kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме "Мхи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Мох"

Цели: объяснить учащимся особенности организации моховидных, показать, что моховидные – тупиковая ветвь эволюции.

Задачи:

  1. познакомить учащихся с характерными признаками высших растений, с многообразием, усложнением и особенностями строения мхов, практическим значением мха сфагнума;
  2. сформировать знания о среде обитания и распространении мхов.

Вид урока: виртуальное путешествие по лесам и болотам с использованием презентации и видеофильма.

Подготовка к уроку, оборудование:

  • На стендах – таблицы «Зелёный мох кукушкин лён», «Болотный мох сфагнум»;
  • На лабораторном столе – гербарный материал с образцами мхов, стакан с водой, микроскоп, лабораторное оборудование, коллекция «Торф и продукты его переработки».
  • На столах для каждого учащегося: оборудование для лабораторной работы № 1; инструктивные карточки к лабораторной работе; таблица «Сравнить кукушкин лен и сфагнум» для заполнения.

Планируемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

  • условия жизни мхов;
  • о том, что мхи – высшие растения;
  • признаки, свойственные высшим растениям;
  • особенности строения зеленого мха кукушкина льна;
  • размножение кукушкина льна;
  • особенности строения белого мха сфагнума;
  • значение мхов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

  • различать зеленые и белые мхи;
  • называть черты отличия между высшими и низшими растениями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Документ Microsoft Word»

Урок по теме "Мох"

Цели: объяснить учащимся особенности организации моховидных, показать, что моховидные – тупиковая ветвь эволюции.

Задачи:

  1. познакомить учащихся с характерными признаками высших растений, с многообразием, усложнением и особенностями строения мхов, практическим значением мха сфагнума;

  2. сформировать знания о среде обитания и распространении мхов.

Вид урока: виртуальное путешествие по лесам и болотам с использованием презентации и видеофильма.

Подготовка к уроку, оборудование:

  • На стендах – таблицы «Зелёный мох кукушкин лён», «Болотный мох сфагнум»;

  • На лабораторном столе – гербарный материал с образцами мхов, стакан с водой, микроскоп, лабораторное оборудование, коллекция «Торф и продукты его переработки».

  • На столах для каждого учащегося: оборудование для лабораторной работы № 1; инструктивные карточки к лабораторной работе; таблица «Сравнить кукушкин лен и сфагнум» для заполнения.

Планируемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

  • условия жизни мхов;

  • о том, что мхи – высшие растения;

  • признаки, свойственные высшим растениям;

  • особенности строения зеленого мха кукушкина льна;

  • размножение кукушкина льна;

  • особенности строения белого мха сфагнума;

  • значение мхов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

  • различать зеленые и белые мхи;

  • называть черты отличия между высшими и низшими растениями.

Ход урока

I. Организационный момент. (Слайд 1)

Подготовка учеников к уроку, объявление целей и задач занятия (Слайды 2-3).

II. Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас с Вами урок посвящен удивительным растениям – мхам. Это особая группа уникальных растений, мало похожая на другие. В чем же уникальность этих растений? Вы хотите знать? (Да!)

Для того чтобы ответить на этот вопрос нам с вами нужно совершить виртуальное путешествие (поход) в лес и на болота. Не боитесь? (Нет!)

Но ведь говорят, что там живут Кикимора болотная, Старик-лесовик, Баба-Яга, Леший. Трясина и бездонные топи, которые могут засосать без следа пешего и конного. Люди старались подальше селиться от болот «от гнилых» мест, где они простужались и болели.

Что бы развеять все предрассудки, мы с вами попытаемся разобраться в особенностях организации этих уникальных растений болот – моховидных.

В конце урока вы должны ответить на вопрос: «Что интересного, полезного для себя узнали на уроке?»

Царство растений разнообразно и каждое растение занимает свою нишу в природе (Слайд 4).

III. Сообщения о местах обитания мхов

Меж клюквы и морошки,

Жилец лесных болот

На кочке мох без ножки

Куда ни глянь, растёт.

Он снизу седоватый

Повыше зеленей.

Коль нужно будет ваты

Нарви его скорей.

На кустиках поляны

Подсушен в летний зной

Он партизанам раны

Лечил в глуши лесной.

Это стихотворение посвящено одному из видов мхов – мху сфагнуму.

Хотя мхи и могут показаться нежными и слабыми, в действительности они весьма выносливы. Различные виды мхов встречаются на берегах Северного Ледовитого океана, в тропиках и в Антарктиде. Но большинство мхов предпочитает влажные тенистые места и умеренный климат. В лесах они часто образуют толстые мягкие подушки, полностью покрывающие лесную почву и гниющие стволы деревьев.

Одни виды мхов растут только на кислых почвах, другие — только на щелочных. А третьи обитают лишь по соседству с месторождениями меди и могут указывать залежи медных руд.

Еще один вид — светящийся мох — растет только в пещерах, в углублениях под корнями деревьев и в других таких же, плохо освещенных местах. У него имеются особые клетки, напоминающие крохотные линзы. Слабый свет, который они могут уловить, фокусируется на хлоропластах, осуществляющих фотосинтез. В полумраке этот мох как бы светится золотисто-зеленым светом, но это не его собственный, а лишь отраженный свет.

Действительно ли мхи растут только на северной стороне деревьев?
Герои народных легенд, заблудившись в лесу, находят путь к спасению, используя мох в качестве природного компаса, указывающего на север. В самом деле, мох обычно лучше растет на северной стороне древесных стволов, поскольку она, как правило, более тенистая и влажная. Однако рост его зависит и от других факторов, например от присутствия по соседству других деревьев, так что, вообще говоря, мох можно обнаружить с любой стороны дерева. Поэтому, хотя растущий на деревьях мох часто действительно указывает верное направление, его отнюдь нельзя считать вполне надежным компасом

Сфагнум может расти под пологом леса среди кукушкина льна. Там, где поселился сфагнум, почва заболачивается. На избыточно влажной почве деревья растут плохо, становятся угнетёнными, а сфагнум, напротив, разрастается пышным ковром и постепенно заболачивает лес.

Стебли сфагнума ежегодно нарастают вверх приблизительно на 2-3 см. В то же время нижние участки стебля постепенно отмирают. Отмершие части медленно разлагаются при малом доступе кислорода и превращаются в сфагновый торф. Сфагнум может разрастаться и на поверхности воды. На зарастающих глубоких водоёмах при участии сфагнума появляются сплавины, или зыбуны.

Сфагновые болота называются верховыми, т.к. получают воду лишь из атмосферы (дождь, снег); торфяной слой в таких болотах может достигать 6-8 м.

(Слайд 5). В основном болота сосредоточены в лесной зоне северного полушария, а также во влажных экваториальных районах Африки и Южной Америки. Общая площадь болот в мире – 351 млн га. На территории нашей страны сосредоточено около 3/4 мировых болот. Основной фон растительности верховых болот составляют сфагновые мхи.

Васюганские болота — одни из самых больших болот в мире, расположены в Западной Сибири, в междуречье Оби и Иртыша, на территории Васюганской равнины, находящейся большей частью в пределах Томской области.

(Слайд 6) В мире насчитывается 25 тысяч видов мохообразных, из них около 17 тысяч видов листостебельных (зеленых и сфагновых) мхов. По количеству видов среди высших растений мхи занимают второе место после цветковых (покрытосеменных). Моховидные произошли 360 млн лет назад от первых наземных растений - псилофитов, потомков прибрежных водорослей.

(Слайд 7) Это многолетние растения, обычно низкорослые, их размеры от 1 мм до нескольких см; они имеют стебель, листья, корней нет. Обитают во влажных местах.

IV. Характеристика основных групп моховидных растений

В конце XVIII века немецкий ботаник И. Гедвич заложил основы науки о мхах – бриологии.

Предлагаю записать это понятие в тетрадь, а в учебнике найти и назвать представителей моховидных растений.

Различают печеночные и листостебельные мхи.

Печеночные мхи (Слайд 8).

К печеночным мхам относится мох моршанция. Тело представляет собой пластинку (таллом) или упрощенный побег с листьями. Название получили из-за формы напоминающей человеческую печень. Пластинка этого мха прикрепляется к почве ризоидами.

Часто в аквариуме разводят мох риччию. Тело состоит из вильчато разветвленного слоевища.

Вопросы классу:

  1. У каких изученных растениях тело имеет таллом или слоевище? (У водорослей).

  2. На что это указывает? (На родственную связь между водорослями и мхами).

Листостебельные мхи.

К листостебельным мхам относят кукушкин лен (Слайд 9) 

Мох кукушкин лен имеет стебель и узкие, спирально расположенные листья; вместо корней нитевидные выросты в нижней части стебля – ризоиды. Способ питания у него такой же, как и у водорослей, так как мох содержит хлорофилл и имеет зеленую окраску. В теле слабо выражены проводящие, механические, запасающие и покровные ткани.

К листостебельным мхам относят  и мох сфагнум (Слайд 10).

На каждом столе находятся гербарии мха сфагнума.

Стебель тонкий, главный побег прямостоячий, ветвистый. Боковые побеги расположены пучками, на верхушке главного стебля побеги скручены в головку. Все ветви густо покрыты мелкими листьями. Нет ризоидов, нижний конец стебля, погруженный в воду, постепенно отмирает.

(Слайд 11Строение стебля и листьев сфагнума по сравнению с цветковыми растениями значительно проще. Кора стебля сфагнума состоит из крупных водоносных клеток. Много таких клеток находится и в листьях. В связи с этим сфагнум впитывает и удерживает большое количество воды.

V. Размножение мхов. Чередование поколений у мхов 

Просмотр видеофильма (1 мин).

(Слайд 12) У моховидных имеется характерная особенность организации: половое поколение – гаметофит, на котором образуются половые клетки (гаметы), и бесполое – спорофит, на котором образуются споры.

Гаметофиты кукушкина льна раздельнополые. На верхушке мужских и женских растений развиваются органы полового размножения (антеридии и архегонии). После оплодотворения на женских растениях из зиготы образуется спорофит- коробочка, сидящая на длинной ножке. Коробочка имеет крышечку, которая к моменту созревания спор отпадает. Споры высыпаются наружу и рассеиваются ветром. В благоприятных условиях через несколько дней или недель они прорастают в гаметофит.

Зеленым мхам свойственно и вегетативное размножение – частями тела и специальными почками.

VI. Роль мхов в природе и практическое значение в жизни человека

Значение сфагновых мхов в природе

Слайд 13 Отмирая, листостебельные мхи, образуют торф, который широко используется человеком. В торфе находят останки древних людей, предметы их домашнего обихода, старинные лодки, останки животных. Таким образом, наши болота являются как бы летописной книгой, на страницах которой сохранились сведения о растительности и климате прежних эпох. На болотах ведётся добыча торфа, который широко используется как топливо.

Применение мох нашёл и во время Великой Отечественной войны. Мох сфагнум использовался при дефиците перевязочного материала, в партизанских отрядах, в населённых пунктах, находящихся на оккупированной территории. Сфагнум как хороший теплоизоляционный материал широко применяли в партизанских отрядах для утепления землянок, под пластами сфагнума хранили запасы овощей, картофеля .

В наше время, когда человек наконец понял необходимость поддержания разнообразия окружающей нас природы, то, что нужно сохранять и изучать не только экзотические виды, но и обычные, мхи также попали в число охраняемых объектов.

Экологическая роль мхов часто заключается в закреплении почвы, препятствии её эрозии. Мхи занимают уникальную экологическую нишу, недоступную другим растениям. Они служат пищей и домом для почвенных беспозвоночных и грибов, без которых невозможно разложение отмершей органики и, следовательно, невозможен круговорот веществ. Влагоёмкая подстилка из мхов в сухих местообитаниях выполняет функцию «промокашки», задерживающей некоторое количество влаги, не дающей ей просочиться сквозь почву как сквозь сито. Мхи способны переживать неблагоприятные условия в состоянии анабиоза и восстанавливать свои жизненные функции через месяцы и даже годы. Слайд 14

VIIВыполнение лабораторной работы 

(Слайд 15) Тема: Изучение внешнего строения моховидных растений.

Цель: Найти признаки более высокой организации мхов по сравнению с водорослями.

Оборудование: Экземпляры кукушкиного льна, сфагнума, лупа.

Ход работы.

1. Рассмотрите внешнее строение зеленого мха кукушкин лен. Найдите стебель и листья, обратите внимание на их форму, расположение, размер и окраску. Обратите внимание на особенности строения стебля (ветвистый, неветвистый).

2. На нижней части стебля мха найдите тонкие бурые выросты – ризоиды.

3. На верхушке стебля найдите ножку и коробочку со спорами. Раскройте значение спор в жизни мхов.

4. Сравните кукушкин лен с мхом – сфагнумом. Отметьте строение, форму листьев, коробочек, ветвление стебля.

5. Заполните сравнительную таблицу по форме. Зарисуйте общий вид растения в тетрадь.

6. Почему мхи – это высшие споровые растения? Сделайте вывод.

Слайд 16

Признаки для сравнения

Сфагнум

Кукушкин лен

1. Наличие побега

 

 

2. Стебель ветвистый или нет?

 

 

3. Расположение листьев

 

 

4. Чем отличаются листья по внутреннему строению?

 

 

5. Где располагаются споры?

 

 

6. Наличие ризоидов

 

 

7. Хозяйственное значение

 

 

Учитель.  В качестве закрепления изученного материала, я предлагаю вам разгадать кроссворд.

Слайд 17 – 18

Слайд 19 Благодарю за активную работу на уроке.

Домашнее задание:

  1. Параграф №

  2. Отчёт о проведённой лабораторной работе.

Просмотр содержимого презентации
«Презентация Microsoft PowerPoint»

Мхи

Мхи

Цель Сформировать представление о растениях  отдела моховидные, как высших споровых, изучить особенности организации моховидных.

Цель

Сформировать представление о растениях  отдела моховидные, как высших споровых, изучить особенности организации моховидных.

Задачи Познакомиться с характерными признаками высших растений, с многообразием, усложнением и особенностями строения мхов. Ознакомиться с практическим значением мха сфагнум. Сформировать знания о среде обитания и распространения мхов.

Задачи

  • Познакомиться с характерными признаками высших растений, с многообразием, усложнением и особенностями строения мхов.
  • Ознакомиться с практическим значением мха сфагнум.
  • Сформировать знания о среде обитания и распространения мхов.

Царство растений

Царство растений

Васюганские болота - одни из самых больших болот в мире...

Васюганские болота - одни из самых больших

болот в мире...

Классификация мхов Печёночные Зелёные Мхи Листостебельные Белые

Классификация мхов

Печёночные

Зелёные

Мхи

Листостебельные

Белые

Строение мхов

Строение мхов

Печёночные мхи Риччия

Печёночные мхи

Риччия

Кукушкин лён

Кукушкин лён

Сфагнум

Сфагнум

Строение листа сфагнума У сфагнума вода запасается в особых водоносных клетках, которые занимают большую часть листа.  ФИЛЬМ

Строение листа сфагнума

У сфагнума вода запасается в особых водоносных клетках, которые занимают большую часть листа.

ФИЛЬМ

Жизненный цикл

Жизненный цикл

Значение мохообразных Положительное

Значение мохообразных

Положительное

  • Заселяют бедные почвы и предохраняют их от эрозии.
  • Являются накопителями влаги и регуляторами водного баланса прилегающих территорий.
  • Торф – топливо, удобрение и ценное сырье для промышленности.
Значение мохообразных Отрицательное Ухудшают продуктивность пахотных земель, вызывая их заболачивание. Вытесняют на лугах ценные кормовые травы.

Значение мохообразных

Отрицательное

  • Ухудшают продуктивность пахотных земель, вызывая их заболачивание.
  • Вытесняют на лугах ценные кормовые травы.

Лабораторная работа Тема: Изучение внешнего строения моховидных растений. Ход работы. 1. Рассмотрите внешнее строение зеленого мха кукушкин лен. Найдите стебель и листья, обратите внимание на их форму, расположение, размер и окраску. Обратите внимание на особенности строения стебля (ветвистый, неветвистый). 2. На нижней части стебля мха найдите тонкие бурые выросты – ризоиды. 3. На верхушке стебля найдите ножку и коробочку со спорами. 4. Сравните кукушкин лен с мхом – сфагнумом. Отметьте строение, форму листьев, коробочек, ветвление стебля. 5. Заполните сравнительную таблицу по форме. Зарисуйте внешний вид растения в тетрадь. 6. Сделайте вывод.

Лабораторная работа

Тема: Изучение внешнего строения моховидных растений.

Ход работы.

1. Рассмотрите внешнее строение зеленого мха кукушкин лен. Найдите стебель и листья, обратите внимание на их форму, расположение, размер и окраску. Обратите внимание на особенности строения стебля (ветвистый, неветвистый).

2. На нижней части стебля мха найдите тонкие бурые выросты – ризоиды.

3. На верхушке стебля найдите ножку и коробочку со спорами.

4. Сравните кукушкин лен с мхом – сфагнумом. Отметьте строение, форму листьев, коробочек, ветвление стебля.

5. Заполните сравнительную таблицу по форме. Зарисуйте внешний вид растения в тетрадь.

6. Сделайте вывод.

Сравнительная таблица Признаки для сравнения Сфагнум 1. Строение стебля   2. Стебель ветвистый или нет? Кукушкин лен     3. Расположение листьев 4. Чем отличаются листья по внутреннему строению?       5. Где располагаются споры?       6. Наличие ризоидов     7. Хозяйственное значение      

Сравнительная таблица

Признаки для сравнения

Сфагнум

1. Строение стебля

 

2. Стебель ветвистый или нет?

Кукушкин лен

 

 

3. Расположение листьев

4. Чем отличаются листья по внутреннему строению?

 

 

 

5. Где располагаются споры?

 

 

 

6. Наличие ризоидов

 

 

7. Хозяйственное значение

 

 

 

Разгадав кроссворд, вы узнаете фамилию ученого, основоположника науки о мхах – бриологии. Мох, образующий торф. Стадия развития мха. Органы прикрепления к субстрату. Мхи по типу питания. Общее название коробочки со спорами. Зеленое растения мха.       1 3   5 2   4     6      

Разгадав кроссворд, вы узнаете фамилию ученого,

основоположника науки о мхах – бриологии.

  • Мох, образующий торф.
  • Стадия развития мха.
  • Органы прикрепления к субстрату.
  • Мхи по типу питания.
  • Общее название коробочки со спорами.
  • Зеленое растения мха.

 

 

 

1

3

 

5

2

 

4

 

 

6

 

 

 

        1  С 3  Р и 5  С  п    ф  з  о 2  а п  р  о  г  р  е  и  н  о  д  д 4  А  у  в  ы  ф  р  м  и    о  т   6 Г  т  с  о  т  т    а  о  р  м  о  к  е  ф  т    ы  о  ф    и  т

 

 

 

 

1

С

3

Р

и

5

С

п

 

ф

з

о

2

а

п

р

о

г

р

е

и

н

о

д

д

4

А

у

в

ы

ф

р

м

и

 

о

т

 

6

Г

т

с

о

т

т

 

а

о

р

м

о

к

е

ф

т

 

ы

о

ф

 

и

т

Спасибо за работу на уроке

Спасибо за работу

на уроке


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по теме "Мхи"

Автор: Масловская Марина Викторовна

Дата: 11.09.2014

Номер свидетельства: 113547

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект открытого урока по биологии в5 классе (ФГОС) на тему "Мхи" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-otkrytogho-uroka-po-biologhii-v5-klassie-fgos-na-tiemu-mkhi"
    ["file_id"] => string(6) "199219"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428536889"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Презентация для урока по теме "Мхи""
    ["seo_title"] => string(37) "prezentatsiia_dlia_uroka_po_teme_mkhi"
    ["file_id"] => string(6) "588012"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1633367225"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "План урока по теме "Мхи""
    ["seo_title"] => string(23) "plan_uroka_po_teme_mkhi"
    ["file_id"] => string(6) "588013"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1633367418"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Тема: « Разнообразие растений» "
    ["seo_title"] => string(29) "tiema-raznoobraziie-rastienii"
    ["file_id"] => string(6) "241335"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445234990"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Урок 35 Тема Значение высших споровых растений в природе и жизни человека"
    ["seo_title"] => string(86) "urok-35-tiema-znachieniie-vysshikh-sporovykh-rastienii-v-prirodie-i-zhizni-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "252373"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447359341"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства