1. Биология. Введение в биологию 5 класс. Учебник. Под редакцией А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. УМК «Живой организм». 2016 год.
2. Презентация в формате Power Point «Мхи»
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
I. Организационный этап | Здравствуйте ребята! Cадитесь! Надеюсь, что наш урок пройдет в атмосфере рабочего настроения и полного взаимопонимания, интересно и с пользой для всех. Отвечать на мои вопросы во время урока можно сидя. Работать мы будем с рабочими листами, которые находятся у вас на столах у каждого | Учащиеся настраиваются на работу, сосредатачиваютя. | Позитивный настрой на работу |
II. Мотивационно-ориентировочный 1. Актуализация знаний | Ребята, скажите пожалуйста какие группы живых организмов мы уже изучили? А какие растения мы изучали на прошлом уроке? А к какой группе их можно отнести? Что же их объединяет со всеми остальными представителями этого царства? Какие же черты отличают? | Обучающиеся отвечают на вопросы учителя | Повторение пройденного материала, систематизация знаний, подготовка к постановке темы урока. |
2. Мотивация | Учащимся предлагается отгадать загадку: Меж клюквы и морошки, Среди лесных болот, На кочке, на ножке Куда не глянь растет. Он снизу – беловатый, Повыше – зеленей. Коль нужно будет ваты. Нарви его скорей. На кустиках поляны Подсушен в летний зной, Он партизанам раны. Лечил в глуши лесной | Ребята отгадывают загадку | Умение находить ответ в другой области знания – истории Формулирование темы урока |
3. Целеполагание | На слайде показана схема при заполнении которой мы увидим, что вы уже знаете и что бы хотели узнать. Выполнили? Давайте посмотрим что у вас получилось. | Самостоятельная работа в группах на рабочих листах | Формулирование учащимися целей урока |
III. Изучение нового материала | 1. Строение мхов Мини-лабораторная работа | Выполняют лабораторную работу. Отвечают на проблемный вопрос «Из чего состоит мох?», выполняют рисунок на рабочем листе. | Решение проблемной ситуации |
2. Места обитания Работа с текстом учебника с 73. Обсуждение. – В какой природной зоне не бывает мхов? Почему? | Читают учебник и отвечают на вопросы | Умение выделять главное из текста учебника |
3. Знакомство с разнообразием Заполнение сравнительной таблицы, работа с гербариями. – Приведите примеры мхов? – Какие наиболее распространены в наших лесах? – По каким признакам их можно сравнить? | Отвечают на вопросы, выявляют признаки сравнения объектов, заполнение таблицы | Соверщенствование умения сравнивать, выявлять критерии сравнения, заполнять таблицу |
Физминутка (1 мин.) | | |
4. Значение в природе и жизни человека – Для чего нужны мхи? (проблемный вопрос) – Что такое торф? Как его можно использовать? Почему опасны пожары торфяников? – Однажды при разработке торфа был найден хорошо сохранившейся рыцарь в доспехах. Как это можно объяснить? (торф – это топливо; мхом конопатят дома при их постройке; лечение ран) | Выдвигают свои предположения, один учащийся выступает с сообщением, решают познавательные задачи | Решение познавательных задач |
IV. Закрепление | Давайте немного поиграем игра «Найди ошибку» 1. Мхи – очень низенькие растеньица. Их слабые корешки не могут всасывать воду с большой глубины, и маленькие размеры помогают ее экономить, поэтому их так много в засушливых районах. 2. Самые маленькие растения – мхи. У многих из них нет стеблей и листьев. Маленькими корешками они прочно прикрепляются к различным поверхностям. При этом расти они, могут в самых неблагоприятных условиях – в пустыне, степи, на стенах, на поверхности металла и даже на ледниках и в темных пещерах. | Отвечают на вопросы игры | Сиситематизация нового «открытого» знания |
V. Подведение итогов | – Итак, скажите какие цели, вы поставили перед собой в начале урока? Вы ответили на все вопросы урока? Достигнуты ли цели урока? – Напишите в своих рабочих листах, что вы узнали сегодня на уроке? Чему вы научились на уроке? – А что вы хотите узнать? Напишите, что вы хотите узнать на следующем уроке, какие растения мы еще не изучали? | Рассуждают, отвечают. Пишут в рабочих листах ответы на вопросы: Я научился… Я узнал… Хочу узнать… | Самоанализ, мотивация к обучению на следующем уроке |
VI. Рефлексия | – Скажите ребята, вам понравился урок? А что понравилось больше всего? – Перед вами лежит лист самооценки .Заполните его и сдайте учителю | Заполняют лист самооценки | Удовлетворенность учащихся уроком. |
VII. Постановка домашнего задания | 1) Изучить в учебнике с73-74, ответить на вопросы 2) Подготовить сообщение, рисунок, презентацию «Использование торфа» | Записывают домашнее задание. | |