kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме «Внутреннее строение пресмыкающихся»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема «Внутреннее строение пресмыкающихся»

 Цель урока  Закрепить  знания учащихся  о животных типа Хордовые. Изучить особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся как первых типично  наземных животных.

Задачи урока.

 Образовательные:

рассмотреть характерные признаки внутреннего строения пресмыкающихся на примере ящерицы прыткой;

 Развивающие:

а) продолжить развитие логического мышления школьников посредством решения биологических задач

б) развитие мышления учащихся умений сравнивать и анализировать информацию.

 Воспитательные:

а) совершенствовать навыки работы в группе команде;

б) Продолжить формирование у учащихся экологической культуры как  основы взаимоотно­шения между человеком и окружающей­ средой.. 
Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы, используемые на уроке: частично-поисковые, проблемное изложение, решение биологических проблем

Педагогические приёмы:  анализ текста, сравнение информации

Оборудование: таблицы «тип Хордовые, класс Пресмыкающиеся»,  иллюстрации с изображением  ящерицы.

Ход урока:

Учебного

элемента

Деятельность учителя с указанием заданий

Деятельность учащихся

УЭ-1

Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.

УЭ-2

Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний.

Работа по карточкам

(Приложение №1)

Работа в парах,  обсуждение и  анализ  ответов

1 бал за правильный ответ

УЭ-3

Изучение новой темы. Подводящий диалог учителя. Сообщение темы  урока.

 Какие  изменения  во  внешнем  строении  пресмыкающихся  по  сравнению  с  земноводными  позволили  завоевать  сушу (заполнение  схемы)

                           Особенности

биологическая  задача.

Какие особенности строения скелета  ящерицы, змеи, черепахи  позволяют  им поворачивать голову в сторону и опускать её вниз?

(Учащиеся  участвуют в  формулировании  темы урока).

   тема  урока.

Внутреннее строение  и жизнедеятельность Рептилий.

Приложение №2

Обсуждение при заполнении

За каждый правильный ответ 1 балл

(макс-5 б)

Участие учащихся  в постановке темы

Раздать инструктивную карту по заполнению

В целях экономии времени задания разделить по вариантам. Сформулировать вывод. доработать дома.

 За каждый правильный ответ 1 б

(макс 2б)

На  усмотрение учителя  5 баллов за работу

УЭ-4

Первичное  закрепление  нового материала.

 Подведение итогов урока.

Учитель создаёт проблемную ситуацию. Побуждает к поиску собственного решения.

-Какие  особенности  образа  жизни  и  строения  позволили  пресмыкающимся  стать  настоящими  сухопутными  животными?

( Работа идёт в группах,  затем каждая группа отчитывается о проделанной работе. Общее обсуждение).

Учащиеся  делятся на группы. Каждой   группе выдаётся индивидуальное задание.

 Обсуждение внутри группы. Отчёт каждой группы по заданиям.

УЭ-5

Применение новых знаний. Рефлексия, выставление оценок, творческое домашнее задание

Проверочная работа для учащихся по теме урока

Оцени свою работу

18-    20 баллов-  оценка - 5

 14 -17  баллов-  оценка - 4

 10 -13 баллов-  оценка -3

Дом.задание. Выбери дом.задание  из вопросов после параграфа на выбор. Используй пройденный материал.

Рефлексия – мозговой штурм (фронтальный опрос)

(можно ответы учащихся,  вывешивать  на  доске)

На усмотрение учителя  (макс – 5 б)

Учащиеся выполняют проверочную работу (ТЕСТ)

Каждому раздаётся индивидуальное задание.

Затем взаимопроверка.

УО-1            Проверка готовности класса к уроку.

УО-2            Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний

Повторение материала изученного на предыдущем уроке о признаках типа Хордовые.   Общая характеристика Класса Рептилии. Внешнее строение и скелет пресмыкающихся.

Приложение №1

Подтип

Тип

Царство

Карточка-задание №1 Сформулируйте признаки  Хордовых животных. Заполните пробелы в схеме классификации.

Карточка-задание №2  Сформулируйте признаки класса Рептилии, как  первых наземных животных.

Карточка-задание №3  Каковы особенности внешнего строения пресмыкающихся в связи с наземным образом жизни.

УО-3   Подводящий диалог учителя. Сообщение темы  урока.

Какие  изменения  во  внешнем  строении  пресмыкающихся  по  сравнению  с  земноводными  позволили  завоевать  сушу (заполнение  схемы)

                      Особенности                                                             

 Шея      когти   сухая,  линяющая кожа        третье  веко  с  роговым  покровом

Решение  биологической   задачи.

Ящерицы,  змеи, черепахи  могут  поворачивать  голову  в  сторону,  опускать  ее  вниз  и  поднимать  вверх. В  связи  с  чем  это возможно? (Череп имеет один вступ-МЫЩЕЛОК, 2 шейных позвонка АТЛАНТ и ЭПИСТРОФЕЙ)

Сообщение темы  урока.

Внутреннее строение  и жизнедеятельность Рептилий

Заполнение инструктивной карты

 

 1.Рассмотреть особенности внутреннего строения и  жизнедеятельности на примере ящерицы прыткой. 

 

Система

ОРГАНЫ

ФУНКЦИИ

Пищеварение

Дыхательная

Выделительная

Кровеносная

Неровная

Органы размножения

 Кровеносная система                        

 Ящерицы

Змеи

Черепахи      Крокодилы  

 

 

2.Температура рептилий  __________________________ зависит от_______________________

3.Годовой жизненный цикл        _________________________________________

 Спячка__________

4.Какие особенности поведения рептилий способствуют успешному размножению

УО-4   Первичное  закрепление  нового материала.

 Подведение итогов урока.  Учитель создаёт проблемную ситуацию. ?  Побуждает к поиску собственного решения.

Какие  особенности  образа  жизни  и  строения  позволили  пресмыкающимся  стать  настоящими  сухопутными  животными?

(Верхний роговой слой кожи (чешуи, щитки) предохраняет тело животного от иссушения. У черепах этот слой кожи образует вместе с костями скелета мощный панцирь. Роговые покровы изнашиваются и заменяются новыми.)

УО-5   Рефлексия     «Мозговой  штурм»

-Какие  системы  органов  изменились  у  типично сухопутных животных -  по  сравнению  с  водными  животными? составьте причинно-следственную связь

а) покровы (защищают  от  иссушения)

б) органы  передвижения  (двигаться  по  суше)

в) органы  дыхания  (только  легкие)

г) размножение  (вне  воды, эмбрион  защищен  от  иссушения  оболочками)

д) органы  выделения (экономия  воды)

е) органы  чувств  (осязание  не  кожей)

Проверочная работа для учащихся по теме урока Тест по вариантам

Просмотр содержимого документа
«урок по теме «Внутреннее строение пресмыкающихся» »

Тема «Внутреннее строение пресмыкающихся»

Цель урока Закрепить знания учащихся о животных типа Хордовые. Изучить особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся как первых типично наземных животных.

Задачи урока.

Образовательные:

рассмотреть характерные признаки внутреннего строения пресмыкающихся на примере ящерицы прыткой;

Развивающие:

а) продолжить развитие логического мышления школьников посредством решения биологических задач

б) развитие мышления учащихся умений сравнивать и анализировать информацию.

Воспитательные:

а) совершенствовать навыки работы в группе команде;

б) Продолжить формирование у учащихся экологической культуры как основы взаимоотно­шения между человеком и окружающей­ средой. ... 
Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы, используемые на уроке: частично-поисковые, проблемное изложение, решение биологических проблем

Педагогические приёмы: анализ текста, сравнение информации

Оборудование: таблицы «тип Хордовые, класс Пресмыкающиеся», иллюстрации с изображением ящерицы.


Ход урока:

Учебного

элемента

Деятельность учителя с указанием заданий

Деятельность учащихся

УЭ-1

Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.


УЭ-2

Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний.

Работа по карточкам

(Приложение №1)

Работа в парах, обсуждение и анализ ответов



1 бал за правильный ответ

УЭ-3

Изучение новой темы. Подводящий диалог учителя. Сообщение темы урока.

Какие  изменения  во  внешнем  строении  пресмыкающихся  по  сравнению  с  земноводными  позволили  завоевать  сушу (заполнение  схемы)

Особенности

 







биологическая  задача.

Какие особенности строения скелета ящерицы, змеи, черепахи позволяют им поворачивать голову в сторону и опускать её вниз?

(Учащиеся участвуют в формулировании темы урока).

тема урока.

Внутреннее строение и жизнедеятельность Рептилий.

Приложение №2





Обсуждение при заполнении

За каждый правильный ответ 1 балл

(макс-5 б)



Участие учащихся в постановке темы

Раздать инструктивную карту по заполнению

В целях экономии времени задания разделить по вариантам. Сформулировать вывод. доработать дома.





За каждый правильный ответ 1 б

(макс 2б)











На усмотрение учителя 5 баллов за работу

УЭ-4

Первичное закрепление нового материала.

Подведение итогов урока.

Учитель создаёт проблемную ситуацию. Побуждает к поиску собственного решения.

-Какие  особенности  образа  жизни  и  строения  позволили  пресмыкающимся  стать  настоящими  сухопутными  животными?


( Работа идёт в группах, затем каждая группа отчитывается о проделанной работе . Общее обсуждение).


Учащиеся делятся на группы. Каждой группе выдаётся индивидуальное задание.

Обсуждение внутри группы. Отчёт каждой группы по заданиям.






УЭ-5

Применение новых знаний. Рефлексия, выставление оценок, творческое домашнее задание






Проверочная работа для учащихся по теме урока


Оцени свою работу

18- 20 баллов- оценка - 5

14 -17 баллов- оценка - 4

10 -13 баллов- оценка -3


Дом.задание. Выбери дом.задание из вопросов после параграфа на выбор. Используй пройденный материал.

Рефлексия – мозговой штурм (фронтальный опрос)

(можно ответы учащихся,  вывешивать  на  доске)

На усмотрение учителя (макс – 5 б)


Учащиеся выполняют проверочную работу (ТЕСТ)

Каждому раздаётся индивидуальное задание.

Затем взаимопроверка.









УО-1 Проверка готовности класса к уроку.


УО-2 Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний

Повторение материала изученного на предыдущем уроке о признаках типа Хордовые. Общая характеристика Класса Рептилии. Внешнее строение и скелет пресмыкающихся.

Приложение №1

К

Царство

Тип

Подтип

арточка-задание №
1 Сформулируйте признаки Хордовых животных. Заполните пробелы в схеме классификации.





Класс







Карточка-задание №2 Сформулируйте признаки класса Рептилии, как первых наземных животных.

Карточка-задание №3 Каковы особенности внешнего строения пресмыкающихся в связи с наземным образом жизни.

УО-3 Подводящий диалог учителя. Сообщение темы урока.

Какие  изменения  во  внешнем  строении  пресмыкающихся  по  сравнению  с  земноводными  позволили  завоевать  сушу (заполнение  схемы)



                        Особенности                                                             

 Шея      когти   сухая,  линяющая кожа        третье  веко  с  роговым  покровом

Решение  биологической   задачи.

Ящерицы,  змеи, черепахи  могут  поворачивать  голову  в  сторону,  опускать  ее  вниз  и  поднимать  вверх. В  связи  с  чем  это возможно? (Череп имеет один вступ-МЫЩЕЛОК, 2 шейных позвонка АТЛАНТ и ЭПИСТРОФЕЙ)

Сообщение темы урока.

Внутреннее строение и жизнедеятельность Рептилий

Заполнение инструктивной карты



1.Рассмотреть особенности внутреннего строения и жизнедеятельности на примере ящерицы прыткой



Система

ОРГАНЫ

ФУНКЦИИ

Пищеварение



Дыхательная



Выделительная



Кровеносная



Неровная



Органы размножения
















Кровеносная система





Ящерицы

Змеи

Черепахи Крокодилы





2.Температура рептилий __________________________ зависит от_______________________

3.Годовой жизненный цикл _________________________________________

Спячка__________

4.Какие особенности поведения рептилий способствуют успешному размножению

УО-4 Первичное закрепление нового материала.

Подведение итогов урока. Учитель создаёт проблемную ситуацию. ??? Побуждает к поиску собственного решения.

Какие  особенности  образа  жизни  и  строения  позволили  пресмыкающимся  стать  настоящими  сухопутными  животными?

(Верхний роговой слой кожи (чешуи, щитки) предохраняет тело животного от иссушения. У черепах этот слой кожи образует вместе с костями скелета мощный панцирь. Роговые покровы изнашиваются и заменяются новыми.)

УО-5 Рефлексия «Мозговой  штурм»

-Какие  системы  органов  изменились  у  типично сухопутных животных - по  сравнению  с  водными  животными? составьте причинно-следственную связь

а) покровы (защищают  от  иссушения)

б) органы  передвижения  (двигаться  по  суше)

в) органы  дыхания  (только  легкие)

г) размножение  (вне  воды, эмбрион  защищен  от  иссушения  оболочками)

д) органы  выделения (экономия  воды)

е) органы  чувств  (осязание  не  кожей)

Проверочная работа для учащихся по теме урока Тест по вариантам

1 вариант

1. К пресмыкающимся относятся

А – жабы Б – лягушки

В – змеи Г – тритоны

2. У ящерицы в отличие от лягушки есть

А – шея Б – веки В – кожа

Г – конечности

3. Кожа ящерицы

А – голая Б – влажная

В – чешуйчатая, сухая

Г – покрыта слизью

4. В скелете пресмыкающихся в отличие от земноводных есть

А – позвоночник Б – ребра В – череп Г – пояса конечностей

5. Как у земноводных у пресмыкающихся есть

А – чешуйчатая кожа

Б – 8 шейных позвонков

В – третье веко Г – клоака

6. У пресмыкающихся в отличие от земноводных

А – сердце трехкамерное

Б – сердце двухкамерное

В – сердце четырехкамерное

Г – 1 круг кровообращения

7. По сравнению с земноводными у пресмыкающихся лучше развит мозжечок, что связано

А – с более сложными условными рефлексами

Б – с более сложными безусловными рефлексами

В – с большей подвижностью

Г – с более интенсивным дыханием

8. У пресмыкающихся в отличие от земноводных

А – яйца более мелкие

Б – яйца не имеют оболочки

В – большой запас питательных веществ в яйце

Г – яйца развиваются в воде



2 вариант

9. Кожистая оболочка защищает яйцо пресмыкающихся от А – хищников Б- перепадов температур

В – высыхания Г – света

10. К чешуйчатым пресмыкающимся относятся

А – крокодилы Б – черепахи

В – змеи Г – тритоны

11. Змей содержат в питомниках для получения

А – яда Б – кожи

В- мяса Г – яйц

12.Древние пресмыкающиеся вытеснили древних земноводных, так как

А – были крупнее

Б – имели ряд приспособлений к жизни в условиях сухого климата

В – были хищниками

Г – имели покровительственную окраску

13. У ящериц, как и у тритонов, есть

А – когти Б – 4 конечности

В- роговой покров Г – хвост

14. Пресмыкающиеся в отличие от земноводных могут жить в сухих, прогреваемых солнцем местах благодаря

А – развитой нервной системе

Б – развитию органов чувств

В – сухой коже с роговыми чешуйками

Г – заботе о потомстве

15. Пресмыкающиеся считаются более высокоорганизованной группой по сравнению с земноводными, так как у них более сложное строение имеет

А – пищеварительная система

Б – выделительная система

В – нервная система

Г – опорно-двигательная система


















1

2

3

4

5

6

7

8








9

10

11

12

13

14

14








Матрица ответов

Список литературы

1. Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология 7 класс. М; «Вентана- Граф»,2010.

2. Шабанов Д. А., Шабанова А. В., Харьков, Биология. 7 класс. 2001 г.

3. Я познаю мир: Змеи, крокодилы, черепахи: детская энциклопедия.- М.:АСТ: Астрель, 2002.- 413 с.: ил.

4. Интернет ресурс: http://www.floranimal.ru http://biodan.narod.ru

5.Биология: Школьная энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2004.

6.Поурочные разработки по биологии. 7-8 классы. К учебникам А.И. Никишова, В.М. Константинова, В.В. Латюшина






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
урок по теме «Внутреннее строение пресмыкающихся»

Автор: Гулина Ирина Николаевна

Дата: 19.02.2015

Номер свидетельства: 176187

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Презентация для урока биологии "Внутреннее строение пресмыкающихся""
    ["seo_title"] => string(77) "priezientatsiiadliaurokabiologhiivnutriennieiestroieniiepriesmykaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "339673"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1471427896"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Особенности внешнего и внутреннего строения. "
    ["seo_title"] => string(109) "obshchaia-kharaktieristika-klassa-priesmykaiushchiiesia-osobiennosti-vnieshniegho-i-vnutrienniegho-stroieniia"
    ["file_id"] => string(6) "197130"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428178290"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Урок на тему "Особенности строения и жизнедеятельности млекопитающих как высокоорганизованных животных" "
    ["seo_title"] => string(120) "urok-na-tiemu-osobiennosti-stroieniia-i-zhizniedieiatiel-nosti-mliekopitaiushchikh-kak-vysokoorghanizovannykh-zhivotnykh"
    ["file_id"] => string(6) "106281"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402990394"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "«Внешнее и внутреннее строение птиц» "
    ["seo_title"] => string(44) "vnieshnieie-i-vnutriennieie-stroieniie-ptits"
    ["file_id"] => string(6) "143398"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418540060"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "конспект урока на тему "Класс Птиц" "
    ["seo_title"] => string(36) "konspiekt-uroka-na-tiemu-klass-ptits"
    ["file_id"] => string(6) "100856"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402396770"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства