Создать условия для приобретения знаний о строении клетки растений и животных. Выделение существенных признаков живых организмов, различение на таблицах частей органоидов клетки, выявление приспособлений к среде обитания, умение работать с источником биологической информации, формирование представлений о бактериях как живых организмах, населяющих все среды жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок- сказка по теме " Строение клетки"»
Автор: Лещева Лидия Алексеевна
учитель биологии высшей квалификационной категории
Урок № 5
Тема урока: Строение клетки. Ткани.
Цель: создание условий для усвоения учащимися знаний о строении клетки, об отличительных особенностях растительной клетки, о растительных и животных тканях.
Задачи:
Создать условия для приобретения знаний о строении клетки растений и животных;
Способствовать знакомству учащихся с видами тканей, их строением и функциями, используя форму обучения сказкой;
Содействовать формированию навыков коммуникативного общения через разные виды творческой активности;
Способствовать развитию универсальных учебных действий через изучения понятий, клетки, ткани, органы, организм.
Оборудование:
мультимедиа;
к/презентация;
кластер;
учебник «Биология 5 класс».
План урока:
I. Организационный момент
II. Изучение нового материала (сказка)
Строение клетки
Особенности растительной клетки
Ткани и органы
Особенности тканей животных и растений
III. Закрепление (интерактивный рисунок)
IV. Рефлексия
V. Домашнее задание
Результаты
Личностные: формирование способности учащихся к самообучению на основе мотивации к учению и познанию; формирование интеллектуальных умений анализа полученной информации о строении клетки и тканей, сравнения клеток растений и животных, умение делать выводы из полученной информации.
Метапредметные: формирование навыков коммуникативного общения через разные виды творческой активности; умение работать с различными источниками биологической информации (учебник, ИКТ).
Предметные: формирование первичных систематизированных представлений о строении клетки и тканей; формирование представлений о естественнонаучной картине мира на основе знаний о клеточном строении организмов и сходстве строения клеток различных организмов.
Организационный момент
Учитель напоминает учащимся о том, что на прошлых уроках учащиеся познакомились с биологическими науками, методами исследования, значением биологических знаний. Знаем мы теперь и свойства живых организмов, отличающие их от неживой природы.
Ученики называют свойства.
Учитель. На прошлом уроке мы познакомились с приборами, помогающими изучать живые организмы. Скажите, что увидел Роберт Гук, заглянув в микроскоп?
Учащиеся отвечают, что он увидел клетки.
Учитель. Все ли организмы состоят из клеток? Да, все, кроме вирусов. Мы уже знаем, что есть организмы одноклеточные и многоклеточные. Но в основе всего живого лежит клетка.
Тема нашего урока «Строение клетки. Ткани».
А какую цель мы поставим перед собой?
Учащиеся с помощью учителя формулируют цель урока: познакомиться со строением клеток растений и животных, выяснить черты сходства и различия между ними; узнать, какие ткани есть у растений и животных, как распознать эти ткани.
Учитель предлагает ученикам совместно написать сказку, стать её действующими лицами.
Демонстрируется слайд № 4
В некотором царстве, в лесном государстве, на лесной опушке жили-были луговой Василёк и бабочка Махаон. Жили они дружненько, никогда не ссорились. Да и к чему им ругаться-браниться, из-за чего обиды таить? Ведь приносили они друг другу только пользу. Василёк производил нектар, которым угощал бабочку. А та, в благодарность за пищу, переносила пыльцу василька с цветка на цветок, чтоб могли семена у Василька образоваться.
Слайд № 5
Из этих семян вырастали потом новые растения.
Много разговаривали Василёк и бабочка Махаон о том, что, несмотря на внешнюю несхожесть, чувствуют они себя почти родственниками. Услышала их разговоры мудрая птица Сова и открыла тайну: когда-то на Земле не было ни растений, ни животных, а были первые одноклеточные проорганизмы, от которых и произошли все живущие ныне существа. Состоят эти существа из мелких частичек - клеток. Клетки Василька и Махаона чем-то похожи, но имеют и различия, т. к. Василёк – это растение, а Махаон – животное.
Слайд № 6
Очень захотелось Васильку и Махаону взглянуть на клетки, из которых они состоят, и узнать, чем же они похожи и чем отличаются. Да вот беда, читать-то ни бабочка, ни Василёк не умеют! Пригорюнились они было, да Сова дала им мудрый совет: «Обратитесь за помощью к ученикам 5 класса. Есть у них волшебная книга, в которой на с.20 нарисованы портреты клеток и написано об их сходстве и различиях». Вот и просят Василёк и Махаон помощи у вас, ребята. Поможем?
Учащиеся соглашаются помочь Васильку и Махаону. Открывают учебник на с.20, читают о том, что клетки состоят из мембраны, ядра и цитоплазмы.
Слайд № 7
Учитель спрашивает, какие основные одинаковые части имеют клетки Василька и Махаона.
Учитель говорит о том, что в цитоплазме расположены различные органоиды («тельца»), о значении которых будем говорить в более старших классах. Но если кто-то из ребят запомнит эти органоиды, это хорошо. Предлагает взглянуть на волшебный экран и подробнее познакомиться со строением животной и растительной клеток, запомнить их отличия друг от друга.
Слайд 8 (гипрссылки)
Учащиеся смотрят фрагменты в/фильмов о строении животной и растительной клеток. Затем называют ещё раз черты сходства, а затем, черты отличия растительной клетки от животной. Учитель предлагает в качестве подсказки заглянуть в учебник.
Ученики работают с учебником.
Работа со слайдом № 9
Сходство клеток:
основные части клетки – ядро, цитоплазма, клеточная мембрана
имеются ещё многочисленные тельца – органоиды, выполняющие различные функции;
цитоплазма клеток может двигаться, связывая все части клетки.
Отличия:
у растительной клетки есть дополнительная прочная клеточная стенка;
у растительной клетки есть хлоропласты;
у растительной клетки есть вакуоли с клеточным соком.
Учитель напоминает, что есть одно- и многоклеточные организмы и спрашивает, а все ли клетки у многоклеточных растений и животных одинаковые?
Учащиеся отвечают, что клетки неодинаковые.
Слайд № 10
Учитель говорит, что, действительно, клетки у одного и того же организма не одинаковы, т.к. выполняют различные функции. Поэтому они объединяются в группы – ткани.
Ученики находят в учебнике определение.
Ткань – это группа клеток, сходных по строению, функциям и обычно имеющих общее происхождение.
Из тканей образованы органы и Василька, и бабочки. А вместе органы объединяются в организм. Вот как сложно устроены живые тела!
Учитель: ой, что это?!
Слайд № 11 фрагмент м/фильма «Добрыня Никитич и Змей Горыныч»
Слайд № 12
Очень не понравилась дружба Махаона и Василька кикиморам лесным. Подговорили они злого Колывана заставить Бабу Ягу заколдовать наших знакомых. Перепутались все клетки бабочки и Василька, забыли не только, какую работу в организме выполняли, но и чьи они, бабочки или цветка. Наложила баба Яга заклятие: быть так до тех пор, пока добры молодцы и красны девицы не укажут клеткам путь домой.
Вижу я пред собой и добрых молодцев, и красных девиц…Поможем клеткам найти свою семью? Тогда в путь! Медлить нельзя!
Слайд № 13
Учитель. Вначале давайте объединим клетки василька друг с другом, и клетки бабочки соберём вместе. Как это сделать? Чем отличаются клетки бабочки от клеток василька?
Ученики могут сказать, что клетки растения зелёные, а бабочки голубые (на используемом рисунке).
Слайд № 14
Учитель говорит, что теперь все клетки чёрно-белые. Как же их различить?
Ученики вспоминают черты отличия растительной клетки от животной.
Слайд № 15
Учитель. Конечно, Василёк – это растение, поэтому его клетки имеют хлоропласты, вакуоли с клеточным соком и прочную клеточную стенку.
Слайд № 16.
Учитель. А теперь вам, ребята, предстоит разделиться на небольшие отряды и попытаться помочь клеткам вернуть память о выполняемых в организме функциях. Каждому отряду мудрая Сова дала карточку-подсказку. Изучите её, загляните в учебник на с.22-23, посмотрите на волшебные листочки. Если вы всё сделаете правильно, клетки вновь обретут место в организме, и Махаон с Васильком опять будут радоваться жизни.
Учитель раздаёт на каждую парту карточки с заданиями, листки с информацией о тканях растений и животных. Каждому ученику выдаётся кластер и учитель объясняет, как его заполнять.
Ученики работают с учебником и листками-подсказками.
Через 10 минут всем классом выясняют, какие особенности характерны для тканей животных и растений.
Слайды №№ 17- 27
Заполняют кластер.
Закрепление изученного материала
Учитель хвалит учеников, говорит, что заклятие с друзей снято. Василёк и Махаон вновь стали сами собой. А вот Баба Яга всё ворчит, мол, слишком много тканей у них, особенно у Василька. Наверное, есть лишние.
Слайд № 28
Ученики. Убеждаются, что все ткани необходимы (интерактивный рисунок растительных тканей)
Слайд № 29
Слайд № 30
Ученики делают вывод по уроку:
Клетки животных и растений имеют общие черты строения: клеточную мембрану, цитоплазму с органоидами, ядро;
У растительной клетки имеются клеточная стенка, вакуоли с клеточным соком и пластиды;
У многоклеточных организмов клетки объединяются в ткани;
Каждая ткань имеет свои особенности в связи с выполняемыми функциями.
Слайд № 31
Мораль сказки: знание – сила!
Рефлексия
Учитель просит учащихся сказать, что больше всего им понравилось на сегодняшнем уроке.
Домашнее задание
§ 5, нарисовать «портреты» животной и растительной клеток.
Приложения
Приложение № 1
Карточки-подсказки
В прозрачном полужидком веществе, содержащем волокна, разбросаны клетки.
Очень длинные многоядерные клетки-волокна связаны друг с другом небольшим количеством межклеточного вещества.
Клетки могут быть цилиндрической формы, в форме куба, бокаловидные, могут иметь реснички.
Клетки состоят из тела, содержащего ядро и органоиды, и отростков (коротких и одного длинного).
В прозрачной цитоплазме клеток этой ткани так много хлоропластов, что порой трудно рассмотреть ядро.
Образована длинными клетками с очень прочными клеточными стенками.
Клетки здесь лежат очень близко друг к другу и постоянно делятся.
В стенках клеток есть поры и сквозные отверстия, облегчающие передвижение веществ от клетки к клетке.
Клетки плотно сомкнутыми между собой, их клеточная стенка очень прочная.
Приложение № 2
Кластер
Ткани животных
Название ткани
Особенности строения
Выполняемая работа
Очень длинные многоядерные клетки-волокна связаны друг с другом небольшим количеством межклеточного вещества.
Обеспечивает движение тела в пространстве и перемещение одних частей по отношению к другим.
Состоит из клеток различных типов, располагающихся обычно далеко друг от друга. Межклеточного вещества много.
Главная опора организма животного. Она составляет скелет, соединяет между собой различные ткани и органы, окружает некоторые органы, защищая их от повреждения.
Клетки цилиндрической формы, в форме куба, бокаловидные, могут иметь реснички. Но все они плотно прилегают друг к другу. Межклеточного вещества очень мало.
Защита соответствующих органов от механических повреждений и инфекции.
Состоит из нервных клеток с короткими и одним длинным отростками и клеток спутниц.
Образует головной, спинной мозг и нервы,
проводят импульсы от клетки к другим клеткам.
Ткани растений
Название ткани
Особенности строения
Выполняемая работа
Клетки здесь лежат очень близко друг к другу и постоянно делятся.
Образуют множество новых клеток, обеспечивая тем самым рост растения в длину и толщину.
В прозрачной цитоплазме клеток этой ткани так много хлоропластов, что порой трудно рассмотреть ядро.
Создание и накопление органических веществ.
Клетки покровной ткани плотно сомкнутыми между собой, их клеточная стенка очень прочная.
Защищает растение от высыхания, перегрева и от механических повреждений.
Представлена сосудами и ситовидными трубками. В их стенках есть поры и сквозные отверстия.
Осуществляет передвижение растворенных питательных веществ по растению.
Образована длинными клетками с очень прочными клеточными стенками.
Благодаря им растения могут противостоять большим механическим нагрузкам: переносить раскачивание порывами ветра, удерживать вертикальное положение.