2. Обеспечить усвоение учащимися знаний о процессах жизнедеятельности птиц, об особенностях строения их внутренних органов в связи с функциями, приспособленностью к полету.
3. Показать усложнение организации внутреннего строения птиц по сравнению с пресмыкающимися.
2. Научить распознавать системы органов класса птиц, устанавливать взаимосвязь между строением и функции органов.
3. Научить выявлять приспособленность организмов к среде обитания
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Методы обучения: самостоятельная работа учащихся, словесные (рассказ, беседа), словесно-наглядные (презентация, просмотр видеофрагментов), словесно-наглядно-практические («лови ошибку», работа с текстом)
Просмотр содержимого документа
««Внешнее и внутреннее строение птиц» »
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Северо – Казахстанская область
район имени Габита Мусрепова
КГУ «Кокалажарская средняя школа»
Открытый урок по биологии
для учащихся 7 класса
«Внешнее и внутреннее строение птиц»
Подготовила и провела
Учитель биологии
Емельянова О.М.
2013 – 2014 год
Тема урока: Внешнее и внутреннее строение птиц.
Цель урока: найти приспособления птиц к полету
Задачи урока: I. Образовательные:
1. Углубить и расширить знания о птицах строении.
2. Обеспечить усвоение учащимися знаний о процессах жизнедеятельности птиц, об особенностях строения их внутренних органов в связи с функциями, приспособленностью к полету.
3. Показать усложнение организации внутреннего строения птиц по сравнению с пресмыкающимися.
2. Научить распознавать системы органов класса птиц, устанавливать взаимосвязь между строением и функции органов.
3. Научить выявлять приспособленность организмов к среде обитания
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Методы обучения: самостоятельная работа учащихся, словесные (рассказ, беседа), словесно-наглядные (презентация, просмотр видеофрагментов), словесно-наглядно-практические («лови ошибку», работа с текстом)
10) Размножение: внутреннее оплодотворение, откладывают и насиживают яйца
Просмотр видеофрагментов «строение яйца» и «типы птенцов»
Строение яйца
Часть яйца
Значение
Зародышевый диск
Будущий птенец
Желток
Белок
Скорлупа
Подскорлуповая оболочка
Надскорлуповая оболочка
Воздушная камера
Халазы (канатики)
Типы птенцов: птенцовые, выводковые
Типы птенцов
Тип птенца
Строение
Виды птиц
Выводковые
Птенцовые (гнездовые)
11) Происхождение. Произошли от древних пресмыкающихся. Археоптерикс – первая птица
IV. Закрепление знаний.
«Лови ошибку»
Наука о птицах – ихтиология
В Казахстане 9000 видов птиц
У птиц температура тела зависит от температуры окружающей среды
Опахало контурных перьев состоит из бородок и бородочек
У птиц шея поворачивается на 90 градусов
Поднимают крылья грудные мышцы
Киль – это вырост ребра
Желудок птиц 2-камерный
У птиц газообмен происходит в воздушных мешках
У птиц двойное дыхание
Сердце птиц 3-камерное
Большой круг кровообращения начинается в правом желудочке
У птиц нет мочевого пузыря
У птиц мозжечок развит хуже, чем у пресмыкающихся
Птицы произошли от млекопитающих
V. Оценочно-рефлексивный этап.
Приспособления птиц к полету. Работа на доске. Добавление
Подведение итогов
VI. Домашнее задание.
Параграф 51
Творческое задание 1) написать название птиц на все буквы алфавита
2) найти загадки о птицах
3) написать сочинение о полете птицы от имени птицы
Самоанализ урока по биологии
Урок проходил в 7 классе при изучении курса зоологии.
Изучаемый раздел « Тип Хордовые или позвоночные животные ».
К моменту проведения урока учащиеся владеют первичными знаниями о строении рыб, пресмыкающихся, земноводных.
Характеристика класса
В классе 6 учащихся, 2 из них имеют хорошие оценки по многим предметам. Анализ результатов исследования сфер учебной деятельности учащихся 7 класса показывает:
1) достаточный уровень любознательности учащихся к предметам математического цикла, биологии и др.;
2) достаточно сформированными являются навыки мыслительной деятельности;
3) на недостаточно высоком уровне у учащихся развито умение работать с учебниками и дополнительной литературой.
Исследование самооценки школьников «Умение учиться» показало, что большинство учащихся 7 класса испытывают интерес к учебе в связи с желанием получения знаний, их привлекает общение со сверстниками и учителями. У школьников этого класса развиты такие общеучебные умения, как вести конспект, готовить реферат, кратко излагать текст, творчески решать не сложные практические задания. 25% учащихся владеют умением определять наиболее рациональную последовательность действий по индивидуальному и коллективному выполнению учебной задачи.
Психологические исследования показали, что большинство учащихся класса всегда легко и быстро сосредоточивает свое внимание на объяснении учителя, не отвлекаются на уроке, ошибок по невнимательности практически не делают.
Исследования ведущих учебных мотивов показывает, что наиболее предпочтительными являются:
- мотивы общения – 100%;
- познавательные мотивы – 70 %;
- социальные мотивы – 70%.
Сочетание этих мотивов оптимально для формирования мотивации учебной деятельности по всем предметам.
Высокий уровень интереса к урокам биологии проявляет 75% учащихся, средний уровень – 10%.
Полное эмоциональное восприятие предмета проявляет 70% учащихся.
Полное эмоциональное принятие педагога – 90%.
Изучение общей тревожности в школе показало, что дети чувствуют себя в коллективе учителей и учащихся комфортно, спокойно, благоприятно действует на учащихся теплая атмосфера взаимоотношений в школе.
Профилактика переутомления, снятия психических напряжений и кратковременный отдых от умственных занятий стимулирует познавательную деятельность учащихся.
Тема урока: Внешнее и внутреннее строение птиц.
Цель урока: найти приспособления птиц к полету
Задачи урока: I. Образовательные:
1. Углубить и расширить знания о птицах строении.
2. Обеспечить усвоение учащимися знаний о процессах жизнедеятельности птиц, об особенностях строения их внутренних органов в связи с функциями, приспособленностью к полету.
3. Показать усложнение организации внутреннего строения птиц по сравнению с пресмыкающимися.
2. Научить распознавать системы органов класса птиц, устанавливать взаимосвязь между строением и функции органов.
3. Научить выявлять приспособленность организмов к среде обитания
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Методы обучения: самостоятельная работа учащихся, словесные (рассказ, беседа), словесно-наглядные (презентация, просмотр видеофрагментов), словесно-наглядно-практические («лови ошибку», работа с текстом)
Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, общеклассная.
Мотивация – самостоятельное выполнение заданий – самоконтроль-контроль-анализ, оценка-коррекция-рефлексия.
Тип и форма проведения урока были выбраны с учетом целей, задач, места урока в разделе «Тип Хордовые или позвоночные животные», особенностями учащихся данной возрастной группы.
Для поддержания активности учащихся на протяжении всего урока, организации произвольного и послепроизвольного внимания учащихся использовала смену форм (индивидуальная, групповая; фронтальная, самостоятельная) и видов деятельности (моделирование, наблюдение и анализ). Своевременное переключение внимания и использование динамической паузы позволило более полно реализовать поставленные задачи. Каждый этап урока логически завершался микрозакреплением.
На уроке обучающимся была предоставлена возможность проявить себя, свои идеи в нестандартной творческой форме (возможность фантазировать, вообразить что-либо, высказать свое мнение). Поощряя самостоятельность, давалось время обучающимся на поиск ответа, а не формулирование вопроса и ответа сразу же, возможность вариативности ответа.
Для рационализации и повышения эффективности урока контролировалось время, затраченное на определенный этап работы, планировалась деятельность в соответствии со значимостью темы. Расположение вспомогательных средств (таблицы, наглядные пособия), оформление стендов кабинета позволяет быстро и легко находить нужную информацию и материалы.
Для поддержания положительного эмоционального фона урока использовались приемы одобрения, похвалы, нацеливания на ожидаемый будущий успех обучающегося, положительные характеристики его работы.
Работоспособность учащихся на уроке хорошая, каждый работал в меру своих способностей, царила атмосфера доброжелательности и взаимопонимания.
Я считаю, что поставленные на уроке цели были достигнуты, учащиеся правильно и осознанно выполняли задания, удалось избежать переутомления, развить мотивацию учения, навыки поисковой работы, самореализоваться каждому ученику. На детей урок оказал глубокое эмоциональное воздействие.