
Классы делятся на две команды. В каждой команде выбирается капитан и по два спикера.
II. «Мозговой штурм» По очереди команды отвечают на вопросы, при не знание вопроса ход передается другой команде.
- Пища это…..
-Питательные вещества…
- Ферменты….
- Вода….
- Есть ли у птиц зубы….
- Клюв птиц зависит….
- У жвачных млекопитающих желудок….
- Печень…
- Зоб…
- Клоака…
- У рыб, земноводных, пресмыкающихся желудок…..
- Толстая кишка делится на три отдела…
- Пищевод…..
- Аппендикс…..
III. Задание для команд.
Для первой группы:1.Какие изменения произошли в пищеварительной системе в ходе эволюционного развития, с чем они связаны?
Предполагаемые варианты ответов:
«Значение пищеварительной системы заключается в том, чтобы обеспечить организм питательными веществами (для пластического обмена) и энергией. При этом продукты питания расщепляются в желудочно-кишечном тракте до молекул, способных проникать через мембраны клеток. Белки распадаются до аминокислот, углеводы до моносахаров – глюкозы, жиры до глицерина и жирных кислот.»
2.У птиц зубов нет. Для захватывания добычи и ее расчленения они используют что? Обоснуйте ответ, на примере птиц: грифы, совы, цапли.
Предполагаемые варианты ответов:
«Для захвата и расчленения добычи используют клюв. Грифы –хищные птицы,( падальщики) клюв очень мощный, сильный способен разорвать добычу с толстой кожей.
Совы –ночные хищники, перед тем как есть пойманную добычу ( воробья) они его общипывают, затем разрывают.
Цапли имеют длинный, остроконечный клюв, что помогает им при ловли рыбы.»
Для второй группы:1.Определите и назовите какие изменения произошли в пищеварительной системе жвачных животных (коровы)?
« У жвачных млекопитающих желудок многокамерный, состоит из четырех отделов: самый большой рубец, происходит сбраживание пищи, сетка из нее маленькими порциями отрыгивается в ротовую полость, пережевывается, отправляется в книжку, вторично пережеванный корм отправляется в сычуг.»
2.Полноценная пища должна содержать в определенном количестве все вещества необходимые организму. Какие вещества, и в каком количестве необходимы человеку для нормальной жизнедеятельности.
«Подсчитано, что в организме человека в среднем 15-20% белков, 0.6 % углеводов, 19% жиров, 5.8% минеральных солей, 60-65% воды, в процессе жизнедеятельности оно постоянно пополняются.»
После обсуждение вопросов команды дают полный ответ, Спикеры оценивают учащихся в командах.
Карточка № 1. Зубы. Строение и функции зубов человека.
Карточка № 2 Пищеварительная система птиц.
Карточка №3 Пищеварительная система пресмыкающихся
Карточка №4 Акт глотание у человека.
VII Задание
Тесты.
У каждого учащегося индивидуальный тест.
7 класс.
1. Переваривание пищи происходит
А) Глотке
Б) Желудке
В) Кишечнике Г) Клоаке
2.Зоб
А) Расширенная часть пищевода
Б) Отдел желудка
В) Отдел кишечника
Г) Отдел слепой кишки
3. В желудке белки расщепляются под действием
А) Пищеварительного сока
Б) Ферментов
В) Желчи
Г) Желудочного сока
4.У рыб, земноводных, пресмыкающихся желудок
А) Многокамерный
Б) Двухкамерный
В) Трехкамерный
Г) Однокамерный
5. Желудок птиц состоит из отделов
А) Рубец, сетка, книжка, сычуг
Б) Мускульный, железистый
В) Рубец, сетка, сычуг
Г) Нет правильного ответа
6. У жвачных млекопитающих желудок
А) Многокамерный
Б) Двухкамерный
В) Трехкамерный
Г) Однокамерный
7.Назовите пищеварительные железы земноводных
А) Печень
Б) Желудок
В) Кишечник
Г) Печень и поджелудочная железа
8.Орган выделения птиц
А) Кишечник
Б) Желудок
В) Клоака
Г) Печень
9)Функция желчи
А) Расщепление и усвоение жиров
Б)Расщепление белков
В) Расщепление углеводов
Г) Нет правильного ответа
10)Белки расщепляются под действием
А) Ферментов
Б) Пищеварительных соков
В) Желудочного сока
Г) Желчи
8 класс.
1. Укажите самую крупную пищеварительную железу
А) Печень
Б) Кишечник
В) Желудок
Г) Глотка
2.Укажите, кто из ученых получил впервые чистый желудочный сок
А) Ч. Дарвин
Б) И Сеченов
В) И Павлов
Г) И Мечников
3. Сколько зубов у человека
А) 34
Б) 36
В) 32
Г) 38
4.Начальный отдел тонкого кишечника
А) Толстая кишка
Б) 12- перстная кишка
В) Прямая кишка
Г) Слепая кишка
5. Определите, инфекционное заболевание кишечника
А) Колит
Б) Гастрит
В) Дизентерия
Г) Цирроз
6. В ротовую полость открываются протоки
А) Поджелудочной железы
Б) Печени
В) Слюнных желез
Г) Желчного пузыря
7.Цирроз- это заболевание
А) Печени
Б) Желудка
В) 12- перстной кишки
Г) Нервной системы
8. Переносчиком возбудителей кишечных заболеваний могут быть
А) Мухи
Б) Бактерии
В) Инфузории
Г) Вирусы
9. Обеззараживающее вещество слюны
А) Лизоцим
Б) Липаза
В)Пепсин
Г) Амилаза
10.У млекопитающих из ротовой полости пища попадает в
А) Пищевод
Б) Глотку
В) Желудок
Г) Кишечник
VII. Задание Разгадай кроссворд
По горизонтали 2. Какая кислота определяет кислую реакцию желудочного сока 4. Биологические катализаторы 6. Как называется начальный отдел кишки 7. Отдел пищеварительного канала, куда попадает сформировавшийся пищевой комок 8. Эндоскопическая процедура, позволяющая осмотреть слизистую оболочку двенадцатиперстной кишки и желудка 10. Кислота, являющаяся препаратом неотложной помощи при желудочном кровотечении 11. Фермент, вырабатываемый главными клетками слизистой оболочки желудка, осуществляет расщепление белков пищи до пептидов 12. Спиралевидная грамотрицательная бактерия, которая инфицирует различные области желудка и двенадцатиперстной кишки 14. Язва с возникновением сквозного дефекта в стенке желудка или двенадцатиперстной кишки и с вытеканием содержимого в брюшную полость 15. Что смачивает пищу во рту 17. Что в желудке помогает переваривать пищу 18. Зеленовато-жёлтая жидкость горького вкуса. под её воздействием жиры распадаются на мельчайшие капельки
По вертикали 1. Исследование кислотообразующей функции желудка, которое проводится с помощью … 3. Операция, при которой удаляется значительная часть желудка, после чего восстанавливается непрерывность пищеварительного тракта 5. самая широкая часть пищеварительного канала 6. Начальная часть тонкой кишки 9. Процесс превращения клеток и тканей в злокачественные 13. Через какую кишку удаляются непереваренные остатки пищи 16. Секрет железы, который защищает стенки желудка
Почему так говорят
«Аппетит приходит во время еды?»
« Когда я ем, я глух и нем»?
« Кто долго жуёт, тот долго живёт» Этап рефлексии: Я вас прошу выбрать одну из предложенных фраз и дописать все на этом листочке (стикерах).