kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока Обыкновенная амеба как организм. Внешнее и внутреннее строение и жизнедеятельность одноклеточных организмов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:  Обуч. Сформировать знания об особенностях строения и образа жизни одноклеточных животных, их жизнедеятельности. (на примере амебы протей)

Развив. Дать первоначальное представление об обмене веществ. Показать сходство и родство   простейших с растениями.   стимулировать осмысленное усвоение биологических понятий.

Воспитательные:

воспитывать бережное отношение к природе

Тип урока: комбинированный

Методы:  беседа, самостоятельная работа, демонстрация.

Оборудование: таблица  «Простейшик», презентация, видеофильм.

Ход урока:

1.Орг. Момент.

 2. Проверка качества усвоения ранее изученного материала.

1.  Назовите ученого изучавшего рыб территории Казахстана.(Берг Л.С.)

2.  Ученый внесший огромный вклад в изучение насекомых (Мариковский П.И.)

3.  Кто составил первые письменные сведения о животных ? (Махмуд Кашгари)

4.  Им созданы научные сборники  о распространении животных (Северцев Н.А.)

5.  Он провел первые зоологические исследования в научных экспедициях (Шокан

Уалиханов)

6.  Создал первые научные сборники о позвоночных животных( Никольский Г.В. )

7.  Занимался изучением кишечных паразитов (Скрябин П.И.)

8.  Изучение птичьей фауны ( Забрудный Н.А. Сушкин П.П.)

3.Подготовка к основному этапу урока.

Учитель: Почему клетка является структурной и функциональной единицей всех живых организмов?

Предполагаемый ответ:  Все живые организмы состоят из клеток. Из них строятся органы и ткани, которые выполняют жизненно важные функции.

Учитель: В чем главное отличие животной клетки от растительной?

Предполагаемый ответ:   В состав клеточной оболочки растительной клетки входит целлюлоза. В клетках растений содержатся особые органоиды-хлоропласты. В растительных клетках развита сеть вакуолей.

Учитель: На Земном шаре насчитывается около 1,5 млн видов животных. Все они объединяются в одно царство Животные. Но это царство, исходя из уровня организации животных, можно разделить на два подцарства. Назовите их?  (Одноклеточные и Многоклеточные.)

Учитель Чем одноклеточные организмы отличаются от многоклеточных?

Предполагаемый ответ:  У одноклеточных организмов тело состоит из одной клетки, которая выполняет функцию всего организма.

Учитель: Верно.  Сегодня  на уроке мы подробно начнем наше знакомство  одкоклеточными животными на примере  амебы обыкновенной.

4. Изучение нового материала.

Царство- Животные

Подцарство Простейшие или Одноклеточные животные

Тип Саркодожгутиконосцы

Класс Саркодовые или Корненожки

Род Амеба

Вид амеба обыкновенная.

Среда обитания и внешнее строение обыкновенной амебы.

(Рассказ учителя, работа с таблицей  на доске и демонстрация презентации, рисунком в учебнике стр. 138 рис. 93)

а) Обитает на дне пресных водоемов с застойной водой

б) Величина 0,5 мм

в) Не имеет постоянной формы тела

г) Организм состоит: Цитоплазма

-ядро

-вакуоли:

-Пищеварительная

-Сократительная

Цитоплазматическая мембрана

- Наружный слой - Эктоплазма

(прозрачный, плотный)

- Внутренний слой – Эндоплазма

(зернистый, текучий)

                                                           3. Движение.

(Демонстрация фрагмента видеофильма « Передвижение Амебы».

Учитель: Амеба передвигается за счет ложноножек. Скорость движения 0,2 мм/мин.

                                                          4. Питание.

Учитель: Амеба питается бактериями, одноклеточными водорослями. Захват пищи при помощи ложноножек. Переваривание за счет Пищеварительной вакуоли, (от 12 часов до 5 суток) Чем питание растений отличается от питания животных?

Предполагаемый ответ: Растения сами создают органические вещества из неорганических ( Фотосинтез), а животные питаются готовыми органическими веществами.

                                                       5. Выделение.

Учитель: Процессы выделения происходят за счет сократительной вакуоли.

Вопрос классу: Если в клетку все время будет поступать вода в неограниченном количестве. Что может произойти с клеткой?

Ученик: Она погибнет(лопнет).

Учитель: Правильно. Сократительная вакуоль регулирует содержание воды в клетке и вредных веществ.

                                                         6. Дыхание.

Учитель: Чем дышит амеба?

Ученик: Кислородом, который растворен в воде.

Учитель: Есть ли у амебы специальные органы дыхания если это простейший организм?

Ученик: Нет. Она дышит через оболочку.

                                                7. Обмен веществ.

Учитель: Мы рассмотрели с вами процессы: дыхания, питания, выделительный процесс. В результате этих процессов одни вещества поступают в клетку, другие удаляются во внешнюю среду. Таким образом в организме осуществляется обмен веществ. Этот процесс происходит постоянно внутри любого организма. Без обмена веществ нет жизни.

                                           8. Размножение.

Учитель: Амеба, так же как и растения способна к размножению путем деления.

 Вопрос классу: С чего начинается процесс деления любой клетки.

Ученик: С деления ядра.

Учитель: Как изменяется клетка в процессе деления?

Ученик: Ядро вытягивается, цитоплазма растягивается образуется перетяжка, которая лопается и клетка делится на двое.

Учитель: Размножение амебы путем деления- бесполый способ размножения. Он происходит при благоприятных условиях. При неблагоприятных условиях амеба образует цисту.

Циста- плотная оболочка защищающая амебу от неблагоприятных условий среды.

                                         9. Раздражимость.

Учитель: Амеба реагирует на свет (уползает), на механические воздействия, т.е. обладает раздрожимостью.

Раздражимость - способность живого организма реагировать на условия внешней среды.

                                          10. Многообразие в природе

Рисунок  93 в учебнике стр. 138

5. Закрепление.

Работа в рабочих тетрадях стр. 7.  Задание 2,3.

Проверка правильности выполнения задания.

6. Подведение итогов урока.

7. Домашнее задание. Параграф 36- 7 класс,   32- 6 класс стр.114. рабочая тетрадь стр.7,   зад. 1,4,5. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Обыкновенная амеба как организм. Внешнее и внутреннее строение и жизнедеятельность одноклеточных организмов. »

Урок № 4 Класс 7


Дата «____»____________ Проверено_______

Тема урока: Обыкновенная амеба как организм. Внешнее и внутреннее строение и жизнедеятельность одноклеточных организмов.



Цель урока: Обуч. Сформировать знания об особенностях строения и образа жизни одноклеточных животных, их жизнедеятельности. (на примере амебы протей)


Развив. Дать первоначальное представление об обмене веществ. Показать сходство и родство простейших с растениями. стимулировать осмысленное усвоение биологических понятий.

Воспитательные:

воспитывать бережное отношение к природе


Тип урока: комбинированный

Методы: беседа, самостоятельная работа, демонстрация.

Оборудование: таблица «Простейшик», презентация, видеофильм.


Ход урока:

1.Орг. Момент.

2. Проверка качества усвоения ранее изученного материала.

1. Назовите ученого изучавшего рыб территории Казахстана.(Берг Л.С.)

2. Ученый внесший огромный вклад в изучение насекомых (Мариковский П.И.)

3. Кто составил первые письменные сведения о животных ? (Махмуд Кашгари)

4. Им созданы научные сборники о распространении животных (Северцев Н.А.)

5. Он провел первые зоологические исследования в научных экспедициях (Шокан

Уалиханов)

6. Создал первые научные сборники о позвоночных животных( Никольский Г.В. )

7. Занимался изучением кишечных паразитов (Скрябин П.И.)

8. Изучение птичьей фауны ( Забрудный Н.А. Сушкин П.П.)

3.Подготовка к основному этапу урока.

Учитель: Почему клетка является структурной и функциональной единицей всех живых организмов?

Предполагаемый ответ: Все живые организмы состоят из клеток. Из них строятся органы и ткани, которые выполняют жизненно важные функции.

Учитель: В чем главное отличие животной клетки от растительной?

Предполагаемый ответ: В состав клеточной оболочки растительной клетки входит целлюлоза. В клетках растений содержатся особые органоиды-хлоропласты. В растительных клетках развита сеть вакуолей.

Учитель: На Земном шаре насчитывается около 1,5 млн видов животных. Все они объединяются в одно царство Животные. Но это царство, исходя из уровня организации животных, можно разделить на два подцарства. Назовите их? (Одноклеточные и Многоклеточные.)

Учитель Чем одноклеточные организмы отличаются от многоклеточных?

Предполагаемый ответ: У одноклеточных организмов тело состоит из одной клетки, которая выполняет функцию всего организма.

Учитель: Верно. Сегодня на уроке мы подробно начнем наше знакомство одкоклеточными животными на примере амебы обыкновенной.

4. Изучение нового материала.

Царство- Животные

Подцарство Простейшие или Одноклеточные животные

Тип Саркодожгутиконосцы

Класс Саркодовые или Корненожки

Род Амеба

Вид амеба обыкновенная.

Среда обитания и внешнее строение обыкновенной амебы.

(Рассказ учителя, работа с таблицей на доске и демонстрация презентации, рисунком в учебнике стр. 138 рис. 93)

а) Обитает на дне пресных водоемов с застойной водой

б) Величина 0,5 мм

в) Не имеет постоянной формы тела

г) Организм состоит: Цитоплазма

-ядро

-вакуоли:

-Пищеварительная

-Сократительная

Цитоплазматическая мембрана

- Наружный слой - Эктоплазма

(прозрачный, плотный)

- Внутренний слой – Эндоплазма

(зернистый, текучий)

3. Движение.

(Демонстрация фрагмента видеофильма « Передвижение Амебы».

Учитель: Амеба передвигается за счет ложноножек. Скорость движения 0,2 мм/мин.

4. Питание.

Учитель: Амеба питается бактериями, одноклеточными водорослями. Захват пищи при помощи ложноножек. Переваривание за счет Пищеварительной вакуоли, (от 12 часов до 5 суток) Чем питание растений отличается от питания животных?

Предполагаемый ответ: Растения сами создают органические вещества из неорганических ( Фотосинтез), а животные питаются готовыми органическими веществами.

5. Выделение.

Учитель: Процессы выделения происходят за счет сократительной вакуоли.

Вопрос классу: Если в клетку все время будет поступать вода в неограниченном количестве. Что может произойти с клеткой?

Ученик: Она погибнет(лопнет).

Учитель: Правильно. Сократительная вакуоль регулирует содержание воды в клетке и вредных веществ.

6. Дыхание.

Учитель: Чем дышит амеба?

Ученик: Кислородом, который растворен в воде.

Учитель: Есть ли у амебы специальные органы дыхания если это простейший организм?

Ученик: Нет. Она дышит через оболочку.

7. Обмен веществ.

Учитель: Мы рассмотрели с вами процессы: дыхания, питания, выделительный процесс. В результате этих процессов одни вещества поступают в клетку, другие удаляются во внешнюю среду. Таким образом в организме осуществляется обмен веществ. Этот процесс происходит постоянно внутри любого организма. Без обмена веществ нет жизни.

8. Размножение.

Учитель: Амеба, так же как и растения способна к размножению путем деления.

Вопрос классу: С чего начинается процесс деления любой клетки.

Ученик: С деления ядра.

Учитель: Как изменяется клетка в процессе деления?

Ученик: Ядро вытягивается, цитоплазма растягивается образуется перетяжка, которая лопается и клетка делится на двое.

Учитель: Размножение амебы путем деления- бесполый способ размножения. Он происходит при благоприятных условиях. При неблагоприятных условиях амеба образует цисту.

Циста- плотная оболочка защищающая амебу от неблагоприятных условий среды.

9. Раздражимость.

Учитель: Амеба реагирует на свет (уползает), на механические воздействия, т.е. обладает раздрожимостью.

Раздражимость - способность живого организма реагировать на условия внешней среды.

10. Многообразие в природе

Рисунок 93 в учебнике стр. 138

5. Закрепление.

Работа в рабочих тетрадях стр. 7. Задание 2,3.

Проверка правильности выполнения задания.

6. Подведение итогов урока.

7. Домашнее задание. Параграф 36- 7 класс, 32- 6 класс стр.114. рабочая тетрадь стр.7, зад. 1,4,5.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Сейтахунова Шолпан Габитовна

Дата: 17.05.2015

Номер свидетельства: 212470


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства