kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по биологии "Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:  актуализировать знания учащихся о процессе дыхания как свойстве живого, раскрыть сущность процесса дыхания с биохимической точки зрения, его значение в обмене веществ, проанализировать особенности строения дыхательной системы человека.

Задачи:

  • изучить органы дыхания, строение и функции органов дыхания;
  • совершенствование у учащихся приемов умственной деятельности, развитие творческого мышления, познавательного интереса к предмету биологии, отработка приемов рефлексии, развитие памяти, внимания.
  • развитие коммуникативных способностей, чувства сопереживания, чувства товарищества и коллективизма.

Тип урока: комбинированный

Форма проведения: индивидуальная, парная, групповая.

Методы работы: деятельностный, частично-поисковый, наглядный, метод социального взаимодействия (представление возможностей каждому ученику проявлять свои знания), стимулирование и мотивация.

Технология:

- технология проблемного обучения

– технология развивающего обучения

- информационно - коммуникационные технологии

- педагогика сотрудничества

– технология развития критического мышления

Оборудование: таблица, учебники, карточки-задания, рабочие карты, тесты

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок по биологии "Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания" »

Класс: 8

Тема урока: Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания.

Цель урока: актуализировать знания учащихся о процессе дыхания как свойстве живого, раскрыть сущность процесса дыхания с биохимической точки зрения, его значение в обмене веществ, проанализировать особенности строения дыхательной системы человека.

Задачи:

  • изучить органы дыхания, строение и функции органов дыхания;

  • совершенствование у учащихся приемов умственной деятельности, развитие творческого мышления, познавательного интереса к предмету биологии, отработка приемов рефлексии, развитие памяти, внимания.

  • развитие коммуникативных способностей, чувства сопереживания, чувства товарищества и коллективизма.

Тип урока: комбинированный

Форма проведения: индивидуальная, парная, групповая.

Методы работы: деятельностный, частично-поисковый, наглядный, метод социального взаимодействия (представление возможностей каждому ученику проявлять свои знания), стимулирование и мотивация.

Технология:

- технология проблемного обучения

– технология развивающего обучения

- информационно - коммуникационные технологии

- педагогика сотрудничества

– технология развития критического мышления

Оборудование: таблица, учебники, карточки-задания, рабочие карты, тесты



Ход урока.

  1. Вызов

  • приветствие

  • психологический настрой – тренинг

  • подготовка к восприятию нового материала

  • проблемный вопрос

- Человек может обойтись без пищи несколько недель, без воды - несколько суток.

  • создание проблемной ситуации

 - Сожмите губы и пальчиками зажмите нос. Несколько мгновений посидите спокойно.

Беседа по вопросам:

- Как вы себя чувствуете?

(Недостаточно воздуха, кружится голова, слабость, сухость во рту, потемнение в глазах)

- Почему вы это ощутили?

(Мы не дышали, нам не хватало воздуха)

- Сколько времени мы можем не дышать?

(Без воздуха мы не можем прожить и 10 минут. Хотя некоторые люди могут задерживать дыхание на 3-4 минуты, а иногда 6 минут, но более длительное кислородное голодание быстро приводит к смерти)

Великий врач Древней Греции Гиппократ называл воздух «пастбищем жизни»


  • сообщение темы урока

Тема урока «Строение и функции органов дыхания»

Тему записываем в тетрадь


  • актуализация знаний по изученной теме «Органы кровообращения»

- На предыдущих уроках вы получили знания по теме «Органы кровообращения», я думаю, что мы можем сегодня отправиться в путешествие. Перед вами представлен паровоз без мотора, вагоны с заданиями и отсутствие пассажиров.


  • коллективная работа «Строение и функции сердца»

  • работа по группам – конверты с заданием (самопроверка)


  • восприятие нового материала

- А что вы знаете об органах дыхания?

- Вы считаете свои знания полными? Нет, знания не полные, и мы будем с вами их восполнять.

- Исходя из поставленной темы, попробуйте сформулировать цель нашего урока.

- Что мы должны узнать исходя из названия нашей темы?

- Как мы хотим это достичь?

- Какие трудности могут возникнуть?


Учебная цель: «Изучить строение и функции органов дыхания».

А что именно будем изучать?

- Строение органов дыхания.

- Функции органов дыхания.


  1. Презентация

Дыхательная система выполняет очень важную функцию – газообмен, без которого невозможна жизнь.

  • Процесс газообмена между организмом и внешней средой, связанный с поступлением кислорода и выделением углекислого газа называют дыханием.

Кислород необходим для окисления и расщепления органических веществ, при котором освобождается энергия, выделяется углекислый газ и вода. Эта энергия затрачивается на все процессы жизнедеятельности организма.

Поступление кислорода в ткани и удаление углекислого газа из них обеспечиваются кровью. Обмен газов между кровью и атмосферным воздухом происходит в органах дыхания.


  • видеофильм о дыхание


  • работа в группах

1 группа – носовая полость, носоглотка

2 группа – гортань

3 группа – трахея и бронхи


Орган дыхания

Место расположения

Строение

Функции

Носовая полость,

носоглотка




Гортань




Трахея




Бронхи





Носовая полость

Воздух → ноздри → в носовую полость

костно – хрящевой перегородкой

две половины

три носовые раковины

  • вся внутренняя поверхность полости носа = около 100 см3

слизистой оболочкой с мерцательным эпителием и обильно

снабжена кровеносными сосудами

  • кровь, протекающая по сосудам согревает вдыхаемый воздух до температуры тела

  • слизь, выделяемая слизистой оболочкой, увлажняет воздух и задерживает пыль и микроорганизмы

  • из полости носа согретый, увлажненный и очищенный воздух через носоглотку и глотку поступает в гортань

  • при проглатывании пищи, чтобы она не попадала из носоглотки в дыхательные пути, вход в гортань закрывается хрящевым надгортанником.


Гортань → для проведения воздуха из глотки → в трахею.

функция звукообразования и членораздельной речи

это полая трубка → расположена в передней части шеи на уровне IV – VI

↓ шейных позвонков

стенки гортани → из нескольких хрящей, соединенных связками,

суставами и мышцами

  • при проглатывании пищи вход в гортань закрывается хрящевым надгортанником

  • самый крупный хрящ – это щитовидный, который выступает на передней поверхности шеи (адамово яблоко)

  • гортань изнутри выстлана слизистой оболочкой с мерцательным эпителием, за исключением голосовых связок и надгортанника

  • между хрящами гортани имеются слизистые складки образующие две голосовые связки

  • пространство между ними называется голосовой щелью

  • звук голоса возникает в результате колебания голосовых связок при выходе

  • оттенки голоса и его тембр зависят от длины голосовых связок

Например:

- у мужчин длина гортани больше (44 мм), голосовые связки длиннее, поэтому голос у них низкий, грубый.

- у женщин гортань меньше (35 мм), соответственно голос выше.

  • окончательное формирование звуков и членораздельной речи происходит при участии движений языка, губ, а также мягкого нёба и зубов.


Трахея – это трубка, длиной 9-13 см, диаметром 15 мм, расположенная

↓ впереди пищевода.

из хрящевых полуколец, которые препятствуют сужению просвета

  • задняя мягкая стенка трахеи прилегает к пищеводу и позволяет свободно продвигаться пище по пищеводу


Бронхи входят в правое и левое, которые затем в легких ветвятся, образуя бронхиальное «дерево».

  • самые конечные, тонкие веточки называются бронхиолами, которые заканчиваются альвеолами.


Физминутка

Очень биологию мы любим! Шеей влево, вправо крутим. Воздух – это атмосфера, если, правда, топай смело. В атмосфере есть азот, делай вправо поворот. Так же есть и кислород, делай влево поворот, воздух обладает массой, мы попрыгаем по классу. К учителю повернёмся и дружно улыбнёмся!


  1. Осмысление


Задание 1. Работа с рисунком

Подпишите части дыхательной системы


Задание 2. Установите соответствие

  1. Полость носа

  2. Гортань

  3. Трахея

  4. Бронхи

А) состоит из хрящевых полуколец;

Б) воздух согревается, обеззараживается, увлажняется и очищается от пыли;

В) образованы хрящевыми кольцами;

Г) в слизистой оболочке имеются обонятельные клетки;

Д) имеет костно – хрящевую перегородку;

Е) слизистая оболочка снабжена мерцательными эпителием со слизистыми железами;

Ж) между хрящами из складок слизистой оболочки образованы голосовые связи;

З) на перегородке располагается три раковины;

И) образование звуков.


Задание 3. Тестирование

  1. Носовая полость разделена на:

А) две половины; Б) три половины; В) четыре половины.

2. Внутренняя поверхность носовой полости равна:

А) 100 см2; Б) 500 см2; В) 1500 см2.

3. Функцию звукообразования выполняет:

А) носовая полость; Б) гортань; В) трахея.

4. Стенка трахеи состоит из:

А) мышечной ткани; Б) хрящевых колец; В) хрящевых полуколец.

5. Продолжением трахеи являются:

А) носоглотка и глотка; Б) гортань; В) бронхи.

6. Трахея делится на:

А) два бронха; Б) три бронха; В) бронхиолы.

  1. Рефлексия

Оцените свою работу на уроке, указав три момента, которые у тебя получились хорошо

М

М

М

Напиши одно действие, которое улучшит твою работу на уроке.
















Органы дыхания человека

Орган

Где расположен

Особенности строения

Функции

Носовая полость

В лицевой части черепа

Образована костями лицевой части черепа и рядом хрящей. Внутри носовая полость разделена на две половины. В каждую половину вдаются 3 выступа (носовые раковины), значительно увеличивающие поверхность слизистой оболочки полости носа. Слизистая оболочка, выстилающая носовую полость, обильно снабжена ресничками, кровеносными сосудами и железами, выделяющими слизь.

Очищение, увлажнение, обеззараживание и согревание воздуха, восприятие запахов.






Гортань

В передней части шеи на уровне IV-VI шейных позвонков

Состоит из нескольких хрящей, соединенных суставами и связками. Наиболее крупный хрящ гортани – щитовидный. Хрящи окружают гортанную щель; надгортанник прикрывает ее сверху, предохраняя от попадания пищи. В основании гортани лежит перстневидный хрящ. Между щитовидным и черпаловидным хрящами натянуты голосовые связки. Пространство между голосовыми связками называют голосовой щелью.


Гортань - часть дыхательных путей, в гортани имеется голосовой аппарат – орган, в котором образуются звуки

Трахея


Трубка длиной 8,5 – 15, чаще 10-11 см. Имеет твердый скелет в виде хрящевых полуколец. Мягкая задняя часть трахеи примыкает к пищеводу. Слизистая оболочка содержит многочисленные клетки реснитчатого эпителия.

Часть воздухоносных путей, очищает воздух, увлажняет воздух

Бронхи

На уровне V грудного позвонка трахея разделяется на 2 главных бронха

В легких главные бронхи ветвятся, образуя бронхиальное дерево. Бронхи выстланы мерцательным эпителием

Часть воздухоносных путей, очищают и увлажняют воздух

Легкие

В грудной полости




Каждое легкое снаружи покрыто тонкой оболочкой – плеврой, которая состоит из 2-х листков. Один листок покрывает легкое, другой выстилает грудную полость, образуя замкнутое вместилище для этого легкого. Между этими листками находится щелевидная полость, в которой содержится немного жидкости, уменьшающей трение при движении легких. Ткань легких состоит из бронхов и альвеол

Орган газообмена




Носовая полость

Гортань

Трахея

Бронхи

Б,г,д,

В,ж,з

А,

е





1

2

3

4

5

6

а

а

б

в

в

а




















Технологическая карта урока по биологии

на тему «Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания».


Задание 1. Терминологический диктант

Дыхание - _________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.


Воздухоносные пути: _______________________________________________

_________________________________________________________________.


Задание 2. Таблица

Орган дыхания

Место расположения

Строение

Функции

Носовая полость,

Носоглотка









Гортань












Трахея












Бронхи












Легкие














Задание 3. Работа с рисунком

Подпишите части дыхательной системы


Задание 4.Установите соответствие

1.Носовая полость

2.Гортань

3.Трахея

4.Бронхи

А) состоит из хрящевых полуколец;

Б) воздух согревается, обеззараживается, увлажняется и очищается от пыли;

В) образованы хрящевыми кольцами;

Г) в слизистой оболочке имеются обонятельные клетки;

Д) имеет костно – хрящевую перегородку;

Е) слизистая оболочка снабжена мерцательными эпителием со слизистыми железами;

Ж) между хрящами из складок слизистой оболочки образованы голосовые связи;

З) образование звуков.


Ответы:

Носовая полость

Гортань

Трахея

Бронхи







Задание 5.Тестирование

1.Носовая полость разделена на:

А) две половины; Б) три половины; В) четыре половины.

2. Внутренняя поверхность носовой полости равна:

А) 100 см2; Б) 500 см2; В) 1500 см2.

3. Функцию звукообразования выполняет:

А) носовая полость; Б) гортань; В) трахея.

4. Стенка трахеи состоит из:

А) мышечной ткани; Б) хрящевых колец; В) хрящевых полуколец.

5. Продолжением трахеи являются:

А) носоглотка и глотка; Б) гортань; В) бронхи.

6. Трахея делится на:

А) два бронха; Б) три бронха; В) бронхиолы.


Ответы:

1

2

3

4

5

6












Конверт №1

  1. Венами называются:

У) сосуды, по которым кровь течет к сердцу; П) сосуды, по которым кровь

течет от сердца; Р) мельчайшие кровеносные сосуды.

2.Сердце человека состоит из:

Г) двух камер; Д) четырех камер; Е) трех камер.

3.Малый круг кровообращения берет начало в:

А) правом предсердии; Б) левом желудочке; В) левом предсердии.

4.Где находятся створчатые клапаны?

Ф) предсердии; Х) сердце; Ч) желудочке.

5. Внутренний слой сердца

А) эндокард; Б) миокард; В) эпикард.

6. Самая крупная артерия

%) вена; !) аорта; ?) артерия.

Конверт №2

  1. Артерии – это сосуды

У) сосуды, по которым кровь течет от сердца; П) сосуды, по которым

кровь течет от сердца; Р) мельчайшие кровеносные сосуды.

2.Где находиться сердце?

П) плевре; Р) оболочке; С) околосердечной сумке.

3. Полулунные клапаны находятся

П) у входа в аорту и легочный ствол; Р) у входа в предсердие; С) у входа в

желудочки.

4.От какой камеры сердца берет начало большой круг кровообращения:

Д) от левого желудочка Е) от правого желудочка; Ж) нет правильного

ответа.

  1. Гормон, выделяемый надпочечниками, ослабевающий сердечную деятельность

Х) ацетилхолин; Щ) вазопрессин; Ч) адреналин.

6. Кривая, отражающая состояние и работу сердечных мышц, всю

деятельность сердца

?) диафрагма; !) электрокардиограмма; *) автоматизм сердца.

Конверт №3

1.Непрерывное движение крови по замкнутой сердечно – сосудистой системе называют

Р) круговорот веществ; С) автоматизм сердце; Т) кровообращение.

2. Гипертония

Р) повышение кровяного давления; С) разница между минимальным и максимальным давлением; Т) понижение кровяного давления.

3. Какая кровь течет по артериям большого круга кровообращения?

У) артериальная; Ф) венозная; Х) смешанная.

4. Сокращение сердца в минуту?

В) 65-75 раз; Г) 65-80 раз; Д) 60-70 раз.

5. Вторая фаза работы сердца

?) сокращение предсердия; %) пауза; !) сокращение желудочка.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
урок по биологии "Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания"

Автор: Абильмажинова Ирина Ануаровна

Дата: 24.04.2015

Номер свидетельства: 205335

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Разработка урока по биологии "Значение дыхания. Строение и функции органов  дыхательной системы".  8 класс."
    ["seo_title"] => string(113) "razrabotka-uroka-po-biologhii-znachieniie-dykhaniia-stroieniie-i-funktsii-orghanov-dykhatiel-noi-sistiemy-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "286421"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454338422"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "тематическое планирование по биологии 6 класс "
    ["seo_title"] => string(51) "tiematichieskoie-planirovaniie-po-biologhii-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "137467"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417356480"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Конспект урока по биологии на тему: «Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания», 8 класс."
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_biologhii_na_tiemu_znachieniie_dykhaniia_stroieniie_i_funktsi"
    ["file_id"] => string(6) "417229"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1495317477"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Урок по биологии "Строение и функциии органов дыхания""
    ["seo_title"] => string(59) "urok-po-biologhii-stroieniie-i-funktsiii-orghanov-dykhaniia"
    ["file_id"] => string(6) "260500"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448972404"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока биологии 8 класс Значения дыхания.Органы дыхания "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-biologhii-8-klass-znachieniia-dykhaniia-orghany-dykhaniia"
    ["file_id"] => string(6) "240237"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444979519"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства