kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок- сказка по теме " Строение клетки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создать условия для приобретения знаний о строении клетки растений и животных. Выделение существенных признаков живых организмов, различение на таблицах частей органоидов клетки, выявление приспособлений к среде обитания, умение работать с источником биологической информации, формирование представлений о бактериях как живых организмах, населяющих все среды жизни.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок- сказка по теме " Строение клетки"»

Автор: Лещева Лидия Алексеевна

учитель биологии высшей квалификационной категории

Урок № 5

Тема урока: Строение клетки. Ткани.

Цель: создание условий для усвоения учащимися знаний о строении клетки, об отличительных особенностях растительной клетки, о растительных и животных тканях.

Задачи:

  • Создать условия для приобретения знаний о строении клетки растений и животных;

  • Способствовать знакомству учащихся с видами тканей, их строением и функциями, используя форму обучения сказкой;

  • Содействовать формированию навыков коммуникативного общения через разные виды творческой активности;

  • Способствовать развитию универсальных учебных действий через изучения понятий, клетки, ткани, органы, организм.


Оборудование:

    1. мультимедиа;

    2. к/презентация;

    3. кластер;

    4. учебник «Биология 5 класс».

План урока:

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала (сказка)

  1. Строение клетки

  2. Особенности растительной клетки

  3. Ткани и органы

  4. Особенности тканей животных и растений

III. Закрепление (интерактивный рисунок)

IV. Рефлексия

V. Домашнее задание


Результаты

Личностные: формирование способности учащихся к самообучению на основе мотивации к учению и познанию; формирование интеллектуальных умений анализа полученной информации о строении клетки и тканей, сравнения клеток растений и животных, умение делать выводы из полученной информации.

Метапредметные: формирование навыков коммуникативного общения через разные виды творческой активности; умение работать с различными источниками биологической информации (учебник, ИКТ).

Предметные: формирование первичных систематизированных представлений о строении клетки и тканей; формирование представлений о естественнонаучной картине мира на основе знаний о клеточном строении организмов и сходстве строения клеток различных организмов.

Организационный момент


Учитель напоминает учащимся о том, что на прошлых уроках учащиеся познакомились с биологическими науками, методами исследования, значением биологических знаний. Знаем мы теперь и свойства живых организмов, отличающие их от неживой природы.

Ученики называют свойства.

Учитель. На прошлом уроке мы познакомились с приборами, помогающими изучать живые организмы. Скажите, что увидел Роберт Гук, заглянув в микроскоп?

Учащиеся отвечают, что он увидел клетки.

Учитель. Все ли организмы состоят из клеток? Да, все, кроме вирусов. Мы уже знаем, что есть организмы одноклеточные и многоклеточные. Но в основе всего живого лежит клетка.

Тема нашего урока «Строение клетки. Ткани».

А какую цель мы поставим перед собой?

Учащиеся с помощью учителя формулируют цель урока: познакомиться со строением клеток растений и животных, выяснить черты сходства и различия между ними; узнать, какие ткани есть у растений и животных, как распознать эти ткани.

Учитель предлагает ученикам совместно написать сказку, стать её действующими лицами.

Демонстрируется слайд № 4

В некотором царстве, в лесном государстве, на лесной опушке жили-были луговой Василёк и бабочка Махаон. Жили они дружненько, никогда не ссорились. Да и к чему им ругаться-браниться, из-за чего обиды таить? Ведь приносили они друг другу только пользу. Василёк производил нектар, которым угощал бабочку. А та, в благодарность за пищу, переносила пыльцу василька с цветка на цветок, чтоб могли семена у Василька образоваться.

Слайд № 5

Из этих семян вырастали потом новые растения.

Много разговаривали Василёк и бабочка Махаон о том, что, несмотря на внешнюю несхожесть, чувствуют они себя почти родственниками. Услышала их разговоры мудрая птица Сова и открыла тайну: когда-то на Земле не было ни растений, ни животных, а были первые одноклеточные проорганизмы, от которых и произошли все живущие ныне существа. Состоят эти существа из мелких частичек - клеток. Клетки Василька и Махаона чем-то похожи, но имеют и различия, т. к. Василёк – это растение, а Махаон – животное.

Слайд № 6

Очень захотелось Васильку и Махаону взглянуть на клетки, из которых они состоят, и узнать, чем же они похожи и чем отличаются. Да вот беда, читать-то ни бабочка, ни Василёк не умеют! Пригорюнились они было, да Сова дала им мудрый совет: «Обратитесь за помощью к ученикам 5 класса. Есть у них волшебная книга, в которой на с.20 нарисованы портреты клеток и написано об их сходстве и различиях». Вот и просят Василёк и Махаон помощи у вас, ребята. Поможем?

Учащиеся соглашаются помочь Васильку и Махаону. Открывают учебник на с.20, читают о том, что клетки состоят из мембраны, ядра и цитоплазмы.

Слайд № 7

Учитель спрашивает, какие основные одинаковые части имеют клетки Василька и Махаона.

Ученики называют: ядро, цитоплазма, клеточная мембрана.

Учитель говорит о том, что в цитоплазме расположены различные органоиды («тельца»), о значении которых будем говорить в более старших классах. Но если кто-то из ребят запомнит эти органоиды, это хорошо. Предлагает взглянуть на волшебный экран и подробнее познакомиться со строением животной и растительной клеток, запомнить их отличия друг от друга.

Слайд 8 (гипрссылки)

Учащиеся смотрят фрагменты в/фильмов о строении животной и растительной клеток. Затем называют ещё раз черты сходства, а затем, черты отличия растительной клетки от животной. Учитель предлагает в качестве подсказки заглянуть в учебник.

Ученики работают с учебником.

Работа со слайдом № 9

Сходство клеток:

  1. основные части клетки – ядро, цитоплазма, клеточная мембрана

  2. имеются ещё многочисленные тельца – органоиды, выполняющие различные функции;

  3. цитоплазма клеток может двигаться, связывая все части клетки.

Отличия:

  1. у растительной клетки есть дополнительная прочная клеточная стенка;

  2. у растительной клетки есть хлоропласты;

  3. у растительной клетки есть вакуоли с клеточным соком.


Учитель напоминает, что есть одно- и многоклеточные организмы и спрашивает, а все ли клетки у многоклеточных растений и животных одинаковые?

Учащиеся отвечают, что клетки неодинаковые.

Слайд № 10

Учитель говорит, что, действительно, клетки у одного и того же организма не одинаковы, т.к. выполняют различные функции. Поэтому они объединяются в группы – ткани.

Ученики находят в учебнике определение.

Ткань – это группа клеток, сходных по строению, функциям и обычно имеющих общее происхождение.

Из тканей образованы органы и Василька, и бабочки. А вместе органы объединяются в организм. Вот как сложно устроены живые тела!

Учитель: ой, что это?!

Слайд № 11 фрагмент м/фильма «Добрыня Никитич и Змей Горыныч»

Слайд № 12

Очень не понравилась дружба Махаона и Василька кикиморам лесным. Подговорили они злого Колывана заставить Бабу Ягу заколдовать наших знакомых. Перепутались все клетки бабочки и Василька, забыли не только, какую работу в организме выполняли, но и чьи они, бабочки или цветка. Наложила баба Яга заклятие: быть так до тех пор, пока добры молодцы и красны девицы не укажут клеткам путь домой.

Вижу я пред собой и добрых молодцев, и красных девиц…Поможем клеткам найти свою семью? Тогда в путь! Медлить нельзя!

Слайд № 13

Учитель. Вначале давайте объединим клетки василька друг с другом, и клетки бабочки соберём вместе. Как это сделать? Чем отличаются клетки бабочки от клеток василька?

Ученики могут сказать, что клетки растения зелёные, а бабочки голубые (на используемом рисунке).

Слайд № 14

Учитель говорит, что теперь все клетки чёрно-белые. Как же их различить?

Ученики вспоминают черты отличия растительной клетки от животной.

Слайд № 15

Учитель. Конечно, Василёк – это растение, поэтому его клетки имеют хлоропласты, вакуоли с клеточным соком и прочную клеточную стенку.

Слайд № 16.

Учитель. А теперь вам, ребята, предстоит разделиться на небольшие отряды и попытаться помочь клеткам вернуть память о выполняемых в организме функциях. Каждому отряду мудрая Сова дала карточку-подсказку. Изучите её, загляните в учебник на с.22-23, посмотрите на волшебные листочки. Если вы всё сделаете правильно, клетки вновь обретут место в организме, и Махаон с Васильком опять будут радоваться жизни.

Учитель раздаёт на каждую парту карточки с заданиями, листки с информацией о тканях растений и животных. Каждому ученику выдаётся кластер и учитель объясняет, как его заполнять.

Ученики работают с учебником и листками-подсказками.

Через 10 минут всем классом выясняют, какие особенности характерны для тканей животных и растений.

Слайды №№ 17- 27

Заполняют кластер.

Закрепление изученного материала

Учитель хвалит учеников, говорит, что заклятие с друзей снято. Василёк и Махаон вновь стали сами собой. А вот Баба Яга всё ворчит, мол, слишком много тканей у них, особенно у Василька. Наверное, есть лишние.

Слайд № 28

Ученики. Убеждаются, что все ткани необходимы (интерактивный рисунок растительных тканей)

Слайд № 29


Слайд № 30

Ученики делают вывод по уроку:

  • Клетки животных и растений имеют общие черты строения: клеточную мембрану, цитоплазму с органоидами, ядро;

  • У растительной клетки имеются клеточная стенка, вакуоли с клеточным соком и пластиды;

  • У многоклеточных организмов клетки объединяются в ткани;

  • Каждая ткань имеет свои особенности в связи с выполняемыми функциями.

Слайд № 31

Мораль сказки: знание – сила!

Рефлексия

Учитель просит учащихся сказать, что больше всего им понравилось на сегодняшнем уроке.

Домашнее задание

§ 5, нарисовать «портреты» животной и растительной клеток.


Приложения

Приложение № 1

Карточки-подсказки


  1. В прозрачном полужидком веществе, содержащем волокна, разбросаны клетки.

  2. Очень длинные многоядерные клетки-волокна связаны друг с другом небольшим количеством межклеточного вещества.

  3. Клетки могут быть цилиндрической формы, в форме куба, бокаловидные, могут иметь реснички.

  4. Клетки состоят из тела, содержащего ядро и органоиды, и отростков (коротких и одного длинного).

  5. В прозрачной цитоплазме клеток этой ткани так много хлоропластов, что порой трудно рассмотреть ядро.

  6. Образована длинными клетками с очень прочными клеточными стенками.

  7. Клетки здесь лежат очень близко друг к другу и постоянно делятся.

  8. В стенках клеток есть поры и сквозные отверстия, облегчающие передвижение веществ от клетки к клетке.

  9. Клетки плотно сомкнутыми между собой, их клеточная стенка очень прочная.



Приложение № 2

Кластер



Ткани животных


Название ткани

Особенности строения

Выполняемая работа


Очень длинные многоядерные клетки-волокна связаны друг с другом небольшим количеством межклеточного вещества.

Обеспечивает движение тела в пространстве и перемещение одних частей по отношению к другим.


Состоит из клеток различных типов, располагающихся обычно далеко друг от друга. Межклеточного вещества много.

Главная опора организма животного. Она составляет скелет, соединяет между собой различные ткани и органы, окружает некоторые органы, защищая их от повреждения.


Клетки цилиндрической формы, в форме куба, бокаловидные, могут иметь реснички. Но все они плотно прилегают друг к другу. Межклеточного вещества очень мало.


Защита соответствующих органов от механических повреждений и инфекции.


Состоит из нервных клеток с короткими и одним длинным отростками и клеток спутниц.

Образует головной, спинной мозг и нервы,

проводят импульсы от клетки к другим клеткам.


Ткани растений


Название ткани

Особенности строения

Выполняемая работа


Клетки здесь лежат очень близко друг к другу и постоянно делятся.

Образуют множество новых клеток, обеспечивая тем самым рост растения в длину и толщину.


В прозрачной цитоплазме клеток этой ткани так много хлоропластов, что порой трудно рассмотреть ядро.

Создание и накопление органических веществ.


Клетки покровной ткани плотно сомкнутыми между собой, их клеточная стенка очень прочная.

Защищает растение от высыхания, перегрева и от механических повреждений.



Представлена сосудами и ситовидными трубками. В их стенках есть поры и сквозные отверстия.

Осуществляет передвижение растворенных питательных веществ по растению.


Образована длинными клетками с очень прочными клеточными стенками.

Благодаря им растения могут противостоять большим механическим нагрузкам: переносить раскачивание порывами ветра, удерживать вертикальное положение.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок- сказка по теме " Строение клетки"

Автор: Лещева Лидия Алексеевна

Дата: 17.11.2015

Номер свидетельства: 254693

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Конспект-урока на тему "Строение клетки""
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekt-uroka-na-tiemu-stroieniie-klietki"
    ["file_id"] => string(6) "316538"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460109136"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) "Урок "Деление клетки""
    ["seo_title"] => string(23) "urok-dielieniie-klietki"
    ["file_id"] => string(6) "269292"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450796008"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Конспект урока биологии "Фотосинтез" "
    ["seo_title"] => string(37) "konspiekt-uroka-biologhii-fotosintiez"
    ["file_id"] => string(6) "132310"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416324332"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "урок "Отдел Папоротниковидные""
    ["seo_title"] => string(28) "urokotdielpaporotnikovidnyie"
    ["file_id"] => string(6) "271482"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451543952"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Презентация на тему: "Сказки на уроках биологии" "
    ["seo_title"] => string(52) "priezientatsiia-na-tiemu-skazki-na-urokakh-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "237207"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1444244104"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства