I. | Организационный момент (1 мин) | Приветствие: - Здравствуйте, ребята. Я рада вас всех видеть! -Проверка отсутствующих на уроке. -Проверка наличия учебных принадлежностей в парах. | Учащиеся приветствуют учителя. -Дежурный называет отсутствующих. -Проверяют в парах наличие учебных принадлежностей. | Л.: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Р.: умение организовать выполнение заданий учителя. |
III. | Изучение нового материала (32 мин). Первичное знакомство с терминами и понятиями | -Ребята, назовите известные вам царства органического мира. -Какое царство мы с вами изучили? -На сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся с новым очень интересным царством. Чтобы узнать о каком царстве пойдет речь, мы должны рассмотреть микропрепарат под микроскопом (Слайд №5).
-Как вы думаете, к какому царству относятся данные организмы? (Слайд №6). -А что вы знаете о бактериях? -Что бы хотели о них узнать? -Попробуйте самостоятельно сформулировать тему нашего урока.
-Запишите сегодняшнее число и тему урока в тетрадь (Слайд №7). -Можно ли тело бактерий назвать клеткой? Почему? -Сформулируйте определение понятия «бактерии» и запишите его. -На странице 180 найдите определение понятия «бактерии» и сравните его с собственным. -Дополните определение письменно.
-На доске вывешивается таблица с опорным словом «Бактериология». Изучением бактерий занимается наука «Бактериология» (греч. “логос”– “наука”). Впервые бактерий увидел в оптический микроскоп и описал голландский натуралист Антони ван Левенгук в 1676 году. Название «бактерии» ввёл в употребление Христиан Эренберг в 1828 году (Слайд №8). Место обитания. - Как вы думаете, где обитают данные организмы? - Пользуясь материалом со стр. 180-181 выпишите в тетрадь места обитания бактерий. Время 3 мин. -Проверяем. Скажите, где же обитают бактерии?
-Есть ли бактерии в организме человека?
-Обратите внимание на рис. 121 на стр. 181 «Распространение бактерий в различных средах организма». Назовите, в какой среде и сколько бактерий обитает? -Ребята, разбиваемся на 3 группы по рядам. Ваша задача подготовить устные ответы на вопросы: 1 ряд: Назовите общие особенности строения бактерий, используя текст со стр.180. 2 ряд: Охарактеризуйте различные формы бактерий, используя рис. 120 и текст на стр.180. 3 ряд: Заполните схему «Значение бактерий». Время работы 3 мин (Слайд №9). Проверка по группам. -Сформулируйте цель, которая стояла перед вами. -Вспомните и обсудите действие каждого из группы: кто помогал достижению цели, а кто – нет? | -Учащиеся перечисляют 5 царств органического мира. -Мы изучили царство растения. -Рассматривают микропрепарат под микроскопом и высказывают предположения. -К царству Бактерии. -Высказывают свое мнение. -Формулируют тему «Общая характеристика бактерий». -Записывают тему урока в тетрадь. -Ответы учащихся. -Высказывают свою точку зрения и записывают. -Сравнивают определения между собой. -Дополняют определение «бактерии» письменно. -Записывают в тетрадь определение термина «бактериология», ученых и их достижения.
- Высказывают мнение
- Работа с текстом учебника. Запись ответа в тетрадь.
-Говорят правильный ответ. Место обитания бактерий: почва, вода, воздух, другие организмы – живые и мертвые. -Ответы учащихся.
-Ответы учащихся, работа с рисунком учебника.
Занимают места в группах, работают в группах, согласно инструкции. Инструкция 1. Выберите командира группы, который будет выступать с результатами работы. 2. Прочитайте материал учебника со стр.180. 3. Обсудите в группе ответ на вопрос. 4. Придите к общему мнению. Выступление командиров. Проверка ответов через проектор. -Выступление командиров, обмен мнениями, рефлексия деятельности в группе, записи в тетради. -Ответы учащихся. | Л.,Р. К.: умение слушать учителя и отвечать на вопросы; допускать существование различных точек зрения. П.: формирование основ поиска и выделения информации в тексте учебника; формулирование познавательной цели; развитие способности анализировать полученную информацию, выполнять недостающие компоненты, сравнивать и классифицировать изучаемые процессы; развитие умения построения логической цепи рассуждения; составление диалога, формулирование ответа. |