kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме «Многообразие и значение грибов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Грибы в деревне растут, а их и в городе знают

Цели занятия:

Образовательные: создать условия для формирования умений классифицировать грибы по признакам, отличать съедобные и ядовитые грибы;  способствовать формированию навыков оказания первой медицинской помощи при отравлениях; определению значения грибов в природе и для человека.

Развивающие: способствовать развитию логического и ассоциативного мышления, совершенствованию монологической речи учащихся, развитию внимания,  сообразительности и коммуникативных способностей работы в группе.

Воспитательные: способствовать развитию умения видеть гармонию и  красоту окружающего мира, создать условия для формирования любви к родной природе, бережного к ней отношение.

Оборудование: ИКТ; муляжи и рисунки грибов; сушеные и маринованные грибы; карточки с заданиями; плакаты.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка»

Пояснительная записка к уроку биологии:

«Многообразие и значение грибов».

6 класс.


Урок относится к типу изучения и первоначального закрепления новых знаний. Выбор такого типа занятия целесообразен с точки зрения опоры на субъективный опыт учащихся.

При определении содержания урока учитывались следующие положения:

  • разнообразие источников содержания урока;

  • степень новизны в содержании каждого задания.

Урок построен на основе реализации дидактических принципов развивающего обучения. Принцип научности осуществляется на этапе объяснения нового материала, закрепления полученных знаний, на этапе контроля за качеством ЗУН учащихся. Обучение на высоком уровне трудности и доступности (с соблюдением меры трудности) реализуется при подаче фактического материала посредством углубления теоретических знаний.

Качественному достижению реализуемых целей и задач способствует: последовательность изложения материала на этапе изложения нового материала, закрепления и самореализации познаваемого.

Методы, используемые при решении задач комплексного подхода к обучению и воспитанию, были направлены на:

  • формирование познавательных интересов;

  • формирование положительного отношения к учению;

  • активизацию мыслительных операций;

  • установление причинно-следственных связей.

Логическим завершением работы над темой занятия является творческое домашнее задание. Цель такого задания – систематизация и закрепление полученных знаний.

Просмотр содержимого документа
«Урок грибы»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА МИКРОРАЙОНА ВЫНГАПУРОВСКИЙ» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК













Урок по теме:


«Многообразие и значение грибов»













Разработал: Парамошкина З.М.

учитель биологии

I категория.















2015 – 2016 учебный год





Грибы в деревне растут, а их и в городе знают


Цели занятия:

Образовательные: создать условия для формирования умений классифицировать грибы по признакам, отличать съедобные и ядовитые грибы; способствовать формированию навыков оказания первой медицинской помощи при отравлениях; определению значения грибов в природе и для человека.

Развивающие: способствовать развитию логического и ассоциативного мышления, совершенствованию монологической речи учащихся, развитию внимания, сообразительности и коммуникативных способностей работы в группе.

Воспитательные: способствовать развитию умения видеть гармонию и красоту окружающего мира, создать условия для формирования любви к родной природе, бережного к ней отношение.


Оборудование: ИКТ; муляжи и рисунки грибов; сушеные и маринованные грибы; карточки с заданиями; плакаты.


Ход урока.


Содержание урока

С чего начинается исследовательская работа?

Область исследования. Реклама тем «Животные», «Растения», «Бактерии», «Грибы» (групповая работа).

Алгоритм рекламы:

1. Целесообразность выбора темы.

2. Значение представителей царства в природе и для человека.

3. Перспектива исследовательской работы в данной области.


Слайд 1. Шурша, слетали листья-календарики
Под куки незатейливой кукушки,
Слайд 2. На сладкие брусничные фонарики
Заглядывались хрусткие Горькушки.
Слайд 3. Отсвечивая солнечной сонливостью,
Маслят отряд дежурил у дорожки
Слайд 4. И отгонял с особой горделивостью
Поганистость на хлипких, тонких ножках.
Слайд 5. В лесу Грузделось, Волновалось, Рsжилось
Пахучее, осеннее всевластье.

Слайд 6. Душа смеялась и наивно пыжилась -
Чуть детское, хотя хмельное счастье.


Грибы – одни из самых загадочных обитателей Земли. Люди издавна чувствовали в грибах что-то таинственное. Им поклонялись в древности индейцы-ацтеки. Да и само появление грибов после дождя человек считал сверхъестественным. В их божественное происхождение верили древние греки и римляне, китайцы и индусы. Древнегреческий историк Плутарх и древнеримский поэт Ювенал связывали рождение грибов с ударами молний. Многие народности были уверены, что грибы растут на местах, где во время дождя пляшут гномы и ведьмы.

А что вы знаете о грибах?

Что бы вы хотели о них узнать?

Слайд 7.

Известно около 100000 видов грибов. Среди них есть паразиты растений (головневые и ржавчинные грибы (Слайд 8), почвенные сапрофиты (шампиньоны) – слайд 9, сапрофиты на древесине (опята, вешенки) – слайд 10, симбионты деревьев (подберёзовики, подосиновики) – слайд 11 и хищные (зоопагалы и монилиалы) – слайд 12.

Слайд 13. Отдел настоящие грибы делится на шесть классов.

Слайд 14. Плодовое тело шляпочного гриба состоит из пенька и шляпки, они сложены из мицелия. На нижней поверхности шляпки есть толстый слой, состоящий из узких трубочек (такие грибы называются трубчатыми) или из тонких пластинок. К трубчатым грибам относятся белый, маслята, подберёзовики; к пластинчатым – грузди, сыроежки, лисички. На стенках пластинок и стенках внутри трубочек формируются споры.

Слайд 15. В трубочках или на пластинках шляпки развиваются миллионы мельчайших спор, которыми грибы размножаются. Созревшие лёгкие споры высыпаются, подхватываются и разносятся ветром. Их могут разносить также насекомые, слизни, белки, зайцы. Попав во влажную почву, споры грибов прорастают. Из них развиваются нити грибницы. Накопив запасы питательных веществ, грибница образует плодовые тела, которые мы привыкли называть грибами. Сперва ножка растет быстрее шляпки, а под конец скорее развивается шляпка. Обычно плодовое тело возвышается над почвой, поверхностью пней или стволов деревьев, но некоторые грибы имеют подземное плодовое тело.

Слайд 16. К ним относятся трюфели, которые растут под землёй как картошка, на глубине 8 – 10 см. Это ценный продукт питания. Для поиска трюфелей используют специально обученных собак и даже поросят (для этого молодых щенков-самочек – болонки, пудели, дворняжки – поят молоком, к которому добавляют отвар или настой трюфелей. Подросших щенков заставляют искать предметы, натёртые трюфелями. За находку дают вкусную еду). Иногда плодовое тело трюфелей достигает размеров крупной картофелины и даже больше (массой до 1 кг). Предел жизни гриба - одна декада, у некоторых на день больше.

Слайд 17. После теплого дождя, в лунную летнюю ночь можно подглядеть в буквальном смысле слова лесную тайну, как растут грибы. До видимости над землей гриб развивается за три часа. Еще несколько часов и грибы годятся для сбора в корзину.


Мы идем дорожками, мы идем тропинками,

Мы идем с лукошками, мы идем с корзинками.


А все ли грибы мы можем туда положить?


Слайд 18.

Самостоятельная работа: собрать в корзину грибы, предложенные на рисунках (1 - рыжик, 2 - подберёзовик, 3 - белый гриб, 4 - мухомор, 5 - грибная капуста, 6 - груздь, 7 - бледная поганка, 8 - подосиновик), то есть записать в тетради номера съедобных грибов.


Какие грибы вы не положили в корзину? Почему?


Слайд 19. Бледная поганка – не только самый ядовитый гриб на свете, но и коварный. Имеет приятный запах и вкус. Симптомы отравления проявляются не сразу и, как правило, поздно для спасения. Яд бледной поганки не разрушается ни при кипячении, ни при жаренье. Поэтому единственный способ избежать отравления – уметь распознавать по кольцу на ножке, «чашечки» (вольвы) в её основании, белому цвету пластинок шляпки.

Мухомор – во впадине шляпки накапливается вода, употребление которой насекомыми становится смертельным. Отравление мухомором вызывает сильное нервное возбуждение, галлюцинации. Отвар из мухоморов использовали викинги перед боем для бесстрашия.

Многие грибники по пути уничтожают мухоморы и поганки. А напрасно. Они нужны лесу: их грибницы, так же как и грибницы съедобных грибов, питают влагой и азотом корни деревьев, под которыми они растут.

Некоторые ядовитые грибы внешне похожи на съедобные (ложноопёнок серо – жёлтый, ложные лисички), их иногда используют в пищу по ошибке, что очень опасно. Если вы сомневаетесь в съедобности найденного гриба, лучше его не берите.

Но если всё же человек отравился грибами, ему необходимо оказать первую медицинскую помощь. Консультацию попросим у нашего медика.

Выступление учащегося (медика).

Симптомы отравления: головная боль, жажда, резь в животе, затем рвота и сильная слабость. При всяком, даже лёгком отравлении грибами нужно сразу же вызвать врача. Затем необходимо промыть желудок. Для этого следует дать пострадавшему выпить 3 – 4 стакана воды комнатной температуры с питьевой содой (четверть ложки на стакан воды) или слабого (светло-розового) раствора марганцовокислого калия. Затем вызвать рвоту. Повторить эту процедуру несколько раз и обеспечить полный покой. Грибы, вызвавшие отравление, необходимо передать в санэпидстанцию для экспертизы. Будьте осторожны!


Слайд 20.

Таким образом, остальные грибы мы смело сможем положить в свою корзину. Для того, чтобы определиться с названиями этих даров природы, выполним задания в группах. Ваша задача: по предложенному тексту узнать гриб и указать его номер.


Слайд 21.

1 группа

«Нет гриба его вальяжней, и ему совсем неважно,

Что другие говорят про его крутой наряд.

Пышногрудый, белотелый, до других ему нет дела.

Сам с собою говорит и зовется - …» (белый гриб)


Слайд 22.

2 группа

«Сам веселый и задорный вас заставит он проворно

Наклоняться, приседать, чтоб под елкою достать.

Познакомьтесь с ним поближе: он такой родился – рыжий,

Редкий гость в любом лесу, ценит он свою красу» (рыжик)


Слайд 23.

2 группа

«На опавший лист похож. Как березка ножка,

Виден он с дорожки» (подберезовик)


Слайд 24.

3 группа

«Этот гриб растет во мху под елкой,

Он громче всех хрустит в засолке» (масленок)


Слайд 25.

3 группа

«А этот – в красной шапке, словно гном,

Он под осиной выбрал дом» (подосиновик)


Слайд 26. Нам осталось определить название только одного гриба. Посмотрите внимательно: что напоминает вам внешний вид? Грибная капуста, гриб-баран – так в народе называют родственника грибов рогатиков, спарассис курчавый. Большой, до 35 см в диаметре, шар образуется многочисленными веточками, на концах которых желтоватые лопасти. Этот съедобный гриб редок, он занесён в Красную книгу. Поселяется на корнях и у основания стволов хвойных деревьев.


Слайд 27.

Грибы называют лесными овощами, лесным мясом, лесным хлебом. Это не преувеличение. В них содержатся белки, жиры, сахар, витамины; соли меди, кальция, калия, железа.. По калорийности они уступают мясу в среднем в 8 – 10 раз. Однако, как утверждают специалисты, некоторые грибные блюда очень калорийны – например, бульон из белых грибов в несколько раз калорийнее мясного. До сих пор учёные не выяснили вопрос, какой из грибов можно назвать самым питательным и полезным. После исследования обнаружились самые неожиданные претенденты на место грибного «короля»: кроме белого – шампиньон, вешенка, пёстрый зонтик и некоторые другие.

Хороший гриб найти не просто. Будьте в лесу заботливыми хозяевами, не нарушайте лесную подстилку, чтобы не повредить грибницу. Грибница – многолетняя. При благоприятных условиях она возрождается. Если её не разрушать, то есть не вырывать грибы «с корнем», а срезать ножом, можно в течение нескольких лет собирать их на одном и том же месте. А такие грибы, как белые, подосиновики, подберёзовики, лучше даже не срезать, а осторожно повернуть за ножку в одну – другую сторону и вытащить из грибницы. Образовавшуюся ямку нужно засыпать землёй и слегка прижать ногой.).

Грибы – пища довольно «тяжёлая», ведь каждая клетка большинства грибов, как тело насекомых покрыта плотной хитиновой оболочкой. Поэтому лучший способ извлечь из гриба питательные вещества – размолоть сушёный гриб в муку и добавлять её в различные блюда. Но не всякий гурман, любящий грибы на это согласится. Во всяком случае, чем мельче нарезанные приготовленные грибы, тем лучше они усваиваются.

Слайд 28. Мы с вами живём, можно сказать, в грибном крае. Как же используются грибы в ЯНАО? С результатами своего исследования по данному вопросу с нами поделится краевед.


Выступление учащегося (краеведа).

Коренные жители севера используют грибы крайне ограниченно и не для пищевых целей. Так, хантыйские женщины во время беременности готовят «уш – пай» - раствор гриба чаги для обряда очищения после рождения ребёнка. Другой гриб – ложный трутовик – применяется жителями Ямала для изготовления жевательного табака. В качестве пищи грибы аборигенами Ямала не используются. В целом это типично для всех народов, питающихся преимущественно сырым мясом. Единственный шляпочный гриб, широко используемый народами Ямала в ритуальных целях, - мухомор

Русскоязычное население Ямала имеет богатые традиции пищевого использования грибов и поэтому во множестве заготавливает их, применяя при этом разнообразные приёмы обработки (сушка, маринование, соление, глубокая заморозка ). В пищу используются распространённые виды грибов: подберёзовики, подосиновики, сыроежки, маслята, белые, моховики. Однако перечень потенциально съедобных грибов Ямала значительно шире – их здесь насчитывается более 40 видов.

Но заготавливая грибы, нужно помнить, что отравиться можно и съедобными грибами, если они неправильно обработаны (так, некоторые ценные пищевые грибы ядовиты в сыром виде – грузди, осенние опята, волнушки). Исследованиями последних лет установлено, что в опёнке осеннем, чёрном грузде содержатся вещества, вызывающие у людей мутации и новообразования (бородавки, опухоли). Шляпочные грибы обладают способностью накапливать вредные для человека химические вещества, поглощая их из окружающей среды. Поэтому их нельзя собирать близ автострад, железных дорог, на городских газонах. Грибы могут аккумулировать и некоторые органические вещества, в частности трупный яд. Поэтому совершенно недопустим сбор грибов на свалках. Всегда помните об этом, отправляясь за грибами. Надеюсь эти советы вам пригодятся.


Итак, ребята, вы получили достаточно много информации о шляпочных грибах. Предложите свою систему классификации базидиомицетов (пластинчатые и трубчатые, съедобные и ядовитые …).

Слайд 29. Но среди грибов есть не только полезные для растений грибы, но и вредные. Как вы думаете, какие грибы я имею в виду?


Самостоятельная работа: прочитать текст и рассказать о вреде паразитических грибов.


(Головня и спорынья – поражают хлебные злаки. Ржавчинные грибы – поражают листья и стебли растения. Фитофтора – губит картофель и помидоры. Трутовые грибы (трутовики, чага) – поражают древесину.

Грибы – паразиты снижают урожай с/х растений, губят их; делают продукты из них непригодными в пищу. Около тысячи видов грибов паразитируют также на животных и человеке, вызывая различные заболевания кожи, ногтей и волос (стригущий лишай, парша). Кроме того, они могут привести к коррозии металлов, испортить лакокрасочные покрытия, разрушить книги, используя для питания клей, ткани, бумагу, кожу, краски, т. е. все вещества, составляющие книги. «От грибов – паразитов только один вред! Никому от них нет пользы!»: - такие возмущённые восклицания мне приходилось слышать не раз. Вы согласны с ними?


Область использования паразитических грибов:

- спорынья (получен наркотик ЛСД – на вооружении военной промышленности, используют в акушерской практике);

- головня (молодые – используют в пищу, например в Латинской Америке);

- серая гниль (виноград, поражённый серой гнилью, используют для производства французских вин марки «Сотерн»,

которые очень ценятся за вкусовые качества);

- чёрная плесень (получение лимонной кислоты);

- трутовик (лесные санитары, так как разрушают мёртвые деревья, пни, валежники; производство в старину медленно горящих трутов для поджигания пороха во время сражений; некоторые съедобны в молодом возрасте; берёзовый трутовик или чага поселяется на живых деревьях, вызывая их гниль, но зато помогает больным людям и широко используется в медицине. Так всё взаимосвязано в природе).

Грибы играют важную роль в общем круговороте веществ: участвуют в разложении остатков животных и растений; образовании в почве органического вещества и повышении её плодородия.


Слайд 30. Мир грибов разнообразен и уникален. Какие примеры грибов вы смогли бы привести для Книги рекордов «Необычные и удивительные грибы»?


1. В Японии встречается гриб, ярко светящийся в

темноте. Даёт столько света, что можно читать

ночью.

  1. В Южной Америке растёт гриб, который за 2 часа увеличивается на полметра. Ночью светится изумрудным светом. Живёт сутки. Наутро от него остаётся небольшой слизистый комочек.

  2. В 1985 году обнаружен гриб – дождевик охватом 194,3 см, плодовое тело которого используется как вата или пластырь из-за стерильной мякоти под кожицей – прекращает кровотечение.

  3. Хищные грибы, обитающие в почве, с помощью специальных ловушек на грибнице уничтожают нематод – мелких круглых червей, являющихся опасными паразитами человека, животных и растений.

  4. Есть грибы, для которых естественной средой обитания является вода; разрастаясь, они могут закупоривать канализационные трубы и разрушать их.

  5. А «ведьмины круги» объясняются ростом грибницы лучеобразно во всех направлениях от центра (где она отмирает) к периферии. С каждым годом грибной круг увеличивается на 10 – 30 см.

  6. Первым «одомашненным» грибом был шиитаке, или чёрный гриб из Японии, который обладает многими лечебными свойствами (замедляет развитие атеросклероза, эффективен при повышенном артериальном давлении, обладает противоопухолевым, противовирусным и антиСПИД-действием. В целях профилактики медики рекомендуют съедать по 1 грибу в день).


Этот список можно продолжать. Если кто-то заинтересовался этой темой, могу порекомендовать источники:


  1. «Атлас родной природы. Грибы» М.Н. Сергеева – М.: Эгмонт Россия, 2001.

  2. «Детская энциклопедия. Грибы от А до Я» В.В. Поляков - М.: АО «Аргументы и факты», 1996.

  3. «Мир растений. Т. 2. Грибы» М.В. Горленко – М.: Просвещение, 1991.



На уроке мы с вами, ребята, путешествовали по грибному царству. Надеюсь, что это путешествие было для вас интересным и познавательным. А для того, чтобы убедиться в этом, проведём следующую работу в группах Каждой группе будет дано своё задание. Выберите отвечающего и приступайте к работе..


Слайд 31.

Самостоятельная работа в группах:

1 группа.

Среди четырёх грибов надо найти лишний гриб и объяснить почему так считают.

1. Лисичка, подосиновик, мухомор, опенок.

(Лишний мухомор, так как он ядовитый гриб.)

2. Шампиньон, дрожжи, волнушка, пенициллиум.

(Лишний дрожжи, так как он одноклеточный.)

3. Сыроежка, моховик, груздь, трутовик.

(Лишний трутовик, так как это несъедобный гриб.)

4. Белый, рыжик, подберезовик, масленок.

(Лишний рыжик, так как это пластинчатый гриб, а остальные трубчатые.)


2 группа.

Выдаются половинки высказываний на листочках. Составить из половинок целые правильные высказывания, пояснить их значение.

Слайд 32.

1. Появились опенки – лето кончилось.

Слайд 33.

2. Всякий гриб в руки берут – да не всякий в кузов кладут.

Слайд 34.

3. Зацвела сосна – появился масленок.

Слайд 35.

4. Грибы-подснежники – это сморчки, строчки.


Слайд 36.

3 группа.

Составьте рассказ о положительной роли грибов, используя слова и словосочетания: круговорот веществ в природе, минерализация органических веществ, производство спирта (вина, кваса), хлебопечение, получение белков и витаминов, медицина.


Слайд 37.

4 группа.

Составьте рассказ об отрицательной роли грибов, используя слова и словосочетания: причина отравлений, паразитизм, коррозия металлов, порча пищевых продуктов, разрушение кожи (бумаги, ткани), причина ряда заболеваний.




Слайд 38. «… Не грибы, не орехи в корзине несу.

Что грибы и орехи? Безделка!

Несу в душе как скачет в лесу

По деревьям живая белка.

В душе при виде маленького зверька

Пробуждаются важные чувства,

Слайд 39. Которых лишает нас времени

быстротечность,

Безотчётная нежность,

Тихая доброта, теплота, человечность.»


В. Солоухин
















































Инструктивная карта. 1 группа


1. Составить рекламу для выбора исследовательской темы по царству «Животные».


Алгоритм рекламы:

1. Целесообразность выбора темы.

2. Значение представителей царства в природе и для человека.

3. Перспектива исследовательской работы в данной области.


2. Самостоятельная работа. Собрать в корзину грибы, предложенные на рисунках, то есть записать в тетради номера съедобных грибов.


3. Конкурс «Угадай гриб». По предложенному тексту узнать гриб и указать его номер.


«Нет гриба его вальяжней, и ему совсем неважно,

Что другие говорят про его крутой наряд.

Пышногрудый, белотелый, до других ему нет дела.

Сам с собою говорит и зовется - …»


4. Самостоятельная работа: прочитать текст и рассказать о вреде паразитических грибов.


Головня и спорынья – поражают хлебные злаки. Ржавчинные грибы – поражают листья и стебли растения. Фитофтора – губит картофель и помидоры. Трутовые грибы (трутовики, чага) – поражают древесину.

Грибы – паразиты снижают урожай с/х растений, губят их; делают продукты из них непригодными в пищу. Около тысячи видов грибов паразитируют также на животных и человеке, вызывая различные заболевания кожи, ногтей и волос (стригущий лишай, парша). Кроме того, они могут привести к коррозии металлов, испортить лакокрасочные покрытия, разрушить книги, используя для питания клей, ткани, бумагу, кожу, краски, т. е. все вещества, составляющие книги.


5. Самостоятельная работа. Среди четырёх грибов надо найти лишний гриб и объяснить почему так считают.

1. Лисичка, подосиновик, мухомор, опенок.

2. Шампиньон, дрожжи, волнушка, пенициллиум.

3. Сыроежка, моховик, груздь, трутовик.

4. Белый, рыжик, подберезовик, масленок.









Инструктивная карта. 2 группа


1. Составить рекламу для выбора исследовательской темы по царству «Растения».


Алгоритм рекламы:

1. Целесообразность выбора темы.

2. Значение представителей царства в природе и для человека.

3. Перспектива исследовательской работы в данной области.


2. Самостоятельная работа. Собрать в корзину грибы, предложенные на рисунках, то есть записать в тетради номера съедобных грибов.


3. Конкурс «Угадай гриб». По предложенному тексту узнать гриб и указать его номер.


А) «Сам веселый и задорный вас заставит он проворно

Наклоняться, приседать, чтоб под елкою достать.

Познакомьтесь с ним поближе: он такой родился – рыжий,

Редкий гость в любом лесу, ценит он свою красу»


Б) «На опавший лист похож. Как березка ножка,

Виден он с дорожки»


4. Самостоятельная работа: прочитать текст и рассказать об использовании паразитических грибов.


Область использования паразитических грибов:

- спорынья (получен наркотик ЛСД – на вооружении военной промышленности, используют в акушерской практике);

- головня (молодые – используют в пищу, например в Латинской Америке);

- серая гниль (виноград, поражённый серой гнилью, используют для производства французских вин марки «Сотерн», которые очень ценятся за вкусовые качества).


5. Самостоятельная работа. Составить из половинок целые правильные высказывания, пояснить их значение.













Инструктивная карта. 3 группа


1. Составить рекламу для выбора исследовательской темы по царству «Бактерии».


Алгоритм рекламы:

1. Целесообразность выбора темы.

2. Значение представителей царства в природе и для человека.

3. Перспектива исследовательской работы в данной области.


2. Самостоятельная работа. Собрать в корзину грибы, предложенные на рисунках, то есть записать в тетради номера съедобных грибов.


3. Конкурс «Угадай гриб». По предложенному тексту узнать гриб и указать его номер.


А) «Этот гриб растет во мху под елкой,

Он громче всех хрустит в засолке»

Б) «А этот – в красной шапке, словно гном,

Он под осиной выбрал дом»


4. Самостоятельная работа: прочитать текст и рассказать об использовании паразитических грибов.


Область использования паразитических грибов:

- чёрная плесень (получение лимонной кислоты);

- трутовик (лесные санитары, так как разрушают мёртвые деревья, пни, валежники; производство в старину медленно горящих трутов для поджигания пороха во время сражений; некоторые съедобны в молодом возрасте; берёзовый трутовик или чага поселяется на живых деревьях, вызывая их гниль, но зато помогает больным людям и широко используется в медицине. Так всё взаимосвязано в природе).

Грибы играют важную роль в общем круговороте веществ: участвуют в разложении остатков животных и растений; образовании в почве органического вещества и повышении


5. Самостоятельная работа.

А) Составьте рассказ о положительной роли грибов, используя слова и словосочетания: круговорот веществ в природе, минерализация органических веществ, производство спирта (вина, кваса), хлебопечение, получение белков и витаминов, медицина.


Б) Составьте рассказ об отрицательной роли грибов, используя слова и словосочетания: причина отравлений, паразитизм, коррозия металлов, порча пищевых продуктов, разрушение кожи (бумаги, ткани), причина ряда заболеваний.




Бледная поганка – не только самый ядовитый гриб на свете, но и коварный. Имеет приятный запах и вкус. Симптомы отравления проявляются не сразу и, как правило, поздно для спасения. Яд бледной поганки не разрушается ни при кипячении, ни при жаренье. Поэтому единственный способ избежать отравления – уметь распознавать по кольцу на ножке, «чашечки» (вольвы) в её основании, белому цвету пластинок шляпки.

Мухомор – во впадине шляпки накапливается вода, употребление которой насекомыми становится смертельным. Отравление мухомором вызывает сильное нервное возбуждение, галлюцинации. Отвар из мухоморов использовали викинги перед боем для бесстрашия.

Многие грибники по пути уничтожают мухоморы и поганки. А напрасно. Они нужны лесу: их грибницы, так же как и грибницы съедобных грибов, питают влагой и азотом корни деревьев, под которыми они растут.

Некоторые ядовитые грибы внешне похожи на съедобные (ложноопёнок серо – жёлтый, ложные лисички), их иногда используют в пищу по ошибке, что очень опасно. Если вы сомневаетесь в съедобности найденного гриба, лучше его не берите.


1. Появились опенки – лето кончилось.


2. Всякий гриб в руки берут

– да не всякий в кузов кладут.


3. Зацвела сосна – появился масленок.


4. Грибы-подснежники

– это сморчки, строчки.



13



Просмотр содержимого презентации
«грибы»

Грибы  в деревне растут, а их и в городе знают

Грибы в деревне растут, а их и в городе знают

Паразиты

Паразиты

  • головневые
  • ржавчинные
Почвенные сапрофиты

Почвенные сапрофиты

  • шампиньоны
Сапрофиты на древесине

Сапрофиты на древесине

  • Опята
  • Вешенки
Симбионты деревьев

Симбионты деревьев

  • Подберёзовики и подосиновики
Хищные

Хищные

  • Зоопагалы
  • Монилиалы
Классификация грибов Настоящие грибы Высшие грибы (имеют многоклеточный мицелий и органы спороношения) Низшие грибы (имеют неклеточное строение мицелия) аскомицеты  хитридиомицеты  оомицеты  несовершенные   зигомицеты  базидиомицеты

Классификация грибов

Настоящие грибы

Высшие грибы

(имеют многоклеточный мицелий

и органы спороношения)

Низшие грибы

(имеют неклеточное

строение мицелия)

аскомицеты

хитридиомицеты

оомицеты

несовершенные

зигомицеты

базидиомицеты

Пластинчатые грибы Трубчатые  грибы

Пластинчатые грибы

Трубчатые грибы

Цикл развития шляпочного гриба

Цикл развития шляпочного гриба

ТРЮФЕЛЬ

ТРЮФЕЛЬ

1 2 3 4 5 6 8 7

1

2

3

4

5

6

8

7

1 2 3 4 5  8 6

1

2

3

4

5

8

6

Грибные заготовки

Грибные заготовки

Грибы - паразиты

Грибы - паразиты

I группа Выбрать лишнее понятие, пояснить свой выбор

I группа

Выбрать лишнее понятие, пояснить свой выбор

  • Лисичка, подосиновик, мухомор, опёнок.
  • Шампиньон, дрожжи, волнушка, пенициллиум.
  • Сыроежка, моховик, груздь, трутовик.
  • Белый гриб, рыжик, подберёзовик, маслёнок
II группа

II группа

II группа

II группа

II группа

II группа

III группа

III группа

III группа

III группа


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по теме «Многообразие и значение грибов»

Автор: Парамошкина Зульфия Михайловна

Дата: 29.10.2015

Номер свидетельства: 245324

Похожие файлы

object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "конспект  урока: "Многообразие и значение грибов". "
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-uroka-mnoghoobraziie-i-znachieniie-ghribov"
    ["file_id"] => string(6) "158812"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421812198"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Многообразие и значение грибов"
    ["seo_title"] => string(33) "mnoghoobraziieiznachieniieghribov"
    ["file_id"] => string(6) "269581"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450868454"
  }
}
object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(28) "Грибы Удмуртии "
    ["seo_title"] => string(14) "griby-udmurtii"
    ["file_id"] => string(6) "189934"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427051060"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме: "Грибы". "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-vo-2-klassie-po-tiemie-griby"
    ["file_id"] => string(6) "156898"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421504089"
  }
}
object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по ФГОС, на тему: "Царство грибов""
    ["seo_title"] => string(89) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-biologhii-v-6-klassie-po-fgos-na-tiemu-tsarstvo-ghribov"
    ["file_id"] => string(6) "249164"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446831057"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства