Конспект урока Обыкновенная амеба как организм. Внешнее и внутреннее строение и жизнедеятельность одноклеточных организмов.
Конспект урока Обыкновенная амеба как организм. Внешнее и внутреннее строение и жизнедеятельность одноклеточных организмов.
Цель урока: Обуч. Сформировать знания об особенностях строения и образа жизни одноклеточных животных, их жизнедеятельности. (на примере амебы протей)
Развив. Дать первоначальное представление об обмене веществ. Показать сходство и родство простейших с растениями. стимулировать осмысленное усвоение биологических понятий.
2. Проверка качества усвоения ранее изученного материала.
1. Назовите ученого изучавшего рыб территории Казахстана.(Берг Л.С.)
2. Ученый внесший огромный вклад в изучение насекомых (Мариковский П.И.)
3. Кто составил первые письменные сведения о животных ? (Махмуд Кашгари)
4. Им созданы научные сборники о распространении животных (Северцев Н.А.)
5. Он провел первые зоологические исследования в научных экспедициях (Шокан
Уалиханов)
6. Создал первые научные сборники о позвоночных животных( Никольский Г.В. )
7. Занимался изучением кишечных паразитов (Скрябин П.И.)
8. Изучение птичьей фауны ( Забрудный Н.А. Сушкин П.П.)
3.Подготовка к основному этапу урока.
Учитель: Почему клетка является структурной и функциональной единицей всех живых организмов?
Предполагаемый ответ: Все живые организмы состоят из клеток. Из них строятся органы и ткани, которые выполняют жизненно важные функции.
Учитель: В чем главное отличие животной клетки от растительной?
Предполагаемый ответ: В состав клеточной оболочки растительной клетки входит целлюлоза. В клетках растений содержатся особые органоиды-хлоропласты. В растительных клетках развита сеть вакуолей.
Учитель: На Земном шаре насчитывается около 1,5 млн видов животных. Все они объединяются в одно царство Животные. Но это царство, исходя из уровня организации животных, можно разделить на два подцарства. Назовите их? (Одноклеточные и Многоклеточные.)
Учитель Чем одноклеточные организмы отличаются от многоклеточных?
Предполагаемый ответ: У одноклеточных организмов тело состоит из одной клетки, которая выполняет функцию всего организма.
Учитель: Верно. Сегодня на уроке мы подробно начнем наше знакомство одкоклеточными животными на примере амебы обыкновенной.
4. Изучение нового материала.
Царство- Животные
Подцарство Простейшие или Одноклеточные животные
Тип Саркодожгутиконосцы
Класс Саркодовые или Корненожки
Род Амеба
Вид амеба обыкновенная.
Среда обитания и внешнее строение обыкновенной амебы.
(Рассказ учителя, работа с таблицей на доске и демонстрация презентации, рисунком в учебнике стр. 138 рис. 93)
а) Обитает на дне пресных водоемов с застойной водой
Учитель: Амеба передвигается за счет ложноножек. Скорость движения 0,2 мм/мин.
4. Питание.
Учитель: Амеба питается бактериями, одноклеточными водорослями. Захват пищи при помощи ложноножек. Переваривание за счет Пищеварительной вакуоли, (от 12 часов до 5 суток) Чем питание растений отличается от питания животных?
Предполагаемый ответ: Растения сами создают органические вещества из неорганических ( Фотосинтез), а животные питаются готовыми органическими веществами.
5. Выделение.
Учитель: Процессы выделения происходят за счет сократительной вакуоли.
Вопрос классу: Если в клетку все время будет поступать вода в неограниченном количестве. Что может произойти с клеткой?
Ученик: Она погибнет(лопнет).
Учитель: Правильно. Сократительная вакуоль регулирует содержание воды в клетке и вредных веществ.
6. Дыхание.
Учитель: Чем дышит амеба?
Ученик: Кислородом, который растворен в воде.
Учитель: Есть ли у амебы специальные органы дыхания если это простейший организм?
Ученик: Нет. Она дышит через оболочку.
7. Обмен веществ.
Учитель: Мы рассмотрели с вами процессы: дыхания, питания, выделительный процесс. В результате этих процессов одни вещества поступают в клетку, другие удаляются во внешнюю среду. Таким образом в организме осуществляется обмен веществ. Этот процесс происходит постоянно внутри любого организма. Без обмена веществ нет жизни.
8. Размножение.
Учитель: Амеба, так же как и растения способна к размножению путем деления.
Вопрос классу: С чего начинается процесс деления любой клетки.
Ученик: С деления ядра.
Учитель: Как изменяется клетка в процессе деления?
Ученик: Ядро вытягивается, цитоплазма растягивается образуется перетяжка, которая лопается и клетка делится на двое.
Учитель: Размножение амебы путем деления- бесполый способ размножения. Он происходит при благоприятных условиях. При неблагоприятных условиях амеба образует цисту.
Циста- плотная оболочка защищающая амебу от неблагоприятных условий среды.
9. Раздражимость.
Учитель: Амеба реагирует на свет (уползает), на механические воздействия, т.е. обладает раздрожимостью.
Раздражимость - способность живого организма реагировать на условия внешней среды.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Обыкновенная амеба как организм. Внешнее и внутреннее строение и жизнедеятельность одноклеточных организмов. »
Урок № 4 Класс 7
Дата «____»____________ Проверено_______
Тема урока: Обыкновенная амеба как организм. Внешнее и внутреннее строение и жизнедеятельность одноклеточных организмов.
Цель урока: Обуч. Сформировать знания об особенностях строения и образа жизни одноклеточных животных, их жизнедеятельности. (на примере амебы протей)
Развив. Дать первоначальное представление об обмене веществ. Показать сходство и родство простейших с растениями. стимулировать осмысленное усвоение биологических понятий.
2. Проверка качества усвоения ранее изученного материала.
1. Назовите ученого изучавшего рыб территории Казахстана.(Берг Л.С.)
2. Ученый внесший огромный вклад в изучение насекомых (Мариковский П.И.)
3. Кто составил первые письменные сведения о животных ? (Махмуд Кашгари)
4. Им созданы научные сборники о распространении животных (Северцев Н.А.)
5. Он провел первые зоологические исследования в научных экспедициях (Шокан
Уалиханов)
6. Создал первые научные сборники о позвоночных животных( Никольский Г.В. )
7. Занимался изучением кишечных паразитов (Скрябин П.И.)
8. Изучение птичьей фауны ( Забрудный Н.А. Сушкин П.П.)
3.Подготовка к основному этапу урока.
Учитель: Почему клетка является структурной и функциональной единицей всех живых организмов?
Предполагаемый ответ: Все живые организмы состоят из клеток. Из них строятся органы и ткани, которые выполняют жизненно важные функции.
Учитель: В чем главное отличие животной клетки от растительной?
Предполагаемый ответ: В состав клеточной оболочки растительной клетки входит целлюлоза. В клетках растений содержатся особые органоиды-хлоропласты. В растительных клетках развита сеть вакуолей.
Учитель: На Земном шаре насчитывается около 1,5 млн видов животных. Все они объединяются в одно царство Животные. Но это царство, исходя из уровня организации животных, можно разделить на два подцарства. Назовите их? (Одноклеточные и Многоклеточные.)
Учитель Чем одноклеточные организмы отличаются от многоклеточных?
Предполагаемый ответ: У одноклеточных организмов тело состоит из одной клетки, которая выполняет функцию всего организма.
Учитель: Верно. Сегодня на уроке мы подробно начнем наше знакомство одкоклеточными животными на примере амебы обыкновенной.
4. Изучение нового материала.
Царство- Животные
Подцарство Простейшие или Одноклеточные животные
Тип Саркодожгутиконосцы
Класс Саркодовые или Корненожки
Род Амеба
Вид амеба обыкновенная.
Среда обитания и внешнее строение обыкновенной амебы.
(Рассказ учителя, работа с таблицей на доске и демонстрация презентации, рисунком в учебнике стр. 138 рис. 93)
а) Обитает на дне пресных водоемов с застойной водой
Учитель: Амеба передвигается за счет ложноножек. Скорость движения 0,2 мм/мин.
4. Питание.
Учитель: Амеба питается бактериями, одноклеточными водорослями. Захват пищи при помощи ложноножек. Переваривание за счет Пищеварительной вакуоли, (от 12 часов до 5 суток) Чем питание растений отличается от питания животных?
Предполагаемый ответ: Растения сами создают органические вещества из неорганических ( Фотосинтез), а животные питаются готовыми органическими веществами.
5. Выделение.
Учитель: Процессы выделения происходят за счет сократительной вакуоли.
Вопрос классу: Если в клетку все время будет поступать вода в неограниченном количестве. Что может произойти с клеткой?
Ученик: Она погибнет(лопнет).
Учитель: Правильно. Сократительная вакуоль регулирует содержание воды в клетке и вредных веществ.
6. Дыхание.
Учитель: Чем дышит амеба?
Ученик: Кислородом, который растворен в воде.
Учитель: Есть ли у амебы специальные органы дыхания если это простейший организм?
Ученик: Нет. Она дышит через оболочку.
7. Обмен веществ.
Учитель: Мы рассмотрели с вами процессы: дыхания, питания, выделительный процесс. В результате этих процессов одни вещества поступают в клетку, другие удаляются во внешнюю среду. Таким образом в организме осуществляется обменвеществ. Этотпроцесс происходит постоянно внутри любого организма. Без обмена веществ нет жизни.
8. Размножение.
Учитель: Амеба, так же как и растения способна к размножению путем деления.
Вопрос классу: С чего начинается процесс деления любой клетки.
Ученик: С деления ядра.
Учитель: Как изменяется клетка в процессе деления?
Ученик: Ядро вытягивается, цитоплазма растягивается образуется перетяжка, которая лопается и клетка делится на двое.
Учитель: Размножение амебы путем деления- бесполый способ размножения. Он происходит при благоприятных условиях. При неблагоприятных условиях амеба образует цисту.
Циста- плотная оболочка защищающая амебу от неблагоприятных условий среды.
9. Раздражимость.
Учитель: Амеба реагирует на свет (уползает), на механические воздействия, т.е. обладает раздрожимостью.
Раздражимость - способность живого организма реагировать на условия внешней среды.