kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок в 10 классе по общей биологии. Тема урока: «Размножение в органическом мире».

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Урок биологии в 10 классе. Тема урока: "Размножение в органическом мире". Цель: систематизировать и обобщить знания о размножение в органическом мире. Задачи: научить каждого ученика самостоятельно добывать знания; формировать умения анализировать и делать выводы в процессе обсуждения проблемы. Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 10 классе по общей биологии. Тема урока: «Размножение в органическом мире». »

Урок в 10 классе по общей биологии.

Тема урока: «Размножение в органическом мире».

Цель: систематизировать и обобщить знания о размножение организмов.

Дидактическая цель: создать условия для систематизации изученного материала, выявление уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.

Задачи: научить каждого ученика самостоятельно добывать знания; формирование умений анализировать и делать выводы в процессе обсуждения проблем.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и умений.

Оборудование: плодовое тело гриба, клубень, луковица, морская звезда, дрожжи, таблица мейоза и митоза.

Ход урока

  1. Организационный момент. Приветствие.

  2. Целеполагание и мотивация.

«Это процесс, с помощью которого Жизнь умудряется обвести вокруг пальца Время». О каком процессе идёт речь?

В тетрадь записывают тему «Размножение в органическом мире».

Один искатель счастья увидел большой камень, на котором было написано
"Переверни и ты узнаешь что-то новое”
Он долго и с огромным трудом старался перевернуть камень. И когда он все же перевернул его, то увидел надпись на обратной стороне "Зачем ты ищешь новые знания, если ты не обращаешь внимания на то, что уже знаешь. И зачем тебе знать, если то, что ты знаешь, ты не обращаешь в действие".

  1. !!!! Актуализация.

Что такое размножение?



  1. Систематизация и обобщение.

  1. Индивидуальная работа.

У доски и за партой по карточке.

За компьютером - сравнительная характеристика мейоза и митоза.

  1. Работа с классом.

- Объясните, каким способом размножаются организмы, находящиеся в чемодане. В чемодане: клубень картофеля, дрожжи, луковица, морская звезда, плодовое тело гриба, комнатное растение.

В каждом случае начинайте объяснение со слов «Я знаю, что…».

-Какая естественная форма бесполого размножения известна у человека?

-В чём состоит биологическая роль бесполого размножения в эволюции живого?

- назовите «+» и «-» бесполого размножения..

3. Решение биологической задачи.

У кролика и крольчихи в каждой соматической клетке содержится по 44 хромосомы. Сколько хромосом, по вашему мнению содержится у кроликов: а) в одной яйцеклетке; б) в одном сперматозоиде; в) в одной зиготе; г)в одной соматической клетке детей; д) в одной соматической клетке внуков.

( Ответ: а,б – по 22; в,г,д - по 44)

  1. По дороге на работу я купила несколько женских гамет, которые сейчас лежат у меня в сумке. (Яйцо, икра)

А почему эти клетки человек использует в пищу? ( Запас питательных веществ)

Индивидуальная работа у доски. Сравнить женскую и мужскую гаметы.

  1. Подготовка к ЕГЭ. Вопросы части С повышенного и высокого уровня.

Какое биологическое значение имеет оплодотворение?1.В результате объединения отцовских и материнских хромосом (аллелей) возникают новые индивидуальные комбинации наследственных факторов. Таким образом поддерживается генетическое многообразие организмов, которое служит материалом для естественного отбора и, следовательно, эволюции вида.2 Благодаря оплодотворению восстанавливается диплоидный набор хромосом.

Каковы основные черты непрямого типа онтогенеза? Элементы ответа:      1)      формирование одной или нескольких личиночных стадий, отличных от взрослой особи;    2)      наличие малого количества желтка в яйцах организмов, имеющих непрямой тип развития; 3)      непрямой тип развития сопровождается превращением личинки во взрослую особь — метаморфозом.

Какие процессы происходят в ядре клетки в интефазе? Элементы ответа:1) удвоение молекул ДНК; 2) синтез всех видов РНК; 3) формирование рибосом.

 Раскройте механизмы, обеспечивающие постоянство числа и формы хромосом в клетках организмов из поколения в поколение. Элементы ответа: 1) благодаря мейозу образуются гаметы с гаплоидным набором хромосом; 2) при оплодотворении в зиготе восстанавливается диплоидный набор хромосом, что обеспечивает постоянство хромосомного набора; 3) рост организма происходит за счет митоза, обеспечивающего постоянство числа хромосом в соматических клетках.

 Что делает половое размножение биологически более прогрессивным, чем бесполое?

При половом размножении происходит объединение генетической информации от двух особей одного вида (родителей) в наследственном материале потомка. Поэтому биологическое значение полового размножения заключается не только в самовоспроизведении особей, но и в обеспечении биологического разнообразия видов, их адаптивных возможностей и эволюционных перспектив.

 В чем состоит биологическое значение митоза? Элементы ответа: 1) достигается генетическая стабильность; 2) увеличивается число клеток в организме, происходит его рост; 3) возможны явления регенерации;

 Какие процессы протекают в трех периодах интерфазы? Элементы ответа: 1) в первый период (G1) увеличивается объем цитоплазмы и количество органелл, происходит рост клетки после предыдущего деления; 2) во второй период (S) происходит удвоение генетического материала (репликация ДНК), синтез белковых молекул, с которыми связывается ДНК, и превращение каждой хромосомы в две хроматиды; 3) в третий период (G2) усиливаются процессы биосинтеза, происходит деление митохондрий и хлоропластов, удваиваются центриоли.

Почему при митозе образуются диплоидные клетки, а при мейозе — гаплоидные? И митозу и мейозу предшествует интерфаза, в ходе которой клетки готовятся к делению. В частности, в материнских клетках удваивается число хромосом. В результате митоза каждая материнская клетка делится на две дочерние. Хромосомы равномерно распределяются между ними. Мейоз состоит из двух делений, и из каждой материнской клетки получаются четыре дочерние. Однако перед вторым делением удвоения хромосом не происходит. Это приводит к уменьшению их числа вдвое.

В каких случаях в процессе полового размножения участвует всего одна особь? В некоторых случаях в половом размножении участвует всего одна особь. Так бывает у животных-гермафродитов и при партеногенезе. Гермафродитизм — наличие признаков мужского и женского пола у одного и того же организма. Гермафродитизм распространен среди беспозвоночных: кишечнополостных, плоских червей, некоторых кольчатых червей и моллюсков. У этих животных в организме образуются женские и мужские гаметы. Гермафродитизм считается самой примитивной разновидностью полового размножения. Он представляет собой приспособление к сидячему, малоподвижному или паразитическому образу жизни. Партеногенез (девственное размножение) — способ полового размножения, при котором развитие организмов происходит из женских половых клеток (яйцеклеток) без оплодотворения. Характерен для пчел, тлей, дафний, многих жуков, бабочек, ящериц и др.

 

Как и почему изменился процесс оплодотворения в ходе эволюции позвоночных животных? Эволюционные изменения процесса оплодотворения в основном были связаны с приспособлением позвоночных животных к наземному образу жизни. Например, у позвоночных, обитающих в воде (рыб, земноводных), оплодотворение внешнее. Эти животные выбрасывают свои гаметы в воду. В такой ситуации вероятность встречи яйцеклетки и сперматозоида невелика. Поэтому рыбы и амфибии производят большое количество половых клеток.

На суше нельзя просто выбрасывать гаметы в окружающую среду, т. к. они неминуемо погибнут. Поэтому для обитающих в наземно-воздушной среде позвоночных (рептилий, птиц, млекопитающих) характерно внутреннее оплодотворение. При таком оплодотворении, благодаря согласованному поведению самца и самки, мужские половые клетки вводятся непосредственно в женский организм. В этом случае вероятность оплодотворения очень высока, поэтому количество половых клеток резко уменьшается. 

В чем заключается значение гермафродитизма для паразитов из класса ленточных червей? Ленточные черви часто ведут одиночное существование внутри организма хозяина. В этих условиях самооплодотворение обеспечивает размножение особей. 

Яйцеклетка кролика в 3000 раз меньше яйцеклетки лягушки, содержит мало питательных веществ. Почему зародыш кролика не погибает от недостат­ка питательных веществ? Ответ: Зародыш у млекопитающих развивается в матке, где он снабжается питательными веществами из материнского организма. 

Каков механизм, обеспечивающий постоянство числа, формы и размера хромосом в клетках от поколения к поколению? Ответ: 1)      благодаря митозу, мейозу и оплодотворению; 2)  в процессе мейоза образуются гаметы с гаплоидным набо­ром хромосом; 3)  при оплодотворении в зиготе восстанавливается диплоид­ный набор хромосом; 4)   рост дочернего организма происходит за счет митоза, обеспечивающего постоянство числа хромосом  в соматических клетках.

 Какие процессы происходят в ядре клетки в ин­терфазе? Интерфаза - состояние клетки между ее делениями. В ответе необходимо выделить процессы, протекающие в предмитотический период интерфазы, то есть связанные с подготовкой клетки к деле­нию. Ответ: 1)      происходит удвоение молекул ДНК; 2)  из каждой хромосомы образуется по две хроматиды; 3)  происходит синтез и-РНК.







  1. Применение нового учебного материала.

Начало жизни, дорогие детки, несут, конечно, половые клетки, давайте сформулируем вопрос, про половые клетки и мейоз. А также по теме гаметогенез и двойное оплодотворение. Каждому составить и задать вопрос, пользуясь заготовками, которые приклеены на форзаце тетради, пользуясь учебником и конспектами.

Кто? Что? Где? Когда? Сколько? Кем? Что будет, если…? Какой пример соответствует? Как можно решить проблему, используя знания о…? Как … связано с …? Какие подтверждения можно привести…? Что свидетельствует о …? Что можно предложить, чтобы…? Как можно объединить…? Как включить в …? Какой вывод можно сделать из …? Вы согласны…? Почему? С чем Вы не согласны? В чём сильные и слабые стороны? На чём основывается утверждение? Какова главная идея? В чём различие ...? Как можно применить … в повседневной жизни? Какой … является лучшим и почему?

V I. Проверка уровня обученности. Самостоятельная работа по тестам. Дать самооценку. Провести взаимоконтроль.

1 вариант

1.Соматические клетки в отличие от половых,1)не способны к делению, 2)образуются в процессе мейоза,3)содержат 2п хромосом, 4)содержат п хромосом.

2.Специализированные клетки, с помощью которых осуществляется половое размножение, называются1)гаметами, 2)спорами, 3)бластомерами, 4 ) овоцитами.

3.Процесс слияния гамет называется

1)гаметогенезом, 2)оплодотворением, 3)онтогенезом, 4)половым размножением.

4. Процесс тесного сближения гомологичных хромосом – это

1) коньюгация, 2)кроссинговер, 3)редупликация, 4) спирализация.

5.Ядра клеток плавательного пузыря сазана содержат 104 хромосомы, а ядра зиготы сазана –

1)26, 2)52, 3)104, 4)208.

2 вариант

1.Удвоение хромосом происходит в

1)анафазе, 2)интерфазе, 3)метафазе, 4)профазе.

2.Соматические клетки образуются в результате

1) митоза, 2)оогенеза, 3)оплодотворения, 4)сперматогенеза.

3. Сходство спермиев растений и животных заключается в том, что они

1)имеют жгутик, 2)не способны передвигаться,

3)не содержат митохондрии, 4)содержат гаплоидный набор хромосом.

4. У растений в половом размножении участвуют

1)гаметы, 2)пыльцевые зерна, 3) соматические клетки, 4) споры.

5. Клетки эндосперма у цветковых растений имеют… набор хромосом. 1) п, 2)2п, 3) 3п, 4) 4п.

V II. Домашнее задание. Подготовить сообщение о клонирование организмов.

V III. Рефлексия. Быстро, лаконично, проанализируем свою работу на уроке. Напишите мне SMS. Изучил размножение. Работал активно. Было интересно. Хочу знать больше.

  1. Итог урока.





































Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4 г.Ершова Саратовской области»













Урок биологии в 10 классе

по теме: «Размножение и развитие организмов»

















Составила учитель биологии МОУ

«СОШ №4 г.Ершова»

Подгорнова О.В.









25 января 2012 года


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Урок в 10 классе по общей биологии. Тема урока: «Размножение в органическом мире».

Автор: Подгорнова Ольга Владимировна

Дата: 16.04.2015

Номер свидетельства: 202035

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая  программа по биологии (6 класс)"
    ["seo_title"] => string(43) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-6-klass-3"
    ["file_id"] => string(6) "254124"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447697631"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая  программа по биологии (6 класс)"
    ["seo_title"] => string(43) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-6-klass-4"
    ["file_id"] => string(6) "254125"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447697640"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Конспект урока 6 класс: "Грибы" "
    ["seo_title"] => string(29) "konspiekt-uroka-6-klass-griby"
    ["file_id"] => string(6) "119902"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413549762"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Элективный курс Клетки и ткани 10-11 класс "
    ["seo_title"] => string(44) "eliektivnyi-kurs-klietki-i-tkani-10-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "132468"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416337169"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект урока биологии в 11 классе по теме Вирусы "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-biologhii-v-11-klassie-po-tiemie-virusy"
    ["file_id"] => string(6) "224628"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438973363"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства