kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме Разнообразие почв

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан с требованиями ФГОС. Учебник автор Пакулова, по программе В.В.Пасечника. Урок изучение нового материала.Используемые технологии: диалогово-коммуникативная,формировние приемов учебной деятельности.Форма работы: групповая,методы, используемые на уроке:исследовательский, познавательный, практический. Для закрепления имеет место быть кроссворд с ответами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок по теме Разнообразие почв »

Автор разработки урока: Дудаева О.Н.учитель биологии первой категории

МОУ СОШ№6

Конспект урока в 5 классе по теме: «Образование почв и их разнообразие»


1. Образовательная цель: Формирование понятий о почвах посредством актуализации, имеющихся представлений и формирования новых.

2. Развивающая цель:

Развитие и коррекция пространственного мышления и его операциональной стороны (анализа, сравнения, классификация) через выполнение специально подобранных упражнений на базе учебного материала.

3.Воспитательная цель:

Формирование элементов научного мировоззрения учащихся, ответственного отношения к учёбе.

Задачи:

-формировать понятие «почва»;
- познакомить с составом почвы и населяющими её живыми существами;
- раскрыть роль почвы в жизни растений;
- формировать элементарные представления об образовании почвы, о её разрушении в результате деятельности человека и мерах охраны;
- уточнить и дополнить представления учащихся об огромной роли почвы в хозяйственной деятельности человека;

-Формировать умение извлекать учебную информацию из собственных наблюдений, работать с учебником.

Тип урока: изучение нового материала

Используемые технологии: диалогово - коммуникативная, формирование приемов учебной деятельности.

Формы: групповая.

Методы: исследовательский, познавательный, практический.

Ход урока

  1. Организационный момент

Вот звонок нам дал сигнал – 
  Поработать час настал.

Представьте, что вы работаете в школьной учебной лаборатории. И мы с вами не просто учитель и ученики, а научные сотрудники и сегодня будем наблюдать. Рассуждать, открывать новые знания и делать выводы.

Послушайте внимательно:

Есть просто храм, 
Есть храм науки. 
А есть ещё природы храм – 
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам. 
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь. 



Святыня – это то, что является особенно дорогим человеку, любовно хранимым и чтимым.

- Как вы думаете, ребята, какую святыню природы можно назвать главной для человека?

Без какой святыни природы его жизнь не представляется возможной? (Без земли.)

- Затрудняетесь, тогда, отгадайте загадку.

Бьют меня ногами,

Режут грудь ножами,

Каждый хочет растоптать,

А я с подарками опять! (ЗЕМЛЯ)

Слово «земля» имеет много значений: 
• это и название нашей планеты, на которой мы живем; 

• это и суша как противоположность водному и воздушному пространству;
• это и земля в понимании страна, государство, а также вообще какая-нибудь большая территория.
- Но мы с вами сегодня будем говорить о земле, на которой все растет, о земле - матушке нашей кормилице или ... о чем? Каково её научное название?
- Почва.
- Да, это почва. Но всякую ли землю можно назвать почвой?

- Что же такое почва. Как вы думаете?

Почва- кормилица человека, она для нас дороже нефти, угля, золота. В.В.Докучаев.

- Почва – это верхний темный плодородный слой земли.
- А что значит «плодородный»? 
- Что такое плодородие? 
- Плодородие – главное свойство почвы.
- Разберите это слово по составу.
 (Плодородие – это способность почвы «рождать плоды», производить богатую растительность, давать обильный урожай. Это главное свойство почвы.)
- Почему же почва плодородна? 
- Наверное, в ней содержится как раз то, что необходимо растениям для жизни. 
Что входит в состав почвы? 

- Вы не забыли, о чем мы говорили в начале урока. Мы научные сотрудник

- И сейчас мы с вами проведем исследовательскую работу, и узнаем, из чего состоит почва. Выводы по работе мы будем записывать в тетрадь.

У вас на партах стоит оборудование. Как нужно себя вести во время работы со стеклом.

ОПЫТ№1

Через лупу рассмотрите почву. 1.Какого цвета почва.  2. Какие частицы можно увидеть в почве.3. Какой можно сделать вывод.

ВЫВОД: В почве есть остатки растений и животных – перегной.

ОПЫТ № 2

Бросить в стакан с водой кусочек почвы.
- Что вы видите?
Из почвы через воду идут пузырьки воздуха.
ВЫВОД: в почве есть воздух.

ОПЫТ № 3

Возьмите карандаш и осторожно помешайте. Дайте отстояться, что заметили?

ВЫВОД: в почве есть песок и глина,
- Какой вывод можно сделать из результатов нашего исследования.

ВЫВОД: Почва бывает серого, тёмного, иногда совсем чёрного цвета. В почве есть воздух, остатки растений и животных, песок, глина.

Физкультминутка.
Ведущий – учитель.
Поднимает руки класс – это раз.

Повернулась голова- это два.

Ноги врозь, вперёд смотри – это три.

На четыре – руки шире.

Пять- ногами помахать.

Шесть – на место сесть опять.
- Как образовалась почва, кто влияет на образования почвы. Об этом мы узнаем из сообщения (выступление уч-ся)

- Какой вывод из сказанного можно сделать (делаем вывод, записываем в тетрадь)

-РАБОТА С УЧЕБНИКОМ


- откройте учебники стр120, параграф 29


- Кто-нибудь из вас наблюдал за рытьем ям. Что вы видели?

- Почва состоит из слоев. Эти слои называются – горизонтами.

Самый верхний горизонт - темный. В нем накапливаются останки, образуется перегной. От него зависит плодородие почвы.

Почвы бывают разные, в одних больше перегноя. А в других больше песка и глины.

ПОКАЗЫВАЮ ОБРАЗЦЫ ПОЧВЫ.


ЧЕРНОЗЕМНЫЕ ПОЧВЫ МОЩНЫЕ, СЛОЙ ПЕРЕГНОЯ БОЛЕЕ 1 МЕТРА, ОНИ ЧЕРНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ.


ПОДЗОЛИСТЫЕ ПОЧВЫ МАЛО ПЕРЕГНОЯ, ИМЕЮТ СЕРЫЙ, КАК У ЗОЛЫ ЦВЕТ, СКАПЛИВАЕТЬСЯ ВЛАГА СОЗДАЮТЬСЯ УСЛОВИЯ ДЛЯ ГНИЕНИЯ. Под действием микроорганизмов остатки растений превращается в перегной, в котором образуются почвенные кислоты, почвы кислые.


ГЛИНИСТЫЕ-ПРЕОБЛАДАЮТ ГЛИНЫ, КОГДА НЕТ ДОЖДЕЙ ГЛИНА ВЫСЫХАЕТ СТАНОВИТЬСЯ КАК КАМЕНЬ, В ДОЖДЬ СТАНОВИТЬСЯ ВЯЗКОЙ


ПЕСЧАНЫЕ ПОЧВЫ ПРЕОБЛАДАЕТ ПЕСОК. ЧАСТИЦЫ СЛАБО СВЯЗАНЫ МЕЖДУ СОБОЙ, КОРНЯМ РАСТЕНИЙ ТРУДНО УКРЕПИТЬСЯ. БЫСТРО ПРОПУСКАЮТ ВОДУ ЗАСУШЛИВЫ.


ИЗВЕСТНЯК СОСТОЯТ ИЗ ИЗВЕСТНИКА

ТОРФЯНЫЕ БОЛОТНЫЕ ПОЧВЫ.


В нашей местности черноземные почвы.


Если останется время можно поработать по карте.


ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Итак, давайте подведем итоги нашего научного исследования.

1.-Что такое почва.

-Какие почвы называют плодородными.

Перед вами 5 вопросов. Вы на них сейчас ответите, ответы запишите в тетрадь.

  1. Обучающий тест.

Вид работы – фронтальная.

Вы читаете их и на листочках записываете ответ.

Затем поменяйтесь листочками мы все ваши ответы проверим.

1) Верхний рыхлый и плодородный слой земли, покрытый растительностью. (почва, болото, глина)

2)  Какие вещества входят в состав почвы, выбери и  зачеркни лишнее: (Песок, глина, вода, воздух, стекло, перегной, соли).

3)  Основное свойство почвы. (плодогрызие, плодородие, плодовымывание)

4)  Самая богатая перегноем почва. (……..)

5) Остатки органических и неорганических веществ, содержащихся в почве. (….)

Взаимопроверка. За каждый правильный ответ выставляется знак + 5 + оценка «5» 4 + оценка «4» 3 + оценка «3»

3.Решение экологической проблемы.

Ребята посадили небольшой еловый лес. Они тщательно за ним ухаживали: все дорожки в лесу заасфальтировали, каждую травинку выпалывали, выгребали и убирали опавшую хвою. С течением времени все елочки перестали расти, и постепенно лес погиб.


МОЛОДЦЫ!! Выставление оценок за урок

Д-з решить кроссворд;

Сообщение типы почв

Параграф 29, вопросы с 121

Кроссворд «Почва»

По горизонтали:

1. Верхний плодородный слой земли.

2. Главное свойство почвы.

3. Наука о почве

4. Фамилия русского ученого, который исследовал и создал науку о почве.



















По вертикали: Вспомните состав почвы с помощью загадок. По ходу заполняйте кроссворд.

5. Чего ни в комнате, ни на улице не увидишь?

6. Много меня - пропал бы мир,
Мало меня - пропал бы мир.

7. Какая нота и продукт называются одинокого?

8. Петя замок строит ловко,
Катя торт печёт ведёрком.
Здесь, у моря на часок
Всех детей собрал / Песок /!

9. Запас солей в почве постоянно наполняется благодаря ……(перегной- ед.ч.)

10. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу – 
Они понадобятся сразу.

Ответы:

По горизонтали:1. Почва. 2. Плодородие. 3. Почвоведение. 4. Докучаев.

По вертикали: 5. Воздух. 6. Вода. 7. Соль. 8. Песок.9. Перегной. 10. Глина.























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
урок по теме Разнообразие почв

Автор: Дудаева Ольга Николаевна

Дата: 25.02.2015

Номер свидетельства: 178774

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Урок Географии 8 класс по теме « Образование почв и их разнообразие» "
    ["seo_title"] => string(73) "urok-gieoghrafii-8-klass-po-tiemie-obrazovaniie-pochv-i-ikh-raznoobraziie"
    ["file_id"] => string(6) "144087"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418652996"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "КОНСПЕКТ ДИСТАНЦИОННОГО УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ДЛЯ 3 КЛАССА ПО ТЕМЕ: Разнообразие растений"
    ["seo_title"] => string(105) "konspiekt_distantsionnogo_uroka_po_okruzhaiushchiemu_miru_dlia_3_klassa_po_tiemie_raznoobraziie_rastienii"
    ["file_id"] => string(6) "349035"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1476390846"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "КОНСПЕКТ ДИСТАНЦИОННОГО УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ДЛЯ 3 КЛАССА ПО ТЕМЕ: Разнообразие растений"
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekt_distantsionnogo_uroka_po_okruzhaiushchiemu_miru_dlia_3_klassa_po_tiemie_raznoobraziie_rastienii_1"
    ["file_id"] => string(6) "349036"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1476390849"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "конспект урока познания мира  по теме "Разнообразие растений" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-poznaniia-mira-po-tiemie-raznoobraziie-rastienii"
    ["file_id"] => string(6) "189542"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426950655"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Конспект урока на тему:"Разнообразие растений" "
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-na-tiemu-raznoobraziie-rastienii"
    ["file_id"] => string(6) "109032"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404052144"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства