урок по биологии "Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания"
Урок по биологии "Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания"
Цель урока: актуализировать знания учащихся о процессе дыхания как свойстве живого, раскрыть сущность процесса дыхания с биохимической точки зрения, его значение в обмене веществ, проанализировать особенности строения дыхательной системы человека.
Задачи:
изучить органы дыхания, строение и функции органов дыхания;
совершенствование у учащихся приемов умственной деятельности, развитие творческого мышления, познавательного интереса к предмету биологии, отработка приемов рефлексии, развитие памяти, внимания.
развитие коммуникативных способностей, чувства сопереживания, чувства товарищества и коллективизма.
Тип урока: комбинированный
Форма проведения: индивидуальная, парная, групповая.
Методы работы: деятельностный, частично-поисковый, наглядный, метод социального взаимодействия (представление возможностей каждому ученику проявлять свои знания), стимулирование и мотивация.
Просмотр содержимого документа
«урок по биологии "Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания" »
Класс: 8
Тема урока: Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания.
Цель урока: актуализировать знания учащихся о процессе дыхания как свойстве живого, раскрыть сущность процесса дыхания с биохимической точки зрения, его значение в обмене веществ, проанализировать особенности строения дыхательной системы человека.
Задачи:
изучить органы дыхания, строение и функции органов дыхания;
совершенствование у учащихся приемов умственной деятельности, развитие творческого мышления, познавательного интереса к предмету биологии, отработка приемов рефлексии, развитие памяти, внимания.
развитие коммуникативных способностей, чувства сопереживания, чувства товарищества и коллективизма.
Тип урока: комбинированный
Форма проведения: индивидуальная, парная, групповая.
Методы работы: деятельностный, частично-поисковый, наглядный, метод социального взаимодействия (представление возможностей каждому ученику проявлять свои знания), стимулирование и мотивация.
- Человек может обойтись без пищи несколько недель, без воды - несколько суток.
создание проблемной ситуации
- Сожмите губы и пальчиками зажмите нос. Несколько мгновений посидите спокойно.
Беседа по вопросам:
- Как вы себя чувствуете?
(Недостаточно воздуха, кружится голова, слабость, сухость во рту, потемнение в глазах)
- Почему вы это ощутили?
(Мы не дышали, нам не хватало воздуха)
- Сколько времени мы можем не дышать?
(Без воздуха мы не можем прожить и 10 минут. Хотя некоторые люди могут задерживать дыхание на 3-4 минуты, а иногда 6 минут, но более длительное кислородное голодание быстро приводит к смерти)
Великий врач Древней Греции Гиппократ называл воздух «пастбищем жизни»
сообщение темы урока
Тема урока «Строение и функции органов дыхания»
Тему записываем в тетрадь
актуализация знаний по изученной теме «Органы кровообращения»
- На предыдущих уроках вы получили знания по теме «Органы кровообращения», я думаю, что мы можем сегодня отправиться в путешествие. Перед вами представлен паровоз без мотора, вагоны с заданиями и отсутствие пассажиров.
коллективная работа «Строение и функции сердца»
работа по группам – конверты с заданием (самопроверка)
восприятие нового материала
- А что вы знаете об органах дыхания?
- Вы считаете свои знания полными? Нет, знания не полные, и мы будем с вами их восполнять.
- Исходя из поставленной темы, попробуйте сформулировать цель нашего урока.
- Что мы должны узнать исходя из названия нашей темы?
- Как мы хотим это достичь?
- Какие трудности могут возникнуть?
Учебная цель: «Изучить строение и функции органов дыхания».
А что именно будем изучать?
- Строение органов дыхания.
- Функции органов дыхания.
Презентация
Дыхательная система выполняет очень важную функцию – газообмен, без которого невозможна жизнь.
Процесс газообмена между организмом и внешней средой, связанный с поступлением кислорода и выделением углекислого газа называют дыханием.
Кислород необходим для окисления и расщепления органических веществ, при котором освобождается энергия, выделяется углекислый газ и вода. Эта энергия затрачивается на все процессы жизнедеятельности организма.
Поступление кислорода в ткани и удаление углекислого газа из них обеспечиваются кровью. Обмен газов между кровью и атмосферным воздухом происходит в органах дыхания.
видеофильм о дыхание
работа в группах
1 группа – носовая полость, носоглотка
2 группа – гортань
3 группа – трахея и бронхи
Орган дыхания
Место расположения
Строение
Функции
Носовая полость,
носоглотка
Гортань
Трахея
Бронхи
Носовая полость
Воздух → ноздри → в носовую полость
↓
костно – хрящевой перегородкой
↓
две половины
↓
три носовые раковины
вся внутренняя поверхность полости носа = около 100 см3
↓
слизистой оболочкой с мерцательным эпителием и обильно
снабжена кровеносными сосудами
кровь, протекающая по сосудам согревает вдыхаемый воздух до температуры тела
слизь, выделяемая слизистой оболочкой, увлажняет воздух и задерживает пыль и микроорганизмы
из полости носа согретый, увлажненный и очищенный воздух через носоглотку и глотку поступает в гортань
при проглатывании пищи, чтобы она не попадала из носоглотки в дыхательные пути, вход в гортань закрывается хрящевым надгортанником.
Гортань → для проведения воздуха из глотки → в трахею.
↓
функция звукообразования и членораздельной речи
↓
это полая трубка → расположена в передней части шеи на уровне IV – VI
↓ шейных позвонков
стенки гортани → из нескольких хрящей, соединенных связками,
суставами и мышцами
при проглатывании пищи вход в гортань закрывается хрящевым надгортанником
самый крупный хрящ – это щитовидный, который выступает на передней поверхности шеи (адамово яблоко)
гортань изнутри выстлана слизистой оболочкой с мерцательным эпителием, за исключением голосовых связок и надгортанника
между хрящами гортани имеются слизистые складки образующие две голосовые связки
пространство между ними называется голосовой щелью
звук голоса возникает в результате колебания голосовых связок при выходе
оттенки голоса и его тембр зависят от длины голосовых связок
Например:
- у мужчин длина гортани больше (44 мм), голосовые связки длиннее, поэтому голос у них низкий, грубый.
- у женщин гортань меньше (35 мм), соответственно голос выше.
окончательное формирование звуков и членораздельной речи происходит при участии движений языка, губ, а также мягкого нёба и зубов.
Трахея – это трубка, длиной 9-13 см, диаметром 15 мм, расположенная
↓ впереди пищевода.
из хрящевых полуколец, которые препятствуют сужению просвета
задняя мягкая стенка трахеи прилегает к пищеводу и позволяет свободно продвигаться пище по пищеводу
Бронхи входят в правое и левое, которые затем в легких ветвятся, образуя бронхиальное «дерево».
самые конечные, тонкие веточки называются бронхиолами, которые заканчиваются альвеолами.
Физминутка
Очень биологию мы любим! Шеей влево, вправо крутим. Воздух – это атмосфера, если, правда, топай смело. В атмосфере есть азот, делай вправо поворот. Так же есть и кислород, делай влево поворот, воздух обладает массой, мы попрыгаем по классу. К учителю повернёмся и дружно улыбнёмся!
Осмысление
Задание 1. Работа с рисунком
Подпишите части дыхательной системы
Задание 2. Установите соответствие
Полость носа
Гортань
Трахея
Бронхи
А) состоит из хрящевых полуколец;
Б) воздух согревается, обеззараживается, увлажняется и очищается от пыли;
В) образованы хрящевыми кольцами;
Г) в слизистой оболочке имеются обонятельные клетки;
Д) имеет костно – хрящевую перегородку;
Е) слизистая оболочка снабжена мерцательными эпителием со слизистыми железами;
Ж) между хрящами из складок слизистой оболочки образованы голосовые связи;
З) на перегородке располагается три раковины;
И) образование звуков.
Задание 3. Тестирование
Носовая полость разделена на:
А) две половины; Б) три половины; В) четыре половины.
Оцените свою работу на уроке, указав три момента, которые у тебя получились хорошо
М
М
М
Напиши одно действие, которое улучшит твою работу на уроке.
Органы дыхания человека
Орган
Где расположен
Особенности строения
Функции
Носовая полость
В лицевой части черепа
Образована костями лицевой части черепа и рядом хрящей. Внутри носовая полость разделена на две половины. В каждую половину вдаются 3 выступа (носовые раковины), значительно увеличивающие поверхность слизистой оболочки полости носа. Слизистая оболочка, выстилающая носовую полость, обильно снабжена ресничками, кровеносными сосудами и железами, выделяющими слизь.
Очищение, увлажнение, обеззараживание и согревание воздуха, восприятие запахов.
Гортань
В передней части шеи на уровне IV-VI шейных позвонков
Состоит из нескольких хрящей, соединенных суставами и связками. Наиболее крупный хрящ гортани – щитовидный. Хрящи окружают гортанную щель; надгортанник прикрывает ее сверху, предохраняя от попадания пищи. В основании гортани лежит перстневидный хрящ. Между щитовидным и черпаловидным хрящами натянуты голосовые связки. Пространство между голосовыми связками называют голосовой щелью.
Гортань - часть дыхательных путей, в гортани имеется голосовой аппарат – орган, в котором образуются звуки
Трахея
Трубка длиной 8,5 – 15, чаще 10-11 см. Имеет твердый скелет в виде хрящевых полуколец. Мягкая задняя часть трахеи примыкает к пищеводу. Слизистая оболочка содержит многочисленные клетки реснитчатого эпителия.
Часть воздухоносных путей, очищает воздух, увлажняет воздух
Бронхи
На уровне V грудного позвонка трахея разделяется на 2 главных бронха
В легких главные бронхи ветвятся, образуя бронхиальное дерево. Бронхи выстланы мерцательным эпителием
Часть воздухоносных путей, очищают и увлажняют воздух
Легкие
В грудной полости
Каждое легкое снаружи покрыто тонкой оболочкой – плеврой, которая состоит из 2-х листков. Один листок покрывает легкое, другой выстилает грудную полость, образуя замкнутое вместилище для этого легкого. Между этими листками находится щелевидная полость, в которой содержится немного жидкости, уменьшающей трение при движении легких. Ткань легких состоит из бронхов и альвеол
Орган газообмена
Носовая полость
Гортань
Трахея
Бронхи
Б,г,д,
В,ж,з
А,
е
1
2
3
4
5
6
а
а
б
в
в
а
Технологическая карта урока по биологии
на тему «Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания».