kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме "Болезни органов дыхания и их предупреждение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебные цели урока:

  • рассмотрение различных заболеваний органов дыхательной системы;
  • формирование понятий «гигиена органов дыхания», «жизненная ёмкость лёгких»;
  • определение значения дыхания как показателя здоровья человека;
  • классифицирование  заболеваний дательной системы по источникам заражения ;
  • определение профилактических мер против заражения инфекционными болезнями.

Развивающими целями урока являются:

  • формирование творческой и индивидуальной активности учащихся при изучении темы;
  • формирование умения использовать приобретенные знания в проблемных и нестандартных ситуациях.

Воспитательные цели:

  • воспитание бережного отношения к собственному здоровью;
  • всестороннее развитие личности школьника на основе реализации полученных знаний о влияющих факторах на здоровье человека.

Оборудование: таблицы с изображением органов дыхания и влияния курения на органы дыхания; макет сигареты.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Болезни органов дыхания и их предупреждение" »

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА МИКРОРАЙОНА ВЫНГАПУРОВСКИЙ» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК










Урок по теме:


«Болезни органов дыхания и их предупреждение»







Разработал: Парамошкина З.М.

учитель биологии

I категория.




2015 – 2016 учебный год


Учебные цели урока:

  • рассмотрение различных заболеваний органов дыхательной системы;

  • формирование понятий «гигиена органов дыхания», «жизненная ёмкость лёгких»;

  • определение значения дыхания как показателя здоровья человека;

  • классифицирование заболеваний дательной системы по источникам заражения ;

  • определение профилактических мер против заражения инфекционными болезнями.

Развивающими целями урока являются:

  • формирование творческой и индивидуальной активности учащихся при изучении темы;

  • формирование умения использовать приобретенные знания в проблемных и нестандартных ситуациях.

Воспитательные цели:

  • воспитание бережного отношения к собственному здоровью;

  • всестороннее развитие личности школьника на основе реализации полученных знаний о влияющих факторах на здоровье человека.


Оборудование: таблицы с изображением органов дыхания и влияния курения на органы дыхания; макет сигареты.


Ход урока



I. Актуализация знаний.

  1. Фронтальный опрос.

- Что такое лёгочное и тканевое дыхание?

- Каковы преимущества носового дыхания перед дыханием через рот?

- Как действуют защитные барьеры, преграждающие вход инфекции в лёгкие?

- Что относится к верхним и что к нижним дыхательным путям человека?

- Где находятся лёгкие и каково их строение?

2. Тест: из перечня органов дыхательной системы (1 – 10) выберите наиболее полные ответы на вопросы ( ) и зашифруйте их.


Перечень органов дыхательной системы


  1. Слизистая оболочка.

  2. Лёгочные пузырьки.

  3. Лёгкие.

  4. Бронхи.

  5. Трахея.

  6. Надгортанник.

  7. Гортань.

  8. Хрящевые полукольца.

  9. Плевра.

  10. Носовая полость.


Ответы


  1. Не пропускает пищу в гортань.

  2. Не дают трахее сужаться.

  3. Очищает вдыхаемый воздух от пыли и микробов, согревает его.

  4. Поверхностный слой воздухоносных путей.

  5. Начальная часть воздухоносного пути.

  6. Выстилает наружную поверхность лёгких.

  7. Покрывает стенку грудной полости изнутри.

  8. Внутри содержит голосовые связки.

  9. Самая длинная часть воздухоносного пути.

  10. Путь вдыхаемого воздуха после гортани до лёгочных капилляров.

  11. Место газообмена между лёгкими и кровью.

  12. Место диффузии газов.

Правильные ответы


I - 6; II - 8; III - 10; IV - 1; V - 10; VI - 9; VII - 9; VIII - 7; IX - 5; X - 5,4,3,2; XI - 2; XII - 2.


Критерии оценки:


«5» - 14, 15 правильных ответов; «4» - 12, 13; «3» - 9, 10, 11.


II. Изучение нового материала.


  1. Инфекционные и хронические заболевания дыхательных путей: гайморит, фронтит, тонзиллит, аденоиды. Причины, симптомы и меры профилактика.

  2. Рак лёгких и туберкулёз. Флюорография.

  3. Укрепление органов дыхания. Жизненная ёмкость лёгких.

  4. Заполнение таблицы в тетрадях.


Гигиена органов дыхания


Основные правила

Обоснование правил

  1. Дышать размеренно.

  2. Движения, связанные с усилием, должны совпадать с выдохом.

  3. Регулярные физические упражнения.

  4. Бывать на свежем воздухе.

  5. Дышать через нос.

  6. Закрывать нос и рот платком при чихании и кашле.

  7. Бороться с пылью.

  8. Следить за осанкой.

  9. При общении с больными соблюдать правила гигиены.

  10. Не курить.



  1. Почему курение вредит здоровью? Чтобы ответить на этот вопрос, мы проведём с вами театрализованную игру «Суд над сигаретой».

Ведущий: Говоря о сигарете, мы подразумеваем все табачные изделия. Давайте путем открытого голосования изберем председателя суда, двух присяжных заседателей и секретаря, которые будут вести процесс. Чтобы успешнее справиться со столь ответственной и почетной обязанностью, помните: избранные люди должны быть серьезные, умудренные знаниями и опытом. Итак, кого вы желаете видеть за судейским столом?

( Избранные люди занимают места)

Ведущий: В процессе необходимы обвинитель и защитник. Их как известно, назначают. Поэтому я позволю себе назначить обвинителей по данному делу (называются фамилии). Защитником подсудимого буду я. Нет возражений?

(Защитник и обвинители занимают свои места)

Председатель: Введите подсудимую вносят огромную сигарету ставят ее на скамейку подсудимых). Заседание общественного суда объявляю открытым. Слушается дело по обвинению в отравлении человеческого организма и в развитии вредных привычек. Есть ли у подсудимой вопросы к какому-либо из участников процесса?

Сигарета: Нет.

Председатель: Будут ли ходатайства у подсудимой?

Сигарета: Нет.

Председатель: А у представителей обвинения и защиты?

Защитник: Пока ничего не имею.

Председатель: Прошу огласить обвинение.

Секретарь суда: Курить человек начал давно. Еще греческий ученый Геродот, живший еще в 5 веке до н. э., писал, что скифы и другие обитатели Северной Америки сжигали на огне какие-то растения и вдыхали образующийся при этом дым. Более подробные сведения о курении связаны с открытием Америки (1492 г.). Там европейцы впервые увидели табак. Туземцы сворачивали в трубку листья дикорастущих растений, подсушивали их и курили до тех пор, пока не впадали в бессознательное состояние. Переняв эту привычку, моряки Колумба завезли табак в Испанию: курение с быстротой эпидемии распространилось по Европе. Правительства разных стран попытались вести с ними борьбу. В Швейцарии курильщиков ставили к позорному столбу. В конце 16 века за употребление табака приговаривали к смертной казни. Отрубленные головы с трубками во рту выставляли на площадях и базарах. В Турции за курение сажали на кол. В России, куда в начале 16 века был завезен табак из Англии, тоже началась борьба с «чертовым зельем». В царствовании Михаила Романова курильщиков казнили, их имущество отбирали в пользу государства. Царь Алексей Михайлович повелел всех, у кого будет найден табак, пытать и бить кнутом. Однако постепенно репрессии смягчились и наконец совсем прекратились. На смену трубке пришла папироса. Впервые она появилась в Турции. К концу 19 века она распространилась по всей Европе. О том, что табак приносит вред человеческому организму, известно давно: курение снижет аппетит, затрудняет дыхание, усиливает головные боли. Никотин нарушает деятельность нервной и сердечно-сосудистой систем и органов пищеварения. Исследования последних лет показали, что заболевание раком легких связано с курением. Дружба с папиросой никого к доброму не приводит. Беспечность курильщиков, бросающих где попало тлеющий окурок, нередко ведет к пожару. На основании изложенного и руководствуясь заботой о благе и здоровье граждан, обвиняемая 1492 года рождения, уроженка Центральной Америки, подсудимая многих стран мира, бесчисленное множество раз осужденная и заклейменная, предается за вышеназванное преступление суду.

Председатель: Подсудимая, вам понятно, в чем вас обвиняют?

Сигарета: понятно.

Председатель: Признаете ли вы себя виновной?

Сигарета: Нет, не признаю.

Председатель: Согласны ли вы дать показания по предъявленному вам обвинению?

Сигарета: Никаких показаний я давать не собираюсь.

Председатель: В таком случае суд переходит к допросу свидетелей. Слово имеет врач (Ф. И. О.). Суд предупреждает вас, что свидетель должен говорить только правду, каковой является истина, научно доказанная медициной. Вам понятно?

Свидетель: Понятно. Отрадно видеть, как увеличивается продолжительность жизни людей. Но есть факторы, которые отрицательные влияют на здоровье, и одним из них является курение. Недаром поговорка гласит «Курить – здоровью вредить». У курящего, если он выкуривает сигарету, наступает острое отравление организма. Человек испытывает тошноту, головокружение, дрожь в руках, усиленное сердцебиение. «Все это было со мной,- скажет заядлый курильщик, - но я теперь привык». Это жестокая ошибка. Медицина установила, что приспосабливаются к действию сигареты лишь отдельные органы, на кровеносные сосуды и эндокринную систему первая папироса оказывает такое же вредное воздействие, как и десятая. Так что аргумент курильщика не состоятелен. Хочешь жить долго – не прикасайся к сигарете. В ответ мы слышим: «Не могу». Это неправда. Некоторые пытаются отвыкнуть от табака, постепенно понижая день за днем число выкуренных сигарет. Нет, перестать лучше сразу. Лев Толстой бросил курить в 60 лет, причем сразу, с этого времени, по его словам, стал другим человеком: «Просиживал по 5 часов за работой, вставал совершенно усталый, чувствовал тошноту, головокружение, а сейчас, после того как бросил курить, чувствую себя совершенно свежим». Гёте с 50 лет стал ярым противником табака. Ослабление умственной деятельности под влиянием никотина отмечал и русский шахматист Алехин. Поражение одного из крупнейших шахматистов на турнире 1929 года он объяснил тем, что тот много курил. Алехин писал: «Никотин ослабляет способность мыслить, столь необходимую для шахматиста. Я могу сказать, что и сам получил уверенность в выигрыше мачта за мировое первенство лишь тогда, когда отучился от страсти к табаку». Думаю, что этих свидетельств достаточно. Вред курения несомненен. Поэтому я призываю отказаться всех от пагубной привычки и считаю подсудимую виновной.

Председатель: Благодарим вас, свидетель, вы свободны. Послушаем показания второго свидетеля – председателя пожарной дружины (Ф. И. О.).

Свидетель: Пожары, как правило, возникают по разным причинам. Иногда достаточно искр, чтобы сгорели огромные ценности. Какое же место среди других причин в возникновении пожара занимает сигарета? Скажу прямо: одно из главных. Оставленная без присмотра или брошенная в неположенном месте тлеющая сигарета приводит к пожарам.

( Примеры местного значения)

Председатель: У вас все?

Свидетель: Все.

Председатель: Садитесь. Показания дает дворник.

Свидетель: Я работаю дворником. Нужная эта должность или нет? Скажу так: нужная. Курящий не соблюдает чистоту. Он норовит бросить в такое место окурок, где его метлой не достать. Штрафовать таких нужно, вот что я вам скажу.

Председатель: Есть ли вопросы у сторон?

Защитник: Разрешите задать вопрос свидетелю?

Председатель: Пожалуйста.

Защитник: А вы сами – то курите?

Свидетель: Курю, конечно, как не курю.

Защитник: А почему не бросаете?

Свидетель: пытался, да ничего не выходит, - сызмальства этому делу обучен.

Председатель: Свидетели по делу допрошены все, суд переходит к слушанию сторон. Слово обвинителю.

Обвинитель: Уважаемый суд! Курение табака – одна из вреднейших привычек, и бороться с ней надо как с социальным злом. Проблема не из легких, порой трудно убедить человека, что сигарета – далеко не безобидная вещ, какою кажется на первый взгляд. Руководствуясь заботой о благе каждого человека, я прошу суд сурово покарать подсудимую, публично передать сожжению на костре.

Председатель: Слово предоставляется защитнику.

Защитник: Уважаемый суд! Немало горьких упреков высказано в адрес моей подзащитной, и с большинством из них я не согласен. Курение действительно вредное увлечение. Вредно и то, что сигарета при небрежном обращении с ней часто является причиной пожара, ведет к потере народного добра, но ведь все это по вине человека. Сигарета сама по себе безобидна, не она курит, а ее курят. Человек открыл табак, и поэтому надо о человеке говорить, а сигарету осуждать не надо.

Председатель: Вам, подсудимая, предоставляется последнее слово.

Сигарета: Прошу меня оправдать.

Председатель: Суд удаляется в совещательную комнату для вынесения приговора.

Музыкальная пауза, сценки из школьной жизни и т.д.

Председатель: Оглашается приговор.

Именем народного здравоохранения суд в составе председательствующего, народных заседателей и секретаря, с участием свидетелей, обвинителя и защитника рассмотрел дело по обвинению сигареты в отравлении человечества, в возникновении пожаров на Земле, в засорении планеты Земля.

Подсудимая виновной в предъявленном ей обвинении себя не признала и просила ее оправдать. Проанализировав показания свидетелей, заслушав речь обвинителя и защитника, суд признал сигарету виновной и приговорил ее к сожжению. Приговор суда окончателен, обжалованию не подлежит, приводится в исполнение немедленно.

Дружинники выносят сигарету во двор и сжигают.

Ведущий: ( обращается к присутствующим): В сегодняшнем процессе я выступил в роли защитника – это тяжелая и не всегда почетная работа. В меру своих сил и возможностей я пытался облегчить участь подзащитной и даже просил ее оправдать. Суд же вынес суровый приговор, скрепя сердце я соглашаюсь с этим приговором. Думаю, что сегодняшний процесс не прошел без пользы как для меня, так и для вас. Большое зло приносит курение, прислушаемся же к голосу правосудия и благоразумия. Бросим в костер то, что до сих пор является прихотью, именуемой табачными изделиями.


III. Домашнее задание: параграф 28.

IV. Итоги урока.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по теме "Болезни органов дыхания и их предупреждение"

Автор: Парамошкина Зульфия Михайловна

Дата: 29.10.2015

Номер свидетельства: 245321

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "Урок биологии в 9 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида на тему: «Болезни органов дыхания и их профилактика». "
    ["seo_title"] => string(129) "urok-biologhii-v-9-klassie-spietsial-noi-korriektsionnoi-shkoly-viii-vida-na-tiemu-boliezni-orghanov-dykhaniia-i-ikh-profilaktika"
    ["file_id"] => string(6) "186020"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426265426"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "Урок. "Болезни органов дыхания, их предупреждение и лечение. Способы лечения органов дыхания народными средствами"."
    ["seo_title"] => string(131) "urok-boliezni-orghanov-dykhaniia-ikh-priedupriezhdieniie-i-liechieniie-sposoby-liechieniia-orghanov-dykhaniia-narodnymi-sriedstvami"
    ["file_id"] => string(6) "307859"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458466342"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "" Болезни органов дыхания, их предупреждение и лечение. Способы лечения органов дыхания народными средствами. ""
    ["seo_title"] => string(126) "boliezni-orghanov-dykhaniia-ikh-priedupriezhdieniie-i-liechieniie-sposoby-liechieniia-orghanov-dykhaniia-narodnymi-sriedstvami"
    ["file_id"] => string(6) "307814"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458455865"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Заболевания органов дыхания"
    ["seo_title"] => string(32) "zabolievaniia-orghanov-dykhaniia"
    ["file_id"] => string(6) "260843"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449036873"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Конспект, краткосрочный план и презентация 23 урока элективного курса "Медицинская география" "
    ["seo_title"] => string(105) "konspiekt-kratkosrochnyi-plan-i-priezientatsiia-23-uroka-eliektivnogho-kursa-mieditsinskaia-ghieoghrafiia"
    ["file_id"] => string(6) "211736"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431678944"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства