Урок разработан с требованиями ФГОС. Учебник автор Пакулова, по программе В.В.Пасечника. Урок изучение нового материала.Используемые технологии: диалогово-коммуникативная,формировние приемов учебной деятельности.Форма работы: групповая,методы, используемые на уроке:исследовательский, познавательный, практический. Для закрепления имеет место быть кроссворд с ответами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«урок по теме Разнообразие почв »
Автор разработки урока: Дудаева О.Н.учитель биологии первой категории
МОУ СОШ№6
Конспект урока в 5 классе по теме:«Образование почв и их разнообразие»
1. Образовательная цель: Формирование понятий о почвах посредством актуализации, имеющихся представлений и формирования новых.
2. Развивающая цель:
Развитие и коррекция пространственного мышления и его операциональной стороны (анализа, сравнения, классификация) через выполнение специально подобранных упражнений на базе учебного материала.
3.Воспитательная цель:
Формирование элементов научного мировоззрения учащихся, ответственного отношения к учёбе.
Задачи:
-формировать понятие «почва»; - познакомить с составом почвы и населяющими её живыми существами; - раскрыть роль почвы в жизни растений; - формировать элементарные представления об образовании почвы, о её разрушении в результате деятельности человека и мерах охраны; - уточнить и дополнить представления учащихся об огромной роли почвы в хозяйственной деятельности человека;
-Формировать умение извлекать учебную информацию из собственных наблюдений, работать с учебником.
Тип урока: изучение нового материала
Используемые технологии: диалогово - коммуникативная, формирование приемов учебной деятельности.
Вот звонок нам дал сигнал – Поработать час настал.
Представьте, что вы работаете в школьной учебной лаборатории. И мы с вами не просто учитель и ученики, а научные сотрудники и сегодня будем наблюдать. Рассуждать, открывать новые знания и делать выводы.
Послушайте внимательно:
Есть просто храм, Есть храм науки. А есть ещё природы храм – С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь. Входи сюда, будь сердцем чуток, Не оскверняй его святынь.
Святыня – это то, что является особенно дорогим человеку, любовно хранимым и чтимым.
- Как вы думаете, ребята, какую святыню природы можно назвать главной для человека?
Без какой святыни природы его жизнь не представляется возможной? (Без земли.)
- Затрудняетесь, тогда, отгадайте загадку.
Бьют меня ногами,
Режут грудь ножами,
Каждый хочет растоптать,
А я с подарками опять! (ЗЕМЛЯ)
Слово «земля» имеет много значений: • это и название нашей планеты, на которой мы живем;
• это и суша как противоположность водному и воздушному пространству; • это и земля в понимании страна, государство, а также вообще какая-нибудь большая территория. - Но мы с вами сегодня будем говорить о земле, на которой все растет, о земле - матушке нашей кормилице или ... о чем? Каково её научное название? - Почва. - Да, это почва. Но всякую ли землю можно назвать почвой?
- Что же такое почва. Как вы думаете?
Почва- кормилица человека, она для нас дороже нефти, угля, золота. В.В.Докучаев.
- Почва – это верхний темный плодородный слой земли. - А что значит «плодородный»? - Что такое плодородие? - Плодородие – главное свойство почвы. - Разберите это слово по составу. (Плодородие – это способность почвы «рождать плоды», производить богатую растительность, давать обильный урожай. Это главное свойство почвы.) - Почему же почва плодородна? - Наверное, в ней содержится как раз то, что необходимо растениям для жизни. Что входит в состав почвы?
- Вы не забыли, о чем мы говорили в начале урока. Мы научные сотрудник
- И сейчас мы с вами проведем исследовательскую работу, и узнаем, из чего состоит почва. Выводы по работе мы будем записывать в тетрадь.
У вас на партах стоит оборудование. Как нужно себя вести во время работы со стеклом.
ОПЫТ№1
Через лупу рассмотрите почву. 1.Какого цвета почва. 2. Какие частицы можно увидеть в почве.3. Какой можно сделать вывод.
ВЫВОД: В почве есть остатки растений и животных – перегной.
ОПЫТ № 2
Бросить в стакан с водой кусочек почвы. - Что вы видите? Из почвы через воду идут пузырьки воздуха. ВЫВОД: в почве есть воздух.
ОПЫТ № 3
Возьмите карандаш и осторожно помешайте. Дайте отстояться, что заметили?
ВЫВОД: в почве есть песок и глина, - Какой вывод можно сделать из результатов нашего исследования.
ВЫВОД: Почва бывает серого, тёмного, иногда совсем чёрного цвета. В почве есть воздух, остатки растений и животных, песок, глина.
Физкультминутка. Ведущий – учитель. Поднимает руки класс – это раз.
Повернулась голова- это два.
Ноги врозь, вперёд смотри – это три.
На четыре – руки шире.
Пять- ногами помахать.
Шесть – на место сесть опять. - Как образовалась почва, кто влияет на образования почвы. Об этом мы узнаем из сообщения (выступление уч-ся)
- Какой вывод из сказанного можно сделать (делаем вывод, записываем в тетрадь)
-РАБОТА С УЧЕБНИКОМ
- откройте учебники стр120, параграф 29
- Кто-нибудь из вас наблюдал за рытьем ям. Что вы видели?
- Почва состоит из слоев. Эти слои называются – горизонтами.
Самый верхний горизонт - темный. В нем накапливаются останки, образуется перегной. От него зависит плодородие почвы.
Почвы бывают разные, в одних больше перегноя. А в других больше песка и глины.
ПОКАЗЫВАЮ ОБРАЗЦЫ ПОЧВЫ.
ЧЕРНОЗЕМНЫЕ ПОЧВЫ МОЩНЫЕ, СЛОЙ ПЕРЕГНОЯ БОЛЕЕ 1 МЕТРА, ОНИ ЧЕРНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ.
ПОДЗОЛИСТЫЕ ПОЧВЫ МАЛО ПЕРЕГНОЯ, ИМЕЮТ СЕРЫЙ, КАК У ЗОЛЫ ЦВЕТ, СКАПЛИВАЕТЬСЯ ВЛАГА СОЗДАЮТЬСЯ УСЛОВИЯ ДЛЯ ГНИЕНИЯ. Под действием микроорганизмов остатки растений превращается в перегной, в котором образуются почвенные кислоты, почвы кислые.
ГЛИНИСТЫЕ-ПРЕОБЛАДАЮТ ГЛИНЫ, КОГДА НЕТ ДОЖДЕЙ ГЛИНА ВЫСЫХАЕТ СТАНОВИТЬСЯ КАК КАМЕНЬ, В ДОЖДЬ СТАНОВИТЬСЯ ВЯЗКОЙ
ПЕСЧАНЫЕ ПОЧВЫ ПРЕОБЛАДАЕТ ПЕСОК. ЧАСТИЦЫ СЛАБО СВЯЗАНЫ МЕЖДУ СОБОЙ, КОРНЯМ РАСТЕНИЙ ТРУДНО УКРЕПИТЬСЯ. БЫСТРО ПРОПУСКАЮТ ВОДУ ЗАСУШЛИВЫ.
ИЗВЕСТНЯК СОСТОЯТ ИЗ ИЗВЕСТНИКА
ТОРФЯНЫЕ БОЛОТНЫЕ ПОЧВЫ.
В нашей местности черноземные почвы.
Если останется время можно поработать по карте.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Итак, давайте подведем итоги нашего научного исследования.
1.-Что такое почва.
-Какие почвы называют плодородными.
Перед вами 5 вопросов. Вы на них сейчас ответите, ответы запишите в тетрадь.
Обучающий тест.
Вид работы – фронтальная.
Вы читаете их и на листочках записываете ответ.
Затем поменяйтесь листочками мы все ваши ответы проверим.
1) Верхний рыхлый и плодородный слой земли, покрытый растительностью. (почва, болото, глина)
2) Какие вещества входят в состав почвы, выбери и зачеркни лишнее: (Песок, глина, вода, воздух, стекло, перегной, соли).
3) Основное свойство почвы. (плодогрызие, плодородие, плодовымывание)
4) Самая богатая перегноем почва. (……..)
5) Остатки органических и неорганических веществ, содержащихся в почве. (….)
Взаимопроверка. За каждый правильный ответ выставляется знак + 5 + оценка «5» 4 + оценка «4» 3 + оценка «3»
3.Решение экологической проблемы.
Ребята посадили небольшой еловый лес. Они тщательно за ним ухаживали: все дорожки в лесу заасфальтировали, каждую травинку выпалывали, выгребали и убирали опавшую хвою. С течением времени все елочки перестали расти, и постепенно лес погиб.
МОЛОДЦЫ!! Выставление оценок за урок
Д-з решить кроссворд;
Сообщение типы почв
Параграф 29, вопросы с 121
Кроссворд «Почва»
По горизонтали:
1. Верхний плодородный слой земли.
2. Главное свойство почвы.
3. Наука о почве
4. Фамилия русского ученого, который исследовал и создал науку о почве.
По вертикали: Вспомните состав почвы с помощью загадок. По ходу заполняйте кроссворд.
5. Чего ни в комнате, ни на улице не увидишь?
6. Много меня - пропал бы мир, Мало меня - пропал бы мир.
7. Какая нота и продукт называются одинокого?
8. Петя замок строит ловко, Катя торт печёт ведёрком. Здесь, у моря на часок Всех детей собрал / Песок /!
9. Запас солей в почве постоянно наполняется благодаря ……(перегной- ед.ч.)
10. Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу – Они понадобятся сразу.
Ответы:
По горизонтали:1. Почва. 2. Плодородие. 3. Почвоведение. 4. Докучаев.