kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок " Раздражимость и движение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

9 сынып
Саба?ты? та?ырыбы: Раздражимость и движение
Саба?ты? ма?сатты: сформировать у учащихся понятие о раздражимости  различных формах движения у растений и животных.
Саба?ты? міндеттері:
- сформировать у  учащихся понятие о раздражимости и движении живых организмов
- формировать понятие о том, насколько важны для растений и животных те или иные формы раздражения.
- Развивать память, мышление, умение анализировать, делать выводы.
Саба?ты? т?рі: комбинированный
Саба?ты? ?діс-т?сілдері: словесные, частично-поисковые, наглядные

Саба?ты? барысы:
I.?йымдастыру кезе?і
II. Актуализация опорных знаний
-Что такое саморегуляция?
- Гомеостаз – это..
- Что такое терморегуляция?
- Какие существуют приспособления при терморегуляции?
Какие организмы называются гомойтермными?
- Какие организмы называются пойкилотемными?
III. Жа?а саба?
Раздражимость - одно из основных свойств жизни. Уже первые, самые примитивные, живые существа должны были обладать раздражимостью, реагировать на пищевые вещества и ассимилировать их, иначе они неминуемо погибли бы.

Общие свойства, характеризующие раздражимость
Раздражимость проявляется в качественном и количественном изменении метаболизма, в усилении или ослаблении активной деятельности, в изменении структуры,

Факторы, вызывающие явления раздражимости, называются раздражителями. Раздражители по своей природе делятся на три группы: физические (механические, температурные, лучевые, электрические и т. д.), химические (соли, кислоты, щелочи) и физико-химические (факторы, изменяющие осмотическое давление, коллоидное состояние протоплазмы и пр.)
Наряду с общими чертами в явлениях раздражимости у всех организмов она выражается по-разному у растений и животных и зависит от высоты организации.

На любое раздражение организмы обычно отвечают движением. Поэтому, как правило, раздражимость и движение сопутствуют друг другу.

Формы движения

Движение тесно связано с раздражимостью и очень часто служит внешним ее проявлением. Оно может выражаться как в перемещении всего организма, так и отдельных его органов и даже органоидов внутри клетки.

Активные движения возникают в результате изменения обмена веществ, как ответная реакция на раздражение.

Различают циклоз, ростовые, тургорные,амебоидные, мерцательные и мышечные формы движений.

Циклоз - передвижения внутри протоплазмы, не влияющие на внешние очертания клетки. Интенсивный циклоз наблюдается в клетках некоторых одноклеточных животных. У инфузорий, например, эндоплазма находится в постоянном круговом вращении. К этой категории движения должно быть отнесено перемещение центр нолей и хромосом во время митоза. Установлено, что понижение вязкости протоплазмы (переход в. золь) ускоряет циклоз, повышение (переход в гель)-замедляет его.

Ростовые движения наблюдаются у растений. Они сказываются в изменении положения в пространстве благодаря неравномерному росту различных частей организма под воздействием внешних факторов. Это движение проявляется в форме тропизмов (см. ниже). Его примеры:  рост корней растений в сторону земного притяжения, побегов-в сторону света и т. д.

Тургорные движения встречаются также у растений и связаны с изменением осмотического давления внутри клеток. Проявляются они в форме как тропизмов (например, поворот соцветия подсолнечника в сторону солнца), так и настии (см. ниже примеры: поникание листьев мимозы, сворачивание листа росянки).
IV. Составить 10 тестов, проверить товарища.

V. ?йге тапсырма беру:  §14 – 19, вопросы на стр.91- 92

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок " Раздражимость и движение" »

9 сынып

Сабақтың тақырыбы: Раздражимость и движение Тематическое и поурочное планирование по биологии. 7 класс

Сабақтың мақсатты: сформировать у учащихся понятие о раздражимости различных формах движения у растений и животных.

Сабақтың міндеттері:

  • сформировать у учащихся понятие о раздражимости и движении живых организмов

  • формировать понятие о том, насколько важны для растений и животных те или иные формы раздражения.

  • Развивать память, мышление, умение анализировать, делать выводы.

Сабақтың түрі: комбинированный

Сабақтың әдіс-тәсілдері: словесные, частично-поисковые, наглядные


Сабақтың барысы:

I.Ұйымдастыру кезеңі

II. Актуализация опорных знаний

-Что такое саморегуляция?

- Гомеостаз – это..

- Что такое терморегуляция?

- Какие существуют приспособления при терморегуляции?

Какие организмы называются гомойтермными?

- Какие организмы называются пойкилотемными?

III. Жаңа сабақ

Раздражимость - одно из основных свойств жизни. Уже первые, самые примитивные, живые существа должны были обладать раздражимостью, реагировать на пищевые вещества и ассимилировать их, иначе они неминуемо погибли бы.



Общие свойства, характеризующие раздражимость

Раздражимость проявляется в качественном и количественном изменении метаболизма, в усилении или ослаблении активной деятельности, в изменении структуры,



Факторы, вызывающие явления раздражимости, называются раздражителями. Раздражители по своей природе делятся на три группы: физические (механические, температурные, лучевые, электрические и т. д.), химические (соли, кислоты, щелочи) и физико-химические (факторы, изменяющие осмотическое давление, коллоидное со­стояние протоплазмы и пр.)

Наряду с общими чертами в явлениях раздражимости у всех организмов она выражается по-разному у растений и животных и зависит от высоты организации.



На любое раздражение организмы обычно отвечают движением. Поэтому, как правило, раздражимость и движение сопутствуют друг другу.



Формы движения



Движение тесно связано с раздражимостью и очень часто служит внешним ее проявлением. Оно может выражаться как в перемещении всего организма, так и отдельных его органов и даже органоидов внутри клетки.



Активные движения возникают в результате изменения обмена веществ, как ответная реакция на раздражение.



Различают циклоз, ростовые, тургорные,амебоидные, мерцательные и мышечные формы движений.



Циклоз - передвижения внутри протоплазмы, не влияющие на внешние очертания клетки. Интенсивный циклоз наблюдается в клетках некоторых одноклеточных животных. У инфузорий, например, эндоплазма находится в постоянном круговом вращении. К этой категории движения должно быть отнесено перемещение центр нолей и хромосом во время митоза. Установлено, что понижение вязкости протоплазмы (переход в. золь) ускоряет циклоз, повышение (переход в гель)-замедляет его.



Ростовые движения наблюдаются у растений. Они сказываются в изменении положения в пространстве благодаря неравномерному росту различных частей организма под воздействием внешних факторов. Это движение проявляется в форме тропизмов (см. ниже). Его примеры: рост корней растений в сторону земного притяжения, побегов-в сторону света и т. д.



Тургорные движения встречаются также у растений и связаны с изменением осмотического давления внутри клеток. Проявляются они в форме как тропизмов (например, поворот соцветия подсолнечника в сторону солнца), так и настии (см. ниже примеры: поникание листьев мимозы, сворачивание листа росянки).

IV. Составить 10 тестов, проверить товарища.


V. Үйге тапсырма беру: Тематическое и поурочное планирование по биологии. 7 класс

повторить §14 – 19, вопросы на стр.91- 92





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок " Раздражимость и движение"

Автор: Залевская Кристина Эдуардовна

Дата: 27.01.2015

Номер свидетельства: 162780

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Практикум 10 класс "Что живое делает живым?" "
    ["seo_title"] => string(47) "praktikum-10-klass-chto-zhivoie-dielaiet-zhivym"
    ["file_id"] => string(6) "151777"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420741499"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "Конспект урока Обыкновенная амеба как организм. Внешнее и внутреннее строение и жизнедеятельность одноклеточных организмов. "
    ["seo_title"] => string(143) "konspiekt-uroka-obyknoviennaia-amieba-kak-orghanizm-vnieshnieie-i-vnutriennieie-stroieniie-i-zhizniedieiatiel-nost-odnoklietochnykh-orghanizmov"
    ["file_id"] => string(6) "212470"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431857823"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Методическая разработка к уроку биологии "Свойства живого" 5 класс "
    ["seo_title"] => string(71) "mietodichieskaia-razrabotka-k-uroku-biologhii-svoistva-zhivogho-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "117567"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412841280"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Урок по биологии в 6 классе на тему: "Организм как единое целое" "
    ["seo_title"] => string(70) "urok-po-biologhii-v-6-klassie-na-tiemu-orghanizm-kak-iedinoie-tsieloie"
    ["file_id"] => string(6) "160748"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422111632"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Тип Кишечнополостные. Гидра. "
    ["seo_title"] => string(30) "tip-kishiechnopolostnyie-gidra"
    ["file_id"] => string(6) "127857"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415382068"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства