kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме "Общая характеристика бактерий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная: познакомить учащихся с отличительными особенностями строения и жизнедеятельности  прокариот, дать представление о многообразии бактерий, их роли в природе и жизни человека.

Развивающая: развивать познавательную активность учащихся, интерес, умение наблюдать, речь, умения слушать и понимать речь одноклассников, сотрудничать с ними; продолжить формирование интеллектуальных т творческих способностей; способствовать развитию умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды, любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; продолжить формирование умений по планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Общая характеристика бактерий"»

Автор: Письменная Тамара Ивановна, учитель биологии высшей квалификационной категории МОУ «Русская православная классическая гимназия имени преподобного Сергия Радонежского» г.Саратов

УМК: «Сфера жизни»

Учебник: «Биология. Многообразие живых организмов» В.Б.Захаров, Н.И. Сонин


Технологическая карта урока



Предмет


Биология

Класс


7

Тема урока



Общая характеристика бактерий

Цели урока:



Содержательная: создать условия для формирования у учащихся представлений об отличительных признаках царства Прокариоты, их значении в природе и жизни человека


Деятельностная цель: сформировать у учащихся умения выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли


Задачи урока


Образовательная: познакомить учащихся с отличительными особенностями строения и жизнедеятельности прокариот, дать представление о многообразии бактерий, их роли в природе и жизни человека.

Развивающая: развивать познавательную активность учащихся, интерес, умение наблюдать, речь, умения слушать и понимать речь одноклассников, сотрудничать с ними; продолжить формирование интеллектуальных т творческих способностей; способствовать развитию умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды, любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; продолжить формирование умений по планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Тип урока


Урок «открытия» нового знания

Основное содержание темы, термины и понятия

Места обитания и существенные признаки бактерий: строение клетки и жизненные формы;

Процессы жизнедеятельности: питание, размножение, образование спор;

Значение бактерий в природе и в жизни человека;

Меры профилактики бактериальных инфекций

Межпредметные связи

история, медицина

Формы работы



фронтальная, индивидуально - групповая

Методы и методические приемы


проблемно-поисковый (решение проблемных задач)

словесные (беседа, диалог);

наглядные (работа с рисунками, схемами);

практические (составление схем, поиск информации)

дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).








Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Цель

Содержание педагогического взаимодействия


Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся


Организационный



Приветствует обу­чающихся, просит их проверить готов­ность к уроку

Осуществляют само­проверку готовности к уроку.

Регулятивные:

Самоконтроль учебной деятель­ности

Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока


Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно- познавательной деятельности. Актуализация опорных знаний и умений. Подведение учащихся к формулированию темы и постановке задач урока

Создает проблемную ситуацию:

«Эти маленькие организмы создали жизнь на земле, совершают глобальный круговорот веществ в природе, а также стоят на службе у человека» Луи Пастер.


- О каких организмах идет речь?


- Бактерии существовали на нашей пла­нете уже несколько миллиардов лет назад, но люди узнали о них сравни­тельно недавно. Почему?


Назовите имя ученого, открывшего эти организмы


- К какому царству они относятся?


Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока:

- Изучение живой природы мы начнем с царства Прокариоты


Отвечают на вопросы учителя, высказывают предположение, слушают мнения одноклассников. Формулируют выводы на основе наблюдений. Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока

Регулятивные:

Целеполагание

Этап актуализации и пробного учебного действия


Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий




Организует первич­ное закрепление материала.

- Как в обиходе называют бактерии?


Как называется наука, изучающая бактерии?

Проанализируйте информацию о строении бактериальной клетки и ответьте на вопрос

В чем особенность строения бактериальной клетки?

(электронное приложение к учебнику, анимация «Строение бактериальной клетки»)


Выполните задание № 5 в рабочей тетради.

- Формы бактериальных кле­ток разнообразны.

Проанализируйте информацию о форме бактериальных клеток

(электронное приложение к учебнику)

выполните задание № 6 в рабочей тетради





Выполняют задания в рабочей тетради.

Осуществляют про­верку и оценивание друг друга.




Личностные:

  • Ответственное отношение к вы­полнению учеб­ных задач;

  • Готовность к вос­приятию научной картины мира, осознание ценно­сти каждого жи­вого организма;

  • Уважительное отношение к дру­гому человеку, его мне­нию.

Познавательные:

  •  Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

  • структурирование знаний;

  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные:

  • Участие в сов­местной деятель­ности;

  • Изложение соб­ственных мыслей, диалог, умение вести дискуссию.

  • владение монологической и диалогической формами речи

Усвоение новых знаний и способов действий

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявления учащимися новых знаний. Развитие умения находить ответы на проблемные вопросы. Подведение детей к самостоятельному выводу способа действий с информацией

Предлагает обу­чающимся во­просы и задания с целью выявления особенностей процессов жиз­недеятельности бактерий.

Осуществляет коррекцию, орга­низует обсужде­ние.


- Какой процесс лежит в основе увели­чения численности бактерий? Как, на ваш взгляд, могут размножаться бактерии?

(электронное приложение к учебнику «Размножение бактерий»)


- Проанализируйте информацию слайда и сделайте предпо­ложение о типах питания и способах получения энергии бактериями.

(электронное приложение к учебнику. «Способы питания бактерий»)

- Академик В. И Вернадский подсчитал, что в благоприятных условиях потомство всего одной бактерии может заполнить впадину Тихого океана за 5 дней.

-Почему этого не происходит?

- Что происходит с бактериями в небла­гоприятных условиях?

(электронное приложение к учебнику анимация «Приспособление бактерий к неблагоприятным условиям»)


- Можно ли на Земле обойтись без бак­терий?

Пользуясь материалом учебника заполните таблицу:


положительное значение бактерий

отрицательная роль бактерий




Проводит релаксационные упражнения:

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись. Хоть зарядка коротка

Отдохнули мы слегка.



- Проанализируйте информацию слайда и назовите меры профилактики бактери­альных инфекций.

ЦОР (иллюстрация) «Патогенные бактерии» №137256


Работают с материалами ЦОР, учебника. Фиксируют в тетрадях новые термины и понятия. Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель).

Выдвигают предположение, высказывают свое мнение

Выслушивают мнение, допол­няют ответы, осу­ществляют оценку


































Выполняют релаксационные упражнения

Познавательные:

  • Формулирование проблемы, поиск путей решения;

  • Информационный поиск;

  • Анализ с выявле­нием существен­ных и несуще­ственных призна­ков, сравнение, установление причинно-след­ственных связей, обобщение



  • Знаково-символи­ческие действия (кодирование/ декодирование);

  • Построение рече­вого высказыва­ния.

Регулятивные:

  • Целеполагание;

  • Планирование;

  • Контроль;

  • Оценка и само­оценка.

Коммуникативные:

  • Участие в сов­местной деятель­ности;

  • Изложение соб­ственных мыслей, диалог, умение вести дискуссию.

Личностные:

  • Ответственное отношение к вы­полнению учеб­ных задач;

  • Готовность к вос­приятию научной картины мира, осознание ценно­сти каждого жи­вого организма;

  • Уважительное отношение к дру­гому человеку, его мне­нию.



Первичное осмысление и применение знаний


Установление правильности и осознанности усвоения нового материала, выявление пробелов, их корректировка

Организует беседу, связывая результаты урока с его целями. Способствует развитию навыков осознанного восприятия, первичного обобщения; побуждает к высказыванию своего мнения. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке:

-Вы изучили строение бактериальной клетки. Проверьте свои знания

(электронное приложение к учебнику, интерактив «Составление схемы строения бактериальной клетки» )

- Выполните задание «Биологические карты»

(электронное приложение к учебнику, «Формы строения бактериальных клеток» интерактивное задание)

Выполняют задания

Регулятивные:

Самоконтроль учебной деятель­ности



Рефлексия и подведение итогов


Целостное осмысление и обобщение полученной информации, выработка собственного отношения к изученному материалу и его повторная проблематизация, анализ всего процесса изучения материала

Организует саморефлек­сию «Пять пальцев»


  • После урока я стал знать больше.

  • Углубил знания по теме, могу применить их на практике.

  • На уроке было над чем подумать.

  • На все вопросы, возникающие в ходе урока, получил ответы.

  • Работал добросовестно и достиг цели урока

Оценивает работу учащихся во время урока, комментирует оценки. Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке

Выставление оценок.


Слушают учителя. Учащиеся зажимают руку в кулак и если согласны с учителем разжимают один палец. Количество разжатых пальцев показывает, какую оценку ставит себе за работу каждый ученик

Регулятивные:

  • Участие в подве­дении итогов урока;

  • Самооценка.

  • оценивание качества и уровня усвоения


Информация о домашнем задании


Обеспечение понимания содержания и способа выполнения домашнего задания

Оценивает работу учащихся. Дает комментарий к домашнему заданию

1. Учебник: стр. 11-16, ответить на вопросы

2. По желанию изготовить из пластилина модели разных форм бактерий

3. По желанию подготовить ответ на вопрос, используя дополнительные источники и интернет ресурсы: Как образуются дырки в сыре?

Записывают задание

Читают задание. Задают уточняющие вопросы






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по теме "Общая характеристика бактерий"

Автор: Письменная Тамара Ивановна

Дата: 13.11.2015

Номер свидетельства: 252779

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Общая характеристика бактерий "
    ["seo_title"] => string(36) "obshchaia-kharaktieristika-baktierii"
    ["file_id"] => string(6) "221989"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435747755"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(298) "«Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличия клетки бактерий от клетки растений. Понятия о прокариотах и эукариотах»"
    ["seo_title"] => string(80) "baktierii_kak_drievnieishaia_ghruppa_zhivykh_orghanizmov_obshchaia_kharaktierist"
    ["file_id"] => string(6) "417476"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1495392350"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "разработка урока на тему "Общая характеристика Голосеменных растений " "
    ["seo_title"] => string(78) "razrabotka-uroka-na-tiemu-obshchaia-kharaktieristika-golosiemiennykh-rastienii"
    ["file_id"] => string(6) "162710"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422381332"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока биологии по теме "Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы" "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-uroka-biologhii-po-tiemie-obshchaia-kharaktieristika-ghribov-shliapochnyie-ghriby"
    ["file_id"] => string(6) "121401"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413967347"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока  биологии тема: "Общая характеристика грибов" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-biologhii-tiema-obshchaia-kharaktieristika-ghribov"
    ["file_id"] => string(6) "206208"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430131714"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства