Цель урока Закрепить знания учащихся о животных типа Хордовые. Изучить особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся как первых типично наземных животных.
Задачи урока.
Образовательные:
рассмотреть характерные признаки внутреннего строения пресмыкающихся на примере ящерицы прыткой;
Развивающие:
а) продолжить развитие логического мышления школьников посредством решения биологических задач
б) развитие мышления учащихся умений сравнивать и анализировать информацию.
Воспитательные:
а) совершенствовать навыки работы в группе команде;
б) Продолжить формирование у учащихся экологической культуры как основы взаимоотношения между человеком и окружающей средой.. Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы, используемые на уроке: частично-поисковые, проблемное изложение, решение биологических проблем
Педагогические приёмы: анализ текста, сравнение информации
Оборудование: таблицы «тип Хордовые, класс Пресмыкающиеся», иллюстрации с изображением ящерицы.
Повторение материала изученного на предыдущем уроке о признаках типа Хордовые. Общая характеристика Класса Рептилии. Внешнее строение и скелет пресмыкающихся.
Приложение №1
Подтип
Тип
Царство
Карточка-задание №1 Сформулируйте признаки Хордовых животных. Заполните пробелы в схеме классификации.
Карточка-задание №2 Сформулируйте признаки класса Рептилии, как первых наземных животных.
Карточка-задание №3 Каковы особенности внешнего строения пресмыкающихся в связи с наземным образом жизни.
УО-3Подводящий диалог учителя. Сообщение темы урока.
Какие изменения во внешнем строении пресмыкающихся по сравнению с земноводными позволили завоевать сушу (заполнение схемы)
Особенности
Шея когти сухая, линяющая кожа третье веко с роговым покровом
Решение биологической задачи.
Ящерицы, змеи, черепахи могут поворачивать голову в сторону, опускать ее вниз и поднимать вверх. В связи с чем это возможно? (Череп имеет один вступ-МЫЩЕЛОК, 2 шейных позвонка АТЛАНТ и ЭПИСТРОФЕЙ)
Сообщение темы урока.
Внутреннее строение и жизнедеятельность Рептилий
Заполнение инструктивной карты
1.Рассмотреть особенности внутреннего строения и жизнедеятельности на примере ящерицы прыткой.
Система
ОРГАНЫ
ФУНКЦИИ
Пищеварение
Дыхательная
Выделительная
Кровеносная
Неровная
Органы размножения
Кровеносная система
Ящерицы
Змеи
Черепахи Крокодилы
2.Температура рептилий __________________________ зависит от_______________________
3.Годовой жизненный цикл _________________________________________
Спячка__________
4.Какие особенности поведения рептилий способствуют успешному размножению
УО-4 Первичное закрепление нового материала.
Подведение итогов урока. Учитель создаёт проблемную ситуацию. ? Побуждает к поиску собственного решения.
Какие особенности образа жизни и строения позволили пресмыкающимся стать настоящими сухопутными животными?
(Верхний роговой слой кожи (чешуи, щитки) предохраняет тело животного от иссушения. У черепах этот слой кожи образует вместе с костями скелета мощный панцирь. Роговые покровы изнашиваются и заменяются новыми.)
УО-5 Рефлексия «Мозговой штурм»
-Какие системы органов изменились у типично сухопутных животных - по сравнению с водными животными? составьте причинно-следственную связь
а) покровы (защищают от иссушения)
б) органы передвижения (двигаться по суше)
в) органы дыхания (только легкие)
г) размножение (вне воды, эмбрион защищен от иссушения оболочками)
д) органы выделения (экономия воды)
е) органы чувств (осязание не кожей)
Проверочная работа для учащихся по теме урока Тест по вариантам
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«урок по теме «Внутреннее строение пресмыкающихся» »
Тема «Внутреннее строение пресмыкающихся»
Цель урокаЗакрепить знания учащихся о животных типа Хордовые. Изучить особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся как первых типично наземных животных.
Задачи урока.
Образовательные:
рассмотреть характерные признаки внутреннего строения пресмыкающихся на примере ящерицы прыткой;
Развивающие:
а) продолжить развитие логического мышления школьников посредством решения биологических задач
б) развитие мышления учащихся умений сравнивать и анализировать информацию.
Воспитательные:
а) совершенствовать навыки работы в группе команде;
б) Продолжить формирование у учащихся экологической культуры как основы взаимоотношения между человеком и окружающей средой. ... Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы, используемые на уроке: частично-поисковые, проблемное изложение, решение биологических проблем
Педагогические приёмы: анализ текста, сравнение информации
Оборудование: таблицы «тип Хордовые, класс Пресмыкающиеся», иллюстрации с изображением ящерицы.
Повторение материала изученного на предыдущем уроке о признаках типа Хордовые. Общая характеристика Класса Рептилии. Внешнее строение и скелет пресмыкающихся.
Приложение №1
К
Царство
Тип
Подтип
арточка-задание №1 Сформулируйте признаки Хордовых животных. Заполните пробелы в схеме классификации.
Класс
Карточка-задание №2 Сформулируйте признаки класса Рептилии, как первых наземных животных.
Карточка-задание №3 Каковы особенности внешнего строения пресмыкающихся в связи с наземным образом жизни.
УО-3Подводящий диалог учителя. Сообщение темы урока.
Какие изменения во внешнем строении пресмыкающихся по сравнению с земноводными позволили завоевать сушу(заполнение схемы)
Особенности
Шея когти сухая, линяющая кожа третье веко с роговым покровом
Решение биологической задачи.
Ящерицы, змеи, черепахи могут поворачивать голову в сторону, опускать ее вниз и поднимать вверх. В связи с чем это возможно? (Череп имеет один вступ-МЫЩЕЛОК, 2 шейных позвонка АТЛАНТ и ЭПИСТРОФЕЙ)
Сообщение темы урока.
Внутреннее строение и жизнедеятельность Рептилий
Заполнение инструктивной карты
1.Рассмотреть особенности внутреннего строения и жизнедеятельности на примере ящерицы прыткой.
Система
ОРГАНЫ
ФУНКЦИИ
Пищеварение
Дыхательная
Выделительная
Кровеносная
Неровная
Органы размножения
Кровеносная система
Ящерицы
Змеи
Черепахи Крокодилы
2.Температура рептилий __________________________ зависит от_______________________
3.Годовой жизненный цикл _________________________________________
Спячка__________
4.Какие особенности поведения рептилий способствуют успешному размножению
УО-4 Первичное закрепление нового материала.
Подведение итогов урока. Учитель создаёт проблемную ситуацию. ??? Побуждает к поиску собственного решения.
Какие особенности образа жизни и строения позволили пресмыкающимся стать настоящими сухопутными животными?
(Верхний роговой слой кожи (чешуи, щитки) предохраняет тело животного от иссушения. У черепах этот слой кожи образует вместе с костями скелета мощный панцирь. Роговые покровы изнашиваются и заменяются новыми.)
УО-5 Рефлексия «Мозговой штурм»
-Какие системы органов изменились у типично сухопутных животных - по сравнению с водными животными? составьте причинно-следственную связь
а) покровы (защищают от иссушения)
б) органы передвижения (двигаться по суше)
в) органы дыхания (только легкие)
г) размножение (вне воды, эмбрион защищен от иссушения оболочками)
д) органы выделения (экономия воды)
е) органы чувств (осязание не кожей)
Проверочная работа для учащихся по теме урока Тест по вариантам
1 вариант
1. К пресмыкающимся относятся
А – жабы Б – лягушки
В – змеи Г – тритоны
2. У ящерицы в отличие от лягушки есть
А – шея Б – веки В – кожа
Г – конечности
3. Кожа ящерицы
А – голая Б – влажная
В – чешуйчатая, сухая
Г – покрыта слизью
4. В скелете пресмыкающихся в отличие от земноводных есть
А – позвоночник Б – ребра В – череп Г – пояса конечностей
5. Как у земноводных у пресмыкающихся есть
А – чешуйчатая кожа
Б – 8 шейных позвонков
В – третье веко Г – клоака
6. У пресмыкающихся в отличие от земноводных
А – сердце трехкамерное
Б – сердце двухкамерное
В – сердце четырехкамерное
Г – 1 круг кровообращения
7. По сравнению с земноводными у пресмыкающихся лучше развит мозжечок, что связано
А – с более сложными условными рефлексами
Б – с более сложными безусловными рефлексами
В – с большей подвижностью
Г – с более интенсивным дыханием
8. У пресмыкающихся в отличие от земноводных
А – яйца более мелкие
Б – яйца не имеют оболочки
В – большой запас питательных веществ в яйце
Г – яйца развиваются в воде
2 вариант
9. Кожистая оболочка защищает яйцо пресмыкающихся от А – хищников Б- перепадов температур
В – высыхания Г – света
10. К чешуйчатым пресмыкающимся относятся
А – крокодилы Б – черепахи
В – змеи Г – тритоны
11. Змей содержат в питомниках для получения
А – яда Б – кожи
В- мяса Г – яйц
12.Древние пресмыкающиеся вытеснили древних земноводных, так как
А – были крупнее
Б – имели ряд приспособлений к жизни в условиях сухого климата
В – были хищниками
Г – имели покровительственную окраску
13. У ящериц, как и у тритонов, есть
А – когти Б – 4 конечности
В- роговой покров Г – хвост
14. Пресмыкающиеся в отличие от земноводных могут жить в сухих, прогреваемых солнцем местах благодаря
А – развитой нервной системе
Б – развитию органов чувств
В – сухой коже с роговыми чешуйками
Г – заботе о потомстве
15. Пресмыкающиеся считаются более высокоорганизованной группой по сравнению с земноводными, так как у них более сложное строение имеет