МБОУ Шевыряловская основная общеобразовательная школа
Урок природоведения в 5 классе
Учитель: Ахтанаева Лилия Александровна
Тема: Многообразие и значение грибов
Цель урока: Обобщить и систематизировать знания по теме: «Многообразие и значение грибов»
Задачи:
Образовательные:
• создать условия для формирования умений классифицировать грибы по признакам,
• отличать съедобные и ядовитые грибы;
• определять значение грибов в природе и для человека.
Развивающие:
• способствовать развитию логического и ассоциативного мышления,
• совершенствованию монологической речи учащихся,
• развитию внимания, сообразительности и коммуникативных способностей работы в группе.
Воспитательные:
• способствовать развитию умения видеть гармонию и красоту окружающего мира,
• создать условия для формирования любви к родной природе, бережного к ней отношение.
Тип урока: Урок обобщение
Оборудование:
Учебник “Природоведение 5 класс», рисунки грибов, цифровые микроскопы, карточки с заданиями, ноутбуки, Красные Книги Удмуртии, препараты для лабораторных работ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
МБОУ Шевыряловская основная общеобразовательная школа
Урок природоведения в 5 классе
Учитель: Ахтанаева Лилия Александровна
Тема: Многообразие и значение грибов
Цель урока: Обобщить и систематизировать знания по теме: «Многообразие и значение грибов»
Задачи:
Образовательные:
• создать условия для формирования умений классифицировать грибы по признакам,
• отличать съедобные и ядовитые грибы;
• определять значение грибов в природе и для человека.
Развивающие:
• способствовать развитию логического и ассоциативного мышления,
• совершенствованию монологической речи учащихся,
• развитию внимания, сообразительности и коммуникативных способностей работы в группе.
Воспитательные:
• способствовать развитию умения видеть гармонию и красоту окружающего мира,
• создать условия для формирования любви к родной природе, бережного к ней отношение.
Тип урока: Урок обобщение
Оборудование:
Учебник “Природоведение 5 класс», рисунки грибов, цифровые микроскопы, карточки с заданиями, ноутбуки, Красные Книги Удмуртии, препараты для лабораторных работ.
Ход урока:
Здравствуйте ребята, я учитель биологии Ахтанаева Лилия Александровна, я работаю в Шевыряловской школе и тоже учу пятиклассников, и Шевыряловские пятиклассники приготовили вам сюрприз, посмотрите видеоролик:
Как вы думаете, ребята, о чём мы будем говорить с вами на сегодняшнем уроке?
(о грибах)
Верно, мы сегодня посвятим наш урок грибам. Грибы – одни из самых загадочных обитателей Земли. Люди издавна чувствовали в грибах что-то таинственное. Им поклонялись в древности индейцы-ацтеки. Да и само появление грибов после дождя человек считал сверхъестественным. Многие народности были уверены, что грибы растут на местах, где во время дождя пляшут гномы и ведьмы.
А что вы знаете о грибах? Что бы вы хотели о них узнать?
1. Места обитания грибов.
2. Разнообразие грибов.
3. Значение грибов в природе.
4. Положительная и отрицательная роль для человека.
5. Охрана грибов.
6. Грибы нашего края.
А сможете ли вы сформулировать тему сегодняшнего нашего урока, исходя из ваших пожеланий?
(Многообразие и значение грибов)
Ребята, сегодня на уроке у нас много интересных заданий, я уверена, вы с ними справитесь, давайте улыбнемся друг другу и приступим к плодотворной работе. У вас на столах рабочие листы, вы должны в течение всего урока выставлять себе отметки, советуясь с группой, после урока Елена Владимировна вам поставит итоговую отметку в журнал. А я приготовила для тех, кто будет работать старательно, оперативно сюрпризы, которые вы получите в конце урока.
Первое задание, я вам раздам картинки грибов, а вы их разделите на две группы, на какие группы я вам не скажу, вы догадаетесь сами.
(Дети должны разделить на низшие и высшие грибы, одноклеточные и многоклеточные грибы).
На доске два столбика: дети прикрепляют к доске картинки грибов. Сначала прикрепляют одноклеточные. А на какие группы мы можем разделить многоклеточные грибы: 1 – группа – съедобные и несъедобные, 2 – пластинчатые и трубчатые грибы. (5 минут).
Молодцы! Мы сегодня более подробно поговорим об одноклеточных и многоклеточных грибах, выполнив лабораторные работы, виртуальные и реальные.
Выполнение лабораторных работ «Строение плесневых грибов и дрожжей» по инструкции. Внимательно прочитайте цель лабораторной работы.
Выводы лабораторных работ.
Следующее задание – небольшое исследование. Ребята нам нужно узнать, любят ли дрожжи сахар. Приготовим еще один препарат – дрожжи в сахарной воде. Сделаем выводы, любят ли дрожжи сахар.
Вывод – дрожжи любят сахар. На этом свойстве основывается явление – брожения.
Как человек использует это свойство дрожжей? В хлебопечение, в виноделии и т.д.
Молодцы! Сделаем выводы о значении одноклеточных грибах.
А теперь поговорим о многоклеточных грибах, в частности о шляпочных. Выполним, еще одну виртуальную работу. «Строение шляпочных грибов».
Цель работы: Изучить строение шляпочных грибов их значение в природе и жизни человека. Научиться узнавать съедобные и ядовитые грибы.
(Выполнение виртуальной лабораторной работы)
Выводы лабораторной работы.
Ребята, мы сейчас проверим, что вы узнали о шляпочных грибах, выполняя самостоятельно лабораторные работы. (15 минут).
Задание: Положите в корзинки только те грибы, которые съедобные. Какие из этих грибов встречаются в вашей местности. Мы с вами живём, можно сказать, в грибном крае. Как же и где используются грибы?
(Ответы детей – маринуют, солят, сушат и т.д.). (3 минуты).
Ребята, в нашей республике есть такие грибы, которые находятся на грани исчезновения. Как вы думаете, куда они занесены?
(В Красную Книгу Удмуртии).
У вас на столах Красные книги и такое задание – на карточках охраняемые грибы, найдите их в КК и заполните таблицу.
Выводы после заполнения таблицы.
Что нужно делать и что нельзя делать, чтобы сохранить грибы КК?
(Не собирать бесконтрольно, срезать аккуратно, оставляя грибницу). (5 минут).
Молодцы, вы сегодня очень хорошо работали на уроке, проверим ваши знания с помощью биологического домино «Грибы». (2 минуты).
Итог урока: На уроке мы с вами, ребята, путешествовали по грибному царству. Надеюсь, что это путешествие было для вас интересным и познавательным. Давайте подведем итог нашего урока и проверим рабочие листы. Выведите себе итоговую отметку, которую Елена Владимировна вам выставит в журнал. Поднимите руки у кого итоговая отметка – 5.
Домашнее задание оформить лабораторные работы в рабочих тетрадях и подготовиться к проверочной работе, которую для вашего учителя я оставлю, она мне позвонит и расскажет о результатах.
Рефлексия: «Лесная поляна», прикрепите те грибочки, которые выражают ваше отношение к уроку:
Красные грибочки – мне все понравилось, я узнал много нового и научился многому, я доволен собой, у меня хорошее настроение.
Зеленые грибочки – настроение не изменилось, я ничего нового не узнал и не научился.
Желтые грибочки – мне было скучно, я не доволен уроком и собой.
Спасибо за урок, а теперь сюрпризы, я думаю, что все заслужили подарки.